Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов между народного сообщества в целом. При этом наибольшую опасность представляют деяния должностных лиц, реализующих на практике преступную политики государств и персонифицирующих международные преступления государства. Наряду с государствами, несущими за эти преступления международную, политическую и материальную ответственность, их субъектами становятся руководители государств, высшие должностные лица и другие исполнители преступной политики1.
.Впервые перечень международных преступлений был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала (МВТ) 1945 г. и аналогичном Уставе по Дальнему Востоку 1946 г. В ст. 6 Устава МВТ международные преступления были подразделены на 3 группы:
1. Преступления против мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий.
2. Военные преступления заключаются в нарушении следующих законов и обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязание военнопленных или лиц, находящихся в плену, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.
3. Преступления против человечности — убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Перечень военных преступлений и преступлений против человечности был существенно дополнен Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколом I 1977 г., в которых они квалифицированы как «серьезные нарушения».
Например: преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжких страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемых Конвенцией лиц, взятие заложников и преступные посягательства на их имущество.
а) превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в ооъект нападения;
б) совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц пли причинит ущерб гражданским объектам;
в) совершение нападения_на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;
г)превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;
е) вероломное использование отличительной эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и ('олнца или других защитных знаков, признанных Конвенциями или настоящим Протоколом.
в) применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации:
rj превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, признанных культурными ценностями с особой защитой, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения;
.В этой же статье Протокола подчеркнуто, что перечисленные серьезные нарушения Женевских конвенций и Протокола I рассматриваются как военные преступления.
4. Преступления против человечества впервые были выделены в отдельную группу международных преступлений Конвенцией о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. К их числу были отнесены изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации, бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцид. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. признала преступными сходные с апартеидом расовую сегрегацию и расовую дискриминацию.
международное воздушное право
1. Понятие международного воздушного права
Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с испюльзованием воздушного пространства и определяющих его правовой режим.
.2. Источники международного воздушного права
Основным универсальным документом в области международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году, участниками которой являются свыше 180 государств, в том числе Россия. Чикагская конвенция устанавливает общие принципы межгосударственного сотрудничества в области международных полетов, регулирования деятельности воздушного транспорта и обеспечения его безопасности, а также включает уставные положения Международной организации гражданской авиации.
Универсальная нормативная система международного воздушного права включает также ряд других договоров, как-то:
— Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году; дополняющие Варшавскую конвенцию Гаагский протокол 1955 года, Гвадалахарская конвенция 1961 года, Гватемальский протокол 1971 года, Монреальские протоколы (1—4) 1975 года;
— Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 года (действует взамен Римской конвенции 1933 г. и Брюссельского протокола к ней 1938 г.); в 1978 году к ней принят Монреальский протокол;
— Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других актах на борту воздушного судна 1963 года;
— Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
— Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации,1971 года;
— Монреальский протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты, 1988 года (Дополнительный к Монреальской конвенции 1971 г.);
— Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно 1948 года;
— Соглашение о транзите 1944 года;
— Соглашение о международном воздушном транспорте 1944
года.
Большую роль в международном воздушном праве играют принимаемые или одобряемые Советом ИКАО стандарты, рекомендуемая практика, процедуры и т.п., которые известны под общим названием «международные авиационные регламенты».
Стандарты и рекомендации ИКАО закреплены в 18 приложениях к Чикагской конвенции, процедурах аэронавигационного обслуживания, дополнительных аэронавигационных процедурах и других документах, содержащих рекомендательные нормы. За исключением обязательных правил полетов, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции (только применительно к полетам над открытым морем), требований к бортовым журналам и признания свидетельств экипажа и удостоверений летной годности, указанные регламенты соблюдаются государствами по собственному усмотрению.
В юридической литературе встречается точка зрения о якобы договорной (особого рода) природе всех технических регламентов ИКАО. Однако в соответствии со ст. 37 Чикагской конвенции государства — члены ИКАО вправе представлять Совету ИКАО любые отклонения от авиационных регламентов (стандартов и рекомендаций), то есть исходить из своей национальной практики, воспринимая стандарты и рекомендации ИКАО лишь как желательный ориентир в унификации весьма разнообразных правил полетов, управления воздушным движением, выдачи свидетельств членам экипажа, связи, маркировки и т.д. Вместе с тем, как показывает международная практика, в сущности все государства стремятся учитывать важнейшие рекомендации ИКАО в интересах дальнейшего развития международных воздушных коммуникаций.
3. Основные принципы международного воздушного права
1. Принцип полного и исключительного суверенитета государств над своим национальным воздушным пространством. Это означает, что каждое государство само определяет правовой режим использования своего воздушного пространстиа, что выражается в его исключительном праве устанавливать разрешительный порядок полетов в его суверенном воздушном
пространстве.
2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ. Данный принцип означает, что летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах международной территории и территории со смешанным режимом.
3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации говорит о том, что в международном воздушном праве главное — обеспечить безопасность полетов национальных летательных аппаратов.
Каковы основные положения правового регулирован», международных коммерческих воздушных сообщений
Международные воздушные сообщения (полеты) — это воздушные передвижения летательных аппаратов с пересечением государственных границ более чем одного государства. В процессе п сообщений осуществляется транспортировка пассажиров и грузов что классифицируется как международная воздушная перевозка*
В международном воздушном праве сформировалось несколько «свобод воздуха». К ним относятся:
1) право на беспосадочный (транзитный) полег над территорией данной страны;
2) право транзитного полета с посадкой на территории данного государства в технических и иных некоммерческих целях i, погрузки-выгрузки перевозимых грузов, а также без посадки -высадки пассажиров);
3) право выгрузки перевозимых грузов и высадки пассажиров, взятых на борт в аэропорту государства регистрации данного воздушного судна;
4) право принимать на борт на территории данного государства пассажиров и грузы, если они доставляются на территорию государства флага судна (его регистрации);
5) право принимать на борт и высаживать пассажиров, погружать и выгружать грузы при нахождении на иностранной территории, если они имеют пунктом отправления или назначения территорию любого третьего государства;
6) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами, через территорию государства флага регистрации воздушного судна;
7) право осуществлять все виды международных воздушных перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;
8) право осуществлять все виды воздушных перевозок между .аэропортами одного и того же иностранного государства (каботаж).
Указанные «свободы воздуха» могут предоставляться воздушным судам не только государства их регистрации, но и в случае сдачи судна в аренду — государства-эксплуатанта, которое в этом случае будет самостоятельно вступать в договорные отношения по поводу коммерческих прав таких судов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 221.