Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - рассматривается в разных науках. В философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории "противоречие", когда существующие противоположности доходят до своей крайности (полярность, антагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социологии, социальной психологии) - процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Понