Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Вечерние посиделки».
Сценарий (с использованием русской народной сказки «Снегурочка»)
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре, быту.
Задачи:
• Познакомить детей с русскими народными традициями.
• Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, песни развивать интонационную выразительность речи. • Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре своего народа, народным играм.
Предварительная работа: Беседы: «Русские посиделки». Разучивание стихов, разучивание русских народных игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений. Действующие лица:
Сказочница, в народном костюме – воспитатель;
Бабушка Настасья, в народном костюме – воспитатель;
Дедушка - мальчик;
Бабушка – девочка;
Снегурочка – девочка;
Дети в русских народных костюмах.
Ход развлечения:
(Музыкальный зал оформлен в виде русской избы. За ширмой-домом спряталась бабушка Настасья. Дети входят в зал и поют песню, где их встречает ведущая Сказочница).
Песня «Зимняя песенка»
Появляется Снегурочка.
Бабка: Дед, да это же у нас доченька живая
Снегурочка дорогая!
Дед: ждали мы тебя сто лет
Снегурочка: Здравствуй, баба, здравствуй дед.
Долго ждали вы меня,
Вашей внучкой буду я.
Буду вам я помогать,
Избу чисто убирать,
Вышью скатерть вам на стол,
Подмету, помою пол,
Спать пораньше уложу
И за водой для вас схожу.
Дети хором: Идем с нами, Снегурочка, гулять, играть, песни петь, да плясать. Дед и бабушка: Иди, внученька, погуляй, повеселись с подружками! Сказочница: - Ребята, самая веселая игра на Руси, хороводная!! Веселись, народ! Заведем хоровод!
Русская народная хороводная игра «Золотые ворота»
Правила игры: Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота». Все остальные проходят через «ворота» и четко проговаривают слова. Дети: Золотые ворота пропускают не всегда, Первый раз прощается, Второй раз запрещается. Ну, а в третий раз не пропустим вас! (Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался»,выбывает.)
Игра «Собери снежинку»
Правила игры: Для игры необходимо трое детей. Каждому ребенку дана снежинка (в разрезанном виде), необходимо по команде быстро собрать снежинку. Первый ребенок, собравший снежинку, побеждает.
Сказочница: Молодцы, ребята, какие вы ловкие да мастеровые! А сейчас устроим соревнования. Дети, берите в руки «Палки - Моталки» (шнур привязан к палочке, с одной стороны, с другой – любая игрушка. В нашем случае – это палка, с привязанными к ней лентами.)
Игра «Палки - Моталки»
Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу воспитателя наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза.
Сказочница: Ребята, смотрите, чья-то изба пойдемте в гости на посиделки! (Сказочница и дети подходят к дому, стучат в дверь дома, где живёт бабушка Настасья) Здравствуйте!Чем, хозяюшка, нас одарите? Что, хозяюшка, нам подарите? Кувшин молока или каши горшок? Кусок пирога или денег мешок? Бабушка Настасья:
- Не плясали и не пели, угощенья захотели? - Погодите же, постойте, поиграйте да загадки отгадайте!
Загадки. 1. «Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы! И Егорку, и Оксанку по дорожке катят ...» (Санки) 2. «Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился.» (Рука в рукавичке) 3. «Глянули в оконце – лежит белое суконце.» (Снег) 4. «Невидимкой, осторожно он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне.» (Мороз) 5. «Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло.» (Лед) 6. «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.» (Метель, вьюга) 7. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут.» (Месяц)
Бабушка Настасья: Молодцы, справились с моим заданием, отгадали все загадки! А теперь поиграем в старинную игру «Горелки».
Игра «Горелки»
Дети стоят в две колонны, держась за руки. На расстоянии от них стоит водящий с платочком. Дети поднимают свободные руки вверх и головы (глаза), поют припевку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз – два – три беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонок. Кто вперед возьмет у водящего платочек, тот становиться водящим. Кто не успел составить пару с бывшим водящим, встают впереди колонок. Игра повторяется.
Сказочница: Весело поиграли, молодцы. Садитесь, отдохните и бабушка Настасья отдохнёт с нами, да посмотрит какие вы ловкие и умелые. А вы знаете, что в любой деревне в старину люди знали много шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок.
Игра «Потешки и скороговорки» Скороговорки: 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»; 2. «Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, А вот белка не бела, белой даже не была»; 3. «У Сережки в сапожки попали сережки»; 4. «Галка-копалка, куда-то подевалка»; 5. «У дороги крутороги повалили сена стоги»;
6. «В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод»; 7. «Валин валенок провалился в прогалинок»;
Сказочница: - Молодцы, и с моим заданием справились! - А теперь следующее задание! Я начну пословицу, а вы закончите. Хором, дружно отвечайте! Пословицы. 1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»; 2. «Делу время… - потехе час»; 3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»; 4. «Рукам работа…- душе праздник»; 5. «Труд человека кормит…, а лень портит»; 6. «Терпенье и труд… все перетрут»; 7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»;
8. «Других не суди… на себя погляди»; 9. «Играть играй, да дело… знай»; 10. «Красота приглядится, а ум… пригодится»; 11. «Конец…- делу венец»;
Сказочница: скажу ещё одну пословицу: «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Как вы думаете, о чём она? (ответы детей) Давайте повторим и запомним её.
