Методическая разработка «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Вечерние посиделки».

Сценарий (с использованием русской народной сказки «Снегурочка»)

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре, быту.

Задачи:

• Познакомить детей с русскими народными традициями.

• Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, песни развивать интонационную выразительность речи. • Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре своего народа, народным играм.

Предварительная работа: Беседы: «Русские посиделки». Разучивание стихов, разучивание русских народных игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений. Действующие лица:

Сказочница, в народном костюме – воспитатель;

Бабушка Настасья, в народном костюме – воспитатель;

Дедушка - мальчик;

Бабушка – девочка;

Снегурочка – девочка;

Дети в русских народных костюмах.

Ход развлечения:

(Музыкальный зал оформлен в виде русской избы. За ширмой-домом спряталась бабушка Настасья. Дети входят в зал и поют песню, где их встречает ведущая Сказочница).

Песня «Зимняя песенка»

Появляется Снегурочка.

Бабка: Дед, да это же у нас доченька живая

Снегурочка дорогая!

Дед: ждали мы тебя сто лет

Снегурочка: Здравствуй, баба, здравствуй дед.

Долго ждали вы меня,

Вашей внучкой буду я.

Буду вам я помогать,

Избу чисто убирать,

Вышью скатерть вам на стол,

Подмету, помою пол,

Спать пораньше уложу

И за водой для вас схожу.

Дети хором: Идем с нами, Снегурочка, гулять, играть, песни петь, да плясать. Дед и бабушка: Иди, внученька, погуляй, повеселись с подружками! Сказочница: - Ребята, самая веселая игра на Руси, хороводная!! Веселись, народ! Заведем хоровод!

Русская народная хороводная игра «Золотые ворота»

Правила игры: Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота». Все остальные проходят через «ворота» и четко проговаривают слова. Дети: Золотые ворота пропускают не всегда, Первый раз прощается, Второй раз запрещается. Ну, а в третий раз не пропустим вас! (Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался»,выбывает.)

Игра «Собери снежинку»

Правила игры: Для игры необходимо трое детей. Каждому ребенку дана снежинка (в разрезанном виде), необходимо по команде быстро собрать снежинку. Первый ребенок, собравший снежинку, побеждает.

Сказочница: Молодцы, ребята, какие вы ловкие да мастеровые! А сейчас устроим соревнования. Дети, берите в руки «Палки - Моталки» (шнур привязан к палочке, с одной стороны, с другой – любая игрушка. В нашем случае – это палка, с привязанными к ней лентами.)

Игра «Палки - Моталки»

Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу воспитателя наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза.

Сказочница: Ребята, смотрите, чья-то изба пойдемте в гости на посиделки! (Сказочница и дети подходят к дому, стучат в дверь дома, где живёт бабушка Настасья) Здравствуйте!Чем, хозяюшка, нас одарите? Что, хозяюшка, нам подарите? Кувшин молока или каши горшок? Кусок пирога или денег мешок? Бабушка Настасья:

- Не плясали и не пели, угощенья захотели? - Погодите же, постойте, поиграйте да загадки отгадайте!

Загадки. 1. «Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы! И Егорку, и Оксанку по дорожке катят ...» (Санки) 2. «Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился.» (Рука в рукавичке) 3. «Глянули в оконце – лежит белое суконце.» (Снег) 4. «Невидимкой, осторожно он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне.» (Мороз) 5. «Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло.» (Лед) 6. «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.» (Метель, вьюга) 7. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут.» (Месяц)

Бабушка Настасья: Молодцы, справились с моим заданием, отгадали все загадки! А теперь поиграем в старинную игру «Горелки».

Игра «Горелки»

Дети стоят в две колонны, держась за руки. На расстоянии от них стоит водящий с платочком. Дети поднимают свободные руки вверх и головы (глаза), поют припевку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят,

Раз – два – три беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонок. Кто вперед возьмет у водящего платочек, тот становиться водящим. Кто не успел составить пару с бывшим водящим, встают впереди колонок. Игра повторяется.

