Представление жителей г.Волжского о профессии «психолог» (лекция 1)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Фильм:

  1. С.Гроф (вконтакте)
  2. Ян Спенсер,  (канал культура)

Рефераты:

  1. Лаборатория В.Вундта в становлении психологической науки.
  2. Образ души у древних греков.
  3. Трансперсональная психология С.Грофа
  4. Парапсихология как тип иррациональных знаний

 

Задание к семинару:

1. Анкета «Психолог – это ….». «Кто такой психолог и чем он занимается?» и «Чем отличается хороший психолог от плохого?» Опрос знакомых (кто такой психолог, обращались ли вы когда-нибудь к психологу, с какими проблемами могли бы обратиться, чем занимается психолог)

2. Принести любой гороскоп, рекламу гадалки или экстрасенса (анализ на семинаре: нет четких критериев, точных понятий, субъективное мнение, большая вероятность случайности совпадения. Особенность памяти, если событие совпадает – запоминается, если нет - забывается).

3. Реферат «миф о Психее»

4. На основе литературного произведения (повесть, сказки, рассказ) показать, какое психическое явление анализирует автор.

5. Проективный рисунок «Психолог - это»

6. Игра «Инопланетяне» - Донцов

 

Представление жителей г.Волжского о профессии «психолог» (лекция 1)

Индивидуальное задание. Самостоятельно провести исследование, опросив не менее 10 человек.

1.  «Психолог – это…..»

2. Обращались ли вы когда-нибудь к психологу?

3. Если не обращались, то с какой проблемой могли бы обратиться?

4. Если обращались, с какой проблемой?

5. Был ли негативные опыт общения с психологом?

 

Задание в группе

Провести анализ всех анкет и составить общее заключение.

Пример:

В исследовании принимало участие ….. человек. Из них .... % женщины, ……% мужчины. Возрастная категория опрашиваемых от …. до…. лет.

Социальное положение:

Студенты - ….%

Рабочие - ….%

Пенсионеры - …..%

 

На вопрос «Психолог – это…..» мнения опрашиваемых разделились. ……% считают, что психолог – это……

НА вопрос «обращались ли вы когда-нибудь к психологу?» …..% ответили, что никогда не обращались,….

Сделать общий вывод.

Кто такой психолог?

Мифы о психологах:

1. Психолога путают с психиатром (психиатрия изучает и лечит людей с психическими заболеваниями, психология изучает душевный мир человека и не использует медикаментозное лечение)

2. Влияние оккультных наук на неправильное понимание профессии «психолог» (гадалки, астрологи, экстрасенсы). Пример: Асмолов Александр Григорьевич

3. Поп-психология. «как стать богатым»

4. Психолог по жизни

Важно не путать.

5 мифов о психологах (Вачков)

1. психология – это наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог – человек, видящий людей насквозь

2. Психолог – это человек, от природы наделенный особыми способностями к общению

3. Психолог – это человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других (например гипноз)

4. Психолог – это человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах (квадрат….)

5. Психолог – это мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь людям советами и наставлениями

 

Психические состояния.

 (стресс, усталость, бодрость, вдохновение) изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок (вдохновение повышает уровень творческой активности, стресс – нервно-психическое напряжение, усталость снижает деятельность человека).

 

Психические свойства.

- темперамент, характер, способности придают своеобразие психической жизни человека

- самопознание, самооценка, самоуважение, уровень притязаний

Таким образом, задачей психологии является изучение всех психических явлений, протекающих у человека и животных. Кроме этого, психология затрагивает еще две проблемы: проблему личности и деятельности.

                             

Отличия житейской и научной психологии

Житейские знаний Научные знаний

По характеру восприятия

Интуитивный характер. Знания преобразуются путем проб и ошибок. Возникают в повседневной жизни на основе внутреннего опыта человека, без ясного осознавания и обоснования, часто противоречивы    Пример: Насильно мил не будешь, стерпится - слюбится Рациональны и осознаны. Знания выдвигаются на основе выдвижения гипотез и их проверки. Ученые опираются на приемы логического сравнения (анализ, синтез), доказательсво истинность полученных знаний. Непротиворечивость, надежность и доказательность

По способу передачи знаний

Способ передачи – от старшего поколения к младшим. Передаются с большим трудом и в незначительной степени Фиксируются в научной литературе

По методу получения знаний

Ограничивается наблюдением, самонаблюдением. Проверяется на личном опыте Используется система научных методов (наблюдение, эксперимент, тест и др.)

