М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В романе доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Он был влюблен в княжну Мери, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную кокетку, подстегнув её самолюбие наигранной холодностью и равнодушием. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Он обвинил его в том, что Григорий совращает Мери. Естественно, Печорин вызывал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и выставить соперника посмешищем. Но Григорий раскрыл обман, и жертвой стал именно Грушницкий. Ничего не добился он своей местью, кроме собственной смерти.

В. Солоухин «Мститель»

А маленький герой рассказа «Мститель» смог побороть гнетущее чувство мести. Великодушному человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Обиженный мальчик, глядя на приятеля Витьку, который ударил его предательски по спине, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и от этого решения ему стало легко. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает в первую очередь его самого. Герой рассказа сумел сохранить добрые отношения с приятелем и при этом сохранить чувство достоинства. 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее Толстогоглавному герою, Андрею Болконскому, только пройдя сложный духовный путь, суждено было избавиться от эгоизма, который уничтожал великодушие в его сердце и порождал злость.

Чувствуя себя униженным и оскорблённым после проступка Наташи Ростовой, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение, во время которого он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. Уже во время операции он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. Он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни - то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - ... та любовь, которую проповедовал Бог на земле...». В этот момент происходит его окончательное нравственное прозрение.

«Искусство и ремесло»

Официальный комментарий ФИПИ:

  Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

  Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Словарная работа:

Искусство:

Толковый словарь С.И. Ожегова:

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Философия. Энциклопедический словарь под ред. Ивина:

- форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

Ремесло*

 1. работа, вид деятельности по изготовлению чего-либо. 2. перен., неодобросовестная работа без творческой инициативы, по шаблону.

* в определении направления речь идет о переносном значении данного слова

Синонимы:

Творчество, творческая деятельность, умение, высокая квалификация, мастерство, служение, искусность, призвание.

Рутина, стандарт, шаблон.

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Ничто великое, ничто мощное не может вылиться из-под продажного пера» (Жан-Жак Руссо).

«Первый закон в искусстве - свобода вдохновения и творчества»
(Ф. Достоевский).

«Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (Константин Паустовский).

«Искусство заключается в том, чтобы его не было заметно» (Овидий).

«Искусство надо любить ради самого искусства, иначе лучше заняться любым другим ремеслом» (Гюстав Флобер).

«Чтобы заниматься искусством, нужно быть свободным от материальных забот» (Гюстав Флобер).

«В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного» (Дени Дидро).

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить» (Н.В.Гоголь).

«Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Дени Дидро).

«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют» (Антон Чехов).

«Искусство легче сживается с нищетой и роскошью, чем с довольством. Весь характер мещанства, со своим добром и злом, противен, тесен для искусства» (А. Герцен).

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» (М. Глинка).

«Легко свернуть на путь дешевого искусства. Достаточно творить пошло и неестественно» (Л. Толстой).

«Искусство можно называть настоящим только в том случае, если оно находит отклик в сердце каждого, а не понято лишь кучкой аристократов, старательно делающих вид, что они в нем разбираются» (Ромен Роллан).

«Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу» (Александр Блок).

«Нелепейшее заблуждение – почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство – это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком» (Сомерсет Моэм).

«Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое до ремесла» (Леонид Зорин).

«Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв» (В.И. Качалов).

Основныеаспекты раскрытия темы.

Искусство и ремесло — на первый взгляд, близкие понятия, ведь порой даже искусство называют ремеслом. И здесь стоит вспомнить, что слово «ремесло» имеет два значения, и если обратиться к значению переносному, то мы увидим ту пропасть, которая эти понятия разделяет.

Искусство - это творчество, создание чего-то нового, оно рождается только тогда, когда «душа взрывается в момент вдохновения открытиями, озарениями и прозрениями». Ремесленник же, даже достигший вершин мастерства, просто трудится, совершенствует свои техники, но не творит. Ремесло, даже высокое мастерство - это знания и умения, в нем нет духа, той невидимой наполненности, когда можно сказать, что это живое или одухотворенное. Для того чтобы обучиться ремеслу, не обязательно обладать выдающимися талантами. Искусство же появляется лишь благодаря людям в своей области исключительно одарённым.

И еще один важный момент: ремесло помогает получить средства на существование, искусство же не отпускает художника, оно и равняется существованию для творца.

В связи с этим можно обозначить несколько аспектов раскрытия заявленного в направлении «Искусство и ремесло» противостояния:

* предназначение искусства,

* мера таланта создателей произведений искусства,

* миссия художника и его роль в обществе,

* грань между ремеслом и искусством.

Аргументы для раскрытия тем, сформулированных в рамках данного направления, можно найти в произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к некоторым из них.


