МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению и защите
курсовой работы по дисциплине
« УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ »
Направление подготовки 38.03.02. Менеджмент
Направленность (профиль): «Управление человеческими ресурсами»
Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
Мурманск – 2016
УДК 378.147
В 74
Вопиловский С.С.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом», направлению подготовки 38.03.02. Менеджмент. Направленность (профиль): «Управление человеческими ресурсами». Уровень высшего образования – бакалавриат. –Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2016. – 53 с. / 4,1 п.л.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры менеджмента, протокол № 6 от «25» января 2016 г.
Для студентов, научно-педагогических работников, научных руководителей выпускных квалификационных работ, консультантов.
© СЗФ МГЭИ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………... | 4 |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………… | 5 |
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …… | 8 |
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы ………… | 9 |
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы … | 9 |
2.3. Выбор научной литературы и нормативно-правовых актов …………………………………………………………... | 11 |
2.4. Написание текста курсовой работы ……………………. | 12 |
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем ……………………………………………….. | 25 |
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ... | 31 |
2.7. Защита курсовой работы ………………………………… | 31 |
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ………………………… | 34 |
IV. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ……. | 37 |
V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………………… | 43 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………................. | 50 |
ВВЕДЕНИЕ
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования.
Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами процессов управления персоналом в организациях (предприятиях), которая показывает уровень знаний, умений и навыков, приобретенных каждым студентом в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом».
Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в учебной, методической, научной литературе суждения по определенному вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.
В данных методических указаниях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом».
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения по управлению, показать умение проводить теоретические исследования.
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
- выполнена самостоятельно;
- выполнена на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне с привлечением нормативных, правовых и др. документов по избранной теме;
- отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;
- содержать расчеты, графики, таблицы, схемы и т.д.;
- завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.
Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы. Любая письменная работа – это экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области менеджмента.
Целями курсовой работы являются:
- обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса;
- привитие практических навыков научного исследования;
- сформировать у студентов концептуальные представления об управлении современной компанией (крупным бизнесом) российской специфики;
- деятельности исполнительных органов и членов совета директоров акционеров открытых акционерных обществ; предоставить набор действенных инструментов для внедрения принципов надлежащего корпоративного управления на практике.
Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования, функционирования и управления компаниями и организациями, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.
Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:
- ПК-4 способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- ПК-6 владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
- ПК-7 способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
- ПК-14 владеть современными технологиями управления персоналом;
- ПК-37 умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырех балльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.
В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.
Этапы подготовки курсовой работы.
1. Выбор и утверждение темы.
2. Составление и согласование плана с научным руководителем курсовой работы.
3. Подбор научной литературы и нормативно-правовых актов.
4. Написание текста курсовой работы.
5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем.
6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний.
7. Защита курсовой работы.
Защита курсовой работы
Время и место защиты определяется кафедрой и научными руководителями. Защита принимается комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руководителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором в соответствии с планом кратко излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования, дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.
Члены комиссии могут задавать вопросы, связанные с уточнением и конкретизацией отдельных положений работы.
Окончательная оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты.
При оценке курсовой работы учитываются:
- степень разработанности темы;
- полнота охвата различных подходов к рассмотрению исследуемой проблемы;
- полнота использования литературных источников;
- творческий подход к написанию курсовой работы и самостоятельность;
- правильность и научная обоснованность выводов, их практическая направленность;
- стиль изложения, ораторские и полемические навыки, свобода владения материалом, убедительность и корректность в отстаивании собственной позиции;
- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;
- использование наглядных и технических средств при защите.
