В настоящее время для определения наркотических средств в лечебных учреждения МО РФ используется множество высоко специфических методов и методик, а именно - хроматография в тонких слоях сорбента (ТСХ): газожидкостная хроматография (Г"ЖХ): высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ): радио иммунный (РИМ) и иммуноферментный (ИФН) методы: спектрография, спектрофотометрия и др. (Колкутин В.В.. 1999г.).
Используются они в специализированных лабораториях, и проведение их в воинской части почти не возможно, из-за порой дальнего расположения части от медицинского учреждения, их дороговизны и длительности по времени проведения.
Наиболее радикальной, на наш взгляд представляется организация выявления употребления психоактивных веществ непосредственно в воинском подразделении путем внедрения в практику войсковых врачей экспресс методов диагностики наркотических веществ в биологических пробах, которые достаточно эффективны и не требуют особых условий и специальной аппаратуры.
В настоящее время Минздравом России разрешены иммунохроматографические экспресс-тесты для объективного выявления содержания наркотических веществ в моче у лиц, употребляющих их. (Приложение 2).
Тест система - это иммунохрономатографический анализ для качественного обнаружения наркотиков в моче человека определенной минимальной концентрации. Тест позволяет обнаружить одновременно 5 или более видов наркотиков в одной выборке мочи через 15 минут. Он не предназначен для определения количественных уровней концентрации или уровня опьянения.
Само тестирование проводится в медицинском пункте части, но может проводиться и в подразделении подготовленным к этому медицинским работником в присутствии командиров и офицеров службы войск и безопасности военной службы, по их письменному направлению на обследование. Необходимо также отметить, что тестирование должно проводиться в присутствии самого подозреваемого военнослужащего в употреблении наркотических веществ.
Сам тест выполняется, так: вы просите «подозреваемого» помочиться в стеклянную или пластиковую баночку, после чего стрип-плашку погружаете вертикально в мочу, не выше обозначенной отметки на 20-30 секунд, после чего платка из нее вынимается и устанавливается вертикально на 10-15 минут. Пели в течение 15 минут в Тест зоне «Т»(1-5) и второй в Контрольной зоне «С» появятся две розовые полоски, то все в порядке - наркотик не обнаружен. Если розовая окраска отсутствует в зоне «Т» (тест зоне), то наркотик в образце мочи имеется. Наконец, если розовые окраски отсутствуют в зонах «С» и «Т» вообще, значит, тест проведен неправильно и его надо переделать (причиной неудачи может быть, например, подмена мочи подкрашенной водой).
Результат тестирования оформляется протоколом, являющимся юридическим документом (приложение 1).
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
Профилактические мероприятия наркомании в подразделении должны обеспечиваться комплексом организационных мероприятий, направленных на предотвращение проникновения наркотиков в армейскую среду, предупреждения их распространения среди личного состава, активного выявления лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, принятие к ним мер воспитательного, правового, дисциплинарного и медицинского характера. Необходимо решительно повысить уровень антинаркотической пропаганды, путём широкого разъяснения действующего законодательства.
Профилактические мероприятия должны проводиться в тесном и непосредственном взаимодействии с мероприятиями воспитательной работы по утверждению здорового образа жизни военнослужащих, борьбой за уставной порядок. Военнослужащие должны знать истинное положение дел с наркоманией, причины её распространения и тот страшный вред, который она причиняет людям, всему обществу в целом.
Командованию важно, не возбуждая нездорового интереса к наркотикам, сосредоточить внимание на кропотливой, индивидуальной работе с конкретными лицами. Следует разъяснять, что только своевременно оказанная помощь может спасти человека от беды.
Любое зло легче предупредить, чем потом с ним бороться. Вот почему профилактическую работу следует считать главным направлением в борьбе с проявлениями наркомании. Она должна вестись систематически, с полным охватом всех военнослужащих, и с учетом их индивидуальных особенностей.
Основу профилактики наркомании в подразделении составляет разъяснительная работа. Главным в её содержании должен быть показ того огромного вреда, который наносит организму и психике человека употребление наркотиков, пагубные социальные последствия этого пристрастия. Акцент стоит делать на научные данные и результаты врачебного опыта, убедительно доказывающие, что существует высокий риск формирования зависимости от наркотика даже после его разового применения.
