Инновационные технологии в уроке физической культуры:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для преподавателей

 

«Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС»

 

Севастополь.

2018


УДК  

 

 

Методические рекомендации преподавателям физического воспитания для разработки конспекта урока по физической культуре и спорту. Составили: к.п. н. профессор Г.Н.Будугъянц, к.п.н. доцент Е.А.Котов, ст.преп. И.П.Ткаченко, ст. преп.Г.И. Анохин

 

 Целью методических рекомендаций является оказание помощи преподавателям физической культуры и спорта при внедрении нового ФГОС Рф.

 

Методические рекомендации рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физической культуры и спорта «Севастопольский государственный университет» (протокол №     от         2017г. )

 

Допущено учено-методическим центром СГУ в качестве методических рекомендаций.

 

Рецензент: к.т.н. доцент Ю.В.Котченко

 


Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………. …4

2. Современные требования к инновационному уроку,

конспект учебного занятия …………………………………………. 3

3. Правила записи ОРУ ………………………………………………….15

4. Практическая терминология ОРУ ……………………………………19

5. Терминология строевых упражнений ………………………………. 31

6. Литература ……………………………………………………………..41

 

 

Пояснительная записка

 

Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена - физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с этой неотъемлемо составляющей общечеловеческого понятия культуры, являющейся компонентом здорового образа жизни.

Физическая культура рассматривается преимущественно специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, - называемой культурой физической, которой отводится важнейшая роль в формировании и подготовки к зрелой жизни здорового молодого поколения.

В условиях перманентной модернизации образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без ущерба для здоровья, особого внимания требует физическое развитие студентов. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности занимающихся в режиме их деятельности учебного дня способствуют оптимизации основных систем организма: нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и в конечном итоге интеллектуальной.

Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов.

ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов занимающихся, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущей жизни или спорте.

которые наиболее сложны для реализации в технологическом отношении и, как определяющие для успешности формирования физической культуры личности. Традиционно процесс физического воспитания, сводится на уроках к физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется на биологическом и двигательном аспекте. Необходимо ставить более широкие цели – воспитание учащихся посредствам освоения всего ценностного потенциала физической культуры.

Современные требования к инновационному уроку «Физическая культура»

Урок физической культуры - должен стать творческой площадкой преподавателя. При разработке новых учебно-методических комплексов, программ необходимо учитывать современные требования к процессу обучения, потребности занимающихся.

Новаторским направлением в деятельности преподавателя физической культуры является использование методики развития интеллектуальных способностей студентов в сочетании с практической и профессиональной подготовкой. Решение проблемы реальной интеграции процессов формирования знаний по физической культуре, как, основы появления у молодежи осознанных мотивов, и потребностей в физическом совершенствовании и активной физкультурно-двигательной деятельности основано на активном участии студентов в усвоении знаний.

Для реализации современных программ и требований к процессу физического воспитания, преподаватель должен обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

- организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность, на занятиях физической культуры, в соответствии с требованиями ФГОС;

-формировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области физической культуры;

- применять образовательные технологии на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса по физической культуре;

- научно анализировать умение использовать на практике современные методы оценки качества подготовки и инновационные методики профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта;

Применять инновационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности для повышения качества учебного процесса направленного на увеличение функциональных и двигательных возможностей в легкой атлетике, игровых видах спорта, аэробике, плавании, гимнастики и т.д.

 Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.

 

КОНСПЕКТ УРОКА

По физической культуре

Тема занятия: по разделу программы (например - «легкаяатлетика» или «спортивные игры (волейбол)»)

 группа студентов

 

 

Цель занятия: копируется  в формулировке, представленной в содержании учебной программы (научить  «Прыжку в длину с разбега способом«согнув ноги»).

Основные задачи:

 

1. Формулируются образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков, их закреплению или совершенствованию навыков в технике двигательных действий. Они должны конкретизировать тему (например - «Научить сочетанию разбега с отталкиванием впрыжке в длину с разбега» или «Совершенствовать навык в технике приземления при выполнении прыжка в длину с разбега»). Таких задач может быть несколько в одном уроке, исходя из темы урока.

 

2. Формулируются оздоровительные задачи по развитию конкретных физических качеств, проявление которых типично для изучаемых упражнений (например, для прыжка в длину с разбега – «Способствовать развитию координационных и скоростно-силовых качеств  применительно к прыжку в длину с разбега»).

3. Формулируются воспитательные задачи, определяющие направленность педагогических воздействий на воспитание, так называемых, личностных качеств (например - «Способствовать  воспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности» и др. Эти задачи должны определяться с учетом возможностей конкретного содержания урока.

4. Формулируются образовательные задачи по формированию знаний (например – «Содействовать усвоению учащимися знаний о фазах прыжка в длину с разбега»).

 

Требования к формулировке задач:

 

Учебная задача должна выражаться в глагольной форме и иметь характер целевой установки (например, не «Обучение отталкиванию в прыжке…» («обучение» – это процесс, а не цель), а «Научитьотталкиванию…»).

 

В формулировке задачи должен быть отражен с возможно большей определенностью конечный результат ее решения (например, «Ознакомить учащихся с техникой цикла лазанья по канату способом «в три приема», «Закрепить навык в выполнении кувырка вперед» и т.д.).

3.   Образовательные задачи по обучению технике упражнений легче поддаются конкретизации, чем оздоровительные и воспитательные, поскольку не трудно определить, наблюдая действия ученика, относительно законченные границы (этапы) усвоения им техники физического упражнения. Поэтому такие образовательные задачи и следует формулировать в категориях:

«Ознакомить…», «Научить… или Сформировать умение в выполнении…», «Содействовать формированию навыка в выполнении…», «Закрепить…», «Совершенствовать навык в технике…» (конкретного упражнения или отдельного структурного его компонента – разбега, отталкивания, приземления, соскока, группировки и т.д.). Это будет соответствовать последовательности этапов обучения (а со стороны ученика – усвоения) техники физического упражнения.

