Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А., Ханмурзина Р.Р
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология образования»

Казань – 2016



УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического совета

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А., Ханмурзина Р.Р.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова, Ханмурзина Р.Р. – Казань : Изд-во «Познание» Частного образовательного учреждения высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», 2016. – 69 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

 

Предназначены в помощь студентам направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» при выполнении выпускных квалификационных работ в области психологии образования. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной работы.

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

ã Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», 2016



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..

3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ..

4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ 18

5. СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ..

6. ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных РАБОТ.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ И РЕЦЕНЗИЯМ НА выпускные квалификационные  РАБОТЫ..

8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММЫ Microsoft PowerPoint.

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы..

Приложения………………………………………………………………..



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация

В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» обобщен опыт руководства выполнением выпускных квалификационных работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке выпускных квалификационных работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя КИУ (ИЭУП) или высококвалифицированного специалиста профильного направления.

Целями написания выпускных квалификационных работ являются:

– совершенствование психолого-педагогических знаний по отдельным темам,

– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,

– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального психолого-педагогического исследования,

– приобретение умений и навыков практической работы педагога-психолога.

Выпускные квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.

Содержание выпускной квалификационной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.

Основными этапами выполнения выпускной квалификационной работы являются:

– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению выпускной квалификационной работы;

– выбор темы, определение цели и задач исследования;

– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме выпускной квалификационной работы;

– составление обзора литературы;

– освоение основных методов исследования;

– выполнение экспериментальных исследований;

– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.

– формулировка выводов и выработка рекомендаций;

– оформление выпускной квалификационной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;

– подготовка выпускной квалификационной работы к защите, составление доклада;

– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);

– защита выпускной квалификационной работы.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Приказа об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (29 июня 2015 г.), соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная квалификационная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В выпускной квалификационной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel, Word и др.), логически сформулировать и защитить перед государственной экзаменационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.

 

 

ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ

Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). Тема выпускной квалификационной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение выпускной квалификационной работы, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора выпускной квалификационной работы, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их в образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

В целях рассмотрения заказа от образовательной организации на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.

Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы выпускной квалификационной работы и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВО и рекомендациями ООП ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования»,.

Для выполнения выпускной квалификационной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:

– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;

– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;

– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;

– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;

– оформить выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;

– подготовить доклад и иллюстрационный материал.

Выпускная квалификационная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен показать умения:

– обнаружить и сформулировать проблему;

– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

– разработать и провести экспериментальное исследование;

– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

– изложить результаты исследования;

– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Студент-выпускник несет полную ответственность:

– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,

– за правильность приводимых в выпускной квалификационной работе данных,

– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,

– за качество содержания и оформления выпускной квалификационной работы.

В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной  работы студент должен показать следующие компетенции:

 



 



КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Перечень компонентов

Технологии формирования

Форма оценочного средства

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

 

Тематика выпускниых квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой психологического факультета, рассматривается и утверждается на заседании соответствующей кафедры. Студент самостоятельно выбирает тему из объявленного перечня. Вместе с тем студент вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы выпускной квалификационной работы студент должен исходить из таких критериев, как практический интерес и возможность нахождения практического материала по данной теме.

Закрепленные (выбранные студентом) темы выпускной квалификационной работы утверждаются на заседании кафедры.

Деканат совместно с заведующим кафедрой назначает руководителей выпускных квалификационных работ из числа преподавателей выпускающей кафедры. По отдельным темам к руководству выпускными квалификационными (бакалаврскими) работами кафедра вправе привлекать специалистов-практиков или наиболее опытных преподавателей других кафедр. В некоторых случаях студенту разрешается работать по межкафедральной тематике в рамках факультета. При необходимости кафедра вправе назначать (приглашать) консультанта из числа ведущих преподавателей КИУ (ИЭУП) или высококвалифицированных специалистов-практиков по отдельным темам или разделам выпускной квалификационной работы, научными руководителями которых являются молодые преподаватели с небольшим стажем работы. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом выпускной квалификационной работы и ставят на ней свою подпись.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

I. Название главы …. (Теоретическая часть выпускной квалификационной работы)…6

1.1. Название первого параграфа…………………………….……..6

1.2.Название второго параграфа……………………..……………12

1.3……………………………………………………………………20

Выводы по I главе……………………………………………………….28

II. Название главы …. (Экспериментальная часть выпускной квалификационной работы)……………………….……30

2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования (указать, что и у кого исследуется)……………..………30

2.2. …………………………...36

2.3…………………………………………………………………...45

Выводы по II главе ……………………………………………………..53

Заключение ………………………………………………………………54

Список использованной литературы ………………………………...57

Приложения ……………………………………………………………...63

Количество глав и параграфов может быть иным. Наименования выпускной квалификационной работы, глав и параграфов не должны повторять друг друга.

