Неудачи личного характера. Неудачи в развитии потребностей и интересов, в изменении эмоций и чувств. Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера. Неудачи в избавлении от комплексов и в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.
Тема 10. Практические рекомендации по консультированию будущих мужчин и молодой семьи.
Основные вопросы семейного консультирования. Взаимоотношения с будущим мужем. Взаимоотношения между мужчинами молодой семьи. Способы разрешения конфликтов в молодой семье.
Тема 11 . Психологическое консультирование сложившихся семей и отношения мужчин с их родителями.
Взаимоотношения между мужчинами в сложившейся семье. Трудности на пути к достижению согласия между супругами. Взаимоотношения мужчин с их родителями. Виды семейно-обусловленных травмирующих переживаний.
Тема 12. Консультирование родителей детей-дошкольников и младших школьников.
Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками. Проблемы трехлетнего возрастного кризиса. Основные аспекты готовности ребенка к обучению в школе.
Тема 13. Психолого-педагогическое консультирование родителей подростков и юношей.
Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста. Особенности возрастного кризиса подростка. Консультирование родителей юношей и девушек. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
Тема 14. Психологическое консультирование по проблемам профессиональной саморегуляции и выбора профессии.
Неудачи и управление эмоциями в деловой жизни. Неудачи в выборе профессии, условий и места работы. Неудачи в продвижении по службе. Неудачи в поддержке и сохранении своей работоспособности. Неудачи в конкуренции с другими людьми.
3 . Содержание дисциплины
Тематический план изучения дисциплины
«Основы консультативной психологии»
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | |||||||||||||||||||||||||||||
Очная форма | Очно-заочная форма | |||||||||||||||||||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||||||||||||||||||||
л | п | лаб | инд | с. р. | л | п | лаб | инд | с.р. | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||||||||||||||||||
Семестр
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
13
2
6
13
10
13
3
6
13
10
13
4
6
13
10
13
3
6
13
10
52
12
24
52
40
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.
ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
13
4
6
13
10
13
5
6
13
10
26
9
12
10
20
Семестр
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ
13
2
3
6
2
10
13
4
3
6
2
10
13
4
4
6
10
13
4
4
6
2
10
13
3
4
6
10
13
4
4
6
2
10
13
4
4
4
10
11
4
4
4
2
10
102
33
32
44
10
80
180
50
50
180
16
140
4. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины „Основы консультативной психологии ” предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.
Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.
Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.
В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графика консультаций, утвержденного кафедрой.
Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки
№ п/п | Название темы | Часы |
1. | Тема 1: Общее понятие о психологическое консультирование, его цели, задачи, виды и этапы. Личность психолога-консультанта. | 6 |
2. | Тема 2: Профессиональная подготовка консультанта. | 6 |
3. | Тема 3. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры | 6 |
4. | Тема 4. Начальный и настроючий этап психологического консультирования | 6 |
5. | Тема 5. Техника общения в процессе психологического консультирования и механизмы психологической и коррекционно в влияния. | 6 |
6. | Тема 6. Техника завершающего этапа консультирования и тестирования в практике психологического консультирования | 6 |
7. | Тема 7. Рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями | 6 |
8. | Тема 8. Рекомендации по психологическому консультированию, связанным с темпераментом, характером и потрибнисно - мотивационной сферы | 6 |
9. | Тема 9. Психологическое консультирование, связанное с личными жизненными неудачами | 6 |
10. | Тема 10. Практические рекомендации по консультированию будущих мужчин и молодой семьи. | 6 |
11. | Тема 11. Психологическое консультирование сложившихся семей и отношения мужчин с их родителями | 6 |
12. | Тема 12. Консультирование родителей детей-дошкольников и младших школьников. | 6 |
13. | Тема 13. Психолого-педагогическое консультирование родителей подростков и юношей | 4 |
14. | Тема 14. Психологическое консультирование по проблемам профессиональной саморегуляции и выбора профессии. | 4 |
ВСЕГО: | 80 |
Индивидуальные контрольные задания
Вариант 1.
1.Дайте рабочее определение понятию '' психологическая помощь ''.
2.Чем объясняется специфика ситуации обращения за психологической помощью?
3.Дайте определение понятию '' психологическая информация '', назовите способы ее получения.
4.Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию (обоснуйте ответ):
• Сегодня он купил ботинки черного цвета.
• Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.
• Он каждый день выглядит по-разному.
Вариант 2.
1. Какие социальные, философские и научные события привели к возникновению психологической помощи как института и профессии?
2. Определите этапные моменты в процессе принятия человека человеком.
3.Назовите категории задач взаимодействия клиента с психологом. В чем специфика собственно психологических задач?
4. Определите, какое психологическое знание использовано в ЭТИХ высказываниях:
• Все люди разные.
• Как хорошо, когда дети усваивают '' Я могу '' вместо надоедающего '' Ты должен ''.
