В основе трагедии, на первый взгляд, незамысловатый сюжет: Сальери, завидующий таланту и славе Моцарта, решает отравить своего соперника.
Сам Сальери утверждает, что родился «с любовию к искусству», рано отверг «праздные забавы», но, не имея таланта, «ремесло поставил подножием искусству». Сальери сам признается, что «сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху». Однако такой подход к искусству «звуки умертвил»: «Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию. Усильным, напряженным постоянством я наконец в искусстве безграничном достигнул степени высокой». Но эта «степень высокая» - лишь степень ремесла. Поэтому даже слепой «скрыпач» играет пьесы гениального Моцарта, а не искусного ремесленника Сальери.
Моцарту же «не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений», а, как считает Сальери, незаслуженно послан священный дар, бессмертный гений. И дар это несомненен и велик: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; я знаю, я».
Таким образом, А.С. Пушкин утверждает божественный источник гениальности и недоступность истинного искусства даже для очень одаренных ремесленников.
Еще один аспект проблемы – несовместимость «нужд низкой жизни» и «вольного искусства». Моцарт, объединяя себя и Сальери, отмечает, что таких «избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов» мало, и это правильно, потому что, когда бы «все предались вольному искусству», «тогда б не мог и мир существовать». Ведь, по глубокому убеждению, Моцарта, человек, умеющий чувствовать силу гармонии, настоящий гений, не может думать о пользе, о славе, именно поэтому великий композитор уверен, что гений и злодейство несовместимы.
И, наверное, сам Пушкин–гений верил в то, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Можно быть гением, а можно быть ремесленником. Сальери в отличие от Моцарта – ремесленник. Он мог быть придворным композитором и музыкантом, а Моцарта слушали все.
Таким образом, в маленькой трагедии А.С. Пушкина мы найдем аргументы, подтверждающие несовместимость гения и злодейства, божественность творческого дара, примеры настоящего гения и искусного ремесленника.
О роли и месте творца в обществе писали многие русские поэты: Г.Р. Державин («Памятник»), А.С. Пушкин («Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.), М.Ю. Лермонтов («Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»), Н.А. Некрасов («Вчерашний день, часу в шестом…», «Муза», «Поэт и гражданин», «Элегия»), В.В. Маяковский («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Во весь голос») и др.
Также при подготовке к написанию сочинения по направлению «Искусство и ремесло» рекомендуем обратиться к следующим произведениям:
* Н.С. Лесков «Левша»;
* В.Г. Короленко «Слепой музыкант»;
* А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»;
* А.И. Куприн «Тапер»;
* А.С. Грин «Победитель»;
* О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
«Доброта и жестокость»
Официальный комментарий ФИПИ:
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
Словарная работа:
Доброта
Это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другимлюдям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
Жестокость
Черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Синонимы:
добросердечие, душевность, человечность, человеколюбие, участливость, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность.
безжалостность, бессердечие, бесчеловечность, зверство, изуверство, кровожадность, неистовство, свирепость; ожесточение, озлобление
Афоризмы и высказывания известных людей:
«Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (Генри Дейвида Торо).
«Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью» (Марк Аврелий).
«Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми» (Конфуций).
«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (Артур Шопенгауэр).
«Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» (К. Боуви).
«Жестокость не может быть спутницей доблести» (Мигель де Сервантес).
«Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям»
(Виктор Гюго).
«Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми» (Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер).
«Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» (Сенека).
«Трусость — мать жестокости» (Мишель де Монтень).
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В. О. Ключевский).
Пословицы и поговорке о добре и жестокости:
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
Большая душа, как большой костер, - издалека видна.
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.
Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 471.