В международном праве нет конкретного перечня правонарушений.
1-я классификация: простых правонарушений и международных преступлений.
1. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом и составляет международное преступление"( понятие международного преступления). В числе таких деяний названы; агрессия, установление или сохранение, силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей.
Деяние, которое не составляет международного преступления, •— это, простое международное правонарушение (деликт).
Перечень международных преступлений не считается исчерпывающим. КМП презюмирует, что в будущем могут появиться новые виды преступлений .Необходимо отметить ,что существует другая классификация: 1) на междун-е преступления,2)на уголовные преступления междун-го характера,3)межд-е деликты. '§ 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний
недружественные акты и преступления международного характера. Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правонарушения. Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом.
Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е. имеющие международную опасность.
Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися'должностными лицами государства, не действующими от его имени: межд-й терроризм, пиратство, распространение наркотических и психотропных веществ,рабство, фальшивомонетничество и т. д .
Обстоятельства, освобождающие от международно - правовой ответственности
Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.
- Согласие. Данное одним государством другому, государству согласие на отступление от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого .государства. Согласие должно быть юридически действительным, т. е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.
Контрмеры это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.
Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю! государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами. -волевой непричастностью государства (например, разрушение объектов иностранной собственности на территории государства в результате землетрясения или военных действий). При непредвиденном случае государство действует й состоянии добросовестного заблуждения, не осознает, не понимает, что нарушает международное обязательство.
Бедствие. Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь1 вверенных лиц. (ст. 32 проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий
Состояние необходимости. Статья 33 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса государства от тяжкой и .неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.
Самооборона. В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение." Законность самообороны означает соответствие критериям:1) должно произойти вооруженное нападение, 2)самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, 3) о ней должно быть сообщено Совету-Безопасности, 4)меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета.
. Ответственность за правомерную деятельность
. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. и ст. ПО Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. допускают возможность осмотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточные основания подозревать, что судно занимается пиратством либо несанкционированным вещанием и т. п. Но| если подозрения оказываются необоснованными….Чаще всего такую ответственность устанавливают за виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности, с большой степенью риска, — освоение космоса, использование атомной энергии и технологии, которая может привести к загрязнению окружающей среды.
Конвенция о международной ответственностиза ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., ст. 11 которой устанавливает, что запускающее государство "несет абсолютную ответственность.за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете".
Виды и формы международно-правовой ответственности
Ответственность реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. Формами политической ответственности являются : реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, подавление агрессора силой, в отношении гос-ва –нарушителя применяются санкции. Материальная ответственность может быть выражена в форме репарации, реституции, субституции. КМП назвала формы возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию; называются также некоторые иные формы, выработанные судебной и арбитражной практикой.
1)реституция в натуре,.т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.
Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства
2) компенсацию за ущерб, причиненный! Деянием, когДа ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация' охватывает любой 'ущерб', и может включать проценты и упущенную выгоду.
3)(репарацию) – устаревшее наименование – контрибуция. Репарация носит ограниченный характер и означает возмещение причиненного ущерба в виде денежных средств, а также товарами и услугами.( примеры).
4) Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.
На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму ...( примеры)
5) реституция ин интегрум представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим.
Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими являются
6) чрезвычайные сатисфакции. Надо подчеркнуть, вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю
Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими.могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территорий, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления.
7)Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.
Особой формой ответственности Германии после Второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.
8) ресторация-восстановление г-м –нарушителем прежнего состояния к.-л. Матер-го объекта.
9) субституция-разновидность реституции, это замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.
Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на нарушение с целью его пресечения, восстановления наруш-х прав и обеспечения ответственности правонарушителя.
. § 7. Виды и формы международно-правовых санкций.
Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
( индивидуальные и коллективные).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 256.