Очное отделение. Бакалавриат
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поволжская Государственная Социально-гуманитарная Академия

Факультет иностранных языков

Профиль: Педагогическое образование. Иностранный язык

Очное отделение. Бакалавриат.

Кафедра психологии

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Самара 2014/2015 год.

Содержание

Содержание. 2

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. 3

§ 1. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. 3

§ 2. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. 3

§ 3. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика. 5

§ 4. Общая характеристика методов педагогической психологии. 6

Лекция 2. Психология обучения. 8

Тема 1. Психология образовательной среды. Образование и обучение. 8

Тема 2. Психология развивающего обучения. 19

Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя. 30

§ 1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование 30

§ 2. Структура педагогической деятельности. 30

§ 4. Психологические требования к личности учителя. 31

§ 5. Проблемы педагогического общения. 33

§ 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. 34

§ 7. Психологические особенности педагогического коллектива. 34

Лекция 3. Психология воспитания. 36

Тема 1. Психологические механизмы воспитания. 36

§ 1. Понятие цели воспитания. 36

§ 2. Средства и методы воспитания. 36

Тема 2. Институты воспитания. 38

Лекция 4. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл. 39

§ 1. Психологические условия формирования свойств личности. 39

Деятельность, направленность личности и ее формирование. 39

Развитие нравственной сферы личности. 41

§ 2. Социально-психологические аспекты воспитания. 42

Общение как фактор воспитания. 42

Роль коллектива в воспитании учащихся. 42

Семья как социально-психологический фактор воспитания. 43

Воспитание и формирование социальных установок личности. 44

§ 3. Проблема управления воспитанием личности. 45

§ 4. Показатели и критерии воспитанности школьников. 46

 

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

План

1. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика

2 .Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками

3. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

4. Общая характеристика методов педагогической психологии

Высшее профессиональное обучение

Тема 2. Психология развивающего обучения

План

1. Проблема психического развития в процессе обучения.

2. Соотношение обучения и развития (Э. Торндайк, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

3. Понятие развивающего обучения.

4. Сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения.

5. Современные отечественные модели обучения.

6. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова.

7. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.

8. Роль педагога в организации и развитии учебно-познавательной деятельности учащихся.

Лекция 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя

План

1. Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического процесса и их психологическое обоснование

2. Структура педагогической деятельности

3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса

4.Психологические требования к личности учителя

5.Проблемы педагогического общения

6. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности

7. Психологические особенности педагогического коллектива

Лекция 3. Психология воспитания.

Тема 1. Психологические механизмы воспитания

Понятие цели воспитания

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общей выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают лишь приблизительно. Это цели воспитания, которые могут стать другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.

План

1.Психологические условия формирования свойств личности

2.Социально-психологические аспекты воспитания

3.Проблема управления воспитанием личности

4.Показатели и критерии воспитанности школьников

Поволжская Государственная Социально-гуманитарная Академия

Факультет иностранных языков

Профиль: Педагогическое образование. Иностранный язык

Очное отделение. Бакалавриат.

Кафедра психологии

Дата: 2018-11-18, просмотров: 439.