Методические разработки воспитательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках

Методические разработки воспитательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках

 

Цикл мероприятий «100 вопросов взрослому»

«Выражение лица в зеркале видится, души же - в беседах проявляются».

Демокрит

 

Методические указания.

Ведущим видом деятельности и самым сложным в работе с детьми на летней досуговой площадке является общение. Очень важно, чтобы оно было наполнено нравственным содержанием, но в тоже время не было навязчивым. Общение с воспитанниками можно выстроить в форме проблемной беседы-диалога со священнослужителем, «Закрытого показа», «Вечера легенд». Вы можете придумать вместе с детьми свою форму организации подобных мероприятий, проявите фантазию.

Темы для проблемно-диалогового общения должны быть близки и понятны детям. Поэтому прежде чем приступить к разработке бесед, узнайте у своих воспитанников, о чем бы они хотели поговорить. Наблюдайте за поведением и деятельностью детей в коллективе, тема для разговора может возникнуть в процессе совместной деятельности.

На заметку волонтеру-вожатому!

· Проблемно-диалоговое общение – это не лекция на тему, это грамотно выстроенная система высказываний о предмете разговора, ряд логически выстроенных вопросов, которые не предполагают однозначных ответов, требуют размышлений и обращения к жизненному опыту собеседников.

· Для того чтобы узнать, какие темы интересуют детей, кого бы они хотели пригласить в качестве гостя, вы можете организовать работу тайной почты, провести анонимный опрос. Постарайтесь сделать это в игровой форме, интересно, и в тоже время деликатно.

· Временной регламент беседы не более 30 – 40 минут.

· Общение должно быть наглядным, ярким, интересным, поэтому заранее подготовьте иллюстрации, видеосюжеты, музыкальное сопровождение, соответствующие теме разговора.

· Перед тем, как начать мероприятие договоритесь с воспитанниками о правилах беседы: хочешь сказать – подними руку, не перебивай собеседника, выключай звук на сотовом телефоне и тому подобное.

· В коллективе могут быть скромные, стеснительные ребята, которым сложно озвучить свои вопросы гостю перед аудиторией. Приготовьте на такой случай карандаши, ручки и листочки, чтобы дети могли написать свой вопрос и передать его приглашенному собеседнику.

vДалее вы можете изучить сценарные разработки бесед со священнослужителем, «Закрытого показа» и материалы для организации «Вечера легенд». Постарайтесь самостоятельно выделить основные блоки мероприятий и разработайте свой вариант.

Рекомендуемая литература для подготовки мероприятий

1. Коробейник Д.Н. Духовно-нравственные ценности в школе: материалы для интегрированных уроков литературы и модуля «Основы православной культуры»/ Д.Н. Короейник. – М.: ПРО-ПРЕСС. – 2016. – 64 с.

2. Романова И.Н. Давай дружить: сборник стихов с комментариями/ И.Н. Романова – М.: АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик», 2016 – 24 с., ил.

3. Шугаев Илья, прот. Один раз и на всю жизнь: беседы со старшеклассниками о любви, браке, семье, детях/ Илья Шугаев, прот. – М.: Издательство Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 208 с.

4. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов/ Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене. – М.: ПРО-ПРЕСС. - 2000. – 505 с.

Составитель:

                                           и. о. благочинного северных храмов,

настоятель храма Преображение Господня

                          г. Соликамска отец Максим (Пашков)

 

Беседа о дружбе и любви

Цель: уточнить представления детей о любви и дружбе;

Оборудование: «говорящая» игрушка, поролоновая губка в форме сердца, жестяная формочка в виде сердца, спички, емкость с водой, распечатка «Качества лучшего друга»;

Продолжительность: 30 минут.

Ход мероприятия

«Люби! – поют шуршащие берёзы,

Отдай. Прости. Уступи.

Как не хочется отдавать, как трудно прощать, как сложно уступать.

Научиться любить – это самая трудная наука в жизни человека.

Наверное, каждый из нас для того и рождается, чтобы в конце жизни сказать самому себе: я немного знаю, что такое любить, потому что, я немного умею отдавать, прощать, уступать. А начинается эта великая наука с самого раннего детства.

У каждого, из вас есть друг, с которым вы дружите с самого раннего детства. Ведь мы все пробуем дружить и в три года и в семь лет, да и сейчас у каждого из нас есть друзья.