• Теплота - это эмоциональное отношение к клиенту, выраженное невербальными средствами.
Вариант 3.
1. Назовите основную проблематику, предполагающую оказание психологической помощи.
2. Каковы, в общем виде, задачи оказания психологической помощи?
3. Какой специалист имеет право на оказание профессиональной психологической помощи?
4. Определите содержание помощи практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента:
• Я готова выслушать Вас и помочь, если есть такая необходимость.
• Я постараюсь помочь Вам разобраться в причинах Вашего состояния, и вместе попытаемся палатки пути выхода из него.
• Я готов выслушать Вас и решить Ваш вопрос.
Вариант 4.
1. Сформулируйте основные различия в разработке проблематики психологической помощи в развитых странах и странах третьего мира.
2. Укажите основания для предпочтения индивидуальной или групповой формы работы.
3. Назовите Отличительные признаки в деятельности квалифицированного и неквалифицированном педагога-психолога.
4. Определите, какое высказывание, обращенное к клиенту, принадлежит квалифицированного психологу (обоснуйте):
• Если Вы мне НЕ верите, нам нет смысла продолжать эту беседу.
• В Вас есть сила. У Вас много сил.
• Что Вы говорите? Скорее всего Вы ошибаетесь в оценке его состояния.
• Скажите: - '' Ты меня удивил '' еще раз.
Вариант 5.
1. Что такое теория? Функции теории психологического консультирования.
2. Каковы источники теорий консультирования?
3. бихевиоральное направление в психологическом консультировании (основные понятия и основные методы воздействия на клиента).
Вариант 6.
1. Проанализируйте теории как концептуальные структуры психологического консультирования.
2. Какие ограничительные факторы или недостатки имеют теории консультирования?
3. гуманистической, или экзистенциональное направление в психологическом консультировании (основные понятия и основные методы воздействия на клиента).
Вариант 7.
1. Проанализируйте теории как языки психологического консультирования.
2. Каким теориям консультирования Вы отдайте предпочтение?
3. Каким образом лучше всего выработать теоретическую позицию, которой можно было бы руководствоваться в практике консультирования?
Вариант 8.
1. Рассмотрим теории как наборы гипотез исследования в психологическом консультировании.
2. Как лучше всего можно изучить теории консультирования?
3. Глубинное или психодинамическое направление в психологическом консультировании (основные понятия и основные методы воздействия на клиента).
Вариант 9.
1. Назовите этические принципы деятельности педагога психолога.
2. Перечислите основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.
3. Проанализируйте психологическое консультирование как репертуар воздействий на клиента.
4 На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать цитату:
'' Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности страсти '. А. Ахматова.
Вариант 10.
1. В чем состоит общность и различие смежных областей деятельности, как психологическое консультирование и психотерапия.
2. Каковы основные этапы психологического консультирования и их специфика?
3. Проанализируйте консультирование как психологический процесс.
4. На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать цитату:
'' Нежным дается грусть '' С. Есенин.
Вариант 11.
1. Сформулируйте основные права консультирующего психолога и клиента.
2. Укажите ряд оснований и признаков для неблагоприятно прогноза в отношении дальнейшей работы с клиентом.
3. Назовите Возможные цели психологического консультирования.
4. На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать следующую цитату:
'' И было мукой для них, что людям музыкой казалось ''. И. Анненский.
Вариант 12.
1. Назовите Желательные и нежелательные моменты в первой встрече психолога-консультанта с клиентом.
2. Проанализируйте психологическое консультирование как вид отношений помощи.
3. Сравните психологическое консультирование и психотерапию.
4. На каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующую цитату:
'' За жирными коровами следуют тощие, за тощими - отсутствие мяса '. Г. Гейне.
Вариант 13. Задание '' Письмо психолога ''
1.Напишите письмо любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
2.Определить содержание позиции практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента:
'' Как психолог, я могу с помощью различных методик определить личные качества вашего ребенка, его склонности, сориентировать его в выборе профессии '.
Вариант 14. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо мальчику (13 лет), которые НЕ знает, как понравиться девочке.
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 15. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила подарков всему классу.
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 16. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо подростку (15 лет), которые ненавидит людей.