Введение

Раздел «Введение» содержит краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы и сжатую характеристику самого исследования.

Все ключевые моменты введения должны быть выделены жирным шрифтом. Каждая характеристика излагается с красной строки.

Традиционно последовательность его описания выглядит следующим образом:

1) актуальность исследования;

2) проблема исследования;

3) тема выпускной квалификационной работы;

4) объект исследования;

5) предмет исследования;

6) цель исследования;

7) гипотеза исследования;

8) задачи исследования;

9) методологические основы исследования;

10) методы и методики исследования;

11) экспериментальная база исследования;

12) научная новизна и теоретическая значимость исследования;

13) практическая значимость исследования;

14) апробация результатов исследования[1];

15) структура выпускной квалификационной работы.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач.

Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Довольно часто в качестве обоснования актуальности темы указывают на директивные документы (цитируют постановления, законы, уставы и т.п.), либо опираются на высказывания классиков, либо, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что тема (проблема) исследована в литературе недостаточно. Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, какие не исследованы вовсе. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.

Далее оценивается степень разработанности проблемы – приводится краткая характеристика состояния интересующей области. Здесь должны быть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие исследования по данной проблематике (что и кем уже сделано в науке в этом направлении).

В проблеме исследования описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

Например, по теме: «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения» можно сформулировать проблему исследования следующим образом:

Таким образом, обнаруживаются противоречия между:

· объективной потребностью общества в формировании школьника, обладающего развитой логической культурой мышления и недостаточным уровнем овладения учащимися знаниями о законах и методах формальной и диалектической логики и сформированностью умений и навыков оперировать ими на практике;

· имеющимся потенциалом учебных предметов в развитии логического мышления учащихся и неразработанности научно-обоснованных педагогических условий его реализации.

Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.

Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний. Проблема выпускной квалификационной работы часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.

Под объектом исследования понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Следует иметь в виду, «что в предмете исследования отражается не просто «сторона», а сторона, отражающая целостные свойства объекта, то есть изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот. Например, в процессе обучения можно выделить содержательную, процессуальную, организационную, мотивационную стороны. Естественно, изменение, допустим, процессуальной стороны (привнесение новых методов обучения, новых технологий) приведет к изменению всего процесса обучения». Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?

Пример. Тема выпускной квалификационной работы сформулирована следующим образом: «Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков». Объект исследования (что исследуется) можно описать таким образом: «процесс и результат коррекции Интернет-аддикции у подростков». Внутри названного объекта выделены свойства объекта – его условия, описанные как предмет исследования «педагогические условия коррекции аддиктивного поведения подростков, вызванного неуправляемым использованием Интернета».

В качестве цели исследования в выпускной квалификационной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Цель исследования описывается через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закон, закономерность, гипотеза, идея, классификация, концепция, метод, модель, подход, понятие, правило, прием, принцип, описание, рекомендация, система (дидактическая, методическая, воспитательная), средство, теория, тенденция, терминология, типология, требование, условие, функции и др.

Цель выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом – «выявить...», «определить...», «дать характеристику...», «доказать...», «обосновать...». Цель исследования должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психолого-педагогической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Пример. Тема «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения»

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических условий формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.

Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения.

Предмет исследования: дидактические условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.

Из предмета и цели исследования вытекает гипотеза исследованиянаучное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Она требует доказательства, обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

В гипотезе формируется новое решение проблемы. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

Для того чтобы сформулировать гипотезу, нужно много знать об объекте, и прежде всего – хорошо изучить ее сложившееся состояние в теории и на практике. В гипотезе не должно быть самоочевидных положений. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D».

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Тема: «Условия формирования мотивации достижения успеха у старших школьников».

Гипотеза исследования: педагогические условия формирования мотивации достижения успеха будут эффективны, если:

– вычленить существенные признаки и функции мотивации достижения успеха у старших школьников;

– определить уровни развития мотивации достижения успеха;

– разработать и экспериментально проверить систему средств формирования мотивации достижения успеха.

ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных РАБОТ

Текстовая часть

Объем выпускной квалификационной работы составляет 55-80 страниц машинописного текста (без учета приложений).

Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A-4). Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст следует печатать через 1,5 интервала. Выравнивание основного текста – двустороннее; названий разделов, глав – по центру; параграфов – выравнивание влево; приложений – выравнивание – вправо. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.