1. Конкретизация других типов задач (по развитию физических или воспитанию личностных качеств, формированию знаний) должна осуществляться «привязыванием» их к изучаемым в уроке физическим упражнениям, а также к конкретным группам мышц, преимущественно задействованным в том или ином упражнении (например, «Содействовать развитию силы мышц рук и плечевого пояса применительно к лазанью по канату», «Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом», «Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног применительно к прыжкам в длину с разбега», «Способствовать воспитанию смелости и решительности применительно к опорным прыжкам», «Способствовать воспитанию согласованности действий при взаимодействии с партнером применительно к ловле и передаче мяча», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о биодинамических закономерностях бега с низкого старта», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о технике прыжка в длину с разбега» и т.п.).

 

Далее определяются:

Время проведения урока: указывается начало и окончание урока по расписанию дня, что позволит судить о возможном уровне работоспособности занимающихся, обуславливающим оптимальную интенсивность планируемых в уроке физических нагрузок (например – 10.10 - 10.40).

 

Место проведения: целесообразно указать размеры площадки или спортивного зала, что ориентирует на использование конкретных способов организации деятельности занимающихся (например – спортивный зал размером12*24м).

 

Необходимое оборудование и инвентарь: инвентарь перечисляется с учетом содержания учебного материала и предполагаемого количества учащихся (например – гимнастический мостик – 3 шт.).

 

Дата проведения урока: ________________

 

Конспект составил: ____ФИО полностью___, ст. преподаватель

 

Требования к заполнению граф конспекта урока

 

Целесообразно использовать следующее графическое оформление содержания конспекта урока:

Части урока и их принадлежности Частные задачи к конкретным видам упражнений Содержание учебного материала Дозировка Организационно методические указания

 

Все записи, независимо от типа урока (гимнастического, легко-атлетического и др.), должны осуществлять в соответствии с принятой в отечественной системе физического воспитания гимнастической терминологии. Записи должны быть предельно краткими, но емкими по смысловому содержанию. Допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и гимнастической терминологии.

1. В первой графе обозначаются части урока и продолжительность каждой из них с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты.

2. Во второй графе формулируются частные задачи для каждого конкретного упражнения (или группы однотипных упражнений), обозначенного в графе третьей.

Это позволит раскрыть внутреннюю логику используемой учителем методики. Если задача формулируется для группы однотипных упражнений, в скобках необходимо указать номера упражнений к ней относящихся (например – «Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3 – 8)»).

3.   В третьей графе записываются упражнения в соответствии с очередностью выполнения их на уроке (начиная с начального построения), а также действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений). В данной графе все упражнения, а также действия учителя необходимо пронумеровать по порядку.

4.   В четвертой графе обозначаются все передвижения – в метрах или минутах(секундах); общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок, метание, передача мяча и т.п.) – в количестве раз; построения и перестроения – в количестве раз или во времени (когда используются однократно); игры – во времени. При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно выражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности (например, при выполнении конкретного общеразвивающего упражнения указывается количество его повторений и в скобках – время, затраченное на выполнение этого количества).

5.   Заполнение графы 5 заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены методические приемы, используемые при выполнении конкретных упражнений, выделены особо важные детали техники, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе обучения, даны указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. В этой же графе фиксируются и методы нравственного воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т.п.).

Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т.п. Намечаются методы проверки оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т.п.

Например:

Части урока и их продолжительность Частные задачи к конкретным видам упражнений   Содержание учебного материала   Дозировка  

Организационно методические указания

   

Подготовительная

30 мин.

 

Содействовать

 

 

 

Ритмичная ходьба

Налево в

 

 

до 3

     
     

Выполнить подсчет

и по распоряжению

   

 

 

Содействовать оптимизации

функционального

 

обход в колонне по-

одному с последующей

 

мин.

 

     
     

учителя. При

построении

   

 

 

состояния

организма

  командой - разойдись          
   и       соблюдать    
  занимающихся.   выполнение упражнений с       интервалы и    
      глубоком дыханием и упражнений на       дистанции в 2 шага.    
      расслабление определённых групп мышц.       Акцентировать    
              внимание учащихся    
              на плавном    
              выполнении    
              упражнений и    
              ритме дыхания.    
                   
Основная 40 мин. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной осмыслению учебно- учащимися познавательной деятельности.   1. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока:   до 2 мин.   Стимулировать учащихся к выполнению самоанализу результативности учащихся    
        и подведение итогов урока: - выявление мнений учащихся о результативности            
      2. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: -выявление мнений о результативности  их деятельности, - обобщение высказываний деятельности учащихся; - оценка степени решения; - обобщение высказываний задач;  - выделение лучших учащихся            

 

                 
                 
                 

Заключительная 20 мин


Основные требования к содержанию урока

 

1. Содержание учебного материала должно соответствовать учебной программе конкретного класса и характеру поставленных задач. Его объем должен быть оптимальным – укладывающимся в рамки продолжительности урока с учетом условий его проведения и количества занимающихся.

2. Должно быть четкое выделение частей урока и наглядность обеспечения их функциональной преемственности:

3. Содержание вводно-подготовительной части должно быть подчинено содержанию основной части урока. Оно должно обеспечивать готовность учащихся к психо- физиологическим нагрузкам и качественному усвоению учебного материала основной части.

Успешное решение такой задачи возможно лишь в том случае, если в конце подготовительной части будут предложены упражнения, сходные с упражнениями основной части урока: по структуре, по характеру проявления физических качеств (например, если главным упражнением основной части будет бег с низкого старта, то вводно-подготовительную часть целесообразно закончить ускорениями из различных исходных положений – приседа, упора лежа и т.п.). Содержание данной части следует разрабатывать после того, как определено содержание основной части.


