И РАЗВИТИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на сферу национально-правового регулирования проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего это

 1) сфера внешнеполитическая, закрепляемая соответственно в основных законах государств - конституциях. Конститу­ционные принципы внешней политики Советского государства, а также республик, входящих в его состав, в том числе и России (запрещение пропаганды войны, содействие сотрудничеству с другими странами, под­держание и укрепление мира и безопасности и т.д.), зафиксированные в национально-правовых актах, сказались на реальном ходе нормотворче­ства в международном праве. В данном случае необходимо рассмотреть неотделимый от этого обратный процесс.

Конституция Российской Федерации идет намного дальше по пути создания необходимых материально-правовых предпосы­лок для реального воздействия внутригосударственных норм на развитие международного права, с одной стороны, и усвоение демократических стандартов, выработанных международным правом, - с другой.

 Так, се­годня Конституция России включает не отдельные принципы междуна­родного права как основы правовой системы, а все "общепризнанные принципы и нормы международного права" (ст. 13). Причем важное зна­чение имеет тот факт, что положения, относящиеся к вышеуказанному, содержатся в разделе, определяющем иерархию, т.е. соподчинение соот­ветствующих предписаний, действующих в государстве.

2)Другой областью, которая непосредственно подвержена воздействию международного права, выступает внутригосударственное регулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с другими государствами (дипломатическое представительство, представи­тельство в международных организациях), а также заключение, исполне­ние и денонсация международных договоров.

3) Не менее важной является область защиты и осуществления прав и свобод человека. Положение в современном мире сегодня таково, что государства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе правоприменительной деятельности. Если государство является стороной в Международных пактах о правах человека 1966 г. и если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, то в с» ст. 2 (п, 2) Пакта о гражданских и политических правах оно обязуется принять меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществле                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ния прав, признаваемых в Пакте.

Чтобы активно присутствовать на международной арене и участвовать в решении конкретных международных проблем, государства должны вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем делать не только сообразуясь со своими нормами национального законодатель- ства, но и подчиняться нормам и принципам международного права, таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внутригосударствен^ го права может быть обеспечено несколькими способами.

Механизм согласования, увязки междунар- го и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями.

Среди юридических форм согласования международного и внутриго сударственнрго права в науке международного права различают:транс- формацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору1.

Под прямой трансформацией в международно-правовой ли чаще всего понимают то, что международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с конституциями государств,

которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законов. Как устанавливается в ст. VI Консти­туции США, договоры, которые заключены или будут заключены Со­единенными Штатами, являются верховным правом страны, и судьи ка­ждого штата обязываются их исполнять, даже если бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие им постановле­ния. В ст. 55 Конституции Франции закрепляется: "Договоры и согла­шения, должным образом ратифицированные и одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой сторо­ной".

В Конституции Российской Федерации 1993 г. соответствующая воля государства в вопросе соотношения международного и национального права выражена недвусмысленным образом: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15).

В части определения, какие же международные договоры входят в ее правовую систему, Конституция РФ, как представляется, придерживает­ся аналогичных с французским подходом позиций: международные дого­воры Российской Федерации - это те соглашения, на юридическую обя­зательность которых для себя она согласилась в той или иной преду­смотренной внутригосударственным и международным правом форме (подписания, ратификации, присоединения и тд.).

При опосредствованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламентируют во­прос о способах введения в действие международных договоров внутри государств. Термин "трансформация" носит условный характер, так как в дейст­вительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого "превращения" одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством своих властных полномочий выполнения своих международных обязательств.-

. В этом плане подразумевается вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения .международно-правового обязательства в пределах национальной территории. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном воздействии промышленные аварий правительство России издало специальное постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 "О принятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий", содержащем перечень действий компетентных государственных органов по реализации участия Российской Федерации в названной Конвенции, в том числя устанавливающее обязанность МИД РФ уведомить депозитария о принятии Конвенции Правительством РФ, возлагающее организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции, н|аГосударственный комитет по охране окружающей среды, а выполнена" функции по оповещению и действиям при ликвидации последствий пр> мышленных аварий - на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Российской Федерации).

В случае, если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Если в национальном законе в индивидуальной или общей форме за|фиксировано правило о том, что при расхождении норм национальной права и норм международного договора в регулировании определенна общественных отношений применяются нормы международного договора, речь идет об отсылке к международным договорам. Так, п. 4 ст. l| Конституции Российской Федерации гласит, что если "международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В данном случае это формула общей (генеральной) отсылку Обычные же отсылки к международным договорам часто применяются в специальных актах по отдельным вопросам.

 

 

                              Международное космическое право

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

§ 2. Понятие и источники международного космического права.

 МКП - это система юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космического пространства и небесных тел.

 Объект международного космического права

Объектом международного космического права в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосу­дарственными космическими организациями, такие, как установление режима космического пространства, естественных и искусственных тел, вопросы контроля за использованием космоса, ответственности субъектов космической деятельности.

1. В качестве материальных объектов (предметов) можно рас­сматривать само космическое пространство, его уникальные особенности или «процессы» — невесомость, солнечный ветер, нали­чие таких геопозиций, которые дают особые преимущества распо­ложенным на них КС и ИСЗ, как геостационарная орбита (ГСО).

Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой геометрическую позицию, в которой разме­щенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если бы он был размещен в каком-либо ином месте космического про­странства. Геостационарный спутник — спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей

оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной, культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, этому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ).

2. Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел В первую очередь это те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Среди этой группы следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты, так и не имеющие их; тела, достигающие Земли естественным путем: астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на  территории которых они обнаружены.

3. Особый вид объекта космических отношений составляют искусственные небесные тела, — космические объекты. В этой категории находятся непилотируемый и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах, это нефункционирующие спутники или это отработанные блоки ракет-носителей. и космический мусор

 Субъекты международного космического права.

Субъектом международного космического права являются государства и обра­зованные ими международные межгосударственные организации (ММГО=ММПО).

1) Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, подразделяются на «запускаю­щие» государства и государства регистрации.

2) В качестве ММГО выступают следующие организации: ИНТЕЛСАТ(Международная организация спутниковой связи), ИНМАРСАТ(Международная организация морской спутниковой связи), ЕКА(Европейское космическое aгентство), ЕВТЕЛСАТ(Европейская организация спутниковой связи), ЕВМЕТСАТ(Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников), АРАБСАТ:( Арабская организация спутниковой связи).

3) На основе межгосударственных соглашений могут создаваться и неправительственные организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой деятельности в космосе.Примеры-европейский концерн Arianspase, компания Iridium Satellite, ракетно0космический консорциум «Морской старт».

Особую группу составляют организации системы ООН — рабочие органы главных органов ООН и специализированные учреждения ООН — ИКАО, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО и др. заинтересованные в результатах космических исследований.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 209.