Выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура

Каждый автор может выбирать порядок расположения научных материалов по собственному усмотрению, однако при этом должна четко прослеживаться внутренняя логическая последовательность исследования.

Традиционно сложилась определенная структура научной работы, основными элементами которой являются следующие: вводная часть, основная часть и приложение. Как следствие каждая из работ включает такие структурные элементы (в порядке их предоставления в работе):

· Титульный лист;

· Задание;

· Содержание;

· Введение;

· Раздел 1 (теоретико-методологическая часть);

· Раздел 2 (аналитическая часть);

· Раздел 3 (практическая часть);

· Выводы;

· Список использованных источников;

· Приложения.

Отмеченные структурные элементы являются обязательными для выпускной квалификационной работы.

Требования к содержанию

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется на русском языке по строго определенным правилам (см. приложение А).

Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об исполнителе и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите.

 

Содержание

 

Содержание следует за титульным листом и заданием. Оно содержит наименования и номера начальных страниц введения, всех разделов и подразделов, заключения, списка использованных источников, приложения (образец см. в приложении В.)

Титульная страница, задание и содержание не нумеруются, но в нумерации учитываются.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчинении по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в крайнем справа столбце содержания.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена. Содержание оформляется на одной странице.

 



Введение

 

Введение раскрывает сущность и состояние научной проблемы (задачи) и ее значимость, обоснование необходимости проведения исследования. Во введении студент обязан обосновать актуальность выбранной темы, кратко осветить существующий уровень её разработки, сформулировать цель и задачи выпускной квалификационной работы, раскрыть предмет и объект исследования, а также использованные методы исследования и структуру работы. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы.

Введение является чрезвычайно важной частью научной работы, поскольку оно не только ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики исследования, по которым можно судить об уровне самого исследования. Плохо написанное введение свидетельствует о слабой подготовке студента и в значительной степени снижает ценность всей его научной работы.

Во введении рекомендуется дать обоснование темы работы в следующем порядке:

Актуальность темы. Освещение актуальности не должно быть многословным. Для обоснования актуальности темы исследования достаточно несколькими предложениями (в пределах 0,5-1 страницы текста) выразить главное – сущность проблемы или её научное значение.

Цель и задачи исследования. От формулировки научной проблемы и доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель научной работы формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием научной работы.

Далее следует указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, проанализировать, дать оценку). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов научной работы, а результаты должны найти отражение в заключении. Это важно также и потому, что заголовки разделов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Пример: «Целью квалификационной работы является исследование современных особенностей и направлений прямого иностранного инвестирования в современном мире. В соответствии с поставленной целью в работе предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить...

2. Рассмотреть...

3. Проанализировать...

4. Дать оценку....

5. Сформулировать......»

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования, при выяснении которых необходимо считаться с тем, что между ними и темой работы существуют системные логические связи.

Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Предмет исследования размещается в пределах объекта. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Определяя объект, нужно найти ответ на вопрос: что рассматривается? Вместе с тем, предмет определяет аспект рассмотрения, дает представление о содержании рассмотрения объекта исследования, о тех новых отношениях, свойствах, аспектах и функциях объекта, которые раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется. А предметом – то, что в этом объекте имеет научное объяснение.

Методы исследования. Очень важным этапом научного исследования является выбор и использование методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы, используемые в научных работах экономистов, можно разделить на две группы – общенаучные и специальные экономические. Краткая характеристика методов, используемых в исследовании, приводится во введении научной работы.

Общие методы научного познания обычно делят на:

– методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

– методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

– методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Специальные экономические методы делятся на пять групп:

– стандартные (традиционные) методы исследования (метод абсолютных, относительных, средних величин, метод сравнения, метод группировок, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ и др.);

– экономико-математические методы исследований (методы элементарной математики, классические методы математического анализа, методы математической статистики, эконометрические методы, методы математического программирования, методы исследования операций, методы экономической кибернетики и др.);

– рыночные методы исследования (метод парных сравнений на основе многомерного шкалирования, функционально-стоимостной анализ, маркетинговые методы исследований, методика оценки потерь в хозяйственной деятельности и др.);

– методы моделирования, прогнозирования и оценки рисков (метод эконометрического моделирования, методы оценки хозяйственных рисков, методы оценки экономического риска и др.).

Пример: «При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, системный, сравнительный, метод анализа и синтеза, моделирования, методы элементарной математики».

Структура работы. В конце введения необходимо раскрыть структуру научной работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Пример: «Квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников (40 наименований), 10 таблиц, 4 рисунков, 5 приложений. Общий объем работы 90 страниц (без приложений)».

