Клетка-структурная и функциональная единица организма.
Структурная организация эукариотической клетки.
1.Впишите основные структурные компоненты эукариотической клетки:
Клетка
2. Изучите строение поверхностного аппарата. Напишите в тетрадь основные структурные компоненты поверхностного аппарата клетки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Опишите строение поверхностного аппарата.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Перечислите функции поверхностного аппарата:
1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________
5. Запишите составные компоненты цитоплазмы:
Цитоплазма
6. Дайте определение понятий
Гиалоплазма – это ____________________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________________ _
Органоиды – это____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Напишите основные свойства живой материи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Используя рисунки напишите в тетрадь структуры животной и растительной клетки
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
Строение прокариотичекой клетки.
1. Пользуясь учебным пособием, опишите особенности строения прокариотической клетки:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя рисунок, обозначьте структуры прокариотической клетки:
- слизистая капсула
- клеточная стенка
- плазмалемма
- нуклеотид
- мезосомы
- рибосомы
- включение
- жгутики
- плазмиды
3.Сравните строение прокариотической и эукариотической клетки и заполните таблицу:
Признак
| Прокариоты | Эукариоты | |
Растительная клетка | Животная клетка | ||
1. Плазматическая мембрана | |||
2. Митохондрии | |||
3. ЭПС | |||
4. Комплекс Гольджи | |||
5. Рибосомы | |||
6. Вакуоли | |||
7. Клеточная стенка | |||
8. Пластиды | |||
9. Лизосомы | |||
10. Ядро | |||
11. Мезосомы | |||
12. Органоиды движения | |||
13. Включения |
Включения это - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Строения и функции органоидов клетки.
| |||||||||||
|
| ||||||||||
Одноме6мбраные -_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Двумембранные - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Немембранные -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название органоида | Строение | Функции |
Химические элементы клетки.
Неорганические вещества и их значение.
1. Заполните таблицу: «Содержание химических элементов в клетке»
Группы Элементов | Общее содержание в % | Элементы |
Макро элементов | ||
Микро элементов | ||
Ультрамикро элементы |
2. Рассмотрите схему молекулы воды
Подпишите связи между кислородом и водородом.
3. Какие функции выполняет вода в клетке?
1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________
4. Какие соли и ионы солей содержатся в клетке? Какова их роль?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Органические вещества клетки.
Углеводы. Липиды. Белки.
Органические вещества это - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Углеводы – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Напишите общую формулу углеводов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополните схему:
Классификация углеводов.
|
4. Перечислите основные функции углеводов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дайте определение понятиям:
Липиды – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Простые липиды состоят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложные липиды состоят ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечислите основные функции липидов:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дайте определение понятию:
Полимер – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биополимер – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Белки – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аминокислоты - это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Полипептид – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Запишите общую формулу аминокислот:
9. Напишите реакцию образования пептидных связей между аминокислотами:
10. Дайте характеристику структурных уровней организации белковой молекулы:
Первичная структура___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вторичная ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Третичная структура___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четвертичная структура_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу : «Функции белков»
Название функций белков | В чем выражается данная функция? |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. |
Нуклеиновые кислоты
1. Дайте определение понятию:
Нуклеотид – это_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Дополните и напишите схему строения нуклеотида:
3. Как осуществляется соединение нуклеотидов между собой полинуклеотидную цель?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДНК | РНК |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
АТЦ ААГ ЦЦГ ТТТ
__________________________________________________________________________
7. Биологическая роль ДНК состоит в ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ц
Т
А
Г
Г Ц А Т А Г Ц Ц
?
Ц Г Т А Т Ц Г Г
10. Заполните схему: «Виды РНК в клетке»
РНК
11. Опишите особенности строения и функции разных видов РНК:
Транспортной________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Информационной______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рибосомальной_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АТФ
1. Назовите компоненты молекулы АТФ
1-
2-
3-
4-
5-
1 2 3 4 5
2. Какие связи АТФ называются макроэргическими?
_____________________________________________________________________________
3. АТФ в клетке выполняет функцию
_____________________________________________________________________________
Деление клетки. Митоз
1. Назовите основные способы деления клетки :
1- ___________________________________________________________________________
2- ___________________________________________________________________________
3- ___________________________________________________________________________
2. Дайте определения понятиям:
Жизненный цикл клетки – это ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Митотический цикл клетки – это _________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу: «Периоды интерфазы и фазы митоза»
Интерфаза и фазы митоза | Процессы, происходящие в клетке |
Интерфаза: 1.Gl | |
2.S | |
3.G2 | |
4.Профаза | |
5.Метафаза | |
6.Анафаза | |
7.Телофаза |
4.Изучите рисунок и зарисуйте основные фазы митоза.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
|
|
|
|
5. Каково биологическое значение митоза?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В чём сущность и значение амитоза?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мейоз.
