ЦЕЛЬ: поднять эмоциональное настроение детей, доставить удовольствие, закрепить знание русских народных сказок. Воспитывать любовь к сказкам. Продолжать приобщать к музыкальной культуре, воспитывать художественно эстетический вкус.
ОБОРУДОВАНИЕ: ширма, куклы театра петрушки: петушок, бабушка, дедушка, лиса, волк. Мягкая игрушка Лиса. Тазик, удочки, рыбки, книга с иллюстрациями: "Колобок", "Лисичка-Сестричка и серый Волк", "Петушок-Золотой гребешок", "Гуси-Лебеди".
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: игровая ситуация, проблемная ситуация, задания, указания, инсценировки сказок, отгадывания по иллюстрациям.
ХОД. В группу заходит сказочница, в руках у нее книга с иллюстрациями.
- Здравствуйте, ребята! Я сказочница Василиса. Приглашаю вас в сказочную страну. А вы знаете, где она находится?
- Нет, мы не знаем! (варианты ответов)
- Находится она на море, на океане, на острове Буяне, стоит дерево золотые макушки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идет - песню поёт, вниз идет - сказки сказывает. (Дети проходят за сказочницей и садятся на стулья.) Вот, ребята, мы с вами попали на этот остров, вот дерево, вот кот. (Из-за дерева или занавеса выходит девочка поёт песню «Как вставала я ранёшенько…» и подходит к сказочнице.)
- Здравствуй, девочка! Что же ты такая грустная?
- Ах, Василисушка, украли моего братца гуси-лебеди Бабы-Яги. Не знаю где его и как найти, уж где я его только не искала.
- Ребята, поможем Алёнушке найти ее братца Иванушку? (ответы детей). С помощью моей книги мы заглянем в другие сказки и посмотрим, не знает ли кто, где живет Баба-Яга. (Сказочница открывает первую страницу и показывает детям иллюстрацию к сказке "Колобок".) Какую сказку нам
показывает волшебная книга? (дети отвечают) Ты нам книга помоги, сказку эту покажи! (Открывается занавес, инсценировка отрывка из сказки "Колобок".)
Аленушка: "Дедушка, бабушка, не знаете ли вы, куда унесли гуси-лебеди моего братца Иванушку? Не в вашей ли сказке живет Баба-Яга? "
Бабушка: "Отгадаешь нашу загадку, скажем"
Аленушка: "Ребята, помогите пожалуйста, отгадать" (дети соглашаются)
Бабушка: "Кругленький, румяненький, по амбару метен, по сусекам скребён. Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, перед волком не дрожал, от медведя убежал и лисице на зубок попался"
Дети: "Колобок! "
Дедушка: "Молодцы дети, отгадали нашу загадку. Порадуйте нас ещё чем нибудь. (дети исполняют песню «Ой качи-качи-качи…») Вот, спасибо порадовали. Пролетали мимо нас гуси-лебеди. Видали мы Иванушку, но в нашей сказке Баба-Яга не живет"
Аленушка: "Спасибо вам, Дедушка и Бабушка! " (занавес закрывается)
Сказочница: "Не печалься, Аленушка, найдем мы твоего братца. Давайте посмотрим, в какую сказку мы попадем сейчас (открывает страничку и показывает иллюстрацию к сказке "Лисичка-Сестричка и серый Волк"). К какой сказке эта иллюстрация? (Дети отвечают.) Ты нам книга помоги, сказку эту покажи! (Открывается занавес, за ним стоит елка, под котрой сидит Лиса с рыбой.) Подходит Волк и говорит: "Лиса-лисонька, здравствуй! "Лиса: "Здравствуй, братец! "
Волк: "Дай мне рыбки"
Лиса: "Налови сам, да и кушай "
Волк: "Я не умею "
Лиса: " А ты, братец, ступай на речку, отпусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай "Ловись рыбка и мала, и велика. " Рыбка сама к тебе на хвост и нацепиться. Да- смотри сиди подольше, а то не наловишь. "
Аленушка: "Лисичка-Сестричка, серый Волк, не видели ли вы в своей сказке гусей-лебедей с моим братцем Иванушкой? "
Волк: "Помогите мне рыбки наловить, тогда скажу "
Сказочница: "Ребята, давайте поможем Аленушке. (дети соглашаются) Проводится "Конкурс рыболовов". (Дети по желанию ловят рыбу
(пластмассовые из тазика)). Детям дается задание наловить рыбу из проруби, рыбу дети ловят под музыку.(Музыка заканчивается, всю рыбу дети отдают Волку.)
