Виды театрализованных представлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды и жанры ТП

 

(Лекционный материал по дисциплине: «Режиссура КММ и ТП»)

 

Выполнил: преподаватель театральных дисциплин

Ковалева Е. И.

 

 

Бобров 2018 год

Режиссерский замысел

Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это относится и к режиссуре.

Режиссерский замысел – это неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения. Работа над замыслом – творческий процесс режиссера. Замысел содержит в себе гражданское, идейное толкование, смысловое и действительное толкование.

Интересный замысел, рожденный пониманием конкретных воспитательных целей и практических задач, всегда индивидуален. Можно привести немало примеров, когда несколько человек – участников какого-либо события – совершенно по-разному рассказывают об одном и том же происшествии, так и в режиссуре. «Сколько людей – столько и мнений» - это известное высказывание очень подходит к данной теме, т.к. у каждого режиссера свое видение, мировосприятие, толкование.

Режиссерский замысел в своем определении очень близок определению замысла сценария: Замысел сценария – это художественно – образное оформление поставленной цели конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности, это внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действа.

Как и замысел сценария, в своем внутреннем представлении сценариста о будущей разработке, так и режиссер «вынашивает» идею замысла, представляет ее сначала в каких-то размытых ассоциативных образах и только позже они складываются в одну ясную картину.

Компоненты замысла:

- мотивировка выбора произведения (исходные условия, реальная ситуация);

- идейно-тематическое содержание (определение темы, идеи);

- действенное содержание (сверхзадача, сквозное действие);

- режиссерский ход;

- основные выразительные средства, определение жанра;

- приемы активизации зрителей;

- решение праздника во времени, ритмах, темпах;

- характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления;

При подготовке праздника творческий коллектив складывается из режиссера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов. В подготовительном периоде необходимо определить направленность номеров и эпизодов, их жанровую принадлежность, взаимосвязь друг с другом, а также их драматургическую функцию и точное место в монтажной структуре.

Режиссер в процессе воплощения замысла проходит через следующие

этапы:

а) Застольный период работы над праздником – это очень важный этап работы режиссера с участниками праздниками. Это закладка фундамента общего праздника. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. К тому времени в сознании режиссера уже определена сверхзадача праздника, намечено сквозное действие и узловые моменты праздника, дана характеристика каждому персонажу праздника и определено его значение. В режиссерском воображении уже возникли образные видения различных элементов праздника: мизансцены, передвижения действующих лиц. И, хотя бы в общих чертах, представлена внешняя и внутренняя среда, в которой будет протекать праздник. Хорошо, если в ходе работы не только режиссер информировал бы участников о замысле, но и обогатил бы его за счет творческой инициативы коллектива, т.е. режиссерский замысел стал бы творческим замыслом коллектива.

б) Работа над мизансценами. Мизансценирование – основное содержание репетиций в выгородке. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены – через внешние физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние взаимоотношения и действия. В непрерывном потоке мизансцены, сменяющих друг друга, находят себе выражение сущность совершающегося действия. Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Режиссер работает над мизансценами или за столом или в процессе творческих репетиций. Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать. Разработанные дома мизансцены – это проект. Он должен пройти испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с участниками праздниками.

в) Окончательная отделка праздника.

Происходит шлифовка праздника, все уточняется и закрепляется. Все элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки согласовываются друг с другом, создается гармония единого и целостного праздника.

На этом этапе, помимо творческих качеств режиссера, большую роль играют его организаторские способности.

Массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Он идет один раз. Надежным помощником режиссера является монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: где происходит? С кем происходит? Как происходит?

Режиссерский замысел, видение будущего представления находит свое практическое выражение в разработке постановочного плана. Когда работа обсуждена с коллективом, начинается работа с исполнителями, режиссер знакомит участников представления со своим постановочным планом. В разработке постановочного плана первоначально должен быть решен вопрос – ради чего проводится представление, то есть, какова его сверхзадача.

Примерный план построения.

1 графа – время/от и до/

2 графа – место действия/ каждая из рабочих площадок/

3 графа – количество участников

Массовый праздник репетируется эпизодами, на местах, кусками. Режиссеру просто необходим для успешной работы строгий репетиционный план.