1. Дайте определение понятию:
Мейоз – это ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу «Характеристика мейоза»
Фаза | Мейоз 1 | Мейоз 2 |
Интерфаза | ||
Стадии профазы: Лептотена Зиготена Пахитена Диплотена Диакинез | ||
Метафаза | ||
Анафаза | ||
Телофаза |
3. Биологическое значение мейоза: _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образование половых клеток.
1. Дайте определение понятиям:
Гаметогенез – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сперматогенез – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Овогенез – это ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Оплодотворение.
Гамета – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сперматозоид Яйцеклетка
Зарисуйте стадии эмбрионального развития ланцетника.
|
|
|
|
Из эктодермы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из энтодермы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из мезодермы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Введение в генетику.
Гибридологический метод.
Генетика – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследственность – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наследование – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменчивость – это
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Термин | Объяснение |
1. | 2. |
Ген | |
Локус | |
Гомологичные Хромосомы | |
Аллельные гены | |
Неаллельные гены | |
Генотип | |
Фенотип | |
Гомозигота | |
Гетерозигота | |
Доминантный признак | |
Рецессивный признак | |
Поколение |
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Признаков.
1. Дайте определение понятию.
Дигибридное скрещивание – это _________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя следующие обозначения, дополните схему скрещивания.
А – аллель желтого цвета семян; а – аллель зеленого цвета семян; В – аллель гладкой формы; в – аллель морщинистой формы.
2.Проведите доказательство независимого наследования пар признаков по цвету и по форме.:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дайте определение закона независимого наследования признаков:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сцепленное наследование.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ 2017г.
1. У кукурузы ген устойчивости ржавчине и ген узких листьев сцеплены. Оба гена доминантны. Какое потомство будет получено при скрещивании неустойчивого к ржавчине растения с нормальными листьями с гетерозиготным растением, получившим ген устойчивости к ржавчине и ген узких листьев от одного родителя?
2.У мальчика 1-группа крови, а у его сестры 4-группа крови. Что можно сказать о группах крови их родителей?
3.Женщина имеющая 3-гр.крови и положительный резус фактор, вышла замуж за мужчину со 2-й группой крови и положительным резус фактором. У них родился ребенок с 1-группой крови и отрицательным резус-фактором. Определите вероятность рождения второго ребенка с таким же генотипом.
4.Решить задачу на дигибридное скрещивание.
Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак, а карий цвет глаз доминирует над голубым цветом. У кареглазых, здоровых супругов, родилась голубоглазая дочь, больная фенилкетонурией. Определите вероятность рождения второго ребенка с таким же генотипом.
5.Решить задачу на третий закон Менделя. Альбинизм (отсутствие пигмента) наследуется как рецессивный признак; вьющиеся волосы доминируют над прямыми волосами. Супруги имеют вьющиеся волосы и нормальную пигментацию. У них родился сын с прямыми волосами и альбинос. Определить вероятность рождения второго ребенка с такими же признаками.
6.Решить задачу на третий закон Менделя.
У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Гены не сцеплены. Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.
7.Решить задачу на наследование сцепленное с полом.
Скрестили черепаховую кошку с черным котом. Какое потомство будет у гибридов первого поколения?
8.Решить задачу на наследование групп крови.
Родители имеют 2-ю и 3-ю группы крови. Какие группы крови можно ожидать у детей?
9.Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получается от скрещивания белых норок с темными. Скрещивание белых норок дает белое потомство, а скрещивание темных- темное. Какое потомство получится при скрещивании кохинуровых норок с белыми?
10.Решить задачу на наследование групп крови.
Женщина имеющая 3-группу крови и положительный резус фактор, вышла замуж за мужчину со 2-й группой крови и положительным резус фактором. У них родился ребенок с 1-группой крови и отрицательным резус-фактором. Определите вероятность рождения второго ребенка с таким же генотипом.
11.Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными генами. Какое потомство можно ожидать в семье, где муж нормален, а жена дигетерозиготна, при этом ген катаракты она унаследовала от отца, а ген полидактилии от матери?
12.У малины колючий стебель доминирует над гладким, красная окраска плодов -над желтой. Скрестили между собой дигетерозиготные организмы. Какое расщепление по фенотипу и генотипу в F1?
13.Решить задачу на наследование групп крови
У матери 4 группа крови у отца 1 группа крови. Найти возможные группы крови их детей.
14.Определите последовательность аминокислот в молекуле белка по фрагменту и-РНК АУГ- АЦЦ- ГУА- УАА- ГЦА. Используйте таблицу генетического кода
15.У мальчика 1-группа крови, а у его сестры 4-группа крови. Что можно сказать о группах крови их родителей?
16.Мать и отец резус- положительны. Возможно ли рождение резус- отрицательного ребенка?