Содержание основной части урока

 (при доступности его двигательным и познавательным возможностям контингенту занимающихся) должно обеспечить, с одной стороны, полноценность решения всего комплекса запланированных в уроке педагогических задач, с другой стороны, максимально возможную разносторонность образовательно - воспитательных и оздоровительно - развивающих воздействий на организм и личность занимающихся.

Содержание заключительной части урока

Снижение психо-физиологических реакций занимающихся на предлагаемые им нагрузки в предыдущих частях урока. Кроме упражнений релаксирующего характера (ходьбы и бега с постепенным снижением   темпа,   дыхательных    упражнений, упражнений на внимание) должны быть предложены такие упражнения специального характера, снижающие излишние напряжения отдельных групп мышц, регулирующие эмоциональное состояние. Например, если в конце основной части урока предлагались преимущественно силовые упражнения, то необходимо включить в заключительную часть упражнения на ослабление соответствующих групп мышц; если предлагались упражнения, требующие распределения внимания на несколько объектов, как при игре в баскетбол, целесообразно использовать упражнения на концентрацию внимания; если предлагались упражнения скоростно-силового характера, как пробегание коротких отрезков сериями, то целесообразно включать какие-либо передвижения в равномерном темпе с постепенным снижением скорости передвижения до перехода на ходьбу и т.п.

Степень соответствия оформления конспекта урока (занятия) перечисленным требованиям является критерием его оценки.

Правила записи ОРУ

 

В описании общеразвивающего упражнения надо указать:

– исходное положение – и.п.;

– название движения – наклон, мах, поворот и т.д.;

– направление движения – направо, налево, назад и т.д.;

– конечное положение, если необходимо;

– счет, на который должно быть выполнено то или иное движение, например: «И.п. – о.с., руки на пояс;

1 – с поворотом туловища налево – руки вверх;

2 – и.п.;

3–4 – то же в другую сторону».

Когда движение выполняется в необычном стиле, это должно быть отражено в записи, например: «Руки плавно вперед, кисти расслаблены», – и т.п.

Если движения выполняются одновременно различными частями тела, даже на один счет, то их принято записывать в такой последовательности: движения ног, туловища, рук, головы. Движения различными частями тела принято разделять запятой, например:

«И.п. – о.с., руки вверх. 1 – правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, смотреть через плечо на пятку».

Если движения различными частями тела выполняются не одновременно, хотя и на один счет, то записываются они в той последовательности, в которой выполняются, например:

«И.п. – о.с., руки вверх.

1 – дугами назад руки вперед, присесть;

2 – и.п.».

Если два движения какой-либо частью тела выполняются одновременно, например наклон и поворот, то ставится предлог «с». Например: «Наклон вперед прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны». В данном случае наклон вперед и поворот туловища налево выполняются одновременно. Если же поворот туловища выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его, то эти два движения соединяются союзом «и» и записываются так: «Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища налево».

Если упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем в другую или сначала одной частью тела, а затем другой, то записывать надо так:

«И.п. – широкая стойка , руки к плечам.

1 – сгибая левую, присед на ней, руки вперед;

2 – и.п.;

3–4 – то же в другую сторону».

В тех случаях, когда одно движение выполняется на несколько счетов (медленно), упражнение следует записать так:

«И.п. – о.с.

1–3 – присед, руки за голову;

4 – и.п.».

То есть присед надо выполнять медленно – на 3 счета, а встать быстро – на 1 счет. Когда надо выполнить три приседания на 3 счета, при записи после счета добавляют слова «три пружинящих приседания», например:

«И.п. – о.с., руки на пояс.

1–3 – три пружинящих приседания, руки вперед;

4 – и.п.».

ОРУ могут быть составлены на 2, 4, 8, 16 счетов в соответствии с музыкальными фразами, так как в основном они выполняются под музыку.

Счет в упражнениях обозначается арабскими цифрами, а нумерация упражнений в комплексе – римскими.

При описании ОРУ после слов «исходное положение» («и.п.») принято ставить тире, а в конце описания исходного положения занимающегося – точку. После цифр, обозначающих счет, также ставится тире, а в конце описания движений на определенный счет – точка с запятой. По окончании описания всего упражнения ставится точка. Записывать ОРУ можно в столбик и в строчку, но необходимо соблюдать все правила записи.

Условные сокращения

 

Для краткости описания упражнений принято:

– писать сокращенно слова «исходное положение» (и.п.) и «основная стойка» (о.с.);

– опускать слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем, единственно возможным. Например: вместо «дугами вперед руки вверх» из положения рук внизу можно сказать: «руки вверх»;

– не указывать положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю, например: «ладони внутрь» – в положении рук впереди, внизу, назад – или «ладони книзу» – в положении руки в стороны;

– при движении руками или ногами опускать слова «поднять», «опустить», а также «выставить», например на носок;

– при выполнении наклонов слово «туловище» опускается, но при поворотах туловища оно должно оставаться в записи и в названии. Например: «наклон вперед», но «поворот туловища налево»;

– слово «согнувшись» не называется при выполнении наклонов вперед, но слово «прогнувшись» в записи остается. При выполнении наклонов назад не пишется и не называется слово «прогнувшись», так как прогиб для наклона назад является естественным, но если наклон назад выполняется прямым туловищем, то в записи это надо указать;

– слово «нога» при выставлении ее на носок, на пятку опускается, а также при выполнении шагов и махов. Правильно записывать так: «правую вперед на носок», «мах правой» – при махе вперед – и «мах вправо» – при махе в правую сторону; «шаг левой» – при движении вперед – и «шаг влево» – при движении в левую сторону;

– слова «дугами вперед» опускаются, если движение выполняется кратчайшим движением вперед.

 

Направление движения

Направление движения руками, ногами, головой и туловищем всегда определяется по его началу .

При выполнении кругов направление также определяется по первоначальному движению, например:

«И.п. – о.с., руки к плечам.

1–2 – круг руками вперед;

3–4 – круг руками назад».