- У вас есть друзья? Какие они?

Ответы детей

- Вы слушаетесь своих родителей?

- Умение слушаться, т.е. благодарить одно из самых сложных правил, которому нужно учиться всю жизнь. Запомните, человек учится любить через благодарность.

Если вы с детства научились дружить, заботиться, благодарить, то в будущем, когда у вас появится семья, эти три умения: «отдай», «прости», «уступи» соединятся в одно большое, которое называется любовью.

- А может случиться так, что вы не научились отдавать, прощать, уступать…

Как быть? Что может произойти? Подумайте.

- Если этому не научиться, тогда слово «любовь» будет пустым звуком. Видите эту игрушку? Послушайте, какие красивые слова она говорит: «Я тебя люблю».

- Мы можем ей поверить? Она нас действительно любит? Разве она может отдавать, прощать, уступать?

У игрушки нет души и сердца, она не может любить.

Чтобы самому узнать, что такое любовь, надо отдавать, прощать, уступать. Верный путь к любви лежит через дружбу, заботу и благодарность.

-Как вы думаете, это просто, отдавать, прощать, уступать?

-У меня для вас есть задание. Попробуйте весь оставшийся день придерживаться трех правил в отношении ближних: отдавать, прощать и уступать, а к следующей нашей встрече мне бы хотелось услышать ваши отзывы, как вы справились с этой нелёгкой задачей.

- Почему же непросто, отдавать, прощать, уступать?

Мы в большей степени любим себя . Боимся уступить другому человеку, считаем, что этот благородный поступок примут за слабость. Нам жаль отдавать. Нам трудно прощать, потому что мы гордые.

Что-то есть в человеке такое, что очень сопротивляется, не хочет делать так, очень боится этих действий. Но ведь если не попробуешь, тогда и не научишься любить.

- Мы с вами живём в обществе, где есть нравственные законы. Эти законы, или заповеди, дал людям Господь.

- Давайте прочитаем их.

Дети по очереди читают заповеди.

- Когда Иисуса спросили, какая из этих заповедей главная, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего, и возлюби ближнего своего, как самого себя»

- Как вы думаете, человек, с каким сердцем может воспринять эти заповеди, т.е., впитать в себя?

- Рассмотрите и потрогайте выданные вам сердечки. Какие они на ощупь?

Дети отвечают, что сердечки из губки на ощупь мягкие, а жестяные сердечки жёсткие,

холодные.

- Проведём такой опыт. Возьмём сосуд с водой. Предположим, что это те заповеди, которые нам дал Господь. Нам понадобятся эти два сердечка. Они будут представлять сердца людей. У одного из них сердце доброе, мягкое, у другого – жёстокое. Опускаем мягкое сердечко из губки и сердечко жёсткое из фольги в сосуд с водой.

- Какое из них впитает в себя воду, т.е. Заповеди Божии?

Дети отвечают, что сердечко из губки впитывает воду, а сердечко из фольги не впитывает.

- Предположим, что эти два человека попали в такую ситуацию, где нужно выбрать, или нарушить Заповеди, т.е. согрешить и при этом получить какую-то выгоду для себя. Или пострадать, но не нарушать закон, т.е. не грешить. Они стоят перед выбором, а это искушение. В таких ситуациях, как правило, проявляется человеческая натура: у одного сердце мягкое, и он впитал в себя слово Божье, а у другого сердце жёсткое, может он и слушает слово Божье, но не воспринимает его.
Итак, возьмём спичку, зажжём её – это будет какое-то искушение. И поднесём спичку к жёсткому сердечку. На нём останется тёмный след. Что же произойдёт с мягким сердцем, которое способно впитывать в себя Слово Божие?

Дети после выхода из проблемной ситуации, легко ответят на данный вопрос. «Человеку, который знает и исполняет Заповеди Божьи, не страшны никакие искушения».

- Вы видите, что человек, который впитывал в себя слово Божье, как губка, может справиться с искушениями встречавшиеся на пути. Он всегда свои поступки будет соотносить с Заповедями Божьими, т.е законами общечеловеческими.

В заключение нашей беседы, я хочу прочесть вам стихотворение «Молитва» великого князя К.К. Романова.

Научи меня Боже любить,

Всем умом Тебя, всем помышлением,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать,

Лишь Твою милосердную волю,

Научи ни когда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришёл искупить

Ты своею пречистою кровью,

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня Боже любить.