Все страницы выпускной квалификационной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. За титульным листом располагают содержание. Нумерация страниц начинается с третьего листа и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3». Номера страниц проставляются в верхнем поле страницы в центре. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Листы приложений не нумеруются.

Между названием главы и названием параграфа этой главы пробел не ставится. Название параграфа должно отделяться от текста этого параграфа пробелом (равным интервалу) и качеством шрифта (кегель 14, полужирный).

Для соответствия требованиям оформления ВКР студенту следует применять следующие стили: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2.

Рекомендуется также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками

Настройки основного стиля

Шрифт – 14, типа Times New Roman

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 1,3 см

Отступы до и после абзаца – 0

Выравнивание – двустороннее (по ширине)

Переносы установлены

Настройки стилей заголовков

Заголовок главы:

Кегль 16, типа Times New Roman, полужирный

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 0

Начинать с новой страницы

Выравнивание – по центру

Название пунктов внутри главы

Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 1,3

Выравнивание – влево

После названия параграфа в тексте оставляется пустая строка.

 

Установить эти стили и нужные параметры оформления можно через меню Формат/Стиль/Изменить

Каждая глава, а также введение, выводы и предложения и список использованной литературы начинаются с новой страницы. Слово «Глава» не пишется. Главы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые римскими цифрами (например: I, II.) после которой ставится точка. Слово «параграф» или значок параграфа (§) в названии не ставится. Параграфы имеют порядковые номера в пределах глав, обозначаемые арабскими цифрами (например:1.1. и 1.2.).

Заголовки глав в тексте работы должны располагаться по центру, точку в конце названия главы не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Излагать материал в выпускной квалификационной работе следует четко, ясно, применяя принятую научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

Возможные способы цитирования:

1) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется указать страницу, на которой начинается взятая цитата). Например:

Еще Л.Н. Гумилев в свое время отмечал: «Этногенез – процесс природный» [7;52]. Число 7 в квадратных скобках означает порядковый номер цитируемого произведения (под этим номером следует искать источник в списке использованной литературы), 52 – страницу, на которой расположена цитата в источнике.

2) косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но близко к оригинальному тексту. Например:

Л.Н. Гумилев относит этногенез к природным процессам [7]. В данном случае необходимо указать в квадратных скобках только порядковый номер цитируемого произведения в общем списке использованной литературы.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:

Исследованиями ряда авторов [15; 38; 103] установлено, что…

В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствием ссылок на источники, разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должна облегчить понимание выпускной квалификационной работы, в том числе того, какие из результатов (идей, гипотез и т.д.), упоминаемых в работе являются авторскими, а какие – продуктом чужого творчества или уже являются общепринятыми.

Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации. В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылка делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника из списка литературы и страницы (в случае цитирования). Ссылки в тексте на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, например [12]. Подробное описание выходных данных источника делается в списке литературы в конце выпускной квалификационной работы.

Заимствование текста чужих произведений без ссылки не допускается и может быть основанием для недопуска работы к обсуждению на кафедре и защите. Формулы и справочные материалы также должны иметь ссылки на источник.

Научному руководителю в целях противодействия плагиату в научных и учебных работах рекомендуется пользоваться возможностями программной системы Антиплагиат, предназначенной для проверки текстовых документов пользователей на наличие заимствований из общедоступных источников.

В тексте выпускной квалификационной работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

Для снижения объема и трудоемкости в тексте выпускной квалификационной работы применяют сокращения. Существуют общепринятые сокращения, например: КПД (коэффициент полезного действия), вуз (высшее учебное заведение), ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и др. При использовании в тексте сокращения необходимо его пояснение. При этом рекомендуется постепенно вводить читателя в его понимание. Сначала целесообразно написать все выражение полностью, а в скобках - его сокращенный вариант. В последующих двух-трех фрагментах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже аббревиатура, но в скобках указывается полный разъяснительный текст. Только после этого можно ограничиваться использованием сокращения без пояснения.

О возможности использования практически общепринятых сокращений автору выпускной квалификационной  работы следует проконсультироваться с научным руководителем. Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных, например (и т.д. – и так далее, т.е. – то есть).

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», а также «по мнению автора» выпускной квалификационной работы или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение эмпирических данных свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

После согласования окончательного варианта выпускной квалификационной работы с руководителем ее брошюруют в специальной папке или переплетают. Также может быть установлено дополнительное требование о предоставлении текста на диске.

Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста ручкой черного цвета.

 

Оформление таблиц и рисунков

Для наглядности в выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу обязательно должны быть включены таблицы и иллюстрации. Нумерация – отдельно для таблиц и рисунков – должна быть сквозной на протяжении всей выпускной квалификационной работы. Названия таблиц и рисунков выделить жирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.

