Психология сознания | Сознание |
Бихевиоризм | Поведение |
Фрейдизм | Бессознательное |
Гештальтпсихология | Целостные структуры психики (гештальт) |
Гуманистическая психология | Личность Индивидуальность |
Когнитивная психология | Познавательные процессы |
Деятельностный подход | Внутренняя деятельность Психика |
Типы психологических знаний как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Традиционно различают 2 типа психологических знаний – житейскую и научную.
Карандашев выделяет 5 типов, которые отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности.
Житейская психология и научная психология. Их достоинства и недостатки
Психологические знания, накапливаемые и используемые человеком в повседневной жизни, называются житейской психологией. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.
Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт.
Достоинства Житейской психологии:
1. Правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях
2. Доступность и наглядность передачи знаний в виде художественных произведений, пословиц, поговорок, сказок
Недостатки житейской психологии
1. знания Ж.П представляют ценность только в ситуациях определенного рода, в общении с людьми определенного вида
2. затяженность во времени в процессе добывания знаний
Важнейшим типом психологических знаний является научная психология.
Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.
Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.
Достоинства научной психологии:
1. возможность применения знаний для человека, не имеющего опыт в данной ситуации (напр, рождение 1-го ребенка – возр пс. и пс. развития).
2. объективность научно-психологических фактов, то есть независимость от субъективного мнения людей (отношение к ребенку - субъективно).
Недостатки научной психологии:
1. сложность специфического научного языка, не всегда доступный для неподготовленного пользователя.
2. В силу сложности психических явлений часто не удается описать целостность психической жизни человека (данные, полученные в лабораторных условиях, не всегда бывают убедительны для объяснения реальных явлений психической жизни человека)
Отличия житейской и научной психологии
Житейские знаний | Научные знаний |
По объекту, т.е. кто и что становится источником психологич.знаний
По характеру восприятия
По способу передачи знаний
По методу получения знаний
По уровню обобщения знаний
Иногда житейскую психологию называют донаучной, подчеркивая ее недостоток. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно.
Научную психологию еще нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную, то есть изучающую общие психологические закономерности, и прикладную, которая занимается изучением возможностей приложения научно-психологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.
Практическая психология
Другим важнейшим типом психологических знаний является практическая психология.
цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.
Отличие практической психологии от научной - Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь (т.е. не «почему?» , а «как?»).
методы практической психологии - психодиагностика, психотерапия и психокоррекция, психологическое консультирование, развивающая психологическая работа.
Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).
Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов {Донцов, Жуков, Петровская, 1996). Если методы практической психологической работы, используемые психологом, приносят пользу пациенту (или клиенту) в решении его проблем, то они считаются правильными и продолжают использоваться этим специалистом в его индивидуальной профессиональной практике.
Особенностями знаний практической психологии:
1. конкретность и практичность (т.е. практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений)
2. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы.
3. Целостность в описании человека (клиент предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, мотивации и т.д.). Психолог-практик использует совокупность различных методов и направлений (пример – страх замкнутого пространства).
4. Метафоричность в использовании терминов (использование переносного образного смысла) для наглядности, доступности и убедительности изложения идей и рекомендаций.
5. Влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Так, метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 436.