- Желаю вам научиться отдавать, прощать и уступать. Это значит, что вы должны делать?

Дети отвечают - любить.

- На память о сегодняшнем разговоре я дарю вам по маленькому сердечку, на них написаны слова из Библии: «Любовь не завидует», «Любовь милосердствует», «Будьте друг к другу добры» [6].

 

 

Приложение 1

Раздаточный материал к беседе «Любовь и дружба»

«Качества лучшего друга»

Честный
Боязливый
Внимательный
Беззаботный
Веселый
Надежный
Разговорчивый
Верный
Творческий
Ранимый

 

 

Составитель: Монаева Ольга Ивановна,

помощник благочинного храмов Северного округа

по образованию и катехизации.

 

 Беседа «Что такое семья?»

Укрепляй семью, потому,

что она основа всякого государства!

Император Александр III

Цель: формировать у детей представление о членах семьи как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.

Задачи:

v Воспитывать уважение, любовь и заботливое отношение к своим близким.

v Показать устройство, главные ценности православной семьи.

v Создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, распечатка пословиц и кроссвордов.

Продолжительность: 40 минут.


Ход мероприятия

Сегодня мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека (показать ребус «7Я»). Мы узнаем: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют

членов семьи? Как называют людей одного возраста?

Давайте обратимся к словарю:

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Словарь Ушакова Д.Н.:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

В православии Семья – это малая церковь. Брак в православной церкви - таинство, в котором сам Бог благословляет любящих друг друга.

Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи.

 Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа христианской семьи. В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, отвечая за свои дела и помыслы и за дела и помыслы членов своей семьи, беря на себя все трудности и удары жизни, ради любви к своей семье.

Жена должна смиряться (т.е. жить с миром) перед мужем, быть ему верной помощницей, стремиться разделить все трудности и заботы мужа, любя его и вместе с ним жертвуя собою (своими интересами, желаниями) ради детей.

А дети должны почитать своих родителей, соблюдая неуклонно 5-ю заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».

Семья, как малый Божий храм,

Где есть священник и миряне,

Где на молитву по утрам

Идут детишки в келью к маме.

Семья без Господа мертва,

Заглушат радости плевелы,

И пустит сорная трава

Кореньев сети, всходов стрелы.

Не ублажайте милых чад,

Даются дети нам на время.

Семья – цветущий дивный сад,

Где Божий плод приносит семя.

       В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Вы – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки, я – это люди другого поколения, старшего поколения. В семье могут жить несколько поколений.

– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)

– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имя нареченье.

– Имена детям выбирают родители. Раньше имена детям выбирали по датам рождения, и смотрели в церковный календарь на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка. Спросите родителей, почему вас так назвали, и узнайте, что означает ваше имя. Кто это знает? (Несколько ответов детей).

показать Православный календарь «С Днём ангела»

- Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а

фамилия передаётся от родителей детям.

– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные

дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

– Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, у кого ”:

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка.
  • У кого родственники живут рядом
  • У кого родственники живут далеко
  • У кого есть двоюродные братья и сёстры.

– Ну, вот мы про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

– А может ли человек жить один и называть себя семьей? Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто

не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой

старик. И был очень старый, но очень мудрый.

– Куда ты идешь? – спросил старик.

– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.

– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся,

весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.

Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью,

а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился

радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась?

Это мы узнаем, разгадав кроссворд.

Пустить кроссворд и фломастер по ряду, пусть вписывают слова, или приглашать детей к доске

 

        с Е С Т Р Ы  
      Д е Д У Ш К А  
        м У Ж        
Б р А т         ь Я          
      Д я Д Я        

 

По горизонтали:

1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)

– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)

– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Например, Я – жена, мать,

дочь, тетя, племянница, бабушка. А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих

родственников, и кто кому кем приходится.









Игра « Кто кому кто?»

–Ты кто для мамы? (Дочь)
–Кто называет тебя сыном? (Папа)
–Ты кто для бабушки? (Внук)
–У мамы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
 - У папы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– У маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)

В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши

старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, и не тужили.

Показать картинку «Семья в старину», Семья на Пасху

– Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие.

Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же.

– Что написал старец? (На листе было написано «Любовь и терпение»)

Да, умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, любовью в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. Иисус Христос, Сын Божий сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13.34).