Сказочница: Весело поиграли, молодцы. Садитесь, отдохните и бабушка Настасья отдохнёт с нами, да посмотрит какие вы ловкие и умелые. А вы знаете, что в любой деревне в старину люди знали много шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок.

Игра «Потешки и скороговорки» Скороговорки: 1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»; 2. «Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, А вот белка не бела, белой даже не была»; 3. «У Сережки в сапожки попали сережки»; 4. «Галка-копалка, куда-то подевалка»; 5. «У дороги крутороги повалили сена стоги»;

6. «В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод»; 7. «Валин валенок провалился в прогалинок»;

Сказочница: - Молодцы, и с моим заданием справились! - А теперь следующее задание! Я начну пословицу, а вы закончите. Хором, дружно отвечайте! Пословицы. 1. «Без труда… не вынешь рыбку из пруда»; 2. «Делу время… - потехе час»; 3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»; 4. «Рукам работа…- душе праздник»; 5. «Труд человека кормит…, а лень портит»; 6. «Терпенье и труд… все перетрут»; 7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»;

8. «Других не суди… на себя погляди»; 9. «Играть играй, да дело… знай»; 10. «Красота приглядится, а ум… пригодится»; 11. «Конец…- делу венец»;

Сказочница: скажу ещё одну пословицу: «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Как вы думаете, о чём она? (ответы детей) Давайте повторим и запомним её.

Ай да, молодцы, красны девицы да добры молодцы. Все умеете! И петь и играть, на вопросы отвечать. Ну, какие же посиделки без вкусного ароматного чая.

Дети поют частушки:

1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек чайные частушки.

2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям

Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!

3.Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

6. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

7. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного крутого самоварного чайку.

Сказочница: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Бабушка Настасья: Дорогие гости!

Пожалуйте за столы дубовые, за скатерти узорные.

Хозяюшку потешьте, пирога поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Бабушка Настасья угощает детей конфетами да пряниками печатными!!

Предварительная работа.

1. Изготовление парика.

2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.

3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».

ХОД.

Звучит музыка.

Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).

Ведущий (в образе хозяюшки): Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете как называется этот угол?

Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.

Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень

любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите – вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки: смородинка, малинка или цветы – маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды?

Дети: (варианты ответов).

Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища.

А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод. Домовой – порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).

Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга.

Баба-Яга: Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер.

Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала?

Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие?

Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе?

Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно?

Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!

Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».

Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!

На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.

Баба-Яга: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?

1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружка,

А всего одна игрушка.

2. На голове у толстяка

Блестящая корона,

Но только не имеет он

Ни царства и ни трона.

3. Это платье на Руси

Женщины носили,

И еще его всегда

Безрукавным шили.

4. Три струны, а звук какой

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Это русский инструмент.

5. Обувь делали крестьяне

Для себя конечно сами.

Как назвать её нам, дети

Поскорее нам ответьте.

Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно».

Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо, птички летят

Колокольчики звенят,

Раз, два, три, беги

«Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку).

Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. А за то. Что вы такие добрые, да смышленые , вот вам мой подарочек (Корзина с угощениями).Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.

Планирование работы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность

Сентябрь

1. «Хоть холоден батюшка Сентябрь – да сыт»

 

Разучивание игр: «Овощи и фрукты», «Что осень в корзинке принесла», «Огородник и воробей».

Цель и задачи: Формировать представления об осени на основе знакомства с народным земледельческим календарём. Развивать фантазию, образное представление.

Используемая литература: «Воспитание духовности…» Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева, стр31.

2. Игра на координацию движений «В нашем саду».

Используемая литература: «Театрализованная деятельность дошкольников» Н. Ф. Губанова, стр. 150.

3. Театрализованное развлечение «Семёнов день»(14 сентября).

Цель и задачи: Приобщать к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды.

Используемая литература: «Воспитание духовности…»,стр. 46.