 

Движения руками вперед и назад

Все движения отдельными частями тела указываются относительно туловища независимо от его положения в пространстве – стоя, лежа, сидя и т.д. Например, из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как это можно назвать, ориентируясь на горизонталь, а назад – исходя из положения относительно туловища .

В упоре лежа отвести ногу назад

Руки из положения лежа на спине могут быть подняты вперед, а не вверх, как это кажется относительно горизонтальной плоскости. В этом положении руки вверху, когда они на полу у головы .

В колонну по два

Перестроение выполняется по команде: «В колонну по два налево (направо) – марш!».

По исполнительной команде первый и второй номера, одновременно выполнив поворот налево (направо), идут в другом направлении, третий и четвертый продвигаются на то место, где был выполнен поворот первым и вторым, и, также повернувшись налево (направо), идут в другом направлении, и т.д.

Перестроившись, занимающиеся передвигаются вперед до тех пор, пока не будет подана команда на прекращение движения или на обратное перестроение.

Обратное перестроение – из колонны по два в колонну по одному – может выполняться в движении, а также после остановки колонны.

В первом случае подается команда: «В колонну по одному с поворотом направо (налево), в обход налево (направо) – марш!». По исполнительной команде первая пара, выполнив соответствующий поворот и перестроившись, идет в обход, а остальные встают на их место и делают то же самое.

Во втором случае, когда группа после перестроения была остановлена, подается команда: «Напра-во!» («Нале-во!»). Все выполняют поворот. Затем по команде: «В колонну по одному, в обход налево (направо) шагом – марш!» – направляющий движется в указанном направлении, а остальные ученики выполняют ходьбу на месте, а затем, последовательно перестраиваясь в колонну по одному, идут за направляющим.

В колонну по три

Перестроение выполняется по команде: «В колонну по три налево (направо) – марш!».

В колонну по четыре

Перестроение выполняется по команде: «В колонну по четыре налево (направо) – марш!».

Перестроение в колонну по три, по четыре (по пять, по шесть и т.д.) и обратное перестроение выполняются так же, как перестроение из колонны по одному в колонну по два.

 «Прекращение движения

На занятиях гимнастикой используют несколько способов прекращения движения группы.

По команде: «Группа, стой!»

Исполнительная команда подается под левую ногу, после чего выполняется шаг правой ногой (счет «раз») и приставляется левая (счет «два»). После остановки занимающиеся принимают строевую стойку. Этот способ применяется в том случае, когда необходимо быстро остановить группу. По команде: «Группа!» – вначале занимающиеся делают шаг левой вперед, потом подается команда: «Стой!» – после чего по счету «раз» они делают шаг правой и на счет «два» приставляют левую. Затем команда: «Класс, стой!» – подается во время ходьбы в медленном темпе с подсчетом «раз-два». После этого класс останавливается во время ходьбы в обычном темпе, но с подсчетом или хлопками в ладоши и, наконец, без подсчета и в обычном темпе. В целях совершенствования остановки команду можно подавать, когда класс передвигается в быстром темпе. Кроме того, применяется индивидуальная отработка, когда один учащийся подает команду, а другой ее выполняет или когда преподаватель показывает каждому ученику, как надо ее выполнять. Можно использовать групповой метод: команду выполняют четверки учащихся, пятерки и т.д.

По команде: «Направляющий, на месте!»

По этой команде, которая подается под любую ногу, направляющий идет на месте; остальные занимающиеся, приблизившись к впереди идущему товарищу на заданную дистанцию, тоже идут на месте.

Этот способ используется в том случае, если необходимо перевести группу на ходьбу на месте, а заданная дистанция между занимающимися нарушена.

Команда: «Направляющий, на месте!» – произносится так: слово «направляющий» – повелительно, с ударением на первый слог и небольшой остановкой на последнем; после короткой паузы – слитно, отрывисто: «На месте!».

Совершенствуется этот способ остановки многократным повторением.

По команде: «На месте!»

Команда подается под любую ногу, после чего все занимающиеся одновременно прекращают передвижение и идут на месте.

Этот способ применяется тогда, когда группу нужно перевести на ходьбу на месте и между занимающимися сохранена заданная дистанция. Произносится команда повелительно, отрывисто, слитно: «На месте!». Совершенствуется данный способ многократным повторением.

По команде: «Направляющий, приставить ногу!»

Команда подается под любую ногу, после чего направляющий приставляет ногу; то же делают остальные занимающиеся после приближения к впереди идущему товарищу на заданную дистанцию. После остановки все принимают строевую стойку.

Этот способ используется тогда, когда группу нужно остановить после ходьбы, а установленная дистанция между занимающимися нарушена.

Слово «направляющий» произносится повелительно, с ударением на первый слог и небольшой остановкой на «п»; после небольшой паузы – слитно, повелительно с ударением на первый слог: «Приставить ногу!».

Совершенствуется этот прием многократным повторением.

По команде: «Приставить ногу!»

Команда подается под любую ногу, после чего все занимающиеся одновременно приставляют ногу и принимают строевую стойку.

Произносится команда так же, как описано выше. Этот способ применяется тогда, когда группу нужно остановить после ходьбы и между занимающимися сохранена установленная дистанция.

Совершенствуется этот способ многократным повторением. Можно использовать другой прием. Преподаватель подает команду: «Шагом – марш!». Учащиеся начинают движение с левой ноги; все одновременно произносят на счет «раз» слово «левая», на счет «два» – «правая», на счет «три» – опять «левая» и т.д.

Перемена направления

В обход

Передвижение занимающихся вдоль границ зала или площадки называется движением в обход (рис. 8).

Рис. 8. Движение в обход

Если оно начинается с места, то подается команда: «Налево (направо) в обход шагом – марш!». Предварительная команда: «Налево в обход шагом…» – произносится так: «Налево в обход» – относительно быстро и слитно, после чего – небольшая пауза, затем протяжно произносится слово «шагом» с ударением на первый слог, а потом – более длительная пауза, после чего отрывисто произносится исполнительная команда: «Марш!». Если передвижение в обход должно начаться во время движения, то в описанной выше команде опускается слово «шагом». Иногда используется команда: «В обход!». Исполнительная команда подается в тот момент, когда направляющий доходит до того места, от которого нужно начать движение в обход, – чаще всего это угол.