Курсовая работа оценивается по 4-х балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценка «отлично» ставится, если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер;
- изучаемая проблема достаточно актуальна, студент показал знание рассматриваемой проблемы, понимание направлений и путей ее решения;
- теоретические положения творчески увязаны с практическими аспектами и рекомендациями по разрешению рассматриваемой проблемы, а также с предложениями по совершенствованию законодательства;
- собран, обобщен и проанализирован необходимый научный, нормативный и методологический материал, на основе которого сделаны творческие выводы;
- проанализированы различные подходы к рассмотрению темы и аргументирован выбор собственной позиции и направления в разрешении рассматриваемой темы;
- работа правильно и аккуратно оформлена, представлены все необходимые компоненты, составлена достаточно полная библиография по теме работы;
- в процессе защиты студент показал навыки ведения научной дискуссии, свободное владение юридической и специальной терминологией, высокую культуру речи, знание научной литературы по исследуемой и смежным темам;
- были использованы технические средства и наглядные пособия для аргументации основных положений курсовой работы.
Оценка «хорошо» ставится, если:
- исследуемая проблема раскрыта с использованием научной и методической литературы;
- отдельные вопросы работы изложены самостоятельно, но без глубокого теоретического обоснования;
- есть отдельные неточности при освещении вопросов темы;
- ответы на вопросы членов комиссии недостаточно аргументированы, неполные или содержат неточности.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
- исследуемая проблема в основном раскрыта;
- в работе не использован весь необходимый для освещения темы нормативный, научный и методический материал;
- изложение отдельных вопросов поверхностно;
- студент недостаточно полно изложил основные положения исследования, испытывал затруднения при ответах на вопросы членов комиссии.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- курсовая работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;
- курсовая работа носит откровенно компилятивный характер;
- студент при защите показал слабые, поверхностные знания по исследуемой проблеме.
Студенты, не сдавшие на отзыв или не защитившие курсовую работу в установленные сроки, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче итогового экзамена по дисциплине «Управление персоналом».
III . РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
Успех доходчивого изложения при защите курсовой работы в значительной степени определяется используемыми средствами наглядного представления информации, качеством подготовленного материала и умением докладчика правильно его донести до присутствующих.
В настоящее время в аудиториях Института размещено различное оборудование, позволяющее эффективно представить подготовленный материал. К такому оснащению относятся различные типы аудио- и видеооборудования.
Для успешного применения этого оборудования автор работы может представлять материалы презентации на различных видах носителей памяти (DVD, флэш и др.).
В зависимости от уровня подготовки и способностей автора работы, а также излагаемого материала можно использовать то или иное оборудование или их комбинацию. Для просмотра презентаций предусмотрено применение двух типов проектов: стационарного – для проектирования иллюстрационного материала на выдвижной экран и переносного – для проектирования на маркерную доску, что определяется излагаемым материалом и составом аудитории. В последнем случае существует возможность дополнительно использовать маркер для внесения пометок и дополнительных пояснений и уточнений проецируемого на доску изображения.
При подготовке слайдов к докладу необходимо выполнить ряд этапов от их создания, редактирования до продуманного монтажа в виде слайд-фильма.
Показ слайдов можно выполнять как в ручном, так и в автоматическом режиме. Причем применение автоматического режима позволяет рационально использовать отведенное время и выглядит достаточно эффективно, однако требует от выступающего тщательно продуманного и заранее отрепетированного доклада.
Ответственным этапом подготовки доклада является продуманная последовательность размещения слайдов и содержание представленного на них материала. Количество слайдов не должно превышать 10-12, учитывая, что рекомендуемое время доклада составляет 10 минут, и за это время автор работы должен обязательно прокомментировать каждую проецируемую иллюстрацию.
Слайды должны быть пронумерованы, поскольку, если после завершения доклада у присутствующих возникнут вопросы, их легче соотнести с номером слайда, чем с его названием. В том случае, если вопрос задан без ссылки на слайд, докладчику для поиска нужного придется просматривать все имеющиеся слайды, что затягивает время доклада и ухудшает восприятие изложенного материала.
На первом слайде целесообразно привести название курсовой работы, фамилию, инициалы научного руководителя, консультанта, если он имеется, на следующих слайдах изложить цель и задачи работы, структуру исследования и другой материал. Информацию на слайдах рекомендуется изображать в виде графиков, схем, таблиц, гистограмм и других наглядных материалов, упрощающих восприятие материала и позволяющих полностью довести его до аудитории за отведенное на доклад время. При необходимости можно дополнить слайды звуком, применить анимацию.