Ай да, молодцы, красны девицы да добры молодцы. Все умеете! И петь и играть, на вопросы отвечать. Ну, какие же посиделки без вкусного ароматного чая.
Дети поют частушки:
1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек чайные частушки.
2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям
Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!
3.Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.
4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
6. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
7. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку.
Сказочница: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.
Бабушка Настасья: Дорогие гости!
Пожалуйте за столы дубовые, за скатерти узорные.
Хозяюшку потешьте, пирога поешьте.
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Бабушка Настасья угощает детей конфетами да пряниками печатными!!
Предварительная работа.
1. Изготовление парика.
2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.
3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».
ХОД.
Звучит музыка.
Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).
Ведущий (в образе хозяюшки): Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете как называется этот угол?
Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.
Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень
любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите – вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки: смородинка, малинка или цветы – маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды?
Дети: (варианты ответов).
Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища.
А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод. Домовой – порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).
Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга.
Баба-Яга: Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер.
Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала?
Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие?
Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе?
Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно?
Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!
Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».
Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.
Баба-Яга: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?
1. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружка,
А всего одна игрушка.
2. На голове у толстяка
Блестящая корона,
Но только не имеет он
Ни царства и ни трона.
3. Это платье на Руси
Женщины носили,
И еще его всегда
Безрукавным шили.
4. Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Это русский инструмент.
5. Обувь делали крестьяне
Для себя конечно сами.
Как назвать её нам, дети
Поскорее нам ответьте.
Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно».
Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят
Колокольчики звенят,
Раз, два, три, беги
«Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку).
Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. А за то. Что вы такие добрые, да смышленые , вот вам мой подарочек (Корзина с угощениями).Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.
Планирование работы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность
Сентябрь
1. «Хоть холоден батюшка Сентябрь – да сыт»
Разучивание игр: «Овощи и фрукты», «Что осень в корзинке принесла», «Огородник и воробей».
Цель и задачи: Формировать представления об осени на основе знакомства с народным земледельческим календарём. Развивать фантазию, образное представление.
Используемая литература: «Воспитание духовности…» Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева, стр31.
2. Игра на координацию движений «В нашем саду».
Используемая литература: «Театрализованная деятельность дошкольников» Н. Ф. Губанова, стр. 150.
3. Театрализованное развлечение «Семёнов день»(14 сентября).
Цель и задачи: Приобщать к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды.
Используемая литература: «Воспитание духовности…»,стр. 46.
4. Рассказывание р. н. сказки «Мужик и медведь» в лицах.
Театр картинок «Мужик и медведь». Загадывание загадок об осени.
Цель и задачи: Заинтересовать детей театром картинок, развивать воображение.
Используемая литература: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 68.
Октябрь
1. Развлечение «Покровская ярмарка».
Разучивание игр: «Кумок, продай уголок», «Кто быстрее сложит поленницу», «Соберём грибы», «Челнок», «У дядюшки Трифона».
Цель и задачи:Способствовать осмыслению детьми исторического наследия. Создавать условия для накопления положительных эмоций.
Используемая литература:«Воспитание духовности…»,стр. 63.
2. Игра-драматизация по сказке «У страха глаза велики».
Цель и задачи: Учить выражать эмоции в ролях, способствовать выразительности интонации речи.
Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 70.
3.Сценка «Птицы прощаются»,
Этюд «Журавли улетают».
Цель и задачи:Учить выразительно играть роли в небольших сценках,
развивать воображение детей в этюдах.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,стр. 157.
4. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».
Спектакль – импровизация по сказке «Как гуси на юг собирались»
Цель и задачи:Приобщать детей к импровизации, способствовать свободному пересказу знакомой сказки.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 159-164.
Ноябрь
1. Фольклорный праздник «Осенины». Драматизация сказки «Репка» (на новый лад).
Цель и задачи:Создавать условия для «погружения» в культуру русского народа, приобщать к миру общечеловеческих культурных ценностей, учить эмоционально вживаться в художественный образ персонажей сказки.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 59.
2. Разучивание игр: «Кузнецы»,
«Золотые ворота», «Кружева», «Воробьи – вороны».
Этюд «Улыбка» (психогимнастика).Хоровод «Светит месяц».
Цель и задачи:Учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр78-80.
3. Развлечение «Синичкин календарь».
Цель и задачи:Формировать навыки нравственного поведения, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе. Развивать эмоциональную сферу.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 88.
4. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и лиса».
Цель и задачи:Развивать воображение детей, побуждать к фантазированию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, Стр. 169.
5. Театральный этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить».
Цель и задачи:Учить выражать мимикой и жестами настроение героя.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 174.
Декабрь
1.Развлечение «Наум, наведи нас на ум»(проводится 14 декабря). Разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики-прачки».
Игры: «Кузовок», «Два Мороза», «Дрёма».
Цель и задачи:Познакомить с историческим праздником грамоты, воспитывать интерес к культурному наследию народа, обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 111.
2. Театрализованная пальчиковая игра «Зайчик и лиса».