При обучении движению в обход нужно следить за тем, чтобы занимающиеся передвигались точно вдоль границ зала или площадки, делая четкие повороты на углах по правилам выполнения поворотов направо и налево в движении.

Обучение движению в обход начинают одновременно с обучением ходьбе в колонне по одному.

Передвижения. К этой подгруппе относятся упражне­ния, связанные с передвижениями различного характера и спо­собами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движе­нии, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т. п.

размыкания и смыкания. Связаны со способами увели­чения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Основные наименования строя и его расположения приведе­ны на рисунке 8.

Для выполнения строевых упражнений одна часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимна­стике. При проведении строевых упражнений на уроках гимна­стики в спортивном зале условно определяют точки — центр, се­редины, углы (рис. 9).

Основным правилом для определения этих точек является то, как строится класс перед началом урока. Обычно это одна из длинных сторон в зале. Если окна расположены только с одной стороны, то группа строится спиной к ним. При этом сторона зала, где построен группа, будет называться правой, а противоположная левой. Сторона, где находится направляющий, является верхней, а та, где замыкающий, — нижней. Строевые упражнения, как правило, выполняются посредством команд, ко­торые подразделяются на предварительные и исполнительные части. Например: «Шагом— МАРШ!», «Кру-ГОМ!». Но есть команды, которые со­держат только исполнительную часть (»Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!» и т. п.).

Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «группа» (»отделение», «группа»). Предва­рительная часть команды подается отчетливо, громко и несколь­ко протяжно, чтобы учащиеся могли приготовиться к выполне­нию. Исполнительная команда подается после небольшой пау­зы, более отрывисто и энергично. По всякой предварительной ко­манде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в осо­бенности при проведении общеразвивающих упражнений). Если же команда «Смирно!» подается, то она должна быть выполнена безупречно. При подаче команды учитель должен быть в положе­нии основной стойки. В некоторых случаях команды целесооб­разно заменять распоряжениями. Например, вместо того, чтобы группе, сидящему на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево». Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются сле­дующим образом: «налево» — движения в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» — движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!». При размыкании следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». При подаче команд для перестроения необходимо назвать строй, затем направление движения и способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре поворотом в движении команду подают так: «В колонну по четыре, налево — МАРШ!». В командах слово «шагом» опускается, если класс уже находит­ся в движении. Например: «По диагонали — МАРШ!».

При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, объяснения и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении ис­пользуется целостный метод и метод расчлененного разучива­ния. Целостным методом в основном обучают выполнению строевых приемов. При использовании расчлененного метода упражнение выполняется по счету. Например: «Поворот направо делай — раз!» (учащиеся, сохраняя стойку «смирно», пово­рачиваются на левом носке и правой пятке и выдерживают пау­зу), по команде «Делай — два!» приставляют левую ногу к пра­вой. После нескольких повторений этого приема делается пово­рот в целом по команде «Напра-ВО!» или «Нале-ВО!».

Литература:

1.   Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 2014-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Республики Крым осуществляется в соответствие с нормативными документами федерального и регионального уровня: Федеральный уровень: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 05 мая 2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившего в силу с 06 мая 2014 года)

2. 5.01 Ноября 2009 Газета "Спорт в школе, выпуск № 21 (471)" Профессор    Евгений Земской

3. Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. Пособие по обучению молодого сол­дата. — М.: Воениздат,      1970г.

4. Брыкин А. Т. Гимнастическая терминология. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 189 с.

 

Для преподавателей

 

«Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС»

 

Севастополь.

2018


УДК  

 

 

Методические рекомендации преподавателям физического воспитания для разработки конспекта урока по физической культуре и спорту. Составили: к.п. н. профессор Г.Н.Будугъянц, к.п.н. доцент Е.А.Котов, ст.преп. И.П.Ткаченко, ст. преп.Г.И. Анохин

 

 Целью методических рекомендаций является оказание помощи преподавателям физической культуры и спорта при внедрении нового ФГОС Рф.

 

Методические рекомендации рассмотрены и обсуждены на заседании кафедры физической культуры и спорта «Севастопольский государственный университет» (протокол №     от         2017г. )

 

Допущено учено-методическим центром СГУ в качестве методических рекомендаций.

 

Рецензент: к.т.н. доцент Ю.В.Котченко

 


Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………. …4

2. Современные требования к инновационному уроку,

конспект учебного занятия …………………………………………. 3

3. Правила записи ОРУ ………………………………………………….15

4. Практическая терминология ОРУ ……………………………………19

5. Терминология строевых упражнений ………………………………. 31

6. Литература ……………………………………………………………..41

 

 

Пояснительная записка

 

Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена - физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с этой неотъемлемо составляющей общечеловеческого понятия культуры, являющейся компонентом здорового образа жизни.

Физическая культура рассматривается преимущественно специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, - называемой культурой физической, которой отводится важнейшая роль в формировании и подготовки к зрелой жизни здорового молодого поколения.

В условиях перманентной модернизации образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без ущерба для здоровья, особого внимания требует физическое развитие студентов. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности занимающихся в режиме их деятельности учебного дня способствуют оптимизации основных систем организма: нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и в конечном итоге интеллектуальной.

Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов.

ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов занимающихся, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущей жизни или спорте.

которые наиболее сложны для реализации в технологическом отношении и, как определяющие для успешности формирования физической культуры личности. Традиционно процесс физического воспитания, сводится на уроках к физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется на биологическом и двигательном аспекте. Необходимо ставить более широкие цели – воспитание учащихся посредствам освоения всего ценностного потенциала физической культуры.