Таблица – это основной способ систематизированного представления цифровой информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы, занимающие целую страницу и более желательно выносить в приложения.

Таблицу следует выполнять непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы и страницу, на которой она расположена: «в соответствии с данными в таблице1», или «как видно из таблицы 1», или «результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что ...», или приводится ссылка в скобках (таблица 1).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем по центру дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы). Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться Таблица 1.

Таблица должна занимать не более одной страницы. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. Для компактности можно использовать одинарный интервал, текст внутри таблиц может быть набран более мелким шрифтом (например, 12). При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово «Продолжение», например, Продолжение таблицы 1. Если таблица заимствована или рассчитана по данным литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

 

Таблица 4

Суммарные результаты экспертного оценивания агрессивности (%)

Уровень

агрессивности

Группа №1 Группа №2
количество детей количество детей
Высокий 13,8 22,7
Средний 27,6 40,9
Низкий 58,6 36,4

 

Таблицы в приложениях не нумеруются и ссылки на них делаются так: «по данным таблицы, представленной в Приложении 4 …» и т.д.

Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.).

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Они выполняются четко, красиво, желательно в цвете. Все иллюстрации в тексте работы называются рисунками.

Иллюстрации могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и наименование помещают под самой иллюстрацией после пояснительных данных и располагают следующим образом:

 

Рис. 2.1. Распределение показателей индекса агрессивности (по методике Басса-Дарки) у девочек и мальчиков на констатирующем этапе эксперимента

 

Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце наименования рисунка точка не ставится.

Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте выпускной квалификационной  работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице. При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рисунке 2, ...», «Как представлено на рис. 2, ...», «из рисунка 2 видно, что ...» или дается ссылка в скобках (рис. 2) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 2) или (см. рис. 2 на с.35).

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так все видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции.

Формулы и уравнения в тексте надо выделять, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 2».

Оформление списка использованной литературы

Список использованной литературы – обязательный раздел выпускной квалификационной работы, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте работы.

При оформлении списка литературы уделяется внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точности их выходных данных. Оформление списка использованной литературы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.11-2011.

В этом разделе отражаются источники использованной специальной литературы: монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и указывается диапазон страниц. При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Список использованной литературы должен включать не менее 50 наименований.

Примеры оформления записей в списке использованной литературы

Книга одного автора

Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 740 с.

Книга двух и трех авторов

Борозда, И. В. Лечение сочетанных повреждений таза / И. В. Борозда, Н. И. Воронин, А. В. Бушманов. – Владивосток : Дальнаука, 2009. – 195 с.

Книга четырех и более авторов

Маркетинговые исследования в строительстве : учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сороко. – М. : Государственный университет управления, 2005. – 59 с.

Словарь

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

Энциклопедия

Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. ; гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – 670 с.

 

Диссертация

Югова, Е. А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : дис. … канд. пед. наук :13.00.01 : защищена 22.01.02 : утв. 15.07.02 / Югова Елена Анатольевна. – Екатеринбург, 2001.– 181 c.

 

Статья в газете

Кригер, И. Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля.

 

Статья в журнале

Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2006. – №6. – С.19.

Книга на иностранном языке

Miller, W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity / W. Miller. – Oxford etc: Pergamon Press, 1984. – 353 p.

Статья на иностранном языке

Alexander, R. A. Cube popular in all circles / R. A. Alexander // New York Times. – 1981. – 21 July. – P. 6.

Электронные ресурсы

Насырова, Г. А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 4. – Режим доступа : http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.

 

 

5.4. Титульный лист и содержание

Выпускная квалификационная работа обязательно должна иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги (см. Приложение 2). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите работы перед ГЭК.

Важным качественным элементом выпускной квалификационной работы выступает раздел «Содержание», который отражает всю структуру исследования и включает в себя: введение, главы с параграфами, выводы и предложения, заключение, список использованных источников и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Глава» и «Параграф» не пишутся.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки последующей ступени смещают на абзацный отступ вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ НА выпускные квалификационные РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММы Microsoft PowerPoint

 

Компьютерная презентация позволяет членам комиссии одновременно изучать выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу и контролировать выступление студента-выпускника. Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представление служит существенным критерием при оценке выпускной квалификационной работы членами экзаменационной комиссии.

Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 8 – 10 слайдов:

1 слайд – титульный лист работы с указанием темы;

2 слайд – общая характеристика актуальности исследования;

3 слайд – объект, предмет, гипотеза исследования;

4 слайд – цель, задачи исследования;

5 слайд – характеристика экспериментальной площадки и названия использованных психодиагностических методик;

6 – 8 слайды – таблицы, рисунки по второй главе (по анализу собранных фактических материалов);

7 – 9 слайды – программа формирующего эксперимента, фотоиллюстрации;

10 слайд – основные выводы, оценка перспектив темы выпускной квалификационной работы для дальнейшего исследования.

Основными принципами при составлении компьютерной презентации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), адекватность (разумное использование ярких эффектов).

Необходимо начать компьютерную презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом. В заголовке приводится название выпускной квалификационной работы, фамилия, имя, отчество её автора; фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание и должность научного руководителя.

Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок. Рекомендуется также сделать нумерацию слайдов. В итоговом слайде можно выразить благодарность руководителю и всем тем, кто дал ценные консультации и рекомендации.

При подготовке презентации можно использовать имеющиеся в программе шаблоны. При разработке оформления следует использовать единый дизайн слайдов. Не следует увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет не достаточным. Рекомендуется подбирать два-три различных фоновых оформления презентации для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.

Не рекомендуется в процессе защиты использовать эффекты анимации. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения Вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Исключение составляет ситуация, когда динамическая анимация эффективна, например, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую студентом-выпускником.

Презентация легко поможет студенту провести защиту бакалаврской работы, но она не должна его заменить. Если студент только читает текст слайдов, то это сигнал комиссии, что он не ориентируется в содержании выпускной квалификационной работы. Но если студент растерялся, то прочтение презентации будет единственным спасением. По каждому слайду можно подготовить заметки (Вид – страницы заметок). Можно распечатать их (Печать – печатать заметки) и использовать при подготовке (и, в крайнем случае, на самой презентации во время защиты выпускной квалификационной работы). Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала. Для управления презентацией следует использовать интерактивные кнопки (вперед-назад) или клавиатуру (клавиши PgUp – PgDn). Это может потребоваться не только при защите, но и при ответе на вопросы, когда члены комиссии попросят вернуться к определенному слайду.

 

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы

 

1. Ахметова, Д. З.Теория обучения и воспитания. Курс лекций по дисциплине : [учеб.-метод. пособие] / Д. З. Ахметова; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань : Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2013. - 142с.

2. Ванюхина, Н.В.Общая психология : учеб.пособие / Н.В.Ванюхина, Р.Ф.Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Психологический факультет. - Казань : Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2014. - 132с.

3. Ванюхина, Н.В.Общая психология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н.В.Ванюхина, Р.Ф.Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Психологический факультет. - Казань : Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2014. - 131с. - Режим доступа: http:// biblioclub.ru

4. Ванюхина, Н. В.Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие / Н. В. Ванюхина; Институт экономики, управления и права (г. Казань), Психологический факультет. - Казань : Изд-во "Познание" Институа экономики, управления и права, 2014. - 131с.

5. Ванюхина, Н. В.Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Ванюхина; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Изд-во "Познание" Институа экономики, управления и права, 2014. - 132с.- Режим доступа: http:// biblioclub.ru

6. Гликман, И.З. Основы воспитания: [Электронный ресурс] учеб. пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. – Режим доступа : http://znanium.com

7. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : учебник для бакалавров / Т. В. Корнилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 640с.

8. Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебник / А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с. – Режим доступа : http://znanium.com

9. Крысько, В. Г.Психология. Курс лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Г. Крысько. – М. : Вузовский учебник : НИЦ Инфра-М, 2013. – 251 с. – Режим доступа : http://znanium.com

10. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Б.Р. Мандель. – М. : КУРС : НИЦ Инфра-М, 2012. – 368 с. – Режим доступа : http://znanium.com

11. Нечаев, М. П.Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / М. П. Нечаев; под науч. ред. П. И. Третьякова. - М. : УЦ "Перспектива", 2013. - 87с.

12. Нуркова, В. В.Общая психология : учебник / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 604 с.

13. Обухова, Л. Ф.Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 460с.

14. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Б. Б. Айсмонтас [и др.] ; под ред. В. А. Гуружапова. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 493 с.

15. Психология : учебник / О.П. Елисеев [и др.] ; под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. – М. : Изд-во Юрайт, 2013. – 530 с.

16. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для бакалавров / А. И. Савенков/ – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 659с.

Приложение 1

 

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

П сихологический факультет

 

ЗАДАНИЕ

Содержание работы с оборотной стороны.