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты- внук,

За то, что ты- сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

- В православном понимании Любовь – есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так

исполните закон Христов» (Галл.6,2)

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не

радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (Апостол Павел о любви, 1-е Кор, 13; 4-7).

Если семья создается на основе такой любви, она будет крепкой, на всю жизнь. Так как каждый до конца жизни несет священную ответственность за счастье и благо другого. «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф, 19; 4-6)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» сказал Лев Николаевич Толстой

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: Найдите в чём ошибка. Подумайте, может ли то, что я скажу, быть признаком хорошей дружной семьи? Как сказать по-другому?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

Прочитайте первую часть пословицы, а у кого вторая часть – продолжите её. Раздать пословицы вперемешку, дети читают.

  • Семья крепка (ладом).
  • В родной семье и каша (гуще).
  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).
  • Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
  • Зачем клад, коли в семье (лад).
  • Русский человек без родни не (живет).
  • И горе не берет (Где любовь да совет живет)
  • Коли семье вражда (Не будет добра)
  • В семье разлад (Так и дому не рад)
  • Муж всему дому голова.
  • Муж голова, а жена - сердце.
  • Муж да жена – одна душа.
  • Любовь да лад не надобен и клад.
  • Красота до венца, ум до конца.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Будет твоя душа в раю, помяни и мою.
  • Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом растрясет.
  • Яблоко от яблони не далеко падает
  • Живут душа в душу
  • Жениться – не воды напиться
  • А жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь
  • Мир в семье любовью держится
  • Кто родителей почитает, тот во веки не погибает
  • У мужа и жены мысли одни

Семья – людей святой оплот

Надежду жить она даёт.

Даёт простор, даёт тепло

Проблемам и беде назло

Семья даёт поддержку нам.

С ней всё по силам, по зубам.

Всё по плечу и по судьбе,

Семья – святой поклон тебе.

Пусть будут мама и отец,

Тепло родных вокруг сердец.

Дед, прадед, бабушка и брат

Сестра. Я буду очень рад.

Но в жизни иногда так случается, что по каким-то причинам отсутствует один из родителей. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства» - вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» - вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно. Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей. Моя бабушка награждена была орденом «Мать – героиня» у неё было 13 детей.

На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции, задачи. Семья:

· Обеспечивает продолжение человеческого рода;

· Берет на себя воспитание детей;

· Человека живёт в любви и взаимопомощи;

· Организует домашнее хозяйство, ведение семейного бюджета;

Мы знаем, что семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс. В РФ признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети- радость жизни,

А вы для нас- опора в ней.

Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.









Мы семья.

Моя семья – моя обитель.

Мой дом, мой замок, мой покой.

Убереги, Господь Спаситель

Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,

И сохрани от бурь и бед.

Спаси от зависти и сглаза.

А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.

Не знаю, как благодарить,

Тех, с кем душой и сердцем связан,

И узелок не разрубить.

Пока мы вместе, друг за друга

Нас поломать никак нельзя.

В беде мы все стоим упруго.

Мы клан, мы племя, мы семья.

В семье мы приобретаем представление о жизни: Что хорошо? Что плохо? Что можно? Чего нельзя?; приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; Что еще дает нам семья? Продолжите этот список (получаем жизнь, это место, где нас любят, прощают, заботятся).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

На части не делится солнце лучистое,

                                 И вечную землю нельзя разделить,

                                 Но искорку счастья – луча серебристого

                                 Вы в силах родным подарить.

          Семья – это счастье, любовь и удача,

          Семья – это летом поездки на дачу,

          Семья – это праздник, семейные даты.

          Подарки, покупки, семейные траты.

            Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

            Мечты о хорошем, волнение, трепет.

            Семья – это труд, друг о друге забота,

            Семья – это много домашней работы.

            Семья – это важно! Семья – это сложно!

            Но счастливо жить одному невозможно:

            Всегда будьте вместе, любовь берегите,

            Обиды и ссоры подальше гоните,

            Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

            Какая счастливая Ваша семья!

– Что самое интересное было в беседе?

– Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)

– Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)

– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Таким образом, подведем итог: сегодня говоря о семье и семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Как приятно видеть семейные пары, которые отпраздновали серебряную и золотую свадьбы.

Задание на дом: «Загляните в семейный альбом», спросите кто на фотографии, как звали, что делали. Вы увидите, как много интересного и поучительного было в вашей семье.

 


Хлебец с маслом.

