РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ
для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Разработана преподавателем
Николаевой Е.А.
Рекомендована к использованию
в учебном процессе МОГК
предметной комиссией
Протокол П(Ц)К №______
от "____"___________ 20___г
__________Председатель П(Ц)К
г. Серпухов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина "Маркетинг" является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания для освоения специальности.
Предметом изучения учебной дисциплины являются потребности, средства их удовлетворения и доведения до потребителей, методы маркетинговых исследований. Знания теоретических основ маркетинга позволят специалистам стимулировать сбыт товаров и услуг, изучать, формировать и прогнозировать спрос, разрабатывать и анализировать сбытовую и ценовую политику организаций.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка
России, концепциях развития рыночных отношений;
знать:
- структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга;
- принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
- маркетинговую окружающую среду;
- виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
- стратегию и планирование маркетинга;
уметь:
- выявлять потребности;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать результаты и принимать маркетинговые решения;
- организовывать рекламные кампании;
- проводить опрос потребителей;
- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
Дисциплина "Маркетинг" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении экономических дисциплин: "Бухгалтерский учет", "Менеджмент", "Экономика организации (предприятия)", "Экономическая теория" и др.
Изучение программного материала способствует формированию у студентов нового экономического мышления.
Рабочая программа рассчитана на 52 часов (из них 18 часов - практические занятия) для базового уровня профессионального образования.
Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе.
При изучении дисциплины постоянно обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов.
Для проведения занятий используются лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам маркетинга, проводится работа с методическими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и вычислительная техника, организовываваются экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.
При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.
В процессе изучения дисциплины "Маркетинг" поводится одна контрольная работа.
Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требо-вания к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для проверки знаний студентов, рубежным контроле является зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины
Студент должен:
иметь представление:
- о предмете, целях и задачах учебной дисциплины, межпредметных связях маркетинга с другими дисциплинами;
знать:
- основные термины, цели, задачи, принципы и функции маркетинговой деятельности.
Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов бухгалтеров, экономистов, менеджеров. Цели, задачи маркетинга.
Тема 8. Конкурентная среда
Студент должен:
иметь представление:
- о рыночной конкуренции;
знать:
- основные понятия, виды конкуренции, их характерные признаки,
способы создания и поддержания конкурентной среды; критерии
оценки конкурентоспособности;
уметь:
- оценивать конкурентоспособность организаций и ее конкурентные преимущества.
Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспо-обность организации и товаров, конкурентные преимущества.
Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, усло-вия возникновения, способы создания и поддержания. Антимонопольное законодательство Государственная поддержка малого предпринимательства.
Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества.
Практическое занятие 6. Конкурентная карта рынка
Тема 9. Средства маркетинга
Студент должен:
знать:
- классификацию средств маркетинга, их характеристику, РЖЦ и его этапы, маркетинговые мероприятия, характерные для этих этапов.
Классификация средств маркетинга: средства удовлетворения потребностей, средства стимулирования сбыта. Средства удовлетворения потребностей: виды, их краткая характеристика. Маркетинговое понятие товара.
Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей. РЖЦ товара, его основные этапы. Особенности маркетинговых решений на каждом этапе. Специфика РЖЦ товаров разных групп. Разработка новых товаров (продукции) в организациях производителей (исполнителей услуг): обоснование необходимости, этапы. Уровни товара и его подкрепление.
Средства стимулирования сбыта: ценовая и сбытовая политика.
Тема 11. Ценовая политика
Студент должен:
знать:
- основные понятия; цели, задачи, направления ценовой политики, классификацию цен, стратегии ценообразования;
уметь:
- собирать информацию о ценах и анализировать ценовую политику организации.
Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования. Цели, задачи и направления формирования цен.
Назначение цен в маркетинге. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен.
Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними. Взаимодействие бухгалтеров, экономистов, менеджеров и др. специалистов с маркетологами при формировании ценовой политики организации.
Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.