При подготовке иллюстрационного материала автор может использовать всю свою фантазию, при этом важно помнить, что сложно воспринимаются слайды, содержащие много темных однотонных или ярких цветов, мелкий шрифт, большой объем текстового материала.
Каждый автор должен готовить иллюстрационный материал с учетом специфики выполненной работы и личных качеств, что позволяет донести до присутствующих на защите дипломной работы суть, основные результаты выполненных исследований и эффективность от их реализации на практике.
IV . ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
1. Аттестация персонала как необходимый элемент системы управления персоналом на предприятии.
2. Выбор и реализация системы оплаты труда в организации.
3. Затраты на персонал: методы оценки и возможности оптимизации.
4. Использование KPI в оценке эффективности организационной деятельности.
5. Использование технологии самооценки при отборе персонала организации (предприятии).
6. Кадровый аудит как технология повышения эффективности управления персоналом.
7. Комплексная система оценки персонала и проблема развития кадрового потенциала в организации (предприятии).
8. Обеспечение безопасности труда персонала организации (предприятии).
9. Оптимизация использования человеческих ресурсов организации (предприятия).
10. Оптимизация системы мотивации персонала организации (предприятия).
11. Оптимизация системы социальной защиты персонала организации (предприятия).
12. Организационные конфликты и методы их разрешения.
13. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
14. Организация проведения аттестации персонала.
15. Организация процессов высвобождения персонала.
16. Организация рабочих мест персонала.
17. Организация системы развития персонала.
18. Организация управленческого учета в современных условиях деятельности организации (предприятия).
19. Основные направления и инструменты кадрового аудита в организации.
20. Особенности применения современных концепций управления персоналом при формировании трудовых отношений.
21. Особенности разработки адаптационных программ для персонала организации (предприятия).
22. Оценка кадрового потенциала компании.
23. Оценка обеспеченности организации (предприятия) трудовыми ресурсами.
24. Оценка результатов профессионального обучения и развития персонала.
25. Оценка социально-экономической эффективности корпоративной системы оплаты труда персонала.
26. Оценка эффективности профессионального обучения как элемент системы развития человеческих ресурсов организации (предприятия).
27. Перспективное и текущее планирование человеческих ресурсов организации (предприятия).
28. Планирование и оптимизация затрат на персонал организации (предприятия).
29. Планирование преемственности, карьерного роста и передвижений персонала в организации (предприятии).
30. Планирование, управление и реализация изменений в организации (предприятии).
31. Повышение конкурентных преимуществ организации за счет улучшения использования кадрового потенциала.
32. Повышение эффективности деятельности кадровой службы в организации (предприятии).
33. Построение системы адаптации персонала организации (предприятия).
34. Построение современной системы обучения в организации(предприятии).
35. Применение инновационных технологий в управлении человеческими ресурсами.
36. Применение информационных технологий при решении управленческих задач в организации (на предприятии)
37. Принципы и методы построения системы управления персоналом организации (предприятия).
38. Прогнозирование управленческих решений на предприятии (организации).
39. Процедура деловой оценки кандидатов при поступлении на работу.
40. Пути повышения эффективности и качества управленческих решений в организации(предприятии)
41. Развитие системы аттестации персонала организации (предприятия).
42. Разработка и применение электронных систем в документационном обеспечении управления предприятием (организации).
43. Разработка и принятие управленческого решения в системе корпоративных отношений.
44. Разработка мероприятий по аттестации рабочих мест в организации (предприятии).
45. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления информационными потоками на предприятии (организации).
46. Разработка мероприятий по совершенствованию технологий управления организацией (предприятием).
47. Разработка мероприятий по совершенствованию управления социальными процессами в организации (предприятии).
48. Разработка методики оценки кадрового потенциала организации (предприятии).
49. Разработка методики социально - психологической оценки персонала организации (предприятия).
50. Разработка оптимальной кадровой политики организации (предприятия).
51. Разработка основных направлений по повышению квалификации персонала.
52. Разработка программ по снижению текучести кадров в организации (предприятии).
53. Разработка программ повышения производительности труда персонала организации (предприятии).