Работа над замыслом – это творческий процесс режиссера. Сам замысел представляет собой неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения, точно рецепт вкусного пирога, он состоит из важных компонентов, перечисленных ранее. Все это в совокупности с придуманными и правильно выстроенными режиссером мизансценами образует так называемый «готовый продукт».

Режиссерский замысел, подобно дому, выстроенному из кирпича, состоит из нескольких важных «кирпичиков» - последовательных этапов. Первый – застольный период – это фундамент будущего праздника, который просто обязан быть крепким и технически продуманным. В закладке этого фундамента (1-го этапа) следует участвовать всем коллективом, помогая режиссеру и его замыслу стать творческим замыслом всего коллектива.

Далее, после закладки прочного фундамента, следует перейти к построению первого этажа нашего дома – к построению мизансцен. Правильно выстроенные мизансцены это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде, т.е. наглядное воздействие на зрителя.

Крышей нашего дома являются все оставшиеся, но очень важные элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки. Таким образом, чтобы «Дом» был построен качественно и крепко режиссер должен учесть все составляющие аспекты «стройки». Именно от режиссера, его организаторских способностей зависит успешный исход праздника. Руководствуясь строгим планом проведения праздника, планом репетиций, постановочным планом – режиссер может рассчитывать на успешное проведение мероприятия.

Сценарный план

Сценарный план - это литературный проект будущего массового зрелища, в котором изложена последовательность развития действия, а также основные выражения, тексты. Он позволяет целенаправленно работать над сценарием, предостерегает от возможных отклонений от темы и формирует общее видение будущего зрелища. В зависимости от сложности используемого материала в режиссерско-постановочной практике различают два вида литературной основы: сценарный план и сценарий. Сценарный план иногда является литературной основой для несложных массовых зрелищ, которые не требуют детальной художественной разработки

Маскарад

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Актуальность темы « Маскарад » выражается в возможности возрождения этой формы досуга так как маскарад несет в себе и зрелищность (т.е.наличие зрителей), и непосредственное участие в действе каждого зрителя. Кроме того, эта форма досуга интересна и увлекательна, он дает возможность раскрыть человеку свои творческие способности через конструирование игровой деятельности, через костюм и роль. Так же маскарад насыщен разнообразными художественными элементами и творческими решениями. Театральная энциклопедия определяет маскарад как (от фр. Mascarade, ит. Masherata) - это празднество, бал, вид массового народного гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом.

Истоки маскарадов лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же касается России, то прототипами маскарадов были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т.е. истоки находятся в русском фольклоре. Со времени маскарады видоизменялись, приобретали различные формы. Так, появившись при Петре I, маскарады имели своей целью политическую ситуацию реформ, проводимых императором, а так же важное значение в борьбе с церковной оппозицией, выступавшей против нововведений. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место были не очень ярко выражены. При Екатерине II все еще существовала такая форма маскарадов, как уличное шествие, однако, маскарады постепенно стали терять всенародность, подвергались «бытовизации» и стали превращаться в обозреваемое зрелище с преобладаниями зрителей над исполнителями - участниками. Тем самым подчеркивались сословные различия общества. Если рассматривать маскарады дальше, то в XIX веке общественные маскарады практически сошли на нет, появилась такая форма, как балы-маскарады, которые проводились в частных домах дворян. Существенным отличием от предыдущих форм является то, что теперь в маскараде отсутствовал какой бы то ни было сюжет, и каждая маска вела себя не зависимо от других. Хотя у маскарадов существовали свои законы, свои вольности и запреты и все же они значительно отличались от традиционных балов с их этикетом и строгим распорядком. Что же касается исчезновения маскарада, то называют несколько причин: 1. Они навязывались сверху. 2. Это был чужеродный элемент для большей массы населения. А если рассматривать историко-политическое положение, то у общества появились другие проблемы, а следовательно и другие интересы. Однако маскарадно-карнавальные традиции все же сохранились в нашей жизни, хотя они и изменили свою форму почти до неузнаваемости. Маскарады проявляются в форме костюмированных вечеров и карнавальных шествий.