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день 30-летия семейной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец – она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути ее рука остановилась. Она подумала: «В день нашего 30-летия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом 30 лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке

дом». И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она не видела за 30 лет совместной жизни. А муж взял хлеб и сказал с улыбкой: «Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда

считал, что она по праву принадлежит тебе».

- Чему учит притча? Как вы считаете, что помогает сохранять семью крепкой? (Любовь, согласие, ответственность, уважение).

 

Приложение 1

Раздаточный материал к беседе «Семья»

 

Песня: Дружная семья

Сл. И муз. Н. Тананко

На небе светит солнышко лучисто,

И птицы звонко песенки поют.

И в доме нашем так светло и чисто,

В нем доброта и радость, и уют.

ПРИПЕВ.

Потому что друг друга любя,

Мы живем – мама, папа и я,

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка –

Очень дружная семья.

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка –

Очень дружная семья.

И если с кем-то трудности случатся,

На помощь все торопятся прийти.

Нельзя в семье ни злиться, ни ругаться,

А если вдруг обиделся – прости.

ПРИПЕВ.

Потому что друг друга любя,

Мы живем – мама, папа и я,

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка –

Очень дружная семья.

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка –

Очень дружная семья.

Когда-то мы родителями будем,

Мы тоже семьи создадим свои.

И главного мы в жизни не забудем –

Семья – святое место для любви.

ПРИПЕВ.

Потому что друг друга любя,

Мы живем – мама, папа и я,

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка –

Очень дружная семья.

Бабушка и дедушка,

Сестренка и братишка –

Очень дружная семья.

Приложение 2

Раздаточный материал к беседе «Семья»

 

Кроссворд «Семья»

  По горизонтали:

1
2
3
4
5

1.В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)

2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)

 

 

                                                                     

Составители: Паршакова Александра,

Шеенкова Надежда, Шереверова Юлия,

                                                         студенты СГПИ филиала ПГНИУ

 

«Закрытый показ: Что такое чудо?»

Методические указания. «Закрытый показ» - это вариант телевизионной передачи, который предполагает просмотр мультфильмов, кинофильмов и обсуждение их с детьми. Все мультфильмы для «Закрытого показа» можно найти в сети Интернет или в социальных сетях: группа «Ребята с нашего двора» г. Соликамск (https://vk.com/rebata_c_nashego_dvora)

Цель: научить детей распознавать чудо в повседневной жизни.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки.

Продолжительность: 40 минут.




Ход мероприятия

Ребята, сегодня мы хотим с вами поговорить о самом загадочном явлении, которое есть на свете. О чуде. У каждого из нас свое представление о нем.

Методические указания.

«Закрытый показ» - это вариант телевизионной передачи, который предполагает просмотр мультфильмов, художественных, документальных кинофильмов и обсуждение их с детьми. Все видеоматериалы для «Закрытого показа» можно найти в сети Интернет или в социальных сетях: группа «Ребята с нашего двора» г. Соликамск (https://vk.com/rebata_c_nashego_dvora)

Цель: составить совместно с детьми правила разумного пользования гаджетами.

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор.

Продолжительность: 40 минут.

 

Ход мероприятия

В нашем быстро развивающемся мире каждый день появляются новые приспособления, которые способны облегчить жизнь людей, а где-то даже заменить самого человека. Их называют гаджеты. Появление гаджетов сильно повлияло на человека и его жизнь. Предлагаем вам посмотреть видеоматериал о том, какие на сегодняшний день существуют технические приспособления, без которых мы уже не можем обойтись.

Видео «Гаджеты»

Посмотрите, друзья, как оказывается много электроники и различных гаджетов сопровождают нашу жизнь.

Вопросы детям:

· Какие гаджеты у вас есть?

· Какое устройство вы хотели бы получить в подарок? Для чего оно вам нужно?

· Можно ли обойтись без этих гаджетов?

 

Анкета.

1. Как Вы используете планшет?

· Играю в игры

· В образовательных целях

· Во время путешествий

· Просмотр ТВ, видео

· Для связи с друзьями, семьей

· Для чтения

· Слушаю музыку

Результаты анкеты

1. Процент, сколько детей, чем занимаются.

2. Если результат составил от 0 до 4 пунктов, то нет повода для

беспокойства, у вас нет зависимости. От 5 пунктов и более — это повод

задуматься о зависимости. К врачу стоит обращаться, если 9 из 10 пунктов

соответствуют вашей жизни.