54. Разработка программ ускоренного продвижения работников в организации (предприятии).
55. Разработка проекта развития системы оплаты труда в организации.
56. Разработка рекомендаций по применению методов тайм-менеджмента в работе службы управления персоналом организации (предприятия).
57. Разработка рекомендаций по решению конфликтных ситуаций в организации(предприятии).
58. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинга персонала организации (предприятия).
59. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы коммуникаций для профилактики конфликтов в организации (предприятии).
60. Разработка систем кадрового планирования в организации (предприятии).
61. Разработка системы ротации персонала на предприятии (организации).
62. Разработка системы управления организацией на основе принципов социальной ответственности.
63. Разработка системы управления служебно-профессиональным продвижением кадров организации.
64. Разработка стратегии управления персоналом как элемента антикризисного менеджмента.
65. Реализация современных концепций менеджмента в области управления персоналом.
66. Роль организационной культуры в управлении персоналом компании.
67. Рынок труда и формирование персонала предприятия (организации).
68. Система подготовки, повышения квалификации и продвижения кадров в организации (предприятии).
69. Система управления индивидуальной деятельностью работников организации (предприятия).
70. Система управления по целям как метод управления эффективностью деятельности организации (предприятия).
71. Системы коммуникации в организации: проектирование эффективных коммуникационных процессов.
72. Совершенствование PR-деятельности кадровой службы организации(предприятия).
73. Совершенствование документационного обеспечения управления организацией (предприятии).
74. Совершенствование и развитие организационной культуры в деятельности организации (предприятии).
75. Совершенствование кадровой стратегии организации.
76. Совершенствование методов текущей деловой оценки персонала организации (предприятия).
77. Совершенствование организации труда на предприятии (организации)
78. Совершенствование процедуры трудовой адаптации персонала организации (предприятии).
79. Совершенствование системы внутреннего контроля в организации (предприятии).
80. Совершенствование системы мотивации на основе учёта индивидуальных свойств личности сотрудников
81. Совершенствование системы обучения и развития персонала организации (предприятия).
82. Совершенствование системы организации труда и мотивации персонала в организации (предприятии).
83. Совершенствование системы социальной справедливости в организации (предприятии).
84. Совершенствование системы стимулирования персонала в организации (предприятии).
85. Совершенствование системы стимулирования персонала организации (предприятия).
86. Совершенствование труда руководителя в организации (предприятии).
87. Современные методы разрешения трудовых споров и конфликтов.
88. Современные механизмы адаптации и мотивации персонала на российских предприятиях (организациях).
89. Современные психологические инструменты управления персоналом.
90. Современные формы и методы повышения квалификации сотрудников: сравнительный анализ.
91. Социальная эффективность управления организацией: критерии оценки и способы оптимизации.
92. Социально-психологический климат организации и повышение эффективности системы управления персоналом.
93. Структура и динамика рабочей силы организации как важнейшие показатели работы с кадрами.
94. Тестирование как один из методов оценки персонала.
95. Технология управления персоналом организации в условиях неполной занятости.
96. Удовлетворённость трудом персонала как фактор развития организационной культуры.
97. Удовлетворенность трудом: как важнейший показатель в системе кадрового менеджмента.
98. Формирование и подготовка кадрового резерва организации.
99. Формирование и развитие корпоративной культуры в организации (предприятии).
100. Формирование командного духа как фактор повышения эффективности работы персонала.
101. Формирование корпоративной кадровой политики организации (предприятия).
102. Формирование требований к кандидатам и критериев отбора на замещение вакантных должностей в организации (предприятии).
V . ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Нормативно-правовые акты
Основная литература
Дополнительная литература
Электронно-библиотечная система – www . ibookc . ru
1. Реклама в коммуникационном процессе: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Ягодкина М. В., Иванова А. П., Сластушинская М. М. – СПб: Питер, 2014. – 304 с.
2. Макроэкономика: Учебное пособие . Акулов В.Б. – М.: Флинта, 2014. – 197 с.
3. Институциональная экономика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения
Васильцова В., Тертышный С. – СПб.: Питер, 2014. – 256 с.
