Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна. Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых. Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и многое другое. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей: - церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.; - календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая; - профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.); - гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.) - спортивные праздники; - праздники для детей; - мемориальные праздники, связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов; - юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.
Подготовка и организация праздника для детей.
Технология культурно-досуговой деятельности – трактуется как процесс, в ходе которого определенные ее стороны – предметная, организационная и методическая – сливаются, органически обуславливая друг друга. Технологический процесс включает следующие элементы: - объекты деятельности: дети; - субъект деятельности: руководители, специалисты учреждений культуры; - деятельность учреждений культуры со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач. Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности, дети, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность. Все, чем располагает учреждение культуры предназначено для удовлетворения духовных потребностей. Организуя детский праздник нужно: Во-первых, рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во-вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория). Технологический процесс подготовки и проведения детского праздника включает определенные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование и создание программы, разработку сценарной основы, режиссерскую организацию материала, корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ. Каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи и для субъектов и для объектов. Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения детского праздника. Работа над созданием детского праздника начинается, скажем, так, с «социального заказа», с принятия решения о необходимости проведения праздника. Задачи организатора праздника:
1. Создать организационный комитет праздника из числа людей способных выполнить работу согласно сценарию и замысла праздника.
2. Определить событие, тему, масштабы праздника.
3. Разработать сценарий. Утвердить сценарий на заседании организационного комитета.
4. Составить план подготовки праздника. Утвердить его на заседании организационного комитета.
5. Определить материальные и финансовые затраты. Составить смету расходов, обсудить ее на заседании организационного комитета, утвердить.
6. Установить контакты с учреждениями, принимающими участие в организации и проведении праздника.
7. Систематически контролировать ход выполнения работы согласно утвержденного сценария и плана подготовки.
8. Анализ выполнения работ.
9. Организовать рекламу о празднике.
10. Анализ проведенного праздника.
Главная роль в работе над детским праздником отводится режиссеру (организатору детского досуга). Работа режиссера над сценарием - первый и необходимый этап работы. Режиссер должен четко уяснить себе, с какой формой организации детского досуга он имеет дело. Определив форму и жанровые особенности, можно анализировать материал и характер выразительных средств. Только после того, как у режиссера возникнет полная ясность, следует создавать постановочную группу, распределять функциональные обязанности между членами творческой группы, строить график репетиций, организовывать работу над афишей и пригласительными билетами, работу с художником, хореографом, музыкальным руководителем, над реквизитом. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов. Рассмотрим их кратко. Первый этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом. Второй этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии.
Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя: - экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); - завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад); - развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт; - кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника); - развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски). Требования к сценарию: - строгая логичность построения и развития темы; - законченность каждого эпизода; - органическая связь эпизодов; - нарастание действия в его движении к кульминации. Технология организации и проведения детского праздника является сложным в творческом отношении делом, требует от организатора детского досуга глубокой теоретической осведомленности. Эффективному проведению праздника способствуют: - объединение всех его составных частей вокруг главной цели - отбор художественного материала - выбор эмоционально-выразительных средств - подбор исполнителей - коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы. При написании сценария нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий необходимо создавать для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 603.