3-5. а - 4 балла б- 3 балла в - 2 балла    г - 1 балл

10-12 баллов - гаджетозависимость

6-9 баллов - высокая степень зависимости

3-5 баллов - низкая степень зависимости

Оценили себя, есть повод задуматься?

Итак, гаджет-зависимость можно охарактеризовать как зависимость не только от использования всевозможных электронных устройств, но и от интернета, социальных сетей и компьютерных игр.

Друзья, внимание! Офтальмологическая пауза. Мы с вами сейчас смотрели видео, заполняли анкету, читали – это нагрузка на глаза. Для того, чтобы сохранить зрение или избежать его ухудшение, нужно делать специальную зарядку.

Тема вечера: Дружба

Цель: совместно с детьми определить основные законы дружбы.

Продолжительность: 40 минут.

Легенды о Дружбе

Спросил как-то комар муху: — Есть ли здесь в окрестности цветы? — Насчет цветов ничего не знаю, – ответила ему муха. — А вот консервных банок, навоза, нечистот в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные мусорки, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь мусорки? – спросил он у нее. — Мусорки? Нечистоты? Нет, нигде не видела, – удивилась пчела. – Зато здесь повсюду так много благоуханных цветов. И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились гиацинты. Вот почему так важно правильно выбирать себе друзей.

Вопросы детям: Как вы думаете, что ответил третий друг? Он помог, попавшему в беду или поступил так же, как двое предыдущих?

Вопросы детям: Как вы думаете, что сделали хозяева? Представьте, вы хозяин Мурки и Шарика, как поступили бы вы в данной ситуации?

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать.

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин) .

Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

***

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать, и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вопросы детям: Что бы вы сказали родителям, правду или ложь? Как вы думаете, что произошло дальше? Чем закончилась история?

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

 

Про Чудь белоглазую

Долгое время здешние земли Пермской считались дикими, негостеприимными, – предполагалось, что их населяют таинственные и не всегда дружелюбные племена. Самым загадочным из них можно, пожалуй, назвать белоглазую чудь – народ, представители которого, по преданию, обладали двоякой природой и были людьми только наполовину, а на вторую половину принадлежали к миру духов. До настоящего времени ходят легенды, согласно которым чудь покинула Прикамье, «ушла под землю», после того, как в этих краях поселились пришлые люди. Существуют и обычаи, согласно которым в определенные дни принято «поминать чудь». Предметы пермского звериного стиля, которые сейчас бережно хранятся в музеях Прикамья, иначе называют «чудскими образками» – они изображают древних языческих божеств, объединяющих звериные и человеческие черты.

 

Легенда о Полюдовом камне

В давние-давние времена, когда страна, расположенная в междуречье Камы и Вишеры, носила имя Перми Великой, на Полюдовом камне жил великан Полюд, а напротив, за Вишерой, на горе Помянённый камень жил великан Пеля. Великаны-богатыри несли дозорную службу на рубежах Перми Великой, которые проходили как раз по этим горам. Они первыми встречали набеги вражеских племён, приходивших в то время по Вишере из-за Урала. И вот однажды с Сибирской стороны по Вишере пришла несметная орда. Бьются с ней богатыри день, бьются другой, третий. Мечут во врагов с горных вершин громадные камни, каждый величиной с добрую избу. Эти камни до сих пор по берегам Вишеры лежат. Но не убывает вражья сила. Рассердился тогда Полюд, топнул, что было мочи, по горе ногой. И сегодня ещё виден след от богатырской ступни на вершине камня, длиною он семь четвертей. Земля от удара затряслась, лес повалился, Вишера разбушевалась, из берегов вышла. Вражеское войско бросилось наутёк. После этого Полюд, поскольку делать ему больше нечего стало, ушёл "в гору", в пещеру, что была в его горе, и заснул там богатырским сном. И говорят, спит до сих пор.