Проводимые мероприятия не должны содержать сведений о способах получения и применения наркотических средств, об особенностях их воздействия и связанных с ним приятных ощущениях, чтобы не стимулировать нездоровый интерес.
Планируя подобные мероприятия, необходимо учитывать специфику аудитории и местные особенности.
Целесообразно обращать внимание лишь на те наркотические вещества, которые употребляются в данном регионе и в данной группе, а не давать и подробный перечень, с тем, чтобы не вооружать присутствующих справочным материалом по приобретению наркотиков.
Работа по профилактике наркомании требует знаний и тщательной продуманности методики проведения любого мероприятия. Целесообразно для чтения лекций и проведения бесед приглашать квалифицированных специалистов-медиков, обладающих необходимыми знаниями по различным аспектам наркомании и токсикомании. Достаточно эффективным способом воздействия на сознание военнослужащих является доведение до них мер правового и административного воздействия за изготовление, хранение и распространение наркотических средств. Эти мероприятия целесообразно организовывать с привлечением юристов, работников правоохранительных органов.
В то же время профилактика наркомании не сводится только к пропаганде и агитации за здоровый образ жизни. Вся разъяснительная работа должна строиться на прочном фундаменте четкой повседневной жизнедеятельности подразделения, в строгом соответствии с требованиями уставов. Практика показывает, что в подразделениях, где выполняется распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина, нет и случаев употребления наркотиков. Pacпорядок дня позволяет не только оптимально организовывать жизнь и служебную деятельность, но и осуществлять эффективный контроль со стороны должностных лиц всех категорий за личным составом, а значит своевременно выявлять и пресекать случаи употребления наркотиков. Немаловажным вопросом является и организация материально-бытового обеспечения личного состава. По данным социологического опроса значительная часть употребляющих наркотики делает это для того, чтобы «снять напряжение от службы», «почувствовать себя комфортно» и будет лучше, если этот комфорт воинам будет обеспечен без наркотиков.
Пристальное внимание в подразделении должно быть обращено на организацию досуга (свободного времени) подчиненных. Его должно заполнить не бесцельное и бесполезное времяпрепровождение, а интересно организованные культурно-просветительные и спортивные мероприятия. Наука утверждает, что у некоторых людей существует потребность периодически изменять свое психическое состояние. Это стремление может быть реализовано с помощью психологических упражнений (медитации), погружением в работу, участием в азартных играх, коллекционированием, увлечением спортом и т.д., в том числе употреблением наркотиков и спиртных напитков. Очень часто бывает, что форму реализации потребности подсказывает ситуация. Хорошо если таким людям имеется возможность реализовать это стремление на спортивных занятиях, состязаниях и развлекательно-познавательных мероприятиях (концертах художественной самодеятельности, викторинах, конкурсах и т.п.). Главное, чтобы в этом важном деле не было навязчивости, чтобы сами мероприятия и их тематика подбирались с учетом интересов военнослужащих.
Важнейшим условием профилактики наркомании является здоровая морально-нравственная атмосфера в коллективе. Социологические исследования показывают, что в 47% случаев сама атмосфера в коллективе влияет на употребление наркотиков. Создание в подразделении атмосферы дружбы и товарищеской взаимопомощи - это важнейшая гарантия предотвращения наркомании.
Однако не следует ограничиваться одними массовыми мероприятиями, необходимо помнить, что наиболее эффективные результаты по противодействию наркомании дает индивидуально-воспитательная работа.
Чтобы эта работа была целенаправленной и эффективной, необходимо выделить в подразделении группу военнослужащих, потенциально склонных к употреблению наркотиков, так называемую «группу риска». Она должна начинаться сразу же с момента прибытия молодого пополнения в подразделение.
Исключительно важными мероприятиями в подразделении по профилактики наркомании должны стать как повседневные наблюдения за военнослужащими командованием и активом подразделения, проведение качественных утренних медицинских осмотров, осмотров в бане, осмотров на занятиях по физической подготовке, проводимых в рамках требований Устава Внутренней Службы, так и выявление наркотических средств и психотропных веществ среди личного состава экспресс-методами.