По уровню обобщения знаний

Фрагментарность, описывает некоторые типичные фрагменты жизни людей, отдельные ситуации и не претендует на полное описание поведения и внутреннего мира человека Систематичность   Располагает обширным фактическим материалом, недоступном во всем своем объеме одному человека.

Иногда житейскую психологию называют донаучной, подчеркивая ее недостоток. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно.

Научную психологию еще нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную, то есть изучающую общие психологические закономерности, и прикладную, которая за­нимается изучением возможностей приложения научно-пси­хологических знаний для решения задач в отдельных сферах профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.

Практическая психология

Другим важнейшим типом психологических знаний является прак­тическая психология.

цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.

Отличие практической психологии от научной - Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологичес­кую помощь (т.е. не «почему?» , а «как?»).

методы практической психологии - психодиагностика, пси­хотерапия и психокоррекция, психологическое консультирование, развивающая психологическая работа.

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических яв­лений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эф­фективность работы специалистов {Донцов, Жуков, Петровская, 1996). Если методы практической психологической работы, используемые психологом, приносят пользу пациенту (или клиенту) в решении его проблем, то они считаются правильными и продолжают исполь­зоваться этим специалистом в его индивидуальной профессиональ­ной практике.

Особенностями знаний практической психологии:

1. конкретность и практичность (т.е. практические психологи работа­ют с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений)

2. Психологические знания, полученные в результате опыта прак­тической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы.

3. Целостность в описании человека (клиент предстает перед психологом целостно, в единстве свое­го поведения, мотивации и т.д.). Психо­лог-практик использует совокупность различных методов и направлений (пример – страх замкнутого пространства).

4. Метафорично­сть в  использовании терминов (использование переносного образ­ного смысла) для наглядности, доступности и убедительности изложения идей и рекомендаций.

5. Влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Так, метод, используемый психологом-прак­тиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги.

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологичес­ ких знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональ­ными методами.

К иррациональной психологии относятся следующие типы знаний:

  1. Религиоз­ное знание. Термином «религи­озная психология» может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верова­ниях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буд­дизм, христианство, ислам. Главная особенность религиозных знаний – вера, эти знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.
  2. Эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для боль­шинства людей. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных (астрология, йога, ну­мерология, хиромантия). Критерием достоверности эзотерических знаний является их соответствие постулатам тайного знания и внутрен­няя убежденность в их истинности. Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность. Туманность изложения и неопределенность выводов по­зволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и дос­тупными для конкретизации и связаны с многими частными случаями жизни. Наглядный пример тому — предсказания Нострада­муса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.
  3. Трансперсональная психология Станислава Грофа (т.е. «психологии за пределами личности»). Пред­мет ее изучения — особые формы духовного опыта («мистические переживания», «космическое со­знание»). В центре внимания трансперсональной психологии — измененные состояния сознания. Соглас­но идеям представителей этого направления прожива­ние рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. К ритерия истинности - Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.
  4. Знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология зани­мается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепа­тии, предвидения. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологические факты не удовлетво­ряют научным критериям проверки. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуа­ция стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон , 1997; Рицль , 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапси-хологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170—172).

Парапсихология – наука, поставившая своей целью найти объективные доказательства существования телепатии, левитации, реинкарнации и других необычных явлений – вот куда устремился Ян Стивенсон в попытках найти ответы, на волновавшие его вопросы. Погрузившись в океан паранормального, Стивенсон, не задумываясь, поменял уютный кабинет на пыльные дороги стран Третьего мира. За долгие годы путешествий ему удалось собрать сотни историй о реинкарнациях, причем каждую из них он тщательно анализировал и проверял. «Стивенсон проделал гигантскую работу по трудоемкости, – рассказывает кандидат психологических наук, академик РАЕН Александр Маркон. – Он опрашивал не только живущего человека, но всех членов его семьи, далее он разыскивал семью предыдущего воплощения и опрашивал всех членов той семьи. Более того, во многих случаях он находил медицинские документы, подтверждавшие, каким образом погиб человек, который потом воплотился. Он работал с фактами, звучащими не только как воспоминание, а с вещественными доказательствами. И то, что наука закрывает на это глаза, игнорирует, вводит в заблуждение и научную общественность, и всю общественность, жутко тормозит развитие самой науки».