Цель и задачи:Развивать эмоциональность, воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 177.
3. Театрализованный этюд с воображаемыми предметами «Получился снеговик».
Цель и задачи:Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями, входить в предлагаемые обстоятельства, развивать воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,Стр. 180.
4. Игра – презентация «Игрушки для ёлочки».
Цель и задачи:Учить ролевому воплощению, вовлекать детей в эмоциональную игровую ситуацию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 185.
Январь
1. Развлечение «Рождество».
Цель и задачи:Приобщать к мировой культуре через знакомство с библейским сюжетом, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр 130.
2. Театрализованное представление «Сказки из сундучка».
Цель и задачи:Побуждать желание обыгрывать знакомые сказки, учить ролевому перевоплощению.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 181.
3. Театрализованные этюды на выразительность пластики и эмоций.
Цель и задачи:Учить обыгрывать понравившиеся сказки в пластических этюдах, прививать умения выразительно двигаться.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 184.
4. Развлечение «Святки».
Цель и задачи:Продолжать знакомить детей с праздничными традициями русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 137.
5. Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»
Цель и задачи:Побуждать к импровизации, вызывать эмоциональный отклик детей.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 190.
Февраль
1.«Спешим на представление».
Инсценировка «Смех да веселье», игра со зрителем «Это все мои друзья», кукольный театр по сказке «Как аукнется, так и откликнется».
Цель и задачи:Приобщать детей к русской народной традиции, вовлекать в игровую ситуацию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 200.
2.Театрализованная игра «Тайны лесовичка».
Этюд «Распеваемся вместе с птицами».
Цель и задачи:Вовлекать детей в театрализованную игру, побуждать к выразительности в этюдах, развивать фантазию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 207.
3.Развлечение «Сретенье».
Разучивание игр: «Ручеёк», «Охотник», «Гори ясно», «Дед Мазай».
Цель и задачи:Продолжать знакомство с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 169.
4. Фольклорный праздник «Масленица».
Цель и задачи:Приобщать детей к культуре русского народа через знакомство с праздничными традициями, воспитывать гуманизм, развивать воображение.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 172. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 97.
Март
1. Инсценировка «У меня полно забот», «Домашние дела».
Цель и задачи:Привлекать внимание детей к праздничной дате, побуждать к импровизации.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 214.
2. Театр картинок по русской народной сказке «Зимовье».
Цель и задачи:Приобщать детей к словесному народному творчеству, пробудить эмоциональный отклик у детей, развивать воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 211.
3.Развлечение «Сороки» (проводится 22 марта).
Разучивание игр: «Воробушки», «Золотые ворота», «Две тетери».
Цель и задачи:Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр200.
Апрель
1. Праздник шутки «Шутку шутить – людей насмешить» (1 апреля).
Цель и задачи:Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами, докучными сказками, развивать у детей чувство юмора.
Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 82-84, 100.
2. Презентация «Фу-фу-фу, нечистая сила!» Театрализованное представление с участием «нечистой силы» (в исполнении взрослых).
Цель и задачи:Познакомить детей со сказочными персонажами (леший, кикимора, домовой, водяной, дать представления о том, что эти герои выдуманные.
Используемая литература: С. М. Толстая, «Нечистая сила»,
3.Развлечение «Встреча весны. Благовещение».
Разучивание игр: «Пчёлки и ласточки», «Заинька», «Филин и пташки».
Цель и задачи:Создать условия для погружения в культуру русского народа, обеспечить положительный эмоционально- психологический настрой.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 215.
4. Фольклорный праздник «Светлая пасха».
Цель и задачи: Приобщать детей к общечеловеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 228.
Май
1. Театр Петрушки «Петрушки-пересмешники» .
Цель и задачи:Приобщать детей к русской национальной традиции, дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек, вовлекать детей в игровую ситуацию.
Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 227.
2.Литературная викторина по сказкам. Разыгрывание театрализованных сценок, отгадывание сказок по предметам обихода, по иллюстрациям, диалогам между персонажами. Отгадывание загадок о героях сказок.Рассказывание детьми докучных сказок.
Цель и задачи: Учить детей выразительно играть роли в набольших сценках; использовать мимику, жест, интонацию для создания образа роли, вызывать эмоциональный отклик, развивать воображение. Развивать у детей чувство юмора.
Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 165.
3.Развлечение «Соловьиный праздник» (проводится 15 мая).
Знакомство с народными приметами.
Цель и задачи: Продолжать знакомство с обычаями, традициями праздничной культуры русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 256.
4. Развлечение «Если небо прохудится -летом будет дождик литься»(проводится 24 мая – день Мокия Мокрого). Знакомство с народными приметами. Разучивание народных игр: «Солнышко», «Бодливая корова».
Цель и задачи: Расширять знания детей о народном фольклоре.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», Стр. 259
Методическая разработка «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.
Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе с дошкольниками.
Задачи:
1. Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной (вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов, к вербальным средствам общения относится человеческая речь) и невербальной (к основным невербальным средствам общения относятся: жестика, мимика, пантомимика.) стороны речи.
2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).
3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.
Ожидаемые результаты:
Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 374.