4. Экологический менеджмент: природопользование и экология промышленных городов . Ларионов В.Г. – М.: Библио-Глобус, 2014. – 144 с.
5. Основы страхового дела. Учебное пособие. Ефимов О. Н. – Уфа: ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. – 123 с.
6. Государственные и муниципальные финансы. Белоножко М.Л. – СПб.: Интермедия, 2014. – 208 с.
7. Корпоративные финансы: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Романовский М.В., Вострокнутова А.И. – СПб.: Питер, 2014. – 592 с.
8. Финансы организаций. Никитина Н.В. – М.: Флинта, 2014. – 366 с.
9. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Селивановский А.С. – М.: ВШЭ, 2014. – 580 с.
10. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Бычкова С. М., Бадмаева Д. Г. – СПб.: Питер, 2015. –512 с.
11. Всё о счетах бухгалтерского учета. 3-е изд. Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. – СПб.: Питер, 2015. – 160 с.
12. Новый план счетов бухгалтерского учета с инструкцией по применению. – СПб.: Питер, 2015. – 192 с.
13. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. 2-е изд. Беликова Т.Н. – СПб.: Питер, 2015. – 288 с.
14. Маркетинг менеджмент. 14-е изд. Котлер Ф., Келлер К. Л. – СПб.: Питер, 2014. – 800 с.
15. Налоги и налогообложение: Учебное пособие . Вотчель Л.М., Викулина В.В. – М.: Флинта, 2014. – 172 с.
16. Экономический анализ: Учебник для вузов. 2-е изд., исправленное и дополненное. Стандарт третьего поколения . Цацулин А.Н. – СПб.: Питер, 2014. –704 с.
17. Организация внешнеторговой деятельности. Матвеева О. П. – СПб.: Троицкий мост, 2015. – 240 с.
18. Управление инновационными проектами. Культин Н., Сурина А., Туккель И. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 416 с
19. Экономическая оценка инвестиций: Учебник для вузов. 5-е изд., переработанное и дополненное (+ обучающий курс ). Ример М. – СПб.: Питер, 2014. – 432 с.
20. Складская и транспортная логистика в цепях поставок: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Маликов О. Б. – СПб.: Питер, 2015. – 400 с.
21. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. Стандарт третьего поколения . Фаррахов А. – СПб.: Питер, 2014. – 352 с.
22. Управление затратами на предприятии: Учебник для вузов. 5-е изд. Стандарт третьего поколения. Лебедев В. Г., Дроздова Т. Г., Кустарев В. П., Краюхин Г. А.
– СПб.: Питер, 2015. – 592 с.
23. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. Армстронг М. – СП.: Питер, 2015. – 848 с.
24. Управление персоналом. Беликова И. П. – Ставрополь: АГРУС (СтГАУ), 2014. – 64 с.
25. Управление проектами. Беликова И. П. – Ставрополь: АГРУС (СтГАУ), 2014. – 80 с.
26. Информационные системы в экономике и защита информации на предприятиях. Астахова А. В. – СПб.: Троицкий мост, 2014. – 216 с.
27. Задачник-практикум по информатике. Сафронов И. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 432 с.
28. Основы экономики. Якушкин Е. А., Якушкина Т. В. – Минск: РИПО, 2014. –242 с.
Ресурсы сети «Интернет»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
Факультет очного / заочного обучения
Кафедра менеджмента
Направление подготовки «Менеджмент»
Профиль «Управление человеческими ресурсами»
Группа М – 1 – 15
Дисциплина «Управление персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….. | 3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ. | 6 |
1.1. Понятие, структура, содержание внешней среды организации | 6 |
1.2. Понятие, структура, содержание внутренней среды организации. | 9 |
1.3. Факторы управления организацией и типы протекания управленческого процесса | 11 |
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ. | 14 |
2.1. Методология STEP-анализа | 14 |
2.2. Методология SWOT-анализа | 16 |
2.3. Показатели, характеризующие эффективность деятельности организации | 18 |
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ООО «БРИЗ» С ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ | 21 |
3.1. Характеристика деятельности ООО «БРИЗ» | 21 |
3.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «БРИЗ» | 23 |
3.3. Рекомендации по совершенствованию взаимодействия организации с внутренней и внешней средой | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………… | 28 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………… | 30 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………. | 31 |
Приложение 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное издание
Вопиловский Сергей Симонович
канд. экон. наук, доцент
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению и защите
курсовой работы по дисциплине
« УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ »
Направление подготовки 38.03.02. Менеджмент
Направленность (профиль): «Управление человеческими ресурсами»
Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
Подписано в печать 30.01.16. Формат 60×84 1/16
Усл. печ. л. 4,1 Тираж 100 экз. Заказ 17.