17.Решение задачи на дигибридное скрещивание. У человека дальтонизм и гемофилия обусловлены рецессивными генами, локализованными в X-хромосоме. У женщины 6 сыновей : 3-дальтоники, но имеют нормальное свертывание крови, 3-страдают гемофилией при нормальном зрении. Каков генотип матери? Почему она имеет сыновей двух типов?
18.В семье, где жена имеет 1 группу крови, а муж 4 группу крови, родился сын-дальтоник с 3 группой крови. Оба родителя различают цвета нормально. Определите вероятность рождения здорового сына и возможные группы крови его. Дальтонизм наследуется как рецессивный признак сцепленный с Х-хромосомой.
19.Ахондроплазия (наследственная карликовость)- это доминантный аутосомный признак. В семье, где оба супруга страдают ахондроплазией, родился нормальный ребенок. Какова вероятность того, что следующий ребенок будет также нормальный?
20.У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз над голубым. Гены обеих пар не сцеплены. Какое потомство можно ожидать от брака дигетерозиготных родителей?
21.Решить задачу. Одна из полинуклеотидных цепей ДНК состоит из следующих нуклеотидов: АТА-ЦТЦ-ЦГГ-АЦЦ-ТЦТ-АТТ-ТАА-АЦТ. Сколько уридиловых нуклеотидов будет содержать и-РНК, синтезированная на данном участке?
22.Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладают гипертрихозом?
23.Если отец глухонемой (рецессивный признак) с белым локоном надо лбом (доминантный признак), мать здорова и не имеет белой пряди, а ребенок глухонемой с белой прядью, то можно ли сказать, что он унаследовал признаки от отца
24.Решить задачу. Альбинизм (отсутствие пигмента) наследуется как рецессивный признак; вьющиеся волосы доминируют над прямыми волосами. Супруги имеют вьющиеся волосы и нормальную пигментацию. У них родился сын с прямыми волосами и альбинос. Определить вероятность рождения второго ребенка с такими же признаками.
25.Одна из полинуклеотидных цепей участка ДНК имеет следующее строение :ААТ-ТГЦ-ГГТ-АТГ-ГЦЦ-ЦАЦ-ГГЦ-ТТА-АТТ. Постройте на этом участке ДНК информационную РНК и синтезируйте полипептид.
26.У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Гены не сцеплены. Кареглазый правша женился на кареглазой правше. Супруги дигетерозиготны. Все ли их дети будут похожи на своих родителей?
27.У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Гены не сцеплены. Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.
28.У матери 1группа крови, а у отца 3 группа крови. Определите группы крови их детей.
29.У растений томата ген пурпурной окраски стеблей доминирует над геном зеленой окраски, а ген красной окраски плодов доминирует над геном желтой окраски. Определите вероятность появления в потомстве растений с зелеными стеблями и красными плодами при скрещивании растений, гетерозиготных по этим признакам.
30.Определить вероятность рождения сына-дальтоника в семье, где мать - носительница дальтонизма а отец- здоровый.
31.Женщина носительница гемофилии вступает в брак со здоровым мужчиной. Определить вероятность рождения в этой семье больного ребенка. Если известно, что гемофилия рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.
32.Мужчина, больной гемофилией, вступает в брак со здоровой женщиной, отец которой страдал гемофилией. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей?
33.При скрещивании черного быка с красными коровами было получено 10 черных телят и 11 красных. У коров в родословной черных животных не было. Как наследуется окраска? Каковы генотипы родителей и потомков?
34.У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. 1.О6а родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения шестипалых детей. 2.В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй- шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалии?
35.Решить задачу на взаимодействие неаллельных генов.
Окраска кожи у человека определяется двумя парами неаллельных генов, причем четыре доминантных гена ААВВ определяют черный цвет кожи негра, а четыре рецессивных гена аавв - белый цвет кожи. Мулаты могут иметь окраску кожи различной интенсивности: темную, среднюю и светлую. Какое потомство можно ожидать от брака 1) мужчины негра с белой женщиной; 2)двух средних мулатов, гетерозиготных по двум парам аллелей? Составьте схемы возможных вариантов скрещивания.
Клетка-структурная и функциональная единица организма.
Структурная организация эукариотической клетки.
1.Впишите основные структурные компоненты эукариотической клетки:
Клетка
2. Изучите строение поверхностного аппарата. Напишите в тетрадь основные структурные компоненты поверхностного аппарата клетки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Опишите строение поверхностного аппарата.
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Перечислите функции поверхностного аппарата:
1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________
5. Запишите составные компоненты цитоплазмы:
Цитоплазма
6. Дайте определение понятий
Гиалоплазма – это ____________________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________________ _
____________________________________________________________________________ _
Органоиды – это____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Напишите основные свойства живой материи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Используя рисунки напишите в тетрадь структуры животной и растительной клетки
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
___________________________________ ______________________________________
Дата: 2018-11-18, просмотров: 930.