Карнавал

Карнавал (ит. carnevale, от лат. carno - мясо, vale - здравствуй), в католических странах Европы, весенний народный праздник, соответствующий русской масленице, сопровождаемый ряженьем, уличными шествиями, театрализованными играми и т.п. Карнавал, как и масленица, сохранил множество ритуальных и обрядовых обычаев, идущих непосредственно от языческих праздников, знаменующих переход от зимы к весне, начало нового календарного цикла. Многие традиционные карнавальные забавы (обливание водой, праздник свечей, костры) - это те же древнеримские весенние праздники, включающие в себя зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, процессии, ряженье, конские скачки и т.п. Между античностью и средневековьем в карнавальной традиции не было никакого перерыва, несмотря на разворачивавшуюся борьбу христианства с языческими традициями. Главная отличительная черта карнавала - это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Несомненно, самым первым карнавальным костюмом стала вывернутая наизнанку шкура (традиционный наряд шутовских масленичных деревенских праздников - тулуп мехом наружу). Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь - связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». В карнавале находят отражение древние представления о мире, когда он воспринимался целостно, без отличия жизни от смерти, высокого от низкого, великого от ничтожного.

Ведущее карнавальное действо - увенчание и последующее развенчание шутовского короля праздника. И здесь тоже находят свое отражение идеи единства жизни и смерти, вечного движения и вечных перемен. Для карнавального сознания нет ничего незыблемого, все понятия относительны, двойственны и противоречивы. В связи с этим так важен для карнавала образ огня - уничтожающего, но и очищающего мир. Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый известный во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Однако в последнюю неделю перед великим постом во власти карнавала оказывается вся Италия (и особенно Рим), Испания, Франция, Германия, а также некоторые страны Южной Америки. Бразильский карнавал в последние десятилетия приобрел не меньший размах, чем венецианский.

Бал

Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. На бал надевали самые красивые и дорогие наряды. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.

Фестиваль

Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные.

Конкурс

Конкурс (лат. concursus - стечение, столкновение, стычка) -соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, науки, спорта и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный).

В повседневной жизни слово конкурс обычно ассоциируется с неким мероприятием, победитель которого получает приз и/или именной диплом (грамоту).

Все они проводятся с целью выявить лучшего из всех претендентов. И, в отдельных случаях, если это предусмотрено условиями конкурса, вручить победителям призы.

Раусная программа

Раусная программа – это встречная программа перед каким-либо мероприятием. Такая программа преследует несколько целей: во-первых, поднимает эмоциональный настрой и, во-вторых, вводит в тематику мероприятия. Для того чтобы выполнять вторую цель, раусная программа должна быть составлена с учетом темы мероприятия. Однако можно преследовать лишь первую цель, тогда нам неважно, что у нас концерт посвященный дню семьи, конкурсы у нас подобраны разные лишь бы поднимали настроение.

Подготовка и организация праздника для детей.

 Технология культурно-досуговой деятельности – трактуется как процесс, в ходе которого определенные ее стороны – предметная, организационная и методическая – сливаются, органически обуславливая друг друга. Технологический процесс включает следующие элементы: - объекты деятельности: дети; - субъект деятельности: руководители, специалисты учреждений культуры; - деятельность учреждений культуры со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач. Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности, дети, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность. Все, чем располагает учреждение культуры предназначено для удовлетворения духовных потребностей. Организуя детский праздник нужно: Во-первых, рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во-вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория). Технологический процесс подготовки и проведения детского праздника включает определенные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование и создание программы, разработку сценарной основы, режиссерскую организацию материала, корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ. Каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи и для субъектов и для объектов. Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения детского праздника. Работа над созданием детского праздника начинается, скажем, так, с «социального заказа», с принятия решения о необходимости проведения праздника. Задачи организатора праздника:

1. Создать организационный комитет праздника из числа людей способных выполнить работу согласно сценарию и замысла праздника.

2. Определить событие, тему, масштабы праздника.

3. Разработать сценарий. Утвердить сценарий на заседании организационного комитета.

4. Составить план подготовки праздника. Утвердить его на заседании организационного комитета.

5. Определить материальные и финансовые затраты. Составить смету расходов, обсудить ее на заседании организационного комитета, утвердить.

6. Установить контакты с учреждениями, принимающими участие в организации и проведении праздника.

7. Систематически контролировать ход выполнения работы согласно утвержденного сценария и плана подготовки.

8. Анализ выполнения работ.

9. Организовать рекламу о празднике.

10. Анализ проведенного праздника.

