Разработка театрализованного развлечения в старшей группе «поверья русского народа»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Познакомить детей с древнерусскими народными верования в духов природной стихии и жилищ.

2. Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

3. Вызвать интерес к культуре русского народа.

Оборудование: Репродукции с изображением духов низшей русской мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз).

Предварительная работа.

1. Изготовление парика.

2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.

3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».

ХОД.

Звучит музыка.

Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).

Ведущий (в образе хозяюшки): Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете как называется этот угол?

Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.

Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень

любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите – вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки: смородинка, малинка или цветы – маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды?

Дети: (варианты ответов).

Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища.

А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод. Домовой – порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).

Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга.

Баба-Яга: Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер.

Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала?

Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие?

Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе?

Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно?

Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!

Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».

Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!

На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.

Баба-Яга: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?

1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружка,

А всего одна игрушка.

2. На голове у толстяка

Блестящая корона,

Но только не имеет он

Ни царства и ни трона.

3. Это платье на Руси

Женщины носили,

И еще его всегда

Безрукавным шили.

4. Три струны, а звук какой

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Это русский инструмент.

5. Обувь делали крестьяне

Для себя конечно сами.

Как назвать её нам, дети

Поскорее нам ответьте.

Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно».

Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят

Колокольчики звенят,

Раз, два, три, беги

«Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку).

Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. А за то. Что вы такие добрые, да смышленые , вот вам мой подарочек (Корзина с угощениями).Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.