Территориальное море Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним морским водам прибрежного государства , находящийся под его суверенитетом.
Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран =139- принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В отдельных государствах принята меньшая ширина — б (Греция), 4 (Норвегия) и 3 морских мили (США, ФРГ, Великобритания и др.), у Сирии-50 м.м., 10 латиноамериканских государств имеют ширину ТМ 200 м.миль. 3 мили — Австралия, Бельгия, Бирма, Великобритания, ГДР, Канада, Куба, США, Франция, ФРГ, Япония и др.;
4 мили — Норвегия, Швеция, Финляндия;
5 миль — Камбоджа;
6 миль — Бразилия, Гаити, Гондурас, Греция, Израиль, Йемен, Индия, Испания, Италия, Камерун, Колумбия, Мавритания, Ливан, Тунис, Турция, Сенегал, Сомали, Таиланд, Уругвай, Цейлон;
10 миль — Югославия;
12 миль — Албания, Алжир, Болгария, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Гватемала, Дагомея, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Кипр, КНР, КНДР, Ливия, Мексика, Пакистан, Россия (а затем и СССР), Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Танзания, Того, Эфиопия;
130 миль — Гвинейская Республика;
200 миль — Аргентина, Панама, Перу, Сальвадор, Чили, Коста-Рика, Эквадор[1].
Почему такая разница? Пояснить.
Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод.
Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Основная особенность его правового режима заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности.
Что запрещено при осуществлении мирного прохода:1) угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; 2 ) любые маневры учения с оружием любого вида;3) сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства;4) подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; 4) погрузка и выгрузка товара или валюты, посадка и высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; 5) рыболовная ,исследовательская и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; 6)создание помех системам связи.
Законом ограничивается количество иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, проходящих через территориальное море с целью захода в морской порт Российской Федерации, до трех.
Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву, уголовная юрисдикция прибрежного государства осуществляется в следующих случаях: а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; б) если преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) если капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) если такие меры необходимы для,, пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется, за исключением тех случаев, когда судно причинило ущерб во время пребывания в порту.
Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства.
Прилежащая зона
Прилежащая зона — часть морского пространства, npu легающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.
Цель создания прилежащей зоны- в связи с быстроходностью современных судов необходимость для прибрежного государства эффективно осуществлять определенные виды контроля.
Виды контроля: таможенный, иммиграционный, санитарный и фискальный. Порядок отсчета ширины ПЗ: ПЗ не может превышать пределы 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.
. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение , вправе принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.
За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушители, в том числе в открытой море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Исключительная экономическая зона
Исключительная экономическая гона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемый от тех исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Правовой режим исключительной экономической зоны впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В Российской Федерации принят Федеральный закон Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г.
Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет, во-первых,1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов {живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, 2) юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.
Прибрежное государство наделяется суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.
Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству на признанных международными морских путях .Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные ионы безопасности, ширина которых не должна превышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.
Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова.
3).Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. 'Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.
4) Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и. трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность (судоходство в открытом: море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).
Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.
Континентальный шельф
КШ- подводная отмель окраины материка.
Согласно ст. 76 Конвенции, континентальный шелъф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориалъного моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
1)первый и основной вариант установления внешнего предела континентального шельфа. (
2)Согласно второму варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.( менее 200 м.м.).
3)Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины).( когда протяженность КШ огромна).
Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодательными актами государств.
1).Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов {ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатывает природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выраженного согласия.
Природные ресурсы включают минеральные и иные неживые ресурсы поверхности и недр морского Дна,' а также живые организмы "сидячих видов", те.те организмы, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо 'могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.
2).Государство вправе возводить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, Ни зоны безопасности вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла.
3).Исследования на континентальном шельфе могут осуществляться с согласия прибрежного государства
.4). Все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определяются по согласованию с прибрежным государством.
5) Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет более широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континентального шельфа. Например, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участниками Конвенции на основе принципа справедливости.
Открытое море
В Конвенций ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря.
Открытое море -это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для ucn ользования всеми государствами на основе норм международного права.
Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных,:так и не имеющих выхода,к морю (внутриконтинентальных).
Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.
Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.
Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств. Свобода судоходства означает, что каждое, государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.
Суда должны иметь национальность того государства, под флагом которого они плавают. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь; В практике международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого.
В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.
Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 252.