А. И. Куприн. «Гамбринус»

Место действия рассказа – пивная «Гамбринус» в портовом городе, примечательная тем, что «здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка —
еврей, — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет». «Среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор», потому что он играл без отдыха все песни: «по-видимому, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть». «Играл Сашка и итальянские народные куплеты, и хохлацкие думки, и еврейские свадебные танцы, и много другого», «Сашка играл и рыбацкие песни, протяжные, простые и грозные, как шум моря». Сашка действовал на посетителей, «как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни». Именно в этом и заключается сила искусства – в незаметном и одновременно сильнейшем воздействии на любого, самого далекого от искусства человека.

Случалось, что в Гамбринусе дрались, и довольно жестоко, и часто именно Сашкино вмешательство останавливало возможное кровопролитие. Размышляя над причинами Сашкиного благотворного влияния на окружающих, автор говорит и о доброте скрипача, и о силе его таланта: «Может быть, на простые дикие нравы влияла эта кроткая и смешная доброта, весело лучившаяся из его глаз, спрятанных под покатым черепом? Может быть, своеобразное уважение к таланту и что-то вроде благодарности?».

А когда Сашку забрали «в солдаты», «Гамбринус опустел и заглох». Были другие музыканты: «квартет бродячих мандолинистов», «русско-малороссийский хор с девицами», «Лешка-гармонист, по профессии вор», но дела в Гамбринусе шли плохо. Почему? Наверное, потому что тот, кто был знаком с Сашкиным настоящим искусством, попадал под обаяние его таланта, не мог принять «ремесленников от искусства», для которых выступление в Гамбринусе было просто работой, за которую они получали деньги. «Я получаю поденно, и у меня контракт!» - кричал Лешка-гармонист, оказавшийся ненужным после возвращения Сашки.

А потом Сашка, не захотевший мириться с погромами и жестокостью толпы, оказался в Бульварном участке «как политический». Вернулся оттуда калекой. «Левая рука у Сашки, скрюченная и точно смятая, была приворочена локтем к боку. Она, очевидно, не сгибалась и не разгибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка». Однако даже это не помешало скрипачу: «Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, насколько ему это позволяла изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине оглушительно веселого «Чабана». …и казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки». И в финале рассказа А. Куприн делает вывод: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Таким образом, в небольшом произведении А.И. Куприна мы найдем аргументы, подтверждающие силу воздействия искусства на человека, указывающие на отличие настоящего искусства от того, что мы могли бы в данном случае назвать лишь ремеслом. Также в этом рассказе звучит жизнеутверждающая мысль о несокрушимости искусства.


Г. Успенский «Выпрямила»

Главный герой очерка сельский учитель Тяпушкин, оказавшись в Лувре после длительного и восторженного «любования» угнетающей правдой жизни Лондона и Парижа, на себе испытал высочайшую силу искусства.

Источником его «выпрямления» стала статуя Венеры Милосской, «необычайная», «непостижимая». Герой сравнивает своё состояние до встречи с истинным искусством со «скомканною в руке перчаткой»: «Похожа ли она видом на руку человеческую? Нет, это просто какой-то кожаный комок. Но вот я дунул в нее, и она стала похожа на человеческую руку». Так же при встрече с настоящим искусством что-то «дунуло» в глубину «скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило» героя, «заставило всего "хрустнуть" именно так, когда человек растет, заставило так же бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом». Герой сравнивает с Венерой Милосской разные картины и скульптуры, увиденные им в Лувре, но именно в ней находит истоки «большой радости» и вдохновения. Тяпушкин задается вопросом: «Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня?» - и не находит ответа, ведь искусство, в отличие от ремесла, непостижимо и несокрушимо, в произведении искусства – не только мастерство, но и душа создателя, и «нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну» его.

Сила искусства оказалась настолько велика, что герой «почувствовал не то что потребность, а прямо необходимость, неизбежность самого, так сказать, безукоризненного поведения». Не поделка ремесленника, а произведение высокого искусства позволило герою принять «животворную тайну», испытать «счастие ощущать себя человеком», утвердило в верности выбранного пути служения народу: «Вот, стало быть, и я, Тяпушкин, всею моею жизнью, обреченный на то, чтобы не жить личною жизнью, а исчезнуть, пропасть в каком-то не моем, но трудном деле ближнего, - был глубоко рад, что великое художественное произведение укрепляет меня в моем тогдашнем желании идти в темную массу народа».

Таким образом, в очерке Г. Успенского мы найдем аргументы, подтверждающие необычайную силу влияния искусства на человека, способного открыть свою душу. И, конечно же, здесь звучит мысль о непостижимости искусства, невозможности понять, в чем причина его воздействия на человеческую личность.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 366.