Легенда о Каменном городе

Знаете ли вы, что в Пермском крае есть Каменный город? Уникальное место. Каменный город - это комплекс огромных камней, расположенных таким образом, что создается впечатление города. И все здесь как будто настоящее: и узенькие улочки, и широкие проспекты, и тупики, и площадь, и арки-ворота в город. По такому городу можно бродить часами, даже и заплутать, если попадаешь сюда впервые. Существует легенда, что давным-давно на этом месте был потрясающей красоты город. Он цвел и развивался. И жили здесь красивые и добрые люди. Но у короля этого города была слепая дочь, она единственная не могла видеть красоту места, где живет. Злой колдун предложил королю излечение его дочери, и король согласился. Но как только принцесса смогла видеть, в ту же минуту колдун превратил все дома, улицы и жителей в камень. И осталось молодой принцессе лишь любоваться прекрасным, но каменным городом.

Легенда о реке Усолке

Было это в те годы древние, когда на Каме не было ни веры христианской, ни людей русских, народ здесь жил, богам языческим поклонялся. А так ничего не изменилось с древних времен. Однажды появился неведомо откуда на берегах Камы среди народа языческого богатырь один. Поселился он на берегу реки, дом себе срубил. И была у этого богатыря вещь одна диковинная – мельница. Да не простая мельница, а соляная. Стоит она себе в избе, в неё ничего не сыплют, жернова сами крутятся, и соль из неё сыплется.

Тут сказать нужно, что народ языческий соли не знал, и много от этого бедствий терпел. Принесли охотники добычу богатую из леса, рыбаки с реки улов великий несут, а хранить как всё это без соли, как запас на голодное время сделать?

Богатырь-то не жадный был, всем кому надо, соль насыпал и ничего взамен не брал. Долго ли, коротко так всё шло. Да только князь народа языческого решил себе соляную мельницу к рукам прибрать. Да как только сделать это? Богатырь силы немереной, одним взмахом всю дружину его наземь положит. Хитрость тут нужна. Уговорил он старую колдунью зелье приготовить, чтоб человека крепкого да долгий сон охватил. Приготовила колдунья зелье. Князь его другому своему верному человеку дал и говорит: «Сходи-ка к богатырю, соль возьми, да угости его кваском ягодным в благодарность».

Пошёл княжеский человек за солью, и как не отказывался богатырь, уговорил его квасок ягодный испить в благодарность. Выпил он этого зелья и уснул. А князю только этого и надо. Взял дружинников, на лодку, и к дому, где богатырь жил. Пришли, видят, спит богатырь сном крепким, а всё равно страшно. Князь с дружинниками меленку схватили и бегом в лодку. Шестом от берега оттолкнулись, за вёсла взялись. Да видно шибко торопились, гребли недружно, лодка на один борт наклонилась. Меленка соляная с лодки скользнула и на дно речное ушла. В том месте омут глубокий был, не могли никак достать её люди княжеские.

А мельница на дне речном жернова крутит и крутит, соль сыплет да сыплет. Через день-другой вода в реке солёная стала, пить невозможно, а потом и в ручьях такая же стала. Хоть бросай всё и уходи землю другую искать. Но богатырь тут проснулся, узнал про козни князя и беду для всего народа языческого. «С князем я потом поквитаюсь — сказал он, — а сейчас народ выручать надо». Взял богатырь камень-валун огромный, запряг в него великана лесного — лося, и от омута речного, где меленка упала, борозду глубоченную пропахал в долину большую. Вода туда так и хлынула и меленку с собой унесла, и в долине огромное озеро образовала. Второй раз богатырь с валуном прошёлся и отгородил реку от озера. И вода в реке стала снова чистой, не солёной. А озеро, где мельница соляная на дне осталась, богатырь землёй присыпал, чтоб никто до неё не мог добраться, от соблазнов разных людей оградить.

А где борозда была богатырём сделана, так по ней река пошла Усолка. Из озера же с меленкой соляной под землёй богатырём упрятанного, по берегам Усолки иногда ручейки солёные пробиваются. Только приходится людям сейчас силы большие тратить, чтоб соль добывать, колодцы, варницы ставить, не как раньше, от меленки.

 

Рекомендуемая литература для подготовки мероприятия

1. Бординских Г. А., Соликамск. Путеводитель / Г. А. Бординских. – 2-е издание. – Санкт-Петербург: ООО «Маматов», 2012. – 96 с., ил.

2. Ураловед. Портал знатоков и любителей Урала. Каменный город [электронный ресурс]/ Режим доступа: https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/kamenniy-gorod

3. Ширинкин, П. С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ П. С. Ширинкин. – Пермь.: Пресстайм. - 2013. - 395 с.

 

Методические разработки воспитательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних на досуговых площадках

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 512.