Оформление кассовых документов
Оформлять кассовые документы, в соответствии с Положением № 373-П, могут следующие лица:
· главный бухгалтер;
· бухгалтер или другой работник, определенный руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при его наличии) путем издания распорядительного документа;
· руководитель – в случае, если отсутствует главный бухгалтер и бухгалтер.
Основанием для оформления кассовых документов служат:
· расчетно-платежные ведомости;
· платежные ведомости;
· заявления;
· счета;
· другие документы.
Перечисленные бумаги должны быть приложены к кассовым документам.
Как и раньше, внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Кто вправе подписывать кассовые документы
Согласно Положению № 373-П, кассовые документы подписывают:
· приходный кассовый ордер – главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель, кассир;
· расходный кассовый ордер – руководитель, а также главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель, кассир.
Кассир должен иметь:
· образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы;
· печать (штамп), содержащую (содержащий) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции.
Если кассовые операции ведет и кассовые документы оформляет руководитель, то он же и подписывает кассовые документы. При этом образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.
Способы оформления кассовых документов
Кассовые документы, кассовая книга, книга учета денежных средств могут оформляться двумя способами:
· на бумажном носителе;
· с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение.
При этом кассовые документы распечатываются на бумажном носителе.
Прием наличных денег
В Положении № 373-П порядок приема и выдачи наличных денег расписан более подробно. Как и раньше, приемом наличных денег в кассу организации (индивидуального предпринимателя) занимается кассир. При получении ПКО он проверяет:
· наличие в документе подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии – наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу;
· соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью;
· наличие подтверждающих документов, перечисленных в ПКО.
Прием наличных денег ведется полистным, поштучным пересчетом и таким образом, при котором вноситель наличных денег может наблюдать за действиями кассира.
Затем кассир сверяет сумму, указанную в ПКО, с суммой фактически принятых наличных денег.
Если вносимая сумма денег соответствует сумме, указанной в документе, кассир подписывает его, квитанцию к ПКО и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег их вносителю выдается квитанция к ПКО.
Допустим, вносимая сумма наличных денег не соответствует сумме, указанной в ПКО. В этом случае кассир:
· или предлагает вносителю довнести недостающую сумму наличных денег;
· или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег.
Если вноситель отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму. ПКО кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю для оформления ПКО на фактически вносимую сумму наличных денег.
Если применяется ККТ
При ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из ККТ, ПКО оформляют на общую сумму принятых наличных денег.
Выдача наличных денег
Согласно Положению № 373-П, кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в РКО (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Для этого последний должен предъявить:
· либо паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
· либо доверенность и документ, удостоверяющий личность.
Подготовка к выдаче
Получив РКО, кассир проверяет:
· наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера – наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся образцам;
· соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью;
· наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО;
· соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя на личных денег, указанных в РКО, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность.
Важный момент
Кассир не принимает от получателя претензии по сумме наличных денег, если тот не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги.
Выдача наличных по доверенности
При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет:
· соответствие указанных в РКО фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, которые указаны в доверенности;
· соответствие указанных в доверенности и РКО фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица и данных документа, удостоверяющего его личность, данным предъявленного доверенным лицом документа.
В расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись «по доверенности».
Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).
Может быть и так, что доверенность оформлена на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В этом случае делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном руководителем.
Заверенная копия доверенности прилагается к РКО (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и прилагается к РКО (расчетно- платежной ведомости, платежной ведомости) при последней выдаче наличных денег.
Выдача денег по РКО
При выдаче денег по РКО кассир подготавливает подлежащую выдаче сумму и передает этот документ получателю, который указывает получаемую сумму (рублей – прописью, копеек – цифрами) и подписывает РКО.
Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель мог наблюдать за его действиями, и выдает тому наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в РКО.
Получатель пересчитывает под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.
После выдачи наличных денег по РКО кассир подписывает его.
Выдача денег под отчет
Для выдачи денег на расходы, связанные с ведением деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), работнику под отчет РКО оформляется согласно его письменному заявлению. Оно составляется в произвольной форме и должно содержать:
· собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются;
· подпись руководителя;
· дату.
Подотчетное лицо обязано предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Сделать это оно должно в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу.
Согласно действующему ранее порядку, подотчетные лица предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним обязаны также не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения этих лиц из командировки.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) устанавливает срок, в течение которого должен быть проверен и утвержден авансовый отчет, а также произведен окончательный расчет.
Проверку авансового отчета осуществляют главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель; утверждение – руководитель.
Так же как и раньше, наличные деньги под отчет выдаются при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
Выплата зарплаты
Предназначенная для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).
Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).
Продолжительность срок а вы дачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты). Согласно старому порядку, на выдачу наличных денег в виде оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий отводилось не более трех рабочих дней (дл я предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до пяти дней), включая день получения денег в банке.
Старший кассир выдает необходимую сумму согласно расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) кассирам под роспись в книге учета денежных средств и ли по РКО на срок, установленный в ведомости.