Тема 12. Сбытовая политика
Студент должен:
знать:
- цели, задачи сбытовой политики, виды и средства сбыта, виды, уровни, функции каналов распределения, критерии выбора, виды и типы торговых посредников;
уметь:
- анализировать и оценивать эффективность сбытовой политики.
Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды (прямые, косвенные, смешанные), ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Системы сбыта.
Торговые посредники: виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов Факторы, влияющие на выбор посредников. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.
Тема 13. Методы маркетинга
Студент должен:
знать:
- классификацию методов маркетинга, их характеристику, достоинства, недостатки, применение;
уметь:
- проводить опросы и анализировать их результаты, применять методы ФОСТИСС.
Классификация методов маркетинга.
Методы изучения рынка. Назначение, разновидности методов, их возможности, достоинства и недостатки. Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов.
Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС): виды, назначение. Информационные методы: реклама, пропаганда, консультации. Личная продажа, моральное и материальное стимулирование, паблик рилейшенз; возможности, достоинства и недостатки.
Аналитические методы: анализ и оценка окружающей среды, анализ поведения потребителей.
Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности.
Практическое занятие 8. Формирование комплекса стимулирования.
Тема 14. Реклама
Студент должен:
иметь представление:
- об истории возникновения рекламы;
знать:
- цели, задачи, функции, требования к рекламе, правовую базу, классификацию, порядок организации рекламных кампаний;
уметь:
- организовывать рекламную кампанию и оценивать ее эффективность.
Реклама: понятие, назначение. Цели, задачи и функции рекламы История возникновения и совершенствования рекламы Требования к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности.
Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации. Модель потребительского восприятия рекламы.
Рекламная кампания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Структура рекламы. Правила рекламы. Организация рекламной кампании.
Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Методы оценки эффективности рекламы.
Практическое занятие 9. Расчет рекламного бюджета.
Тема 15. Стратегия и планирование маркетинга
Студент должен:
знать:
- стратегию и планирование маркетинга, виды стратегий, критерии их выбора, контроль за выполнением.
Определение понятий: стратегия и тактика. Направления и виды стратегий маркетинга, критерии их выбора.
Стратегическое планирование. Понятие. Основные этапы процесса стратегического планирования: определение целей и задач фирмы, создание стратегических хозяйственных подразделений, установление целей маркетинга, ситуационный анализ, разработка стратегии маркетинга, реализация тактики, контрольŐŘƌƎƐƒǪǬǮȎȐȜȞȢʞ˦˨쏓ꊴ螓碓鍦䝘㦓ᘚ牨謊䀀ﺈ䏿伀J儀J愀ᔠ쑨ᘀ虨섬䀀ネ䏿伀J儀J愀ᘚ牨謊䀀ネ䏿伀J儀J愀ᔢ쑨ᘀ虨섬㘀脈䩃䩏䩑憁ᘜ牨謊㘀脈䩃䩏䩑憁ᘖ牨謊䌀伀J儀J愀ᔜ쑨ᘀ虨섬䌀伀J儀J愀ᔢ쑨ᘀ虨섬㔀脈䩃䩏䩑憁ᘜ牨謊㔀脈䩃䩏䩑憁ᔟ㍨ⴌᘀ㍨ⴌ㔀脈䩃䩏䩑䩡ᔜ챨〠ᘀ牨謊䌀伀J儀J愀ᘚ챨〠䀀麗䏿伀J儀J愀ᘝ챨〠㔀脈血䩃䩏䩑䩡က˨ͰҾ
ՄՒՔעפߊߌ߸ࠆࠈࠊ࠘ࠚ麯銯桽絓ⵀᔥ⍨ᘀ륨鑴䈀ت䩃䩏䩑䩡桰ÿᔥ⍨ᘀ챨〠䈀ت䩃䩏䩑䩡桰ÿᔨ⍨ᘀ蕨큷㔀脈⩂䌆伀J儀J愀瀀ィᔨ⍨ᘀ⍨칼㔀脈⩂䌆伀J儀J愀瀀ィᔨ⍨ᘀ챨〠㔀脈⩂䌆伀J儀J愀瀀ィᘖ챨〠䌀伀J儀J愀ᔠ쑨ᘀ졨᩵䌀一ň伀J儀J愀ᔜ쑨ᘀ졨᩵䌀伀J儀J愀ᔠ쑨ᘀ虨섬䌀一ň伀J儀J愀ᔠ쑨ᘀ虨섬䀀ネ䏿伀J儀J愀ᔜ쑨ᘀ虨섬䌀伀J儀J愀ᔠ쑨ᘀ虨섬䀀ﺈ䏿伀J儀J愀ကдприятия. |
Тема 8. Конкурентная карта рынка. |
Тема 10. Исследование рынка. |
Тема 13. Формирование комплекса стимулирования. |
Тема 14. Расчет рекламного бюджета. |
Литература
Федеральные законы
1. ФЗ «Об информации».