4. Рассказывание р. н. сказки «Мужик и медведь» в лицах.

Театр картинок «Мужик и медведь». Загадывание загадок об осени.

Цель и задачи: Заинтересовать детей театром картинок, развивать воображение.

Используемая литература: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 68.

Октябрь

1. Развлечение «Покровская ярмарка».

 

Разучивание игр: «Кумок, продай уголок», «Кто быстрее сложит поленницу», «Соберём грибы», «Челнок», «У дядюшки Трифона».

Цель и задачи:Способствовать осмыслению детьми исторического наследия. Создавать условия для накопления положительных эмоций.

Используемая литература:«Воспитание духовности…»,стр. 63.

2. Игра-драматизация по сказке «У страха глаза велики».

Цель и задачи: Учить выражать эмоции в ролях, способствовать выразительности интонации речи.

Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 70.

3.Сценка «Птицы прощаются»,

Этюд «Журавли улетают».

Цель и задачи:Учить выразительно играть роли в небольших сценках,

развивать воображение детей в этюдах.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,стр. 157.

4. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».

Спектакль – импровизация по сказке «Как гуси на юг собирались»

Цель и задачи:Приобщать детей к импровизации, способствовать свободному пересказу знакомой сказки.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 159-164.

Ноябрь

1. Фольклорный праздник «Осенины». Драматизация сказки «Репка» (на новый лад).

Цель и задачи:Создавать условия для «погружения» в культуру русского народа, приобщать к миру общечеловеческих культурных ценностей, учить эмоционально вживаться в художественный образ персонажей сказки.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 59.

2. Разучивание игр: «Кузнецы»,

 

«Золотые ворота», «Кружева», «Воробьи – вороны».

Этюд «Улыбка» (психогимнастика).Хоровод «Светит месяц».

Цель и задачи:Учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр78-80.

3. Развлечение «Синичкин календарь».

Цель и задачи:Формировать навыки нравственного поведения, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе. Развивать эмоциональную сферу.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 88.

4. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и лиса».

Цель и задачи:Развивать воображение детей, побуждать к фантазированию.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, Стр. 169.

5. Театральный этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить».

Цель и задачи:Учить выражать мимикой и жестами настроение героя.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 174.

Декабрь

1.Развлечение «Наум, наведи нас на ум»(проводится 14 декабря). Разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики-прачки».

Игры: «Кузовок», «Два Мороза», «Дрёма».

Цель и задачи:Познакомить с историческим праздником грамоты, воспитывать интерес к культурному наследию народа, обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 111.

2. Театрализованная пальчиковая игра «Зайчик и лиса».

Цель и задачи:Развивать эмоциональность, воображение.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 177.

3. Театрализованный этюд с воображаемыми предметами «Получился снеговик».

Цель и задачи:Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями, входить в предлагаемые обстоятельства, развивать воображение.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,Стр. 180.

4. Игра – презентация «Игрушки для ёлочки».

Цель и задачи:Учить ролевому воплощению, вовлекать детей в эмоциональную игровую ситуацию.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 185.

Январь

1. Развлечение «Рождество».

Цель и задачи:Приобщать к мировой культуре через знакомство с библейским сюжетом, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр 130.

2. Театрализованное представление «Сказки из сундучка».

Цель и задачи:Побуждать желание обыгрывать знакомые сказки, учить ролевому перевоплощению.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 181.

3. Театрализованные этюды на выразительность пластики и эмоций.

Цель и задачи:Учить обыгрывать понравившиеся сказки в пластических этюдах, прививать умения выразительно двигаться.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 184.

4. Развлечение «Святки».

Цель и задачи:Продолжать знакомить детей с праздничными традициями русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 137.

5. Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»

Цель и задачи:Побуждать к импровизации, вызывать эмоциональный отклик детей.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 190.

Февраль

1.«Спешим на представление».

Инсценировка «Смех да веселье», игра со зрителем «Это все мои друзья», кукольный театр по сказке «Как аукнется, так и откликнется».