Кассир подготавливает подлежащую выдаче сумму наличных денег и передает расчетно-платежную ведомость (платежную ведомость) работнику для подписания. Затем кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег таким образом, чтобы работник мог наблюдать за его действиями. Выдача наличных производится полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).
Работник пересчитывает под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги. Кассир не принимает от работника претензии по сумме наличных денег, если тот не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги.
В последний день выдачи денег в виде заработной платы, стипендий и других выплат в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) кассир:
· проставляет оттиск штампа или делает надпись «депонировано» напротив фамилий работников, которым не проведена выдача наличных денег;
· подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк;
· сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости);
· оформляет в произвольной форме реестр депонированных сумм.
Реестр депонированных сумм
Реестр депонированных сумм содержит:
· наименование (фирменное наименование) юридического лица (фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
· дату оформления реестра депонированных сумм;
· период возникновения депонированных сумм наличных денег;
· номер расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости);
· фамилию, имя, отчество (при наличии) работника, не получившего наличные деньги, его табельный номер (при наличии);
· сумму невыплаченных наличных денег;
· итоговую сумму по реестру депонированных сумм;
· подпись кассира и ее расшифровку;
· дополнительные реквизиты.
Реестры депонированных сумм нумеруются в хронологической последовательности с начала календарного года.
После оформления реестра депонированных сумм кассир заверяет своей подписью расчетно-платежную ведомость (платежную ведомость), реестр депонированных сумм и передает их для сверки соответствия записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и подписания главному бухгалтеру и ли бухгалтеру, а при их отсутствии –руководителю.
На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) оформляется РКО. Его номер и дату кассир проставляет на последней странице расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).
Если реестр депонированных сумм оформляет руководитель, соответствие записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) заверяет он сам.
Кассовая книга
Как и раньше, кассовую книгу юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) ведет для учета поступающих в кассу и выдаваемых из нее наличных денег.
Кассир в кассовой книге:
· производит записи по каждому ПКО (РКО), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги;
· сверяет содержащиеся в ней данные с данными кассовых документов;
· выводит сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.
Кроме того, записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем и подписываются тем, кто проводил эту сверку.
Листы кассовой книги (книги у чета денежных средств), оформляемой на бумажном носителе, до начала ведения брошюруются и пронумеровываются. Причем листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому такому подразделению.
Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги (книги учета денежных средств) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера – только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица (индивидуального предпринимателя при ее наличии). Отметим, что, согласно требованиям старого порядка, кассовая книга опечатывалась сургучной или мастичной печатью. Как видим, сейчас это делать не нужно.
Контроль за ведением кассовой книги (книги учета денежных средств) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии – руководитель.
Внимание
Допустим, за рабочий день не было кассовых операций, поэтому записей в кассовой книге нет. Тогда остатком наличных денег в кассе на конец рабочего дня является сумма остатка, выведенная в последний из предшествующих рабочих дней, в течение которого проводились кассовые операции.
Что касается листа кассовой книги, то его распечатывают на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах.
Нумерацию листов кассовой книги (книги учета денежных средств) ведут автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года.
Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги (книги учета денежных средств) подбираются в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.
Пример
ООО «Альфа» реализует товары оптом. В организации установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье. За период с 3 октября по 30 декабря 2011 года (64 рабочих дня) ООО «Альфа» получило наличными за проданные товары 960 000 руб. Период времени между днями сдачи в банк организацией наличных денег, поступивших за проданные товары, равен семи рабочим дням.
Исходя из этих показателей лимит остатка наличных денег на 2012 год ООО «Альфа» установило в размере 105 000 руб. (960 000 руб. : 64 дн. X 7 дн.).
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, определяет лимит с учетом наличных денег, хранящихся в этих структурных единицах. Однако если организация открыла обособленному подразделению для совершения им операций счет в банке, то лимит остатка наличных денег устанавливает данный обособленец в порядке, предусмотренном для юридического лица.
Наличные сверх лимита
Хранить наличные деньги сверх лимита, то есть свободные денежные средства, на счетах в банках – обязанность организации (индивидуального предпринимателя).
Накопление в кассе наличных денег сверх установленного ограничения не допускается, за исключением дней выплат заработной платы, стипендий, вознаграждений, включенных в фонд заработной платы, и выплат социального характера. В указанные дни входит день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в это время кассовых операций.
Внимание
Вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель лимит остатка наличных денег рассчитывают исходя из ожидаемого объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или из ожидаемого объема их выдач.
Свободные денежные средства уполномоченный представитель организации (индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель) могут внести напрямую в банк. Так же деньги могут быть сданы для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя:
· в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки и инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки денежных средств;
· или в организацию федеральной почтовой связи.
Что касается обособленного подразделения, то его уполномоченный представитель помимо перечисленных выше организаций может внести на личные деньги своему юридическому лицу.
Отметим, что, согласно старому порядку, предприятия были обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Пример
Если вы заплатите поставщику наличными по одному договору 100 001 руб. (при лимите расчетов 100 000 руб.), вашу организацию могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб., а руководителя - на сумму от 4 000 до 5 000 руб.
