Направления психологии и соответствующий им предмет исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Психология сознания Сознание
Бихевиоризм Поведение
Фрейдизм Бессознательное
Гештальтпсихология Целостные структуры психики (гештальт)
Гуманистическая психология Личность Индивидуальность
Когнитивная психология Познавательные процессы
Деятельностный подход Внутренняя деятельность Психика
  1. Типы психологических знаний.

Типы психологических знаний как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Традиционно различают 2 типа психологических знаний – житейскую и научную.

Карандашев выделяет 5 типов, которые отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности.

  1. житейская психология
  2. научная (фундаментальная и прикладная) – почему?
  3. практическая - как?
  4. психологические знания в искусстве
  5. иррациональная психология

Житейская психология и научная психология. Их достоинства и недостатки

Психологические знания, накапливаемые и используемые че­ловеком в повседневной жизни, называются житейской психологией. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговор­ках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти зна­ния передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт.

Достоинства Житейской психологии:

1. Правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях

2. Доступность и наглядность передачи знаний в виде художественных произведений, пословиц, поговорок, сказок

Недостатки житейской психологии

1. знания Ж.П представляют ценность только в ситуациях определенного рода, в общении с людьми определенного вида

2. затяженность во времени в процессе добывания знаний

 

Важнейшим типом психологических знаний является научная психология.

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Достоинства научной психологии:

1. возможность применения знаний для человека, не имеющего опыт в данной ситуации (напр, рождение 1-го ребенка – возр пс. и пс. развития).

2. объективность научно-психологических фактов, то есть независимость от субъективного мнения людей (отношение к ребенку - субъективно).

Недостатки научной психологии:

1. сложность специфического научного языка, не всегда доступный для неподготовленного пользователя.

2. В силу сложности психических явлений часто не удается описать целостность психической жизни человека (данные, полученные в лабораторных условиях, не всегда бывают убедительны для объяснения реальных явлений психической жизни человека)

 

Отличия житейской и научной психологии

Житейские знаний Научные знаний

По объекту, т.е. кто и что становится источником психологич.знаний

Связаны с конкретными ситуациями и конкретными людьми Стремится к обобщению, для чего использует науч.понятия, формулирует законы, категории (поиск общих закономерностей психич.явлений)        Пример: деятельность, индивидуальность, способности, стресс

По характеру восприятия

Интуитивный характер. Знания преобразуются путем проб и ошибок. Возникают в повседневной жизни на основе внутреннего опыта человека, без ясного осознавания и обоснования, часто противоречивы    Пример: Насильно мил не будешь, стерпится - слюбится Рациональны и осознаны. Знания выдвигаются на основе выдвижения гипотез и их проверки. Ученые опираются на приемы логического сравнения (анализ, синтез), доказательсво истинность полученных знаний. Непротиворечивость, надежность и доказательность

По способу передачи знаний

Способ передачи – от старшего поколения к младшим. Передаются с большим трудом и в незначительной степени Фиксируются в научной литературе

По методу получения знаний

Ограничивается наблюдением, самонаблюдением. Проверяется на личном опыте Используется система научных методов (наблюдение, эксперимент, тест и др.)

По уровню обобщения знаний

Фрагментарность, описывает некоторые типичные фрагменты жизни людей, отдельные ситуации и не претендует на полное описание поведения и внутреннего мира человека Систематичность   Располагает обширным фактическим материалом, недоступном во всем своем объеме одному человека.

Иногда житейскую психологию называют донаучной, подчеркивая ее недостоток. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно.

Научную психологию еще нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную, то есть изучающую общие психологические закономерности, и прикладную, которая за­нимается изучением возможностей приложения научно-пси­хологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.

Практическая психология

Другим важнейшим типом психологических знаний является прак­тическая психология.

цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.

Отличие практической психологии от научной - Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологичес­кую помощь (т.е. не «почему?» , а «как?»).

методы практической психологии - психодиагностика, пси­хотерапия и психокоррекция, психологическое консультирование, развивающая психологическая работа.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических яв­лений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эф­фективность работы специалистов {Донцов, Жуков, Петровская, 1996). Если методы практической психологической работы, используемые психологом, приносят пользу пациенту (или клиенту) в решении его проблем, то они считаются правильными и продолжают исполь­зоваться этим специалистом в его индивидуальной профессиональ­ной практике.

Особенностями знаний практической психологии:

1. конкретность и практичность (т.е. практические психологи работа­ют с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений)

2. Психологические знания, полученные в результате опыта прак­тической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы.

3. Целостность в описании человека (клиент предстает перед психологом целостно, в единстве свое­го поведения, мотивации и т.д.). Психо­лог-практик использует совокупность различных методов и направлений (пример – страх замкнутого пространства).

4. Метафорично­сть в  использовании терминов (использование переносного образ­ного смысла) для наглядности, доступности и убедительности изложения идей и рекомендаций.

5. Влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Так, метод, используемый психологом-прак­тиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 436.