Современные требования к инновационному уроку «Физическая культура»

Урок физической культуры - должен стать творческой площадкой преподавателя. При разработке новых учебно-методических комплексов, программ необходимо учитывать современные требования к процессу обучения, потребности занимающихся.

Новаторским направлением в деятельности преподавателя физической культуры является использование методики развития интеллектуальных способностей студентов в сочетании с практической и профессиональной подготовкой. Решение проблемы реальной интеграции процессов формирования знаний по физической культуре, как, основы появления у молодежи осознанных мотивов, и потребностей в физическом совершенствовании и активной физкультурно-двигательной деятельности основано на активном участии студентов в усвоении знаний.

Для реализации современных программ и требований к процессу физического воспитания, преподаватель должен обладать следующими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

- организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность, на занятиях физической культуры, в соответствии с требованиями ФГОС;

-формировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области физической культуры;

- применять образовательные технологии на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной организации учебного процесса по физической культуре;

- научно анализировать умение использовать на практике современные методы оценки качества подготовки и инновационные методики профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта;

Применять инновационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности для повышения качества учебного процесса направленного на увеличение функциональных и двигательных возможностей в легкой атлетике, игровых видах спорта, аэробике, плавании, гимнастики и т.д.

 Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и имеет вероятностный характер.

 

Инновационные технологии в уроке физической культуры:

 

1. Здоровье сберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом

индивидуальных    особенностей учащихся, их состояния здоровья).

1. Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения) .

2. Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности студентов с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс индивидуальным особенностям занимающихся, различному уровню сложности содержания обучения).

3. Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).

4. Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств, форм

и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны студентов,

посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса).

6. Компьютерные технологии (использование ЭОР в образовательном процессе).

 

2. Типовая форма текстового оформления урока по предмету «Физическая культура»

КОНСПЕКТ УРОКА

По физической культуре

Тема занятия: по разделу программы (например - «легкаяатлетика» или «спортивные игры (волейбол)»)

 группа студентов

 

 

Цель занятия: копируется  в формулировке, представленной в содержании учебной программы (научить  «Прыжку в длину с разбега способом«согнув ноги»).

Основные задачи:

 

1. Формулируются образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков, их закреплению или совершенствованию навыков в технике двигательных действий. Они должны конкретизировать тему (например - «Научить сочетанию разбега с отталкиванием впрыжке в длину с разбега» или «Совершенствовать навык в технике приземления при выполнении прыжка в длину с разбега»). Таких задач может быть несколько в одном уроке, исходя из темы урока.

 

2. Формулируются оздоровительные задачи по развитию конкретных физических качеств, проявление которых типично для изучаемых упражнений (например, для прыжка в длину с разбега – «Способствовать развитию координационных и скоростно-силовых качеств  применительно к прыжку в длину с разбега»).

3. Формулируются воспитательные задачи, определяющие направленность педагогических воздействий на воспитание, так называемых, личностных качеств (например - «Способствовать  воспитанию сознательной дисциплинированности, трудолюбия, чувства коллективизма, смелости и решительности» и др. Эти задачи должны определяться с учетом возможностей конкретного содержания урока.

4. Формулируются образовательные задачи по формированию знаний (например – «Содействовать усвоению учащимися знаний о фазах прыжка в длину с разбега»).

 

Требования к формулировке задач:

 

Учебная задача должна выражаться в глагольной форме и иметь характер целевой установки (например, не «Обучение отталкиванию в прыжке…» («обучение» – это процесс, а не цель), а «Научитьотталкиванию…»).

 

В формулировке задачи должен быть отражен с возможно большей определенностью конечный результат ее решения (например, «Ознакомить учащихся с техникой цикла лазанья по канату способом «в три приема», «Закрепить навык в выполнении кувырка вперед» и т.д.).

3.   Образовательные задачи по обучению технике упражнений легче поддаются конкретизации, чем оздоровительные и воспитательные, поскольку не трудно определить, наблюдая действия ученика, относительно законченные границы (этапы) усвоения им техники физического упражнения. Поэтому такие образовательные задачи и следует формулировать в категориях:

«Ознакомить…», «Научить… или Сформировать умение в выполнении…», «Содействовать формированию навыка в выполнении…», «Закрепить…», «Совершенствовать навык в технике…» (конкретного упражнения или отдельного структурного его компонента – разбега, отталкивания, приземления, соскока, группировки и т.д.). Это будет соответствовать последовательности этапов обучения (а со стороны ученика – усвоения) техники физического упражнения.

1. Конкретизация других типов задач (по развитию физических или воспитанию личностных качеств, формированию знаний) должна осуществляться «привязыванием» их к изучаемым в уроке физическим упражнениям, а также к конкретным группам мышц, преимущественно задействованным в том или ином упражнении (например, «Содействовать развитию силы мышц рук и плечевого пояса применительно к лазанью по канату», «Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом», «Содействовать развитию скоростно-силовых качеств мышц ног применительно к прыжкам в длину с разбега», «Способствовать воспитанию смелости и решительности применительно к опорным прыжкам», «Способствовать воспитанию согласованности действий при взаимодействии с партнером применительно к ловле и передаче мяча», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о биодинамических закономерностях бега с низкого старта», «Обеспечить усвоение учащимися знаний о технике прыжка в длину с разбега» и т.п.).

 

Далее определяются:

Время проведения урока: указывается начало и окончание урока по расписанию дня, что позволит судить о возможном уровне работоспособности занимающихся, обуславливающим оптимальную интенсивность планируемых в уроке физических нагрузок (например – 10.10 - 10.40).

 

Место проведения: целесообразно указать размеры площадки или спортивного зала, что ориентирует на использование конкретных способов организации деятельности занимающихся (например – спортивный зал размером12*24м).

 

Необходимое оборудование и инвентарь: инвентарь перечисляется с учетом содержания учебного материала и предполагаемого количества учащихся (например – гимнастический мостик – 3 шт.).