Если же сумму, превышающую 100 000 руб., вы внесете в кассу поставщика не по одному, а по двум разным договорам (например, по одному договору 100 000 руб., а по второму - 1 руб.), никакого нарушения не будет.
Дебет 50 Кредит 91-1
- оприходован излишек наличных денег в кассе или
Дебет 73 Кредит 94
- сумма недостачи отнесена на материально ответственного работника.
Кроме того, Порядком ведения кассовых операций предусмотрены внезапные ревизии кассы. Они проводятся в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии, с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения (для этого кассир представляет комиссии письменное объяснение).
Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производится:
1. учредителями предприятий, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также аудиторами (аудиторскими фирмами) в соответствии с заключенными договорами. При производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях они производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины;
2. учреждениями банков, которые обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых в бюджетных организациях - соответствующими финансовыми органами.
Правовое регулирование кассовых операций
Порядок ведения кассовых операций
До 1 января 2012 года действовал Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (письмо ЦБ РФ №18 от 04.10.1993 в ред. письма ЦБ РФ от 25.02.1996 №247).
Отметим, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, который утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40, распространялся на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Как видим, индивидуальные предприниматели в нем не упомянуты.
Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Оно распространяется на:
· юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет;
· организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
· физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть на индивидуальных предпринимателей. В определенных случаях Положение № 373-П является руководством к действию для получателей бюджетных средств.
Кассовыми операциями называются хозяйственные операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятия.
Основными задачами учета денежных средств в кассе являются:
- учет и выполнение операций с наличными денежными средствами и расчеты с юридическими и физическими ли цами в соответствии с требованиями действующего законодательства и установленными правилами;
- контроль соблюдения кассовой и расчетной дисциплины;
- своевременное и правильное документальное оформление операций по движению денежных средств;
- строжайший контроль за сохранностью наличных денег, валюты и денных бумаг в кассе;
- своевременное проведение инвентаризации денежных средств.
При ведении кассовых операций предприятие должно руководствоваться «Порядком ведения кассовых операций в РФ» - инструкция ЦБ РФ от 04.10.93 № 18.
Касса – это структурное подразделение предприятия, предназначенное для приема, хранения и выдачи наличных денежных средств. В кассе предприятия могут храниться не только наличные денежные средства, но и денежные документы, и бланки строгой отчетности.
Кассовые операции ведет кассир – кассовый или иной работник, определенный руководителем из числа имеющихся работников. Со своими должностными правами и обязанностями кассир должен ознакомиться под роспись. При наличии нескольких кассиров выбирается старший кассир.
В отличие от старого порядка в Положении № 373-П прописано, что руководитель также вправе проводить кассовые операции.
Обратите внимание, что в новом порядке ведения кассовых операций, в отличие от старого, ни чего не говорится о заключении с кассиром договора о полной материальной ответственности. Однако отметим, что заключение письменных договоров о полной материальной ответственности с работниками, непосредственно обслуживающими (использующими) денежные ценности, регламентировано положениями статьи 244 Трудового кодекса.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а так же типовые формы договоров о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. В этом перечне содержатся кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а так же другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контролеров).
Ответственность за соблюдение кассовой дисциплины возлагается на руководителя, главного бухгалтера и кассира.
Кассир не может передоверить, кому бы то ни было выполнение своих обязанностей. При необходимости временной замены обязанности кассира возлагаются на другого работника, с которым, заключают договор о полной материальной ответственности.
Кассир согласно законодательства о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Кассовые документы
Формы кассовых документов содержатся в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93. Он утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
Как и раньше, кассовыми документами являются приходный и расходный кассовые ордера, расчетно-платежная ведомость, платежная ведомость, кассовая книга.
Приходный кассовый ордер (далее – ПКО) предназначен для приема на личных денег организацией и индивидуальным предпринимателем. По ПКО так же принимаются:
· остаток наличных денег, полученных под отчет;
· наличные деньги, сдаваемые уполномоченным представителем обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом.
Расходный кассовый ордер (далее – РКО) служит для выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Выдача наличных денег в виде заработной платы, стипендий и других выплат проводится по РКО, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям.
Для учета поступающих в кассу и выдаваемых из нее наличных денег ведут кассовую книгу.
Однако в Положении № 373-П ничего не говорится о ведении журнала регистрации ПКО и РКО. Напомним, что, согласно старому порядку, в этом журнале подлежат регистрации бухгалтерией приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу.
Оформление кассовых документов
Оформлять кассовые документы, в соответствии с Положением № 373-П, могут следующие лица:
· главный бухгалтер;
· бухгалтер или другой работник, определенный руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при его наличии) путем издания распорядительного документа;
· руководитель – в случае, если отсутствует главный бухгалтер и бухгалтер.
Основанием для оформления кассовых документов служат:
· расчетно-платежные ведомости;
· платежные ведомости;
· заявления;
· счета;
· другие документы.
Перечисленные бумаги должны быть приложены к кассовым документам.
Как и раньше, внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 415.