Возможный алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 17. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 18. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо папе мальчика (10 лет), которые не верит в разум сына.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочному психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 19. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо девочке (13 лет), которая очень гордится, что она красивая.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 20. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме мальчика (9лет), которые НЕ хочет быть мальчиком.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 21. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо папе девочки (7 лет), которые НЕ живет с ней.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 22. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна и терпение ее уже на пределе.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 23. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме девочки (12 лет), которой не нравится быть девочкой и которая подражает в своем поведении мальчикам.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 24. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо старшеклассники (17 лет), которые разочаровался в первой любви и тяжело переживает.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 25. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме девочки (4 года), родители которой ждали мальчика и поэтому НЕ проявляют к ней особой эмоциональной чувствительности.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 26. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо старшеклассники (17 лет), которые разочаровался в первой любви и тяжело переживает.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 27. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо родителям мальчика (12 лет), которые убегает из дома из- за постоянных ссор взрослых.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 28. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо учительнице (25 лет), которая в своих неудачах в работе с 6- классниками обвиняет только родителей детей
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 29. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме первоклассника- левши, которого она заставляет писать правой рукой.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 30. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме 13-летнего мальчика, который стал замкнутым и перестал чем- то интересоваться после смерти отца.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 31. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме мальчика (13 лет), в которой муж алкоголик.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Вариант 32. Задание '' Письмо психолога ''
Напишите письмо маме мальчика (6 лет), которые постоянно лжет, как ей кажется.
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. палатки перспективы адресата.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Актуальные политико-правовые и социально-психологические исследования в традициях ведущих научных школ: достижения, тенденции, перспективы: [Международная коллективная монография] в 2 т. Т. 1 [Коллектив авторов]. Под ред. акад. Веретенникова В. И., акад. Висковатовой Т. П., акад. Товстика В. А., отв. ред.- сост. В. Е. Лунев. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2013. – 604 с.
2. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 4-е, ипср. и доп. – К. : «Освита Украины», 2007. – 332 с.
3. Волженцева, И. В. Методологические и теоретико-эмпирические аспекты полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными способами: монография / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2012. – 536 с.
Дополнительная литература
1. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие / В. В. Козлов. – 2 –е изд., доп. – М. : Психотерапия, 2007. – 336 с.
2. Николаєва, В. І., Соціальне консультування: модельний варіант. Навчальний посібник. / В. І. Николаєва, В. М. Кожевников. – Донецьк: «Вебер», 2007. – 211 с.
3. Синельников, В. М. Основы психологического консультирования: учебное пособие. – Курс лекций с элементами практики и самоконтроля / В. М. Синельников. – Макеевский экономико-гуманитарныйинститут. – 2009. – 324 с.
4. Цимбалюк, І. М. Психологічне консультування та корекція: навчальний
посібник ; модульно-рейтинговий курс / І. М. Цимбалюк. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: ПРОФЕСІОНАЛ, 2007. – 544 с.
Периодическая
1. Айви, А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – Москва, 2007. – 487 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2tcd/bkCymPRbs
2. Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: учебное пособие / Ю. Алешина. – Москва: Академия, 2015. – 208 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа:https://cloud.mail.ru/public/3Ext/ToVBWyqhG
3. Василюк, Ф. Е. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: учебное пособие / Ф. Е. ВАсилюк. – Москва, 2012. – 342 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа:https://cloud.mail.ru/public/7oeJ/UNyqtwSnu
4. Олифирович, Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика / Н. И. Олиферович.— Мн.: Тесей, 2015. – 264 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6fsG/W6mJvhyk6
5. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 218 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DndF/FCdy7DiWe
6. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2njo/rr5mRT1pP
Средства обеспечения освоения дисциплины
1. Методические указания;
2. Материалы по видам занятий;
3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Психологическое консультирование проблем дошкольников.
2. Психологическое консультирование школьников и их родителей.
3. Психологическое консультирование членов педагогического коллектива.
4. Психологическое консультирование по проблемам одиночества.
5. Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении. Психологическое консультирование инвалидов.
6. Психологическое консультирование родителей имеющих детей-инвалидов.
7. Психологическое консультирование в менеджменте.
8. Психологическое консультирование в политике.
9. Дистантное психологического консультирования.
10. Психологическое консультирование в ситуации близкой кончины или потери близких.
11. Разработка основ консультативной работы с клиентом в рамках философской антропологии.
12. Основные принципы работы и этика телефонной консультативной помощи.
13. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских пар.
14. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношения семьи и подростка, юноши.
15. методов психологического консультирования в работе с детьми группы риска и с детьми, пострадавшими от насилия.
16. Психологическое консультирование в работе с детьми группы риска и с детьми, пострадавшими от насилия.
17. Уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе.
18. Параллелирование темы в консультативной беседе. Работа с сопротивление воздействию в личностно-ориентированном психологическом консультировании.
19. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультировании.
20. Обязательства специалиста, оказывающего влияние.
21. История возникновения телефонной консультативной помощи за рубежом.
22. Основные положения классического психоанализа З. Фрейда и их использование в психологическом консультировании.
23. Индивидуальная психология А. Адлера как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления.
24. Аналитическая психология К. Юнга как концепция психологической помощи и методы работы с клиентом в рамках этого направления.
25. Практика супервизии в консультировании.
26. Механизмы психологической защиты и консультативная помощь.Феномен «сгорания» у консультанта.
27. Волевая терапия Отто Ранка.
28. Символдрама как метод оказания психологической помощи и ее концептуальные основы.
29. Онтопсихология как концепция и метод психологической помощи.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 631.