В случае выявления военнослужащего, употребляющего наркотики, командир подразделения обязан представить его для обследования в медицинский пункт части. Врач должен обследовать больного, существующими в части методами, и направить его с подробной служебной и медицинской характеристикой, а также с материалами обследования (экспресс-тестами) к психиатру-наркологу в военно-лечебное учреждение МО РФ для выявления степени заболевания. При отсутствии у военнослужащего наркотической зависимости он включается в группу риска и за ним устанавливается диспансерное наблюдение в течение года с обязательным осмотром (тестированием) врачом части не реже одного раза в месяц и повторной консультацией врача психиатра-нарколога один раз в полгода.
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ.
Военнослужащие, заподозренные в употреблении наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя, направляются на медицинское освидетельствование в соответствии с пунктом 1, 8 статьи 28.7 Федерального закона 1998 г №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», касательно проведения медицинского освидетельствования военнослужащих с целью установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.
Основными нормативными актами, определяющими порядок проведения медицинского освидетельствования с целью установления факта употребления и состояния алкогольного опьянения работников, не управляющих транспортными средствами, являются:
- Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утв. Минздравом СССР от 01.09.1988 г. N 06-14/33-14 (с изм. от 12.08.2003 г.) (далее - Временная инструкция);
- Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утв. Минздравом СССР от 01.09.1988 г. № 06-14/33-14 (с изм. от 12.08.2003 г.).
В соответствии с п. 2 Временной инструкции «медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами - наркологами или в лечебно - профилактических учреждениях врачами психиатрами - наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях».
Согласно Перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», услуги, оказываемые медицинскими организациями по «психиатрии - наркологии» относятся к медицинской деятельности и в соответствии с подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) подлежат лицензированию.
Учитывая, что ЛПУ МО РФ первичного звена (МП, лазареты и .т.д.) как правило не имеют лицензии на оказание медицинских услуг по «психиатрии - наркологии», медицинский персонал этих учреждений не вправе проводить медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.
В тоже время, командиры (начальники) подразделений, дежурный по части и другие должностные лица, обеспечивающие безопасность военной службы обязаны отстранить от исполнения служебных обязанностей военнослужащего, если в отношении него имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного опьянения или другого болезненного или «измененного психического состояния» и направить его в установленном порядке в сопровождении на медицинский осмотр к дежурному врачу.
Дежурный врач (фельдшер) имеет право предварительно дифференцировать причины измененного состояния военнослужащего и рекомендовать ответственному за безопасность службы должностному лицу необходимые дальнейшие действия - в частности, направление военнослужащего в госпиталь, поликлинику, учреждения МЗ, в соответствии с установленными для каждой воинской части путями эвакуации, в том числе и на медицинское освидетельствование в специальное (лицензированное) учреждение, обосновав свое решение документально (направление за подписью командира воинской части, запись в медицинской книжке, карте амбулаторного больного).
Трудности с установлением состояния опьянения возникают в случае, когда военнослужащий отказывается от прохождения медицинского освидетельствования - это его право, а не обязанность ( Федеральный Закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011г). В то же время медицинское заключение не является единственным доказательством наличия опьянения. При отсутствии медицинского освидетельствования следует уделить особое внимание другим видам доказательств. На основании главы 6 ГПК РФ применимо к рассматриваемому вопросу такими доказательствами могут быть:
- Акт расследования измененного психического состояния военнослужащего (составляется нештатным дознавателем части аналогичный Акту расследования случая травмы);
- результат медицинского осмотра, проведенный дежурным врачом (фельдшером);
- приказ об отстранении от исполнения служебных обязанностей;
- свидетельские показания сослуживцев (в том числе и медперсонала),
- объяснительная записка военнослужащего или акт об отказе от дачи объяснений;
- записи камер видеонаблюдения; показания службы охраны и др.
С другой стороны, возможность направления на медицинское освидетельствование военнослужащих закреплена законодательно рассматриваемым пунктом настоящего Закона, необходимо лишь конкретизировать ближайшие (лицензированные) к каждой отдельно взятой воинской части медицинского учреждения для выполнения этой задачи, согласовать с ними порядок взаимодействия, формы направительных документов, точно также как и при оказании любого другого вида медицинской помощи. Соблюдение законности и «правильности» медицинского освидетельствования, легитимности выносимого заключения возлагается тем самым непосредственно на эти учреждения.