Главная роль в работе над детским праздником отводится режиссеру (организатору детского досуга). Работа режиссера над сценарием - первый и необходимый этап работы. Режиссер должен четко уяснить себе, с какой формой организации детского досуга он имеет дело. Определив форму и жанровые особенности, можно анализировать материал и характер выразительных средств. Только после того, как у режиссера возникнет полная ясность, следует создавать постановочную группу, распределять функциональные обязанности между членами творческой группы, строить график репетиций, организовывать работу над афишей и пригласительными билетами, работу с художником, хореографом, музыкальным руководителем, над реквизитом. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов. Рассмотрим их кратко. Первый этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом. Второй этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии.

Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя: - экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); - завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад); - развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт; - кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника); - развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски). Требования к сценарию: - строгая логичность построения и развития темы; - законченность каждого эпизода; - органическая связь эпизодов; - нарастание действия в его движении к кульминации. Технология организации и проведения детского праздника является сложным в творческом отношении делом, требует от организатора детского досуга глубокой теоретической осведомленности. Эффективному проведению праздника способствуют: - объединение всех его составных частей вокруг главной цели - отбор художественного материала - выбор эмоционально-выразительных средств - подбор исполнителей - коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы. При написании сценария нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий необходимо создавать для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.

Молодежная дискотека

Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит, прежде всего, в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.

Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).

Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завести новые знакомства или убить время.

Конкурсно-досуговые и шоу программы, салон, гостиная. (см. тему выше)

Кружки в культурно-досуговых учреждениях

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.

На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.

Кружки любительского творчества:

Танцевальный

Театральный

Вокальный

Кукольный

Кружок игры на гитаре и др.

Кружки художественного творчества:

Декоративно-прикладного искусства

Изобразительного искусства

Мягкой игрушки и др.

Кружки технического творчества:

Техническое моделирование

Моделирование одежды и др.

Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.

Любительские объединения

Любительское объединение – объединение людей на базе КДУ, благодаря общности интересов и увлечений (Общественно политические клубы, Клуб ветеранов войны и труда, Клуб краеведов, Клуб собаководов, Поисковые клубы и т.д.)

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Проблемы молодежного досуга

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.

 

 

Виды и жанры ТП

 

(Лекционный материал по дисциплине: «Режиссура КММ и ТП»)

 

Выполнил: преподаватель театральных дисциплин

Ковалева Е. И.

 

 

Бобров 2018 год

Режиссерский замысел

Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это относится и к режиссуре.

Режиссерский замысел – это неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения. Работа над замыслом – творческий процесс режиссера. Замысел содержит в себе гражданское, идейное толкование, смысловое и действительное толкование.

Интересный замысел, рожденный пониманием конкретных воспитательных целей и практических задач, всегда индивидуален. Можно привести немало примеров, когда несколько человек – участников какого-либо события – совершенно по-разному рассказывают об одном и том же происшествии, так и в режиссуре. «Сколько людей – столько и мнений» - это известное высказывание очень подходит к данной теме, т.к. у каждого режиссера свое видение, мировосприятие, толкование.

Режиссерский замысел в своем определении очень близок определению замысла сценария: Замысел сценария – это художественно – образное оформление поставленной цели конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности, это внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действа.

Как и замысел сценария, в своем внутреннем представлении сценариста о будущей разработке, так и режиссер «вынашивает» идею замысла, представляет ее сначала в каких-то размытых ассоциативных образах и только позже они складываются в одну ясную картину.

Компоненты замысла:

- мотивировка выбора произведения (исходные условия, реальная ситуация);

- идейно-тематическое содержание (определение темы, идеи);

- действенное содержание (сверхзадача, сквозное действие);

- режиссерский ход;

- основные выразительные средства, определение жанра;

- приемы активизации зрителей;

- решение праздника во времени, ритмах, темпах;

- характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления;

При подготовке праздника творческий коллектив складывается из режиссера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов. В подготовительном периоде необходимо определить направленность номеров и эпизодов, их жанровую принадлежность, взаимосвязь друг с другом, а также их драматургическую функцию и точное место в монтажной структуре.