 

Основная часть

 

В основной части подробно раскрывается содержание разделов и вопросов темы. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, логической последовательности, конкретности и доказательности. В работах, посвященных современным проблемам, важно показать тесную связь с жизнью.

Основная часть состоит из трех разделов и представляет собой рассмотрение теории, методики и техники проведения исследования, а также обобщение полученных результатов. Как правило, первый раздел носит теоретико-методологический, второй – аналитический, а третий – практический характер. Размер каждого раздела не регламентируется, однако не допускается значительного перекоса в их объемах в пользу какой-либо части работы.

После каждого подраздела необходимо приводить краткий вывод, начиная со слов: итак…, подводя итог вышеуказанному…, таким образом… и т.п.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме научной работы и полностью ее раскрывать.

После каждого раздела в выпускной квалификационной работе приводят комплексные выводы по разделу аналогично выводам по подразделам. Объем выводов по разделу – 1-1,5 страниц.

Раздел 1. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы. Теоретическое обоснование должно определить роль и место исследуемых явлений и процессов в деятельности предприятия. В этом разделе обосновывается теоретическая база рассматриваемой проблемы, дается обзор литературных источников, новых разработок, опубликованных статистических данных со ссылкой на источники, другой информации, связанной с темой. Изложение должно отвечать современному этапу развития теории и практики, используемые источники, как правило, должны быть опубликованы не ранее 2010-2012 годов.

Теоретическая часть работы раскрывает основы темы, ее сущность и содержание, содержание основных понятий и терминов, показывается процесс ее исторического развития, т.е. теория – что это такое?, история – откуда возникло и как развивалось?, правовая основа – какими правовыми актами регламентируется ее место в ряду других? Может содержать 2-4 вопроса (параграфа).


Раздел 2. А налитическая часть выпускной квалификационной работы. В ней изучается состояние дел на объекте исследования с позиций организации и анализа экономической системы как предмета исследования.

Обеспечивая логическую последовательность исследования, второй раздел должен стать переходным к следующему, третьему, разделу и соединить приобретенные теоретические знания с умением использовать избранные методы и определенный методический инструментарий. Содержание и структура изложения зависят от темы и задач, которые поставлены перед исследователем. Наименование этой части работы должно отвечать предмету исследования, который касается условий функционирования объекта исследования.

Характеристика … (предмет исследования) на ... (объект исследования).

Современное состояние … (предмет исследования) на ... (объект исследования).

Исследование … (предмет исследования) на ... (объект исследования).

Задачами второго раздела или его подразделами могут служить такие:

– организационно-экономическая характеристика объекта исследования;

– анализ предмета исследования или его отдельных элементов на конкретном объекте;

– рассмотрение методологии анализа на объекте исследования;

– комплексный анализ финансового состояния объекта исследования.

Объектом исследования, как уже упоминалось, являются субъекты предпринимательства сферы производства, услуг, государственных учреждений и финансовых посредников, банки, инвестиционные фонды, страховые организации.

При составлении организационно-экономической характеристики объекта исследования (за последний анализируемый период) необходимо с соответствующей степенью полноты предоставить следующие сведения о нем:

– полное наименование, форма собственности, назначение, подчиненность, местоположение;

– организационная структура, состав основных подразделений и исполнителей, их функции;

– основные финансово-экономические показатели деятельности объекта исследования.

В аналитической части работы (в динамике за три года) обосновывается рост количественных и улучшение качественных показателей функционирования объекта исследования. Описание, характеристика современного состояния исследуемой темы на объекте исследования, диагностика деятельности предприятия по избранному направлению исследования, основательный анализ с использованием накопленного фактического материала и с привлечением всех теоретических знаний, определенного методического инструментария.

Анализ обязательно должен быть связан с методологическим материалом, раскрытым в предыдущем разделе.

Все аналитические расчеты, таблицы, графики, диаграммы должны сопровождаться комментариями и выводами, которые позволяют определить сущность наблюдаемых процессов, их особенности, тенденции, создать базу для выявления неиспользованных резервов.

Анализ проблемы должен осуществляться с учетом факторов позитивного и негативного действия.

Текст следует иллюстрировать реальными документами (приводимыми в приложениях), которые обязательно сопровождать краткими комментариями.

Для выполнения второго раздела студент должен собрать фактические данные во время прохождения предквалификационной (производственной) практики.

