ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

очной и очно-заочной формы обучения

 

 

Макеевка, 2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

очной и очно-заочной формы обучения

 

Макеевка, 2017 г.

УДК 159

 

 

Синельников, В.М. Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Основы консультативной психологии» (для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня бакалавриат для очной и очно-заочной формы обучения) / В.М. Синельников. – Макеевка: ДОНАГРА, 2017. – 24 с.

 

 

В методических рекомендациях представлены материалы по организации и планированию самостоятельной работы по дисциплине «Основы консультативной психологии» для студентов направления подготовки 37.03.01 «Психология» образовательного уровня «бакалавриат», которые необходимы для усвоение дисциплины. Методические рекомендации содержат: аннотацию дисциплины, тематический план, содержание курса, план самостоятельной работы, тематику рефератов, вопросы к зачету и экзамену, варианты самостоятельной работы, тестовые задания по курсу, список рекомендованной литературы.

 

Рецензенты:

 

Ткач М.М., канд. психол.н., доцент кафедры психологии

 

Ковальчишина С.В., канд. психол.н., доцент кафедры психологии

 

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры психологии

Протокол № 2 от “04” октября 2017 года

 

Утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол № 2 от “07” октября 2017 года

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Решением Учебно-методического совета ДОНАГРА

Протокол № 5 от “15” октября 2017 года

 

© ДОНАГРА, 2017 

1.  Общая информация о дисциплине

« Основы консультативной психологии»

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Очная форма обучения

Очно-

заочная форма обучения

Количество зачетных единиц – 5

Область знаний 37.00.00 - «Психологические науки»

Профессиональный блок

Базовая часть

Направление подготовки: 37.03.01 Психология

 

Семестр

Общее количество часов – 180

7 -8

7 -8

Лекции

Недельных часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 4

самостоятельной работы студента – 2

квалификационный уровень:

бакалавр

50

24

Практические

50

16

Самостоятельная работа

80

140

Индивидуальные задания:

 

Вид контроля:

7 семестр- зачет, 8 семестр - экзамен

         

Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Основы консультативной психологии» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (профессиональной) части направления подготовки: 37.03.01 Психология.

Изучение дисциплины базируется на курсах ««Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Патопсихология», «Психодиагностика», «Основы психокоррекции и психотерапии» и др.

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая относительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности.

Целью учебной дисциплины является научить студентов оказывать непосредственную психологическую помощь людям, которые нуждаются в ней в виде совместного анализа проблемной ситуации, а также советов и рекомендаций, направленных на разрешение психологических проблем.

Знания в области психологического консультирования являются обязательными не только для тех, кто собирается стать практическим психологом, но также для социальных работников, педагогов, дефектологов и др.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

· Основные теоретические положения психологического консультирования.

· Основные принципы, структуру и задачи психологического консультирования

· Основные виды и различия психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

· Психологическая характеристика участников психологического консультирования.

· Содержательную основу и отличительные особенности современных моделей психологической помощи, используемых в психологическом консультировании: психодинамическую, бихевиорально-когнитивную, гуманистичекую модели.

· Базовые приемы и техники, применяемые в консультировании.

· Специальные приемы и техники, применяемые в консультировании.

· Основные направления работа в разных сферах психологического консультирования: семейном, интимно-личностном, психолого-педагогическом, деловом и т.д.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Основы патопсихологии» студент должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью:

работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,  профессиональные и культурные различия (ОК-6);

обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

профессиональными компетенциями (ПК), 

в практической деятельности:

способностью и готовностью к: 

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение  отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных  рисков в различных видах деятельности (ПК-1); 

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям,  ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду,  группе, организации психологической помощи с использованием  традиционных методов и технологий (ПК-3);

 выявлению специфики психического функционирования человека с  учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска,  его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим  социальным группам (ПК-4);

психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики  уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы,  самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента,  функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при  психических отклонениях с целью гармонизации психического  функционирования человека (ПК-5);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к: 

постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской  и практической деятельности (ПК-6);

участию в проведении психологических исследований на основе  применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и  научно-практических областях психологии (ПК-7);

в педагогической деятельности:

способностью и готовностью к:

просветительской деятельности среди населения с целью повышения  уровня психологической культуры общества (ПК-12);

в организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью к:

проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и  создания психологического климата, способствующего оптимизации  производственного процесса (ПК-13); 

 реализации психологических технологий, ориентированных на  личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и  групп (ПК-14).