Введение

I ._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.1. __________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________1.2. __________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

1.3. __________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________Выводы по I главе

II . __________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________2.1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2.__________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

2.3. __________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

Выводы по II главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Список использованной литературы, приводимый в конце работы, должен включать:

  1. Специальная литература (не менее 20 наименований).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Приложение 2

 

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

 

Психологический факультет

 

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

 

 

«Допустить к защите»

                                                           Заведующий кафедрой

                                                            __________________________

                                                            к.пед.н.,доц.

Скоробогатова Анна Ильдаровна

                                                            «___» ______________ 2015 г.

 

Казань – 2016



Приложение 3

 

Примерная тематика выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образование»

1. Арт-терапевтические мероприятия в работе с детьми «группы риска».

2. Арт-терапевтические методы как средство укрепления психологического климата ученического коллектива.

3. Арт-терапия как метод профилактики и коррекции социально нежелательных форм поведения детей.

4. Взаимосвязь особенностей «Я-концепции» подростков и аддиктивного поведения в Интернет-среде.

5. Влияние женских тренингов на развитие индивидуальных психологических особенностей женщин.

6. Влияние компьютерных игр на проявление агрессивности подростков.

7. Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста.

8. Влияние стиля семейного воспитания на социально-психологическую адаптацию младшего школьника.

9. Влияние уровня самоактуализации студентов на их социально-психологическую адаптацию.

10. Влияние ценностно-смысловых ориентаций матери на психологический климат семьи

11. Возможности арт-терапевтических методов в актуализации личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

12. Возможности арт-терапии в коррекции и гармонизации детско-родительских отношений.

13. Игровая терапия в коррекции неадекватных способов воспитания и семейных взаимоотношений.

14. Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с застенчивым ребенком.

15. Использование методов психологического консультирования в работе с детьми «группы риска».

16. Использование методов психологического консультирования в работе с детьми, пострадавшими от насилия.

17. Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка и пути его профилактики

18. Консультирование супругов по преодолению социально-психологических проблем семьи

19. Коррекция личностных особенностей подростков, воспитывающихся алкогольно-зависимыми родителями.

20. Коррекция психоэмоционального состояния учащихся младших классов сельской малокомплектной школы

21. Коррекция страха публичного выступления средствами…. (уточнить).

22. Коррекция эмоциональной сферы подростков, переживающих развод родителей

23. Креативность в структуре личности старшеклассника и ее влияние на профессиональный выбор.

24. Методы психолого-педагогической коррекции виктимного поведения подростков.

25. Обучение подростков методам саморелаксации как способу регуляции отрицательных эмоциональных состояний.

26. Оценка влияния способности к рефлексии на успеваемость подростков.

27. Профессионально значимые качества личности психолога-консультанта и их зависимость от стажа работы.

28. Профилактика аддиктивного поведения подростков и старшеклассников в системе тренингов.

29. Профилактика и коррекция интолерантных установок и поведения студенческой молодежи (на примере народов Татарстана).

30. Психологическая готовность к материнству и формирование привязанности в системе «мать-дитя» в пренатальный период.

31. Психологическая готовность к материнству и формирование привязанности в системе «мать и дитя» в перинатальный период.

32. Психологические факторы адаптации иностранных студентов к обучению на подготовительном факультете российского вуза

33. Психологические факторы адаптации одаренных подростков в условиях школы-интерната

34. Психологические факторы возникновения карьерного кризиса педагогов на начальном этапе профессионального самоопределения

35. Психологические факторы выбора педагогических профессий в современных условиях

36. Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников

37. Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков

38. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности

39. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя

40. Психологические факторы обучаемости студентов иностранному языку в неязыковом вузе

41. Психологические факторы повышения качества обучения иностранному языку в вузе

42. Психологические факторы повышения продуктивности словесно-смысловой памяти человека

43. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек

44. Психологические факторы развития воображения школьников в процессе когнитивной деятельности

45. Психологические факторы развития контекстно-понятийной памяти субъекта в процессе когнитивной деятельности

46. Психологические факторы развития креативной личности студента

47. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов

48. Психологические факторы развития самосознания личности и условия их реализации

49. Психологические факторы развития творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности.

50. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте

51. Психологические факторы разработки и реализации программ физической рекреации обучающихся в сфере организованного отдыха.

52. Психологические факторы сохранения адаптированности к профессии у лиц пенсионного возраста (на примере учителя)

53. Психологические факторы социально-психологической адаптации студенческой молодежи в условиях вуза

54. Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов

55. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза

56. Психологические факторы формирования мнемических и мыслительных способностей обучающихся.

57. Психологические факторы формирования резистентности к игромании в подростковом возрасте.