Аленушка: "Вот Волк, мы твое задание выполнили, а теперь ты нам скажи, не в вашей ли сказке живет Баба-Яга? "
Лиса: "Нет, в нашей сказке не живет Баба-Яга, а гусей мы видали, унесли они мальчика в лес "
Аленушка: "Спасибо вам и на этом " (занавес закрывается)
Сказочница: "Да, и в этой сказке нет твоего братца Иванушки. Но ты не печалься, ведь с нами волшебная книга. Она нам поможет. Посмотрим, что еще нам покажет книга. (Иллюстрация к сказке " Кот, петух и Лиса".) Что за сказка? (варианты ответов детей) Ты нам книга помоги, сказку эту покажи! "
(Открывается занавес, стоит избушка, в которой сидит Лиса и Петушок, идет Кот)
Аленушка: "Котик помоги, скажи, не в вашей ли сказке живет Баба-Яга? "
Кот: "Помогите выручить из беды Петушка, тогда скажу"
Аленушка: "Ребята, давайте позовем Лису и поиграем с ней в игру "Хитрая лиса". Давайте ее позовем все вместе: "Лиса, Лиса, быстрые ножки, рыжий хвост, догони нас!" (Дети вызывают Лису поиграть, а в это время Кот забирает Петушка.)
Кот: "Спасибо вам, ребята! Спасли вы моего Петушка от Лисы. Аленушка, нет в нашей сказке Бабы-Яги, а гусей-лебедей мы видели. Они должны быть где-то в лесу. Поищите"
Аленушка: "Спасибо вам! "
Сказочница: "Не печалься, Аленушка! В нашей книге осталась еще одна страница. Давайте посмотрим! "
Аленушка: "Да это же мой брат Иванушка играет с золотыми яблочками. Но, как же нам попасть в эту сказку? "
Сказочница: "С помощью нашей волшебной книги. Ты нам книга помоги, сказку эту оживи! " (Занавес открывается, выходит Иванушка и обнимает Аленушку.)
Аленушка: "Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти братца Иванушку. "Сказочница: "Давайте теперь на радости поводим хоровод. " (Все водят хоровод «Берёзка») А за то, что ребята помогли Алёнушке найти братца Иванушку, все получат сладкие подарки. (Раздаются угощения)
Планирование работы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность
Сентябрь
1. «Хоть холоден батюшка Сентябрь – да сыт»
Разучивание игр: «Овощи и фрукты», «Что осень в корзинке принесла», «Огородник и воробей».
Цель и задачи: Формировать представления об осени на основе знакомства с народным земледельческим календарём. Развивать фантазию, образное представление.
Используемая литература: «Воспитание духовности…» Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева, стр31.
2. Игра на координацию движений «В нашем саду».
Используемая литература: «Театрализованная деятельность дошкольников» Н. Ф. Губанова, стр. 150.
3. Театрализованное развлечение «Семёнов день»(14 сентября).
Цель и задачи: Приобщать к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды.
Используемая литература: «Воспитание духовности…»,стр. 46.
4. Рассказывание р. н. сказки «Мужик и медведь» в лицах.
Театр картинок «Мужик и медведь». Загадывание загадок об осени.
Цель и задачи: Заинтересовать детей театром картинок, развивать воображение.
Используемая литература: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 68.
Октябрь
1. Развлечение «Покровская ярмарка».
Разучивание игр: «Кумок, продай уголок», «Кто быстрее сложит поленницу», «Соберём грибы», «Челнок», «У дядюшки Трифона».
Цель и задачи:Способствовать осмыслению детьми исторического наследия. Создавать условия для накопления положительных эмоций.
Используемая литература:«Воспитание духовности…»,стр. 63.
2. Игра-драматизация по сказке «У страха глаза велики».
Цель и задачи: Учить выражать эмоции в ролях, способствовать выразительности интонации речи.
Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 70.
3.Сценка «Птицы прощаются»,
Этюд «Журавли улетают».
Цель и задачи:Учить выразительно играть роли в небольших сценках,
развивать воображение детей в этюдах.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,стр. 157.
4. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».
Спектакль – импровизация по сказке «Как гуси на юг собирались»
Цель и задачи:Приобщать детей к импровизации, способствовать свободному пересказу знакомой сказки.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 159-164.
Ноябрь
1. Фольклорный праздник «Осенины». Драматизация сказки «Репка» (на новый лад).
Цель и задачи:Создавать условия для «погружения» в культуру русского народа, приобщать к миру общечеловеческих культурных ценностей, учить эмоционально вживаться в художественный образ персонажей сказки.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 59.
2. Разучивание игр: «Кузнецы»,
«Золотые ворота», «Кружева», «Воробьи – вороны».
Этюд «Улыбка» (психогимнастика).Хоровод «Светит месяц».
Цель и задачи:Учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр78-80.
3. Развлечение «Синичкин календарь».
Цель и задачи:Формировать навыки нравственного поведения, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе. Развивать эмоциональную сферу.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 88.
4. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и лиса».
Цель и задачи:Развивать воображение детей, побуждать к фантазированию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, Стр. 169.
5. Театральный этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить».
Цель и задачи:Учить выражать мимикой и жестами настроение героя.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 174.
Декабрь
1.Развлечение «Наум, наведи нас на ум»(проводится 14 декабря). Разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики-прачки».
Игры: «Кузовок», «Два Мороза», «Дрёма».