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

Знать:

 историю возникновения психологического консультирования и отличие от других видов психологического воздействия;

    теоретические основы и основные направления психологического консультирования;

основные стадии процесса психологического консультирования;

этические аспекты консультативной работы.

Уметь:

применять технологию ведения беседы в процессе психологического консультирования;

анализировать сущность явлений и проблем, связанных с процессом осуществления психологического консультирования.

Владеть:

четким представлением о сферах использования психологического консультирования, общих характеристиках процесса консультирования, профессиональной ответственности и этических проблемах при проведении психологического консультирования;

основными методами и техниками психологического консультирования.

 

Содержание учебного материала

Семестр

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1

Тема 3. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры.

Подготовка к психологическому консультированию. Проведение психологического консультирования. Основные этапы психологического консультирования. Процедуры психологического консультирования. Структура жалобы клиента.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2

Семестр

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3

Тема 7. Рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями.

Типичные случаи (ситуации) связаны с развитием личности. Общие рекомендации по коррекции способностей. Методики по развитию познавательных и специальных способностей. Пути решения проблем развития коммуникативных способностей.

Тема 8. Рекомендации по психологическому консультированию, связанным с темпераментом, характером и потребностно- мотивационной сферы.

Советы и вопросы, связанные с темпераментом. Общие рекомендации по коррекции черт характера. Советы по развитию свободы. Рекомендации по совершенствованию деловых и коммуникативных черт характера. Консультирование по потребносно-мотивационным проблемам.

Семестр

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

Семестр

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.

180

50

50

80

180

24

16

140

                                                             

4. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины „Основы консультативной психологии ” предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, робота со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графика консультаций, утвержденного кафедрой.

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

№ п/п Название темы Часы
1. Тема 1: Общее понятие о психологическое консультирование, его цели, задачи, виды и этапы. Личность психолога-консультанта. 6
2. Тема 2: Профессиональная подготовка консультанта. 6
3. Тема 3. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры 6
4. Тема 4. Начальный и настроючий этап психологического консультирования 6
5. Тема 5. Техника общения в процессе психологического консультирования и механизмы психологической и коррекционно в влияния. 6
6. Тема 6. Техника завершающего этапа консультирования и тестирования в практике психологического консультирования 6
7. Тема 7. Рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями 6
8. Тема 8. Рекомендации по психологическому консультированию, связанным с темпераментом, характером и потрибнисно - мотивационной сферы 6
9. Тема 9. Психологическое консультирование, связанное с личными жизненными неудачами 6
10. Тема 10. Практические рекомендации по консультированию будущих мужчин и молодой семьи.   6
11. Тема 11. Психологическое консультирование сложившихся семей и отношения мужчин с их родителями 6
12. Тема 12. Консультирование родителей детей-дошкольников и младших школьников. 6
13. Тема 13. Психолого-педагогическое консультирование родителей подростков и юношей 4
14. Тема 14. Психологическое консультирование по проблемам профессиональной саморегуляции и выбора профессии. 4
ВСЕГО:   80

 

Индивидуальные контрольные задания

Вариант 1.

1.Дайте рабочее определение понятию '' психологическая помощь ''.

2.Чем объясняется специфика ситуации обращения за психологической помощью?

3.Дайте определение понятию '' психологическая информация '', назовите способы ее получения.

4.Определите, какое из высказываний несет психологическую информацию (обоснуйте ответ):

• Сегодня он купил ботинки черного цвета.

• Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.