Отпечатано в СЗФ МГЭИ. 183008, г. Мурманск, пр. Кольский, д.51
[1] Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2015. – С 58.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению и защите
курсовой работы по дисциплине
« УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ »
Направление подготовки 38.03.02. Менеджмент
Направленность (профиль): «Управление человеческими ресурсами»
Уровень высшего образования – БАКАЛАВРИАТ
Мурманск – 2016
УДК 378.147
В 74
Вопиловский С.С.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом», направлению подготовки 38.03.02. Менеджмент. Направленность (профиль): «Управление человеческими ресурсами». Уровень высшего образования – бакалавриат. –Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2016. – 53 с. / 4,1 п.л.
Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры менеджмента, протокол № 6 от «25» января 2016 г.
Для студентов, научно-педагогических работников, научных руководителей выпускных квалификационных работ, консультантов.
© СЗФ МГЭИ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………... | 4 |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ …………………………………… | 5 |
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …… | 8 |
2.1. Выбор и утверждение темы курсовой работы ………… | 9 |
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы … | 9 |
2.3. Выбор научной литературы и нормативно-правовых актов …………………………………………………………... | 11 |
2.4. Написание текста курсовой работы ……………………. | 12 |
2.5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем ……………………………………………….. | 25 |
2.6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний ... | 31 |
2.7. Защита курсовой работы ………………………………… | 31 |
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ………………………… | 34 |
IV. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ……. | 37 |
V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………………… | 43 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………................. | 50 |
ВВЕДЕНИЕ
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.
В условиях стремительных изменений в социальной, правовой и образовательной сферах особую актуальность приобретает подготовка профессионалов нового поколения при сохранении традиций подготовки в сложившейся системе образования.
Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами процессов управления персоналом в организациях (предприятиях), которая показывает уровень знаний, умений и навыков, приобретенных каждым студентом в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом».
Выполнение курсовых работ призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений. При написании работы студент учится излагать имеющиеся в учебной, методической, научной литературе суждения по определенному вопросу (проблеме), высказывать собственную обоснованную точку зрения.
В данных методических указаниях обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с разработкой, оформлением и защитой курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом».
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – творческая, научная, самостоятельная исследовательская работа по определенной теме, в ходе которой студенты приобретают навыки работы с научной, учебной и методической литературой, с нормативно-правовыми актами и справочными материалами, овладевают методами научного исследования, обработки, обобщения и анализа информации; расширяют общий кругозор; решают практические задачи на основе теоретических знаний; активизируют самостоятельную работу и творческое мышление.
Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является составным элементом учебного процесса. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки курсовой работы.
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с нормативной правовой базой, анализировать имеющиеся научные, учебно-методические и периодические источники по проблеме, делать обоснованные выводы и предлагать практические решения по управлению, показать умение проводить теоретические исследования.
К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
- выполнена самостоятельно;
- выполнена на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне с привлечением нормативных, правовых и др. документов по избранной теме;
- отвечать требованиям логичного, ясного и четкого изложения материала, с привлечением достаточного эмпирического материала;
- содержать расчеты, графики, таблицы, схемы и т.д.;
- завершаться конкретными выводами и рекомендациями по теме исследования.
Навыки, приобретенные студентами при написании курсовых работ, будут являться хорошим опытом для написания выпускной квалификационной работы. Любая письменная работа – это экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области менеджмента.