Основная
1. А. Ф. Барышев "Маркетинг"
Дополнительная
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993.
2. Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. – М.: Инфа-М, 1993.
3. Черчиль Г.А.Маркетинговые исследования. – СПб: Питер, 2001.
4. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник для вузов. – М.: инфа-М, 2001.
5. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: Финпресс, 1998.
Журналы:
1. «Маркетинг».
2. «Маркетинг в России и за рубежом».
3. «Современная торговля».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАРКЕТИНГ
для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Разработана преподавателем
Николаевой Е.А.
Рекомендована к использованию
в учебном процессе МОГК
предметной комиссией
Протокол П(Ц)К №______
от "____"___________ 20___г
__________Председатель П(Ц)К
г. Серпухов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина "Маркетинг" является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания для освоения специальности.
Предметом изучения учебной дисциплины являются потребности, средства их удовлетворения и доведения до потребителей, методы маркетинговых исследований. Знания теоретических основ маркетинга позволят специалистам стимулировать сбыт товаров и услуг, изучать, формировать и прогнозировать спрос, разрабатывать и анализировать сбытовую и ценовую политику организаций.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о состоянии и прогнозах развития потребительского рынка
России, концепциях развития рыночных отношений;
знать:
- структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга;
- принципы, объекты, субъекты, средства и методы маркетинговой деятельности;
- маркетинговую окружающую среду;
- виды конкуренции, конкурентоспособность организации;
- стратегию и планирование маркетинга;
уметь:
- выявлять потребности;
- проводить маркетинговые исследования, анализировать результаты и принимать маркетинговые решения;
- организовывать рекламные кампании;
- проводить опрос потребителей;
- применять методы формирования спроса и стимулирования сбыта.
Дисциплина "Маркетинг" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении экономических дисциплин: "Бухгалтерский учет", "Менеджмент", "Экономика организации (предприятия)", "Экономическая теория" и др.
Изучение программного материала способствует формированию у студентов нового экономического мышления.
Рабочая программа рассчитана на 52 часов (из них 18 часов - практические занятия) для базового уровня профессионального образования.
Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией и утверждена заместителем директора по учебной работе.
При изучении дисциплины постоянно обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов.
Для проведения занятий используются лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам маркетинга, проводится работа с методическими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и вычислительная техника, организовываваются экскурсии на предприятия и учреждения отрасли.
При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.
В процессе изучения дисциплины "Маркетинг" поводится одна контрольная работа.
Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требо-вания к формируемым представлениям, знаниям и умениям.
Для проверки знаний студентов, рубежным контроле является зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины
Студент должен:
иметь представление:
- о предмете, целях и задачах учебной дисциплины, межпредметных связях маркетинга с другими дисциплинами;
знать:
- основные термины, цели, задачи, принципы и функции маркетинговой деятельности.
Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов бухгалтеров, экономистов, менеджеров. Цели, задачи маркетинга.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 650.