• Он каждый день выглядит по-разному.

Вариант 2.

1. Какие социальные, философские и научные события привели к возникновению психологической помощи как института и профессии?

2. Определите этапные моменты в процессе принятия человека человеком.

3.Назовите категории задач взаимодействия клиента с психологом. В чем специфика собственно психологических задач?

4. Определите, какое психологическое знание использовано в ЭТИХ высказываниях:

• Все люди разные.

• Как хорошо, когда дети усваивают '' Я могу '' вместо надоедающего '' Ты должен ''.

• Теплота - это эмоциональное отношение к клиенту, выраженное невербальными средствами.

Вариант 3.

1. Назовите основную проблематику, предполагающую оказание психологической помощи.

2. Каковы, в общем виде, задачи оказания психологической помощи?

3. Какой специалист имеет право на оказание профессиональной психологической помощи?

4. Определите содержание помощи практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента:

• Я готова выслушать Вас и помочь, если есть такая необходимость.

• Я постараюсь помочь Вам разобраться в причинах Вашего состояния, и вместе попытаемся палатки пути выхода из него.

• Я готов выслушать Вас и решить Ваш вопрос.

Вариант 4.

1. Сформулируйте основные различия в разработке проблематики психологической помощи в развитых странах и странах третьего мира.

2. Укажите основания для предпочтения индивидуальной или групповой формы работы.

3. Назовите Отличительные признаки в деятельности квалифицированного и неквалифицированном педагога-психолога.

4. Определите, какое высказывание, обращенное к клиенту, принадлежит квалифицированного психологу (обоснуйте):

• Если Вы мне НЕ верите, нам нет смысла продолжать эту беседу.

• В Вас есть сила. У Вас много сил.

• Что Вы говорите? Скорее всего Вы ошибаетесь в оценке его состояния.

• Скажите: - '' Ты меня удивил '' еще раз.

Вариант 5.

1. Что такое теория? Функции теории психологического консультирования.

2. Каковы источники теорий консультирования?

3. бихевиоральное направление в психологическом консультировании (основные понятия и основные методы воздействия на клиента).

Вариант 6.

1. Проанализируйте теории как концептуальные структуры психологического консультирования.

2. Какие ограничительные факторы или недостатки имеют теории консультирования?

3. гуманистической, или экзистенциональное направление в психологическом консультировании (основные понятия и основные методы воздействия на клиента).

Вариант 7.

1. Проанализируйте теории как языки психологического консультирования.

2. Каким теориям консультирования Вы отдайте предпочтение?

3. Каким образом лучше всего выработать теоретическую позицию, которой можно было бы руководствоваться в практике консультирования?

Вариант 8.

1. Рассмотрим теории как наборы гипотез исследования в психологическом консультировании.

2. Как лучше всего можно изучить теории консультирования?

3. Глубинное или психодинамическое направление в психологическом консультировании (основные понятия и основные методы воздействия на клиента).

Вариант 9.

1. Назовите этические принципы деятельности педагога психолога.

2. Перечислите основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.

3. Проанализируйте психологическое консультирование как репертуар воздействий на клиента.

4 На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать цитату:

'' Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности страсти '. А. Ахматова.

Вариант 10.

1. В чем состоит общность и различие смежных областей деятельности, как психологическое консультирование и психотерапия.

2. Каковы основные этапы психологического консультирования и их специфика?

3. Проанализируйте консультирование как психологический процесс.

4. На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать цитату:

'' Нежным дается грусть '' С. Есенин.

Вариант 11.

1. Сформулируйте основные права консультирующего психолога и клиента.

2. Укажите ряд оснований и признаков для неблагоприятно прогноза в отношении дальнейшей работы с клиентом.

3. Назовите Возможные цели психологического консультирования.

4. На каком этапе интервью и почему целесообразно было бы использовать следующую цитату:

'' И было мукой для них, что людям музыкой казалось ''. И. Анненский.

Вариант 12.

1. Назовите Желательные и нежелательные моменты в первой встрече психолога-консультанта с клиентом.

