Практическое занятие № 1 - «Нервная система и её роль в жизнедеятельности организма. Филогенез и онтогенез нервной системы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.А. Шамиева

 

Б1. Б.8 «Анатомия ЦНС»

Методические рекомендации для преподавателя

 

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ в соответствии с учебным планом ОПОП

 

по направлению подготовки

37.03.01 «Психология»

Профиль

«Психология»

 

Форма обучения – очная, заочная

 

 

Санкт-Петербург 2017


Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Введение в клиническую психологию» созданы в помощь студентам для работы на занятиях, подготовки к практическим работам.

Приступая к выполнению практический работы, студент должен внимательно прочитать задания занятия, ознакомиться с теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы.

 


Практическое занятие № 1 - «Нервная система и её роль в жизнедеятельности организма. Филогенез и онтогенез нервной системы».

 

Структура:

1. Основные морфологические элементы нервной системы.

2. Онтогенетическое развитие центральной нервной системы.

 

Содержание практического занятия:

1. На данном практическом занятии студенты выступают с докладами по вопросам темы.

2. Ответы на тестовые задания согласно списка рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы, и других изданий раздела 8.4 рабочей программы дисциплины.

Микроструктура нервной ткани

1. Основные клетки нервной ткани – это

а) астроциты

б) нейроны

в) глия

2. Трофическую и поддерживающую функцию в нервной ткани выполняют

а) астроциты

б) эпендимная глия

в) олигодендроглия

3. В образовании миелина пронимают участие

    а) астроциты

б) олигодендроглия

в) эпендимная глия

4.Сколько отростков имеет типичный мультиполярный нейрон в ЦНС человека

    а) 5 дендритов и 3 аксона

    б) 1 дендрит и несколько аксонов

в) 1 аксон и несколько дендритов

5.Межнейронные взаимодействия осуществляются через

    а) синапсы

    б) щелевые контакты

    в) через химический посредник

6.Типичный химический синапс состоит из

    а) аксона, дендрита и тела клетки

    б) скопления нервных клеток, проводящих волокон и мозговых оболочек

    в) пресинаптической мембраны, синаптической щели и постсинаптической мембраны

 

Методы обучения – комментированные доклады, презентации с пояснениями.

Средства обучения – графические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Для подготовки к практическому занятию рекомендуется следующая основная и дополнительная литература:

1. Анатомия центральной нервной системы: учебно-методический комплекс / ПГУПС. - СПб: ПГУПС, 2009 (адрес сайта http://pgups.com

2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224 с.

3. Воронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Н. В. Воронова, Н. М.

4. Климова, А. М. Менджерицкий. -, 2005; М.: Аспект Пресс, 2005. – 127 с.

5. Кассан А. Анатомия человека. Иллюстрированный атлас, 2012

6. Козлов В. И. Анатомия нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям "Психология", "Биология" / В. И. Козлов. -, 2006; М.: Мир, 2006. - 206 с.

 

Практическое занятие № 2 - «Нервная система и её роль в жизнедеятельности организма»

Структура:

1. Немиелинизированные и миелинизированные волокна.

2. Классификация нейронов по форме и функции.

3. Макроглия. Особенности и функции разных видов макроглии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты).

4. Строение и функции микроглии.

Содержание практического занятия:

1. На данном практическом занятии студенты выступают с докладами по вопросам темы.

Итог: понимание значения миелинизации, различия функций макро- и микроглий, анатомической терминологии.

2. Ответы на тестовые задания согласно списка рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы, и других изданий раздела 8.4 рабочей программы дисциплины.

Спинной мозг

1.Чувствительный нейрон спинного мозга располагается в

    а) сером веществе спинного мозга

    б) спинномозговом ганглии

    в) в белом вещества спинного мозга

2.В спинномозговых узлах присутствуют все структуры, кроме

    а) шванновских клеток

    б) псевдоуниполярных нейронв

    в) синапсов

3.Спинной мозг имеет все перечисленные утолщения, кроме

    а) шейного

    б) грудного

    в) поясничного

4.Ядра спинного мозга являются скоплением

а) нейронов

б) нервных волокон

в) клеток соединительной ткани

 

Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.

Средства обучения – графические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Для подготовки к практическому занятию преподавателю рекомендуется следующая основная и дополнительная литература, нормативно-правовая документация и другие изданий:

  1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
  2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

 

Ствол головного мозга

1.Черепно-мозговые нервы

    а) отходят от ствола мозга

    б) иннервируют только область головы

    в) иннервируют органы всех полостей тела

2. Собственные ядра моста

    а) обеспечивают связь коры больших полушарий и коры мозжечка

    б) образуют трапециевидные тела

    в) связывают мост с продолговатым мозгом

3. Красное ядро

    а) относится к стволу мозга

    б) располагается в покрышке среднего мозга

    в) находится в спинном мозге

4. Полостью среднего мозга является

    а) 3 мозговой желудочек

    б) сильвиев водопровод

    в) ромбовидная ямка

5.Ретикулярная формация располагается

    а) в стволе мозга

    б) в полушариях переднего мозга

    в) в лимбической системе

6. Какие из перечисленных ядер являются ядрами мозжечка

    а) ядро Голля

    б) зубчатое ядро

    в) ядро Дейтерса

7. Клочок мозжечка связан

    а) с корой больших полушарий

    б) с базальными ядрами

    в) с вестибулярными ядрами

8.Строение мозжечка наиболее близко к строению

    а) спинного мозга

    б) полушарий переднего мозга

    в) среднего мозга

Черепные нервы

1.Черепно-мозговые нервы

    а) отходят от ствола мозга

    б) иннервируют только область головы

    в) иннервируют органы всех полостей тела

2.Черепномозговые нервы отходят от

    а) ствола мозга

    б) продолговатого мозга и моста

    в) базальных ядер

3.Чисто чувствительными являются черепно-мозговые нервы

    а) блуждающий

    б) лицевой

    в) вестибулярно-слуховой

4.Чисто двигательными являются черепно-мозговые нервы

    а) добавочный

    б) блоковый

    в) языко-глоточный

5.Блуждающий нерв иннервирует

    а) органы грудной и брюшной полостей

    б) глазницу

    в) орган слуха

 

Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.