Цель и задачи:Приобщать детей к русской народной традиции, вовлекать в игровую ситуацию.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 200.

2.Театрализованная игра «Тайны лесовичка».

Этюд «Распеваемся вместе с птицами».

Цель и задачи:Вовлекать детей в театрализованную игру, побуждать к выразительности в этюдах, развивать фантазию.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 207.

3.Развлечение «Сретенье».

Разучивание игр: «Ручеёк», «Охотник», «Гори ясно», «Дед Мазай».

Цель и задачи:Продолжать знакомство с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 169.

4. Фольклорный праздник «Масленица».

Цель и задачи:Приобщать детей к культуре русского народа через знакомство с праздничными традициями, воспитывать гуманизм, развивать воображение.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 172. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 97.

Март

1. Инсценировка «У меня полно забот», «Домашние дела».

Цель и задачи:Привлекать внимание детей к праздничной дате, побуждать к импровизации.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 214.

2. Театр картинок по русской народной сказке «Зимовье».

Цель и задачи:Приобщать детей к словесному народному творчеству, пробудить эмоциональный отклик у детей, развивать воображение.

Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 211.

3.Развлечение «Сороки» (проводится 22 марта).

Разучивание игр: «Воробушки», «Золотые ворота», «Две тетери».

Цель и задачи:Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию.

Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр200.

Апрель

1. Праздник шутки «Шутку шутить – людей насмешить» (1 апреля).

Цель и задачи:Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами, докучными сказками, развивать у детей чувство юмора.

Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 82-84, 100.

2. Презентация «Фу-фу-фу, нечистая сила!» Театрализованное представление с участием «нечистой силы» (в исполнении взрослых).

Цель и задачи:Познакомить детей со сказочными персонажами (леший, кикимора, домовой, водяной, дать представления о том, что эти герои выдуманные.

Используемая литература: С. М. Толстая, «Нечистая сила»,

3.Развлечение «Встреча весны. Благовещение».

Разучивание игр: «Пчёлки и ласточки», «Заинька», «Филин и пташки».

Цель и задачи:Создать условия для погружения в культуру русского народа, обеспечить положительный эмоционально- психологический настрой.

Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 215.

4. Фольклорный праздник «Светлая пасха».

Цель и задачи: Приобщать детей к общечеловеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом.

Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 228.

Май

1. Театр Петрушки «Петрушки-пересмешники» .

Цель и задачи:Приобщать детей к русской национальной традиции, дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек, вовлекать детей в игровую ситуацию.

Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 227.

2.Литературная викторина по сказкам. Разыгрывание театрализованных сценок, отгадывание сказок по предметам обихода, по иллюстрациям, диалогам между персонажами. Отгадывание загадок о героях сказок.Рассказывание детьми докучных сказок.

Цель и задачи: Учить детей выразительно играть роли в набольших сценках; использовать мимику, жест, интонацию для создания образа роли, вызывать эмоциональный отклик, развивать воображение. Развивать у детей чувство юмора.

Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 165.

3.Развлечение «Соловьиный праздник» (проводится 15 мая).

Знакомство с народными приметами.

Цель и задачи: Продолжать знакомство с обычаями, традициями праздничной культуры русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.

Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 256.

4. Развлечение «Если небо прохудится -летом будет дождик литься»(проводится 24 мая – день Мокия Мокрого). Знакомство с народными приметами. Разучивание народных игр: «Солнышко», «Бодливая корова».

Цель и задачи: Расширять знания детей о народном фольклоре.

Используемая литература: «Воспитание духовности…», Стр. 259

Методическая разработка «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

 

 В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.

 Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе с дошкольниками.

Задачи:

1. Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной (вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов, к вербальным средствам общения относится человеческая речь) и невербальной (к основным невербальным средствам общения относятся: жестика, мимика, пантомимика.) стороны речи.

2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).

3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

Ожидаемые результаты:

Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.

Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 335.