 

Дата проведения урока: ________________

 

Конспект составил: ____ФИО полностью___, ст. преподаватель

 

Требования к заполнению граф конспекта урока

 

Целесообразно использовать следующее графическое оформление содержания конспекта урока:

Части урока и их принадлежности Частные задачи к конкретным видам упражнений Содержание учебного материала Дозировка Организационно методические указания

 

Все записи, независимо от типа урока (гимнастического, легко-атлетического и др.), должны осуществлять в соответствии с принятой в отечественной системе физического воспитания гимнастической терминологии. Записи должны быть предельно краткими, но емкими по смысловому содержанию. Допустимы сокращения слов, но лишь принятые в русском языке и гимнастической терминологии.

1. В первой графе обозначаются части урока и продолжительность каждой из них с учетом возможности варьирования времени в 1-2 минуты.

2. Во второй графе формулируются частные задачи для каждого конкретного упражнения (или группы однотипных упражнений), обозначенного в графе третьей.

Это позволит раскрыть внутреннюю логику используемой учителем методики. Если задача формулируется для группы однотипных упражнений, в скобках необходимо указать номера упражнений к ней относящихся (например – «Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3 – 8)»).

3.   В третьей графе записываются упражнения в соответствии с очередностью выполнения их на уроке (начиная с начального построения), а также действия учителя (сообщение задач урока и теоретических сведений). В данной графе все упражнения, а также действия учителя необходимо пронумеровать по порядку.

4.   В четвертой графе обозначаются все передвижения – в метрах или минутах(секундах); общеразвивающие упражнения, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжок, метание, передача мяча и т.п.) – в количестве раз; построения и перестроения – в количестве раз или во времени (когда используются однократно); игры – во времени. При этом целесообразно сочетать перечисленные показатели таким образом, чтобы в записи была наиболее полно выражена величина нагрузки по объему и интенсивности в совокупности (например, при выполнении конкретного общеразвивающего упражнения указывается количество его повторений и в скобках – время, затраченное на выполнение этого количества).

5.   Заполнение графы 5 заслуживает особого внимания. В ней должны быть отражены методические приемы, используемые при выполнении конкретных упражнений, выделены особо важные детали техники, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе обучения, даны указания по предупреждению типичных ошибок и т.п. В этой же графе фиксируются и методы нравственного воспитания (например, использование положительных примеров поведения учащихся, отношения к работе, проявления волевых и моральных качеств и т.п.).

Здесь же указываются способы организации деятельности занимающихся, порядок смены мест занятий, построений, перестроений, передвижений и т.п. Намечаются методы проверки оценки учебной работы занимающихся, записывается содержание домашних заданий. Записи могут быть пояснены рисунками и чертежами, схемами и т.п.

Например:

Части урока и их продолжительность Частные задачи к конкретным видам упражнений   Содержание учебного материала   Дозировка  

Организационно методические указания

   

Подготовительная

30 мин.

 

Содействовать

 

 

 

Ритмичная ходьба

Налево в

 

 

до 3

     
     

Выполнить подсчет

и по распоряжению

   

 

 

Содействовать оптимизации

функционального

 

обход в колонне по-

одному с последующей

 

мин.

 

     
     

учителя. При

построении

   

 

 

состояния

организма

  командой - разойдись          
   и       соблюдать    
  занимающихся.   выполнение упражнений с       интервалы и    
      глубоком дыханием и упражнений на       дистанции в 2 шага.    
      расслабление определённых групп мышц.       Акцентировать    
              внимание учащихся    
              на плавном    
              выполнении    
              упражнений и    
              ритме дыхания.    
                   
Основная 40 мин. Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной осмыслению учебно- учащимися познавательной деятельности.   1. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока:   до 2 мин.   Стимулировать учащихся к выполнению самоанализу результативности учащихся    
        и подведение итогов урока: - выявление мнений учащихся о результативности            
      2. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока: -выявление мнений о результативности  их деятельности, - обобщение высказываний деятельности учащихся; - оценка степени решения; - обобщение высказываний задач;  - выделение лучших учащихся            

 

                 
                 
                 

Заключительная 20 мин


Основные требования к содержанию урока

 

1. Содержание учебного материала должно соответствовать учебной программе конкретного класса и характеру поставленных задач. Его объем должен быть оптимальным – укладывающимся в рамки продолжительности урока с учетом условий его проведения и количества занимающихся.

2. Должно быть четкое выделение частей урока и наглядность обеспечения их функциональной преемственности:

3. Содержание вводно-подготовительной части должно быть подчинено содержанию основной части урока. Оно должно обеспечивать готовность учащихся к психо- физиологическим нагрузкам и качественному усвоению учебного материала основной части.

Успешное решение такой задачи возможно лишь в том случае, если в конце подготовительной части будут предложены упражнения, сходные с упражнениями основной части урока: по структуре, по характеру проявления физических качеств (например, если главным упражнением основной части будет бег с низкого старта, то вводно-подготовительную часть целесообразно закончить ускорениями из различных исходных положений – приседа, упора лежа и т.п.). Содержание данной части следует разрабатывать после того, как определено содержание основной части.


Содержание основной части урока

 (при доступности его двигательным и познавательным возможностям контингенту занимающихся) должно обеспечить, с одной стороны, полноценность решения всего комплекса запланированных в уроке педагогических задач, с другой стороны, максимально возможную разносторонность образовательно - воспитательных и оздоровительно - развивающих воздействий на организм и личность занимающихся.