Средства обучения – графические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Для подготовки к практическому занятию рекомендуется следующая литература:

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

 

Ствол головного мозга

1.Черепно-мозговые нервы

    а) отходят от ствола мозга

    б) иннервируют только область головы

    в) иннервируют органы всех полостей тела

2. Собственные ядра моста

    а) обеспечивают связь коры больших полушарий и коры мозжечка

    б) образуют трапециевидные тела

    в) связывают мост с продолговатым мозгом

3. Красное ядро

    а) относится к стволу мозга

    б) располагается в покрышке среднего мозга

    в) находится в спинном мозге

4. Полостью среднего мозга является

    а) 3 мозговой желудочек

    б) сильвиев водопровод

    в) ромбовидная ямка

5.Ретикулярная формация располагается

    а) в стволе мозга

    б) в полушариях переднего мозга

    в) в лимбической системе

6. Какие из перечисленных ядер являются ядрами мозжечка

    а) ядро Голля

    б) зубчатое ядро

    в) ядро Дейтерса

7. Клочок мозжечка связан

    а) с корой больших полушарий

    б) с базальными ядрами

    в) с вестибулярными ядрами

8.Строение мозжечка наиболее близко к строению

    а) спинного мозга

    б) полушарий переднего мозга

    в) среднего мозга

 

Черепные нервы

1.Черепно-мозговые нервы

    а) отходят от ствола мозга

    б) иннервируют только область головы

    в) иннервируют органы всех полостей тела

2.Черепномозговые нервы отходят от

    а) ствола мозга

    б) продолговатого мозга и моста

    в) базальных ядер

3.Чисто чувствительными являются черепно-мозговые нервы

    а) блуждающий

    б) лицевой

    в) вестибулярно-слуховой

4.Чисто двигательными являются черепно-мозговые нервы

    а) добавочный

    б) блоковый

    в) языко-глоточный

5.Блуждающий нерв иннервирует

    а) органы грудной и брюшной полостей

    б) глазницу

    в) орган слуха

 

Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.

Средства обучения – графические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Для подготовки к практическому занятию рекомендуется литература:

  1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
  2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

 

Промежуточный мозг

1.К промежуточному мозгу относятся  

    а) таламус

    б) гипоталамус

    в) эпиталамус

2. Медиальные коленчатые тела располагаются в

    а) спинном мозге

    б) продолговатом мозге

    в) таламусе

3.Гипоталамус связан с

    а) лимбической системой

    б) спинным мозгом

    в) гипофизом

4. В состав гипоталамуса входят

    а) паравентрикулярное и супраоптическое ядро

    б) красное ядро

    в) серый бугор и воронка

 

Методы обучения – комментированные упражнения.

Средства обучения – аудиовизуальные.

Для подготовки к практическому занятию рекомендуется следующая основная и дополнительная литература:

1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.

2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

Проводящие пути

1. Проводящие пути ЦНС разделяют на

    а) восходящие и нисходящие

    б) комиссуральные, проекционные и ассоциативные

    в) спинальные и корковые

2. Мозолистое тело

    а) связывает сегменты спинного мозга

    б) разделяет базальные ганглии

    в) связывает правое и левое полушария

3. Спино-таламический путь несет информацию от

    а) проприорецепторов

    б) слуховых рецепторов

    в) кожных рецепторов

4. Пирамидные пути

    а) начинаются от пирамид 5 слоя моторной коры

    б) проходят через пирамиды продолговатого мозга

    в) являются ассоциативными путями

5. Экстрапирамидная система включает

    а) нисходящие двигательные пути

    б) восходящие чувствительные пути

    в) комиссуральные пути

Методы обучения – комментированные упражнения, решение проблемных задач.

Средства обучения – графические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Для подготовки к практическому занятию рекомендуется следующая литература:

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

 

 

В.А. Шамиева

 

Б1. Б.8 «Анатомия ЦНС»

Методические рекомендации для преподавателя

 

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ в соответствии с учебным планом ОПОП

 

по направлению подготовки

37.03.01 «Психология»

Профиль

«Психология»

 

Форма обучения – очная, заочная

 

 

Санкт-Петербург 2017


Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Введение в клиническую психологию» созданы в помощь студентам для работы на занятиях, подготовки к практическим работам.

Приступая к выполнению практический работы, студент должен внимательно прочитать задания занятия, ознакомиться с теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы.

 


Практическое занятие № 1 - «Нервная система и её роль в жизнедеятельности организма. Филогенез и онтогенез нервной системы».

 

Структура:

1. Основные морфологические элементы нервной системы.

2. Онтогенетическое развитие центральной нервной системы.

 

Содержание практического занятия:

1. На данном практическом занятии студенты выступают с докладами по вопросам темы.

2. Ответы на тестовые задания согласно списка рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы, и других изданий раздела 8.4 рабочей программы дисциплины.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 272.