2. Проанализируйте психологическое консультирование как вид отношений помощи.

3. Сравните психологическое консультирование и психотерапию.

4. На каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующую цитату:

'' За жирными коровами следуют тощие, за тощими - отсутствие мяса '. Г. Гейне.

Вариант 13. Задание '' Письмо психолога ''

1.Напишите письмо любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

2.Определить содержание позиции практического психолога, выраженной в характеристике своих возможностей для клиента:

'' Как психолог, я могу с помощью различных методик определить личные качества вашего ребенка, его склонности, сориентировать его в выборе профессии '.

Вариант 14. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо мальчику (13 лет), которые НЕ знает, как понравиться девочке.

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 15. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила  подарков всему классу.

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 16. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо подростку (15 лет), которые ненавидит людей.

Возможный алгоритм написания письма:

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 17. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 18. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо папе мальчика (10 лет), которые не верит в разум сына.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочному психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 19. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо девочке (13 лет), которая очень гордится, что она красивая.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 20. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме мальчика (9лет), которые НЕ хочет быть мальчиком.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 21. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо папе девочки (7 лет), которые НЕ живет с ней.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 22. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна и терпение ее уже на пределе.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 23. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме девочки (12 лет), которой не нравится быть девочкой и которая подражает в своем поведении мальчикам.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 24. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо старшеклассники (17 лет), которые разочаровался в первой любви и тяжело переживает.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 25. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме девочки (4 года), родители которой ждали мальчика и поэтому НЕ проявляют к ней особой эмоциональной чувствительности.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 26. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо старшеклассники (17 лет), которые разочаровался в первой любви и тяжело переживает.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 27. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо родителям мальчика (12 лет), которые убегает из дома из- за постоянных ссор взрослых.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 28. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо учительнице (25 лет), которая в своих неудачах в работе с 6- классниками обвиняет только родителей детей

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 29. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме первоклассника- левши, которого она заставляет писать правой рукой.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 30. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме 13-летнего мальчика, который стал замкнутым и перестал чем- то интересоваться после смерти отца.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 31. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме мальчика (13 лет), в которой муж алкоголик.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Вариант 32. Задание '' Письмо психолога ''

Напишите письмо маме мальчика (6 лет), которые постоянно лжет, как ей кажется.

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточнить возможности психолога и адресата.

3. Сообщить безоценочною психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. палатки перспективы адресата.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная литература

    1. Актуальные политико-правовые и социально-психологические исследования в традициях ведущих научных школ: достижения, тенденции, перспективы: [Международная коллективная монография] в 2 т. Т. 1 [Коллектив авторов]. Под ред. акад. Веретенникова В. И., акад. Висковатовой Т. П., акад. Товстика В. А., отв. ред.- сост. В. Е. Лунев. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2013. – 604 с.

    2. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 4-е, ипср. и доп. – К. : «Освита Украины», 2007. – 332 с.

    3. Волженцева, И. В. Методологические и теоретико-эмпирические аспекты полифункциональной регуляции психических состояний личности эмоциогенными способами: монография / И. В. Волженцева. – Макеевка: МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2012. – 536 с.

Дополнительная литература

    1. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие / В. В. Козлов. – 2 –е изд., доп. – М. : Психотерапия, 2007. – 336 с.

    2. Николаєва, В. І., Соціальне консультування: модельний варіант. Навчальний посібник. / В. І. Николаєва, В. М. Кожевников. – Донецьк: «Вебер», 2007. – 211 с.

    3. Синельников, В. М. Основы психологического консультирования: учебное пособие. – Курс лекций с элементами практики и самоконтроля / В. М. Синельников. – Макеевский экономико-гуманитарныйинститут. – 2009. – 324 с.

    4. Цимбалюк, І. М. Психологічне консультування та корекція: навчальний
посібник ; модульно-рейтинговий курс / І. М. Цимбалюк. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: ПРОФЕСІОНАЛ, 2007. – 544 с.


