Тема 1. Психология образовательной среды. Образование и обучение.
Ме тоды обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.Метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил.Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских, целях.В педагогической науке существуют различные подходы к классификации методов обучения. Критериями выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении и т.д. Но, ни один метод обучения не является универсальным.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как школьники приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, то выделяют наглядные, словесные, практические методы. Это традиционная классификация.В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (М.Д.Данилов, Б.П.Есипов), методы подразделяются на методы: приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения получаемых знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений, навыков.В 60-е гг. XX в. была предложена классификация методов по уровням познавательной деятельности школьников с возрастанием степени их самостоятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
- объяснительно-иллюстративный – в данный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец и показ учителя;- репродуктивный – это метод, направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;- исследовательский – направлен на развитие у школьников не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог, предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу;- частично-поисковый – направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;- метод проблемного изложения материала.По дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников) выделяют две группы методов обучения:
1. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой), эвристические методы (эвристическая беседа, исследовательский метод);
2. методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.
Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные и дедуктивные;
- репродуктивные и проблемно-поисковые;
- методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
3. методы контроля и самоконтроля:
- методы устного контроля и самоконтроля;
- методы письменного контроля и самоконтроля;
- методы практического контроля и самоконтроля.
Нет универсальной классификации, которую можно было бы рекомендовать на все случаи жизни.
Ступени образования.
Образованию во всем мире присущи, по мнению ряда социологов, следующие черты:
· образование навязывает определенные культурные ценности, в частности стремление к конкуренции и уважение к властям;
· для передачи таких ценностей нужны формальные организации - школы и т.д.;
· весь процесс обучения направлен на социализацию людей - учащихся;
· содержание образования может иногда вступать в конфликт с интересами учащихся.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
o начальное общее образование;
o основное общее образование;
o среднее (полное) общее образование.
Так, начальное профессиональное образование можно получить в профессионально-технических и иных училищах, учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатах и т.п. Среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.
Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
o университет;
o академия;
o институт;
o колледж.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 536.