Военно-врачебная экспертиза военнослужащих, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества, проводится в военных поликлиниках и госпиталях, где имеется в штате психиатр-нарколог на основании статьи 19 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации 2003 года № 200 с изменениями и дополнениями, внесенными в Положение о военно-врачебной экспертизе постановлением Правительства Российской Федерации 2003 года № 123)
Статья предусматривает психические расстройства, тяжесть которых варьируется (от злоупотребления с вредными последствиями без синдрома зависимости до психозов и деменции), но при этом все они являются следствием употребления одного или нескольких психоактивных веществ.
Освидетельствование проводится после стационарного (амбулаторного) обследования. Стационарное обследование проводится только с согласия обследуемого на госпитализацию в психиатрическое отделение в соответствии с ФЗ «О психиатрической помощи и реализации гарантий прав граждан при ее оказании».
К пункту "а" относятся хронические алкогольные психозы, хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания с выраженными изменениями личности, интеллектуально-мнестическими нарушениями.
К пункту "б" относятся:
острые алкогольные психозы, хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания с умеренно выраженными изменениями личности;
начальные проявления наркомании, токсикомании и хронического алкоголизма при отсутствии личностных расстройств, явлений измененной реактивности и физической зависимости;
злоупотребление наркотическими и токсическими веществами (случаи повторного приема психоактивных веществ, сопровождающиеся отчетливыми вредными для психического или физического здоровья последствиями при отсутствии синдрома зависимости).
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (согласно директиве МО РФ № Д-32 от 30 июня 2000 года):
· организовать взаимодействие должностных лиц органов военного управления, командиров соединений, воинских частей и подразделений с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения по всестороннему изучению поступающего в войска (силы) пополнения в целях выявления лиц, потребляющих наркотические средства и склонных к их потреблению;
· создать в каждой воинской части (учреждении, военно-учебном заведении) под председательством заместителя командира (начальника) по воспитательной работе рабочие группы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Работу групп планировать на период обучения. Промежуточные итоги подводить не реже одного раза в квартал. В состав рабочих групп включать командиров и представителей органов воспитательной работы всех подразделений воинской части (учреждения), начальника медицинской службы воинской части;
· подготовить и провести при участии руководящего состава, психологов, военных врачей (фельдшеров) специальные инструкторско-методические занятия с командирами взводов, рот и им равных о порядке выявления лиц, склонных к злоупотреблению наркотиками и токсикомании;
· обеспечить регулярное (не реже 2 раз в год) проведение занятий с офицерами в системе командирской подготовки по вопросам распознавания состояний, связанных с потреблением наркотических средств, и правилам действий при обнаружении в этом состоянии военнослужащего с учетом методологии деятельности должностных лиц и органов военного управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 440);
· планировать и проводить один раз в период обучения в системе правовой подготовки занятия с военнослужащими всех категорий и гражданским персоналом по предупреждению незаконного оборота наркотических и токсических веществ. На занятиях доводить положения законодательства и уголовного кодекса по данной проблеме;
· отстранять от выполнения задач с оружием военнослужащих, имеющих признаки потребления наркотических веществ, без назначения врача и направлять их на углубленное обследование в медицинские подразделения;
· осуществлять направление на медицинское освидетельствование военнослужащих для установления состояния опьянения наркотическими или токсическими веществами по письменному представлению соответствующих командиров (начальников);
· повысить эффективность деятельности подразделений (специалистов) профессионального психологического отбора воинских частей, соединений, военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации и военных комиссариатов по социально-психологическому изучению граждан и военнослужащих, получению данных, свидетельствующих об употреблении ими наркотических или токсических веществ, обеспечить оперативное информирование об этом врачей-психиатров;
· обратить особое внимание на организацию психологического сопровождения военнослужащих, адаптацию солдат (матросов) первого года службы к условиям военной службы, изучение их психологического статуса, доведение до них положенных норм довольствия, выполнение комплекса мероприятий по созданию благоприятного морально-психологического климата в воинских коллективах.
Приложение 1.
ПРОТОКОЛ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 325.