Содержание заключительной части урока

Снижение психо-физиологических реакций занимающихся на предлагаемые им нагрузки в предыдущих частях урока. Кроме упражнений релаксирующего характера (ходьбы и бега с постепенным снижением   темпа,   дыхательных    упражнений, упражнений на внимание) должны быть предложены такие упражнения специального характера, снижающие излишние напряжения отдельных групп мышц, регулирующие эмоциональное состояние. Например, если в конце основной части урока предлагались преимущественно силовые упражнения, то необходимо включить в заключительную часть упражнения на ослабление соответствующих групп мышц; если предлагались упражнения, требующие распределения внимания на несколько объектов, как при игре в баскетбол, целесообразно использовать упражнения на концентрацию внимания; если предлагались упражнения скоростно-силового характера, как пробегание коротких отрезков сериями, то целесообразно включать какие-либо передвижения в равномерном темпе с постепенным снижением скорости передвижения до перехода на ходьбу и т.п.

Степень соответствия оформления конспекта урока (занятия) перечисленным требованиям является критерием его оценки.

Правила записи ОРУ

 

В описании общеразвивающего упражнения надо указать:

– исходное положение – и.п.;

– название движения – наклон, мах, поворот и т.д.;

– направление движения – направо, налево, назад и т.д.;

– конечное положение, если необходимо;

– счет, на который должно быть выполнено то или иное движение, например: «И.п. – о.с., руки на пояс;

1 – с поворотом туловища налево – руки вверх;

2 – и.п.;

3–4 – то же в другую сторону».

Когда движение выполняется в необычном стиле, это должно быть отражено в записи, например: «Руки плавно вперед, кисти расслаблены», – и т.п.

Если движения выполняются одновременно различными частями тела, даже на один счет, то их принято записывать в такой последовательности: движения ног, туловища, рук, головы. Движения различными частями тела принято разделять запятой, например:

«И.п. – о.с., руки вверх. 1 – правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, смотреть через плечо на пятку».

Если движения различными частями тела выполняются не одновременно, хотя и на один счет, то записываются они в той последовательности, в которой выполняются, например:

«И.п. – о.с., руки вверх.

1 – дугами назад руки вперед, присесть;

2 – и.п.».

Если два движения какой-либо частью тела выполняются одновременно, например наклон и поворот, то ставится предлог «с». Например: «Наклон вперед прогнувшись с поворотом туловища налево, руки в стороны». В данном случае наклон вперед и поворот туловища налево выполняются одновременно. Если же поворот туловища выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его, то эти два движения соединяются союзом «и» и записываются так: «Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища налево».

Если упражнение выполняется сначала в одну сторону, а затем в другую или сначала одной частью тела, а затем другой, то записывать надо так:

«И.п. – широкая стойка , руки к плечам.

1 – сгибая левую, присед на ней, руки вперед;

2 – и.п.;

3–4 – то же в другую сторону».

В тех случаях, когда одно движение выполняется на несколько счетов (медленно), упражнение следует записать так:

«И.п. – о.с.

1–3 – присед, руки за голову;

4 – и.п.».

То есть присед надо выполнять медленно – на 3 счета, а встать быстро – на 1 счет. Когда надо выполнить три приседания на 3 счета, при записи после счета добавляют слова «три пружинящих приседания», например:

«И.п. – о.с., руки на пояс.

1–3 – три пружинящих приседания, руки вперед;

4 – и.п.».

ОРУ могут быть составлены на 2, 4, 8, 16 счетов в соответствии с музыкальными фразами, так как в основном они выполняются под музыку.

Счет в упражнениях обозначается арабскими цифрами, а нумерация упражнений в комплексе – римскими.

При описании ОРУ после слов «исходное положение» («и.п.») принято ставить тире, а в конце описания исходного положения занимающегося – точку. После цифр, обозначающих счет, также ставится тире, а в конце описания движений на определенный счет – точка с запятой. По окончании описания всего упражнения ставится точка. Записывать ОРУ можно в столбик и в строчку, но необходимо соблюдать все правила записи.

Условные сокращения

 

Для краткости описания упражнений принято:

– писать сокращенно слова «исходное положение» (и.п.) и «основная стойка» (о.с.);

– опускать слова «спереди», «вперед» при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим путем, единственно возможным. Например: вместо «дугами вперед руки вверх» из положения рук внизу можно сказать: «руки вверх»;

– не указывать положения рук, ног, носков, ладоней, если они соответствуют установленному стилю, например: «ладони внутрь» – в положении рук впереди, внизу, назад – или «ладони книзу» – в положении руки в стороны;

– при движении руками или ногами опускать слова «поднять», «опустить», а также «выставить», например на носок;

– при выполнении наклонов слово «туловище» опускается, но при поворотах туловища оно должно оставаться в записи и в названии. Например: «наклон вперед», но «поворот туловища налево»;

– слово «согнувшись» не называется при выполнении наклонов вперед, но слово «прогнувшись» в записи остается. При выполнении наклонов назад не пишется и не называется слово «прогнувшись», так как прогиб для наклона назад является естественным, но если наклон назад выполняется прямым туловищем, то в записи это надо указать;

– слово «нога» при выставлении ее на носок, на пятку опускается, а также при выполнении шагов и махов. Правильно записывать так: «правую вперед на носок», «мах правой» – при махе вперед – и «мах вправо» – при махе в правую сторону; «шаг левой» – при движении вперед – и «шаг влево» – при движении в левую сторону;

– слова «дугами вперед» опускаются, если движение выполняется кратчайшим движением вперед.

 

Направление движения

Направление движения руками, ногами, головой и туловищем всегда определяется по его началу .

При выполнении кругов направление также определяется по первоначальному движению, например:

«И.п. – о.с., руки к плечам.

1–2 – круг руками вперед;

3–4 – круг руками назад».

 

Движения руками вперед и назад

Все движения отдельными частями тела указываются относительно туловища независимо от его положения в пространстве – стоя, лежа, сидя и т.д. Например, из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как это можно назвать, ориентируясь на горизонталь, а назад – исходя из положения относительно туловища .

В упоре лежа отвести ногу назад

Руки из положения лежа на спине могут быть подняты вперед, а не вверх, как это кажется относительно горизонтальной плоскости. В этом положении руки вверху, когда они на полу у головы .

Дата: 2018-11-18, просмотров: 270.