Цель и задачи:Познакомить с историческим праздником грамоты, воспитывать интерес к культурному наследию народа, обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 111.
2. Театрализованная пальчиковая игра «Зайчик и лиса».
Цель и задачи:Развивать эмоциональность, воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 177.
3. Театрализованный этюд с воображаемыми предметами «Получился снеговик».
Цель и задачи:Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями, входить в предлагаемые обстоятельства, развивать воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,Стр. 180.
4. Игра – презентация «Игрушки для ёлочки».
Цель и задачи:Учить ролевому воплощению, вовлекать детей в эмоциональную игровую ситуацию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 185.
Январь
1. Развлечение «Рождество».
Цель и задачи:Приобщать к мировой культуре через знакомство с библейским сюжетом, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр 130.
2. Театрализованное представление «Сказки из сундучка».
Цель и задачи:Побуждать желание обыгрывать знакомые сказки, учить ролевому перевоплощению.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 181.
3. Театрализованные этюды на выразительность пластики и эмоций.
Цель и задачи:Учить обыгрывать понравившиеся сказки в пластических этюдах, прививать умения выразительно двигаться.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 184.
4. Развлечение «Святки».
Цель и задачи:Продолжать знакомить детей с праздничными традициями русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 137.
5. Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»
Цель и задачи:Побуждать к импровизации, вызывать эмоциональный отклик детей.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 190.
Февраль
1.«Спешим на представление».
Инсценировка «Смех да веселье», игра со зрителем «Это все мои друзья», кукольный театр по сказке «Как аукнется, так и откликнется».
Цель и задачи:Приобщать детей к русской народной традиции, вовлекать в игровую ситуацию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 200.
2.Театрализованная игра «Тайны лесовичка».
Этюд «Распеваемся вместе с птицами».
Цель и задачи:Вовлекать детей в театрализованную игру, побуждать к выразительности в этюдах, развивать фантазию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 207.
3.Развлечение «Сретенье».
Разучивание игр: «Ручеёк», «Охотник», «Гори ясно», «Дед Мазай».
Цель и задачи:Продолжать знакомство с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 169.
4. Фольклорный праздник «Масленица».
Цель и задачи:Приобщать детей к культуре русского народа через знакомство с праздничными традициями, воспитывать гуманизм, развивать воображение.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 172. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 97.
Март
1. Инсценировка «У меня полно забот», «Домашние дела».
Цель и задачи:Привлекать внимание детей к праздничной дате, побуждать к импровизации.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 214.
2. Театр картинок по русской народной сказке «Зимовье».
Цель и задачи:Приобщать детей к словесному народному творчеству, пробудить эмоциональный отклик у детей, развивать воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 211.
3.Развлечение «Сороки» (проводится 22 марта).
Разучивание игр: «Воробушки», «Золотые ворота», «Две тетери».
Цель и задачи:Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр200.
Апрель
1. Праздник шутки «Шутку шутить – людей насмешить» (1 апреля).
Цель и задачи:Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами, докучными сказками, развивать у детей чувство юмора.
Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 82-84, 100.
2. Презентация «Фу-фу-фу, нечистая сила!» Театрализованное представление с участием «нечистой силы» (в исполнении взрослых).
Цель и задачи:Познакомить детей со сказочными персонажами (леший, кикимора, домовой, водяной, дать представления о том, что эти герои выдуманные.
Используемая литература: С. М. Толстая, «Нечистая сила»,
3.Развлечение «Встреча весны. Благовещение».
Разучивание игр: «Пчёлки и ласточки», «Заинька», «Филин и пташки».
Цель и задачи:Создать условия для погружения в культуру русского народа, обеспечить положительный эмоционально- психологический настрой.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 215.
4. Фольклорный праздник «Светлая пасха».
Цель и задачи: Приобщать детей к общечеловеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 228.
Май
1. Театр Петрушки «Петрушки-пересмешники» .
Цель и задачи:Приобщать детей к русской национальной традиции, дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек, вовлекать детей в игровую ситуацию.
Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 227.
2.Литературная викторина по сказкам. Разыгрывание театрализованных сценок, отгадывание сказок по предметам обихода, по иллюстрациям, диалогам между персонажами. Отгадывание загадок о героях сказок.Рассказывание детьми докучных сказок.
Цель и задачи: Учить детей выразительно играть роли в набольших сценках; использовать мимику, жест, интонацию для создания образа роли, вызывать эмоциональный отклик, развивать воображение. Развивать у детей чувство юмора.
Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 165.
3.Развлечение «Соловьиный праздник» (проводится 15 мая).
Знакомство с народными приметами.
Цель и задачи: Продолжать знакомство с обычаями, традициями праздничной культуры русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 256.
4. Развлечение «Если небо прохудится -летом будет дождик литься»(проводится 24 мая – день Мокия Мокрого). Знакомство с народными приметами. Разучивание народных игр: «Солнышко», «Бодливая корова».
Цель и задачи: Расширять знания детей о народном фольклоре.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», Стр. 259
Дата: 2018-11-18, просмотров: 311.