58. Психологические факторы, влияющие на отношение учителей к педагогическим инновациям

59. Психологические характеристики женщин, взаимодействующих с детьми младенческого и раннего возраста в домах ребенка

60. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием

61. Психологические характеристики профессионально и личностно-ориентированной учебной деятельности взрослых.

62. Психологические характеристики субъектной активности руководителя

63. Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов

64. Психологический анализ эмпатии у детей с задержкой психического развития

65. Психологический отбор и сопровождение педагогической практики первокурсников, будущих учителей начальных классов, как условие их профессионального становления

66. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе

67. Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте

68. Психологическое исследование синдрома раннего детского аутизма и его коррекция

69. Психологическое содержание личностного и профессионального самоопределения студентов педагогического ВУЗа

70. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста

71. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя

72. Психолого-акмеологическая модель формирования эмпатии в отношениях "преподаватель - студенты"

73. Психолого-акмеологические детерминанты профессионально-личностного развития директора школы

74. Психолого-акмеологические закономерности успешной адаптации выпускников основных школ к новой образовательной среде

75. Психолого-акмеологические и педагогические особенности профилактики и коррекции делинквентного поведения юношей допризывного возраста

76. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции

77. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов

78. Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте

79. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов

80. Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста

81. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения

82. Психолого-акмеологические условия развития стартовой готовности детей к обучению в школе в дошкольном образовании

83. Психолого-акмеологические условия формирования индивидуального стиля общения руководителя образовательной организации

84. Психолого-педагогическая коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.

85. Психолого-педагогическая помощь матерям в воспитании детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

86. Психолого-педагогическая помощь родителям в воспитании детей с недостатками психического развития.

87. Психолого-педагогические условия успешности деятельности практического педагога-психолога системы образования.

88. Психолого-педагогические условия формирования имиджа руководителя образовательной организации.

89. Психолого-педагогические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде.

90. Психолого-педагогические условия формирования личной профессиональной перспективы у одаренных подростков.

91. Психолого-педагогические условия формирования личностной саморегуляции младших школьников

92. Психолого-педагогические условия формирования общественно-политических интересов у старшеклассников

93. Психолого-педагогические условия формирования организованности у младших школьников

94. Психолого-педагогические условия формирования ответственности в подростковом возрасте

95. Психолого-педагогические условия формирования позитивного имиджа у старших подростков

96. Психолого-педагогические условия формирования практического мышления будущего учителя начальных классов.

97. Психолого-педагогические условия формирования профессионального мышления у будущих воспитателей дошкольной образовательной организации.

98. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной мотивации у студентов - будущих педагогов.

99. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов педагогического колледжа

100. Психолого-педагогические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте

101. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности студентов

102. Психолого-педагогические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков

103. Психолого-педагогические условия формирования творческой позиции дошкольников на материале игр с противоречием

104. Психолого-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников

105. Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений.

106. Психолого-педагогические условия формирования экологического сознания младших школьников.

107. Психолого-педагогические условия формирования эмоционального благополучия личности

108. Психолого-педагогические условия формирования эмпатических действий у подростков

109. Психолого-педагогические условия эмоционального развития будущих педагогов

110. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия в диаде "учитель - ученик"

111. Психолого-педагогические условия эффективного педагогического взаимодействия учителей и класса учащихся

112. Психолого-педагогическое консультирование детей-инвалидов в процессе их социально-психологической адаптации.

113. Психолого-педагогическое консультирование как средство личностного развития педагогов в процессе их профессиональной подготовки

114. Психолого-педагогическое консультирование подростков и старшеклассников по проблемам одиночества.

115. Психолого-педагогическое консультирование подростков и старшеклассников с аддиктивным поведением.

116. Психолого-педагогическое консультирование подростков по проблемам, связанным с суицидальным поведением.

117. Психолого-педагогическое консультирование родителей по проблемам воспитания одаренных детей.

118. Психолого-педагогическое консультирование родителей подростков и старшеклассников с аддиктивным поведением.

119. Психолого-педагогическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов.

120. Психолого-педагогическое консультирование старшеклассников по проблеме взаимоотношений с родителями.

121. Психолого-педагогическое обеспечение профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательном пространстве

122. Психолого-педагогическое обеспечение управленческой деятельности директора инновационной школы

123. Психолого-педагогическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами

124. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к обучению в условиях перехода в среднее звено школы.

125. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе

126. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студентов с ограниченными возможностями в медицинском колледже

127. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в условиях профильного обучения

128. Психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития студента службой практической психологии вуза

129. Психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов юридического факультета

130. Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска, склонных к кризисным состояниям и суицидальному поведению

131. Психолого-педагогическое сопровождение преемственности развития детей на этапе "детский сад - начальная школа"

132. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов

133. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности педагога по коррекции дезадаптированных подростков.

134. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации и подготовки учащихся группы риска в условиях юношеского кризиса

135. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях

136. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов-психологов

137. Психолого-педагогическое сопровождение развития акмеологических предпосылок в системе деятельности школьной психологической службы

138. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности

139. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных способностей и навыков студентов в процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий

140. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности подростков в социальном приюте

141. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности школьников

142. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью

143. Психолого-педагогическое сопровождение труда студентов в процессе их социально-психологической адаптации в среднем специальном учебном заведении

144. Психолого-педагогическое сопровождение формирования коллектива учащихся профильного класса на примере гимназии педагогического профиля

145. Развивающие игры с младшими школьниками как метод психолого-педагогической коррекции школьной дезадаптации.

146. Развитие интеллекта и креативности детей в условиях семейного воспитания.

147. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.

148. Развитие мыслительной и эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

149. Развитие позитивной «Я-концепции» подростков арттерапевтическими методами.

150. Развитие учебной мотивации первоклассников сельской малокомплектной школы.

151. Творческое самовыражение и спонтанность поведения подростка как дополнительный ресурс в коррекционной деятельности педагога-психолога.

152. Формирование мотивации к трудовой деятельности в сфере сельского хозяйства у выпускников сельской школы.



Приложение 3

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология образования»

Казань – 2016



УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического совета

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А., Ханмурзина Р.Р.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова, Ханмурзина Р.Р. – Казань : Изд-во «Познание» Частного образовательного учреждения высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», 2016. – 69 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

 

Предназначены в помощь студентам направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» при выполнении выпускных квалификационных работ в области психологии образования. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной работы.

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

ã Частное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», 2016



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..

3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ..

4. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ выпускных квалификационных РАБОТ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ 18

5. СОСТАВ, СТРУКТУРА выпускных квалификационных РАБОТ И ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ..

6. ОФОРМЛЕНИЕ выпускных квалификационных РАБОТ.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЗЫВАМ И РЕЦЕНЗИЯМ НА выпускные квалификационные  РАБОТЫ..

8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПАКЕТА ПРОГРАММЫ Microsoft PowerPoint.

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ выпускной квалификационной работы..

Приложения………………………………………………………………..



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация

В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» обобщен опыт руководства выполнением выпускных квалификационных работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке выпускных квалификационных работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя КИУ (ИЭУП) или высококвалифицированного специалиста профильного направления.

Целями написания выпускных квалификационных работ являются:

– совершенствование психолого-педагогических знаний по отдельным темам,

– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,

– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального психолого-педагогического исследования,

– приобретение умений и навыков практической работы педагога-психолога.

Выпускные квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.

Содержание выпускной квалификационной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.

Основными этапами выполнения выпускной квалификационной работы являются:

– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению выпускной квалификационной работы;

– выбор темы, определение цели и задач исследования;

– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме выпускной квалификационной работы;

– составление обзора литературы;

– освоение основных методов исследования;

– выполнение экспериментальных исследований;

– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.

– формулировка выводов и выработка рекомендаций;

– оформление выпускной квалификационной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;

– подготовка выпускной квалификационной работы к защите, составление доклада;

– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);

– защита выпускной квалификационной работы.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Приказа об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (29 июня 2015 г.), соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная квалификационная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В выпускной квалификационной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel, Word и др.), логически сформулировать и защитить перед государственной экзаменационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.

 

 

ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным РАБОТАМ

Выпускная квалификационная работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). Тема выпускной квалификационной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение выпускной квалификационной работы, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора выпускной квалификационной работы, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их в образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

В целях рассмотрения заказа от образовательной организации на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.

Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы выпускной квалификационной работы и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВО и рекомендациями ООП ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования»,.

Для выполнения выпускной квалификационной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:

– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;

– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;

– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;

– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;

– оформить выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;

– подготовить доклад и иллюстрационный материал.

Выпускная квалификационная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении выпускной квалификационной работы студент должен показать умения:

– обнаружить и сформулировать проблему;

– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

– разработать и провести экспериментальное исследование;

– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

– изложить результаты исследования;

– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Студент-выпускник несет полную ответственность:

– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,

– за правильность приводимых в выпускной квалификационной работе данных,

– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,

– за качество содержания и оформления выпускной квалификационной работы.

В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной  работы студент должен показать следующие компетенции:

 



 



КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Дата: 2018-11-18, просмотров: 421.