Стивенсон (8 октября, 22:55). В 38 лет у него было всё, о чём мечтают честолюбивые врачи – он возглавлял кафедру психиатрии в Университете Вирджинии, а также был главным психиатром университетского госпиталя. Однако учёный понимал, что многие душевные расстройства, в том числе раздвоение личности и мания величия не укладываются в прокрустово ложе официальной психиатрии: «Я обнаружил, что есть случаи, которые мы не можем удовлетворительно объяснить генетикой, влиянием окружающей среды или их комбинацией».

 

В строгом смысле слова психолог — это человек, который про­фессионально занимается психологией в теоретическом или практи­ческом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обу­чает психологии.

Фильм:

  1. С.Гроф (вконтакте)
  2. Ян Спенсер,  (канал культура)

Рефераты:

  1. Лаборатория В.Вундта в становлении психологической науки.
  2. Образ души у древних греков.
  3. Трансперсональная психология С.Грофа
  4. Парапсихология как тип иррациональных знаний

 

Задание к семинару:

1. Анкета «Психолог – это ….». «Кто такой психолог и чем он занимается?» и «Чем отличается хороший психолог от плохого?» Опрос знакомых (кто такой психолог, обращались ли вы когда-нибудь к психологу, с какими проблемами могли бы обратиться, чем занимается психолог)

2. Принести любой гороскоп, рекламу гадалки или экстрасенса (анализ на семинаре: нет четких критериев, точных понятий, субъективное мнение, большая вероятность случайности совпадения. Особенность памяти, если событие совпадает – запоминается, если нет - забывается).

3. Реферат «миф о Психее»

4. На основе литературного произведения (повесть, сказки, рассказ) показать, какое психическое явление анализирует автор.

5. Проективный рисунок «Психолог - это»

6. Игра «Инопланетяне» - Донцов

 

Представление жителей г.Волжского о профессии «психолог» (лекция 1)

Индивидуальное задание. Самостоятельно провести исследование, опросив не менее 10 человек.

1.  «Психолог – это…..»

2. Обращались ли вы когда-нибудь к психологу?

3. Если не обращались, то с какой проблемой могли бы обратиться?

4. Если обращались, с какой проблемой?

5. Был ли негативные опыт общения с психологом?

 

Задание в группе

Провести анализ всех анкет и составить общее заключение.

Пример:

В исследовании принимало участие ….. человек. Из них .... % женщины, ……% мужчины. Возрастная категория опрашиваемых от …. до…. лет.

Социальное положение:

Студенты - ….%

Рабочие - ….%

Пенсионеры - …..%

 

На вопрос «Психолог – это…..» мнения опрашиваемых разделились. ……% считают, что психолог – это……

НА вопрос «обращались ли вы когда-нибудь к психологу?» …..% ответили, что никогда не обращались,….

Сделать общий вывод.

Кто такой психолог?

Мифы о психологах:

1. Психолога путают с психиатром (психиатрия изучает и лечит людей с психическими заболеваниями, психология изучает душевный мир человека и не использует медикаментозное лечение)

2. Влияние оккультных наук на неправильное понимание профессии «психолог» (гадалки, астрологи, экстрасенсы). Пример: Асмолов Александр Григорьевич

3. Поп-психология. «как стать богатым»

4. Психолог по жизни

Важно не путать.

5 мифов о психологах (Вачков)

1. психология – это наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог – человек, видящий людей насквозь

2. Психолог – это человек, от природы наделенный особыми способностями к общению

3. Психолог – это человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других (например гипноз)

4. Психолог – это человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах (квадрат….)

5. Психолог – это мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь людям советами и наставлениями

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 416.