Целями курсовой работы являются:
- обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения курса;
- привитие практических навыков научного исследования;
- сформировать у студентов концептуальные представления об управлении современной компанией (крупным бизнесом) российской специфики;
- деятельности исполнительных органов и членов совета директоров акционеров открытых акционерных обществ; предоставить набор действенных инструментов для внедрения принципов надлежащего корпоративного управления на практике.
Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования, функционирования и управления компаниями и организациями, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.
Курсовая работа нацелена на формирование следующих компетенций:
- ПК-4 способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- ПК-6 владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
- ПК-7 способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
- ПК-14 владеть современными технологиями управления персоналом;
- ПК-37 умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы и представляется в деканат в установленные сроки. После проверки проводится защита курсовой работы с участием научного руководителя. Результаты защиты оцениваются по четырех балльной системе. При неудовлетворительной оценке студент обязан переработать и привести в соответствие курсовую работу.
В отличие от контрольной курсовая работа характеризуется обстоятельным освещением вопроса с элементами исследования, привлечением источников и обширной специальной литературы, наличием библиографического обзора и научно-справочного аппарата, самостоятельными выводами и обобщениями. Курсовая работа должна быть композиционно стройной, отличаться строгой последовательностью изложения и убедительной аргументацией.
Этапы подготовки курсовой работы.
1. Выбор и утверждение темы.
2. Составление и согласование плана с научным руководителем курсовой работы.
3. Подбор научной литературы и нормативно-правовых актов.
4. Написание текста курсовой работы.
5. Оформление курсовой работы, представление ее в деканат для регистрации и написания отзыва научным руководителем.
6. Работа с отзывом и устранение указанных замечаний.
7. Защита курсовой работы.
Выбор и утверждение темы курсовой работы
Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с заведующим кафедрой.
Выбор темы определяется уже накопленной студентом суммой знаний по дисциплине «Управление персоналом» и смежным дисциплинам «Современные информационные системы в менеджменте», «Кадровая политика и кадровое планирование», «Управление качеством», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Антикризисное управление». При выборе темы можно допустить ошибку, взяться за проблему, которая с первого взгляда может показаться весьма простой, однако в ходе ее раскрытия потребуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий занятия в учебной группе по соответствующим дисциплинам.
Конечно, не все темы курсовых работ одинаковой степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться. Ни один непонятный вопрос темы курсовой работы не должен оставаться без внимания, все они с необходимостью уясняются самостоятельно, или с помощью научного руководителя.
Студент, проявив самое серьезное отношение к выполнению курсовой работы, правильно распределив время, работая без спешки, планомерно и систематически обеспечит успешное написание работы.
2.2. Составление и согласование плана курсовой работы
После выбора темы в процессе подготовки курсовой работы большое значение отводится составлению плана работы.
Наличие плана курсовой работы позволяет избежать освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое время.
Выбор темы и составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом дисциплины, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, но, тем не менее, перед ее написанием необходимо проконсультироваться со своим научным руководителем для корректировки содержания работы, имеющейся литературы и т.д.
Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана – это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.
Прежде чем научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное написание работы, студент должен самостоятельно сформулировать те вопросы, которые он намерен исследовать в работе (предоставить примерный план). А уже далее научный руководитель сможет нацелить студента на правильное и грамотное оформление работы, помочь определиться в выборе вопросов, которые будут отражены в работе, определиться в объеме работы, помочь сориентироваться в нормативной базе по вопросу и в литературных источниках по выбранной теме.
В общем и целом функцию научного руководителя над курсовой работы можно свести к оказанию научной и методической помощи студенту. Игнорирование данного этапа работы может послужить неправильному пониманию проблемы выбранной для исследования, и впоследствии, – неудовлетворительному отзыву преподавателя.
Следует также учитывать, что студент может не согласиться с критическими замечаниями руководителя, обосновав свою позицию на консультациях и собеседованиях перед окончательным завершением работы или на защите. Студент должен помнить, что курсовая работа – это его самостоятельный творческий труд, и он вправе отстаивать свое мнение по вопросу в случае несогласия со своим научным руководителем.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 469.