В процессе прохождения практики необходимо собрать для этого раздела первичные документы и регистры учета объекта исследования, плановые и отчетные данные – основные показатели его деятельности и финансового состояния за предыдущие 2-3 года. Их следует оформить в виде таблиц, поместить как приложения к работе. Эти данные потом используются для характеристики объекта исследования в динамике с обоснованием причин изменений, а также для экспериментальных исследований и прогнозирования.

Особое значение имеет правильное обобщение накопленного фактического материала, группировка и обработка данных, на основе которых осуществляется квалифицированный анализ, обосновываются предложения.

В исследованиях, которые осуществляются в ходе выполнения квалификационных работ, наиболее широко применяются статистические методы: факторного и корреляционного анализа, индексный, трендовый и др.

Раздел 3. Практическая часть (разработка рекомендаций и предложений). Раздел посвящен вопросам совершенствования предмета исследования по отношению к условиям функционирования объекта исследования.

Заданием третьего, рекомендательного раздела, является разработка конкретных рекомендаций, предложений, моделей управления параметрами развития и деятельности организации на базе основных теоретических положений, методических подходов, методического инструментария, представленных в первом разделе, а также выводов во втором разделе исследования.

Усовершенствование … (предмет исследования) на ... (объект исследования).

Пути совершенствования ... (предмет исследования) на ... (объект исследования).

В этой части приводятся обоснования мероприятий по улучшению деятельности объекта. Система мероприятий логически следует из теоретической и аналитической частей и направлена на преодоление противоречий между реальным и желаемым состояниями объекта с учетом индивидуальных заданий. Необходимо предложить конкретные методы, способы, приемы решений той или иной проблемы, дать сравнительную оценку уже применяемых и предлагаемых мероприятий, определить пути развития (совершенствования) процесса, выявить резервы улучшения работы предприятия.

Детальные предложения относительно совершенствования деятельности организации должны отвечать направлению исследования: каждое с развернутым обоснованием как следствие выводов из анализа, который проведен во втором разделе, отталкиваясь от выявленных отклонений, проблем и недостатков.

Задачи, которые здесь решаются, как правило, таковы:

– обзор направлений совершенствования предмета исследования, в отношении объекта исследования и оптимизация одного или нескольких наиболее значимых элементов предмета исследования, в том числе с использованием математических методов, моделей;

– расчет влияния предложенных студентом усовершенствований на повышение эффективности деятельности объекта исследования по проблемам, которые исследуются, в соответствии с условиями функционирования субъектов рынка в РФ;

– использование возможностей современных информационных технологий для усовершенствования отдельных аспектов предмета исследования;

– прогноз развития исследуемых экономических процессов и явлений.

Мероприятия или направления, предложенные студентом с целью усовершенствования предмета исследования, могут быть разделены на две части: те, которые требуют, и те, которые не требуют технико-экономического обоснования.

По первой группе мероприятий должны быть изложены их суть, цель и методы решения; представленные исходные данные и выполненные необходимые расчеты, которые потребуются перед внедрением в практику. При обосновании внедрения других мер или направлений развития, которые не нуждаются в обосновании, или при очевидной трудности их осуществления стоит использовать результаты научных исследований и практических достижений на базе данных литературных источников.

Данная часть работы позволяет составить наиболее полное впечатление об умении автора самостоятельно работать с фактическим материалом. Поэтому работа над третьим разделом должна идти особенно тщательно, а выводы, сделанные в нем, подлежат повышенному уровню критического анализа.

Каждый раздел должен завершаться выводами и обоснованием перехода к следующей стадии исследования.


Выводы

 

Выводы представляют собой краткое обобщение сказанного в основной части работы, выводы по разделам исследования, а также могут включать краткую характеристику перспективы изучения проблемы, оценку результатов исследования с точки зрения соответствия цели выпускной квалификационной работы и поставленным во введении задачам, предложения относительно усовершенствования рассматриваемого направления деятельности организации, которые были подробно обоснованы в третьем разделе.

Как правило, выводы содержат: классификацию или перечень основных направлений развития объекта и предмета исследования; результаты деятельности объекта исследования в предпроектном периоде и характер ожидаемых изменений его различных финансово-экономических параметров после внедрения предложений.

Также в выводах должны найти отражение:

– теоретические предпосылки и тенденции развития объекта исследования;

– результаты экспериментальных исследований и моделирование их соответственно первоначальной гипотезе;

– воздействие различных факторов на изменение объекта и предмета исследования.

В выводах не могут и не должны появиться предложения, которые не были рассмотрены в третьем разделе. Рекомендованный объем материала – 3-5 страниц.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 472.