Периодическая

       1. Айви, А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – Москва, 2007. – 487 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2tcd/bkCymPRbs

    2. Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: учебное пособие / Ю. Алешина. – Москва: Академия, 2015. – 208 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа:https://cloud.mail.ru/public/3Ext/ToVBWyqhG

    3. Василюк, Ф. Е. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: учебное пособие / Ф. Е. ВАсилюк. – Москва, 2012. – 342 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа:https://cloud.mail.ru/public/7oeJ/UNyqtwSnu

    4. Олифирович, Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика / Н. И. Олиферович.— Мн.: Тесей, 2015. – 264 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/6fsG/W6mJvhyk6

    5. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 218 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/DndF/FCdy7DiWe

    6. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с. – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/2njo/rr5mRT1pP

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Методические указания;

2. Материалы по видам занятий;

3. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий (по видам занятий)

 

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Психологическое консультирование проблем дошкольников.

2. Психологическое консультирование школьников и их родителей.

3. Психологическое консультирование членов педагогического коллектива.

4. Психологическое консультирование по проблемам одиночества.

5. Психологическое консультирование по проблемам трудностей в общении. Психологическое консультирование инвалидов.

6. Психологическое консультирование родителей имеющих детей-инвалидов.

7. Психологическое консультирование в менеджменте.

8. Психологическое консультирование в политике.

9. Дистантное психологического консультирования.

10. Психологическое консультирование в ситуации близкой кончины или потери близких.

11. Разработка основ консультативной работы с клиентом в рамках философской антропологии.

12. Основные принципы работы и этика телефонной консультативной помощи.

13. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских пар.

14. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношения семьи и подростка, юноши.

15. методов психологического консультирования в работе с детьми группы риска и с детьми, пострадавшими от насилия.

16. Психологическое консультирование в работе с детьми группы риска и с детьми, пострадавшими от насилия.

17. Уровни ведения беседы и их роль в консультативной работе.

18. Параллелирование темы в консультативной беседе. Работа с сопротивление воздействию в личностно-ориентированном психологическом консультировании.

19. Забота как источник силы и направляющий фактор в личностно-ориентированном психологическом консультировании.

20. Обязательства специалиста, оказывающего влияние.

21. История возникновения телефонной консультативной помощи за рубежом.

22. Основные положения классического психоанализа З. Фрейда и их использование в психологическом консультировании.

23. Индивидуальная психология А. Адлера как концепция психологической помощи и работа с клиентом в рамках этого направления.

24. Аналитическая психология К. Юнга как концепция психологической помощи и методы работы с клиентом в рамках этого направления.

25. Практика супервизии в консультировании.

26. Механизмы психологической защиты и консультативная помощь.Феномен «сгорания» у консультанта.

27. Волевая терапия Отто Ранка.

28. Символдрама как метод оказания психологической помощи и ее концептуальные основы.

29. Онтопсихология как концепция и метод психологической помощи.

 

По шкале ECTS

По государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета A 90-100 «Отлично» (5)

зачтено

отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей B 80-89

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) C 75-79 хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) D 70-74

«Удовлетворитель­но»

(3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков E 60-69 достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии FX 35-59 «Неудовлетвори­тельно» (2) не зачтено с возможностью повторной сдачи неудовлетворительно – с возможностью повторной аттестации F 0-34 «Неудовлетвори­тельно» не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины неудовлетворительно – с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией)

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека института, лаборатория экспериментальной психологии, НКПЦ.

Для обеспечения дисциплины необходимы:

1. Учебные пособия

2. Слайды, презентации лекций

3 Компьютерные демонстрации

4. Мультимедийное оборудование.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов

· Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.

· Мультимедийное оборудование.

· Свободно-распространяемое программное обеспечение.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра психологии

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

для студентов направления подготовки 37.03.01 Психология

образовательного уровня бакалавриат

очной и очно-заочной формы обучения

 

 

Макеевка, 2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 373.