Режиссер в процессе воплощения замысла проходит через следующие

этапы:

а) Застольный период работы над праздником – это очень важный этап работы режиссера с участниками праздниками. Это закладка фундамента общего праздника. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. К тому времени в сознании режиссера уже определена сверхзадача праздника, намечено сквозное действие и узловые моменты праздника, дана характеристика каждому персонажу праздника и определено его значение. В режиссерском воображении уже возникли образные видения различных элементов праздника: мизансцены, передвижения действующих лиц. И, хотя бы в общих чертах, представлена внешняя и внутренняя среда, в которой будет протекать праздник. Хорошо, если в ходе работы не только режиссер информировал бы участников о замысле, но и обогатил бы его за счет творческой инициативы коллектива, т.е. режиссерский замысел стал бы творческим замыслом коллектива.

б) Работа над мизансценами. Мизансценирование – основное содержание репетиций в выгородке. Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены – через внешние физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние взаимоотношения и действия. В непрерывном потоке мизансцены, сменяющих друг друга, находят себе выражение сущность совершающегося действия. Умение создавать яркие, выразительные мизансцены является одним из важнейших признаков профессиональной квалификации режиссера. Режиссер работает над мизансценами или за столом или в процессе творческих репетиций. Режиссер должен уметь «увидеть» в своем воображении то, что он хочет реализовать. Разработанные дома мизансцены – это проект. Он должен пройти испытание в процессе творческого взаимодействия режиссера с участниками праздниками.

в) Окончательная отделка праздника.

Происходит шлифовка праздника, все уточняется и закрепляется. Все элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки согласовываются друг с другом, создается гармония единого и целостного праздника.

На этом этапе, помимо творческих качеств режиссера, большую роль играют его организаторские способности.

Массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Он идет один раз. Надежным помощником режиссера является монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: где происходит? С кем происходит? Как происходит?

Режиссерский замысел, видение будущего представления находит свое практическое выражение в разработке постановочного плана. Когда работа обсуждена с коллективом, начинается работа с исполнителями, режиссер знакомит участников представления со своим постановочным планом. В разработке постановочного плана первоначально должен быть решен вопрос – ради чего проводится представление, то есть, какова его сверхзадача.

Примерный план построения.

1 графа – время/от и до/

2 графа – место действия/ каждая из рабочих площадок/

3 графа – количество участников

Массовый праздник репетируется эпизодами, на местах, кусками. Режиссеру просто необходим для успешной работы строгий репетиционный план.

Работа над замыслом – это творческий процесс режиссера. Сам замысел представляет собой неосуществленное решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения, точно рецепт вкусного пирога, он состоит из важных компонентов, перечисленных ранее. Все это в совокупности с придуманными и правильно выстроенными режиссером мизансценами образует так называемый «готовый продукт».

Режиссерский замысел, подобно дому, выстроенному из кирпича, состоит из нескольких важных «кирпичиков» - последовательных этапов. Первый – застольный период – это фундамент будущего праздника, который просто обязан быть крепким и технически продуманным. В закладке этого фундамента (1-го этапа) следует участвовать всем коллективом, помогая режиссеру и его замыслу стать творческим замыслом всего коллектива.

Далее, после закладки прочного фундамента, следует перейти к построению первого этажа нашего дома – к построению мизансцен. Правильно выстроенные мизансцены это расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде, т.е. наглядное воздействие на зрителя.

Крышей нашего дома являются все оставшиеся, но очень важные элементы праздника: актерская игра участников, внешнее оформление, свет, грим, костюмы, музыка, шумы и звуки. Таким образом, чтобы «Дом» был построен качественно и крепко режиссер должен учесть все составляющие аспекты «стройки». Именно от режиссера, его организаторских способностей зависит успешный исход праздника. Руководствуясь строгим планом проведения праздника, планом репетиций, постановочным планом – режиссер может рассчитывать на успешное проведение мероприятия.

Сценарный план

Сценарный план - это литературный проект будущего массового зрелища, в котором изложена последовательность развития действия, а также основные выражения, тексты. Он позволяет целенаправленно работать над сценарием, предостерегает от возможных отклонений от темы и формирует общее видение будущего зрелища. В зависимости от сложности используемого материала в режиссерско-постановочной практике различают два вида литературной основы: сценарный план и сценарий. Сценарный план иногда является литературной основой для несложных массовых зрелищ, которые не требуют детальной художественной разработки

Виды театрализованных представлений.

Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр.

Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 607.