Для перехода с ходьбы на бег подается команда: «Бегом – марш!». Если движение выполняется под музыку, то исполнительная команда подается под левую ногу, после чего делается шаг правой, и с левой начинается передвижение бегом. Без музыкального сопровождения исполнительная команда подается под правую ногу, и бег начинается сразу с левой ноги.
В команде: «Бегом – марш!» – слово «бегом» произносится протяжно, с ударением на второй слог, «марш» – отрывисто.
Для перехода с бега на ходьбу подается команда: «Шагом – марш!». По этой команде учащиеся выполняют те же действия, что и при переходе с ходьбы на бег.
Предварительная команда: «Шагом» – произносится протяжно, с ударением на первый слог, исполнительная: «Марш!» – отрывисто.
Изменение скорости и темпа движения
По команде: «Шире шаг!»
Команда состоит из двух слов, но произносится слитно, отрывисто и повелительно. По этой команде занимающиеся, сохраняя заданный темп ходьбы, удлиняют шаг.
По команде: «Короче шаг!»
Команда произносится так же, как предыдущая. По этой команде дети, сохраняя заданный темп ходьбы, укорачивают шаг.
По команде: «Чаще шаг!»
Команда произносится так же, как две предыдущие. Школьники, не меняя длины шага, идут чаще. Темп ходьбы задает преподаватель. Подсчет с измененным темпом начинается под левую ногу.
По команде: «Ре-же!»
«Ре-» – предварительная команда, произносится протяжно; «же!» – исполнительная, произносится отрывисто под левую ногу. Занимающиеся, не меняя длины шага, идут реже. Темп ходьбы задает преподаватель, начиная подсчет под левую ногу.
Изменение скорости и темпа движения изучается с 7-го класса.
Перемена направления
В обход
Передвижение занимающихся вдоль границ зала или площадки называется движением в обход (рис. 8).
Рис. 8. Движение в обход
Если оно начинается с места, то подается команда: «Налево (направо) в обход шагом – марш!». Предварительная команда: «Налево в обход шагом…» – произносится так: «Налево в обход» – относительно быстро и слитно, после чего – небольшая пауза, затем протяжно произносится слово «шагом» с ударением на первый слог, а потом – более длительная пауза, после чего отрывисто произносится исполнительная команда: «Марш!». Если передвижение в обход должно начаться во время движения, то в описанной выше команде опускается слово «шагом». Иногда используется команда: «В обход!». Исполнительная команда подается в тот момент, когда направляющий доходит до того места, от которого нужно начать движение в обход, – чаще всего это угол.
При обучении движению в обход нужно следить за тем, чтобы занимающиеся передвигались точно вдоль границ зала или площадки, делая четкие повороты на углах по правилам выполнения поворотов направо и налево в движении.
Обучение движению в обход начинают одновременно с обучением ходьбе в колонне по одному.
Передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.
— размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Основные наименования строя и его расположения приведены на рисунке 8.
Для выполнения строевых упражнений одна часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике. При проведении строевых упражнений на уроках гимнастики в спортивном зале условно определяют точки — центр, середины, углы (рис. 9).
Основным правилом для определения этих точек является то, как строится класс перед началом урока. Обычно это одна из длинных сторон в зале. Если окна расположены только с одной стороны, то группа строится спиной к ним. При этом сторона зала, где построен группа, будет называться правой, а противоположная левой. Сторона, где находится направляющий, является верхней, а та, где замыкающий, — нижней. Строевые упражнения, как правило, выполняются посредством команд, которые подразделяются на предварительные и исполнительные части. Например: «Шагом— МАРШ!», «Кру-ГОМ!». Но есть команды, которые содержат только исполнительную часть (»Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!» и т. п.).
Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «группа» (»отделение», «группа»). Предварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы учащиеся могли приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, более отрывисто и энергично. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «Смирно!» подается, то она должна быть выполнена безупречно. При подаче команды учитель должен быть в положении основной стойки. В некоторых случаях команды целесообразно заменять распоряжениями. Например, вместо того, чтобы группе, сидящему на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движения в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» — движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!». При размыкании следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». При подаче команд для перестроения необходимо назвать строй, затем направление движения и способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре поворотом в движении команду подают так: «В колонну по четыре, налево — МАРШ!». В командах слово «шагом» опускается, если класс уже находится в движении. Например: «По диагонали — МАРШ!».
При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, объяснения и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется целостный метод и метод расчлененного разучивания. Целостным методом в основном обучают выполнению строевых приемов. При использовании расчлененного метода упражнение выполняется по счету. Например: «Поворот направо делай — раз!» (учащиеся, сохраняя стойку «смирно», поворачиваются на левом носке и правой пятке и выдерживают паузу), по команде «Делай — два!» приставляют левую ногу к правой. После нескольких повторений этого приема делается поворот в целом по команде «Напра-ВО!» или «Нале-ВО!».
Литература:
1. Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 2014-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Крым осуществляется в соответствие с нормативными документами федерального и регионального уровня: Федеральный уровень: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 05 мая 2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившего в силу с 06 мая 2014 года)
2. 5.01 Ноября 2009 Газета "Спорт в школе, выпуск № 21 (471)" Профессор Евгений Земской
3. Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. Пособие по обучению молодого солдата. — М.: Воениздат, 1970г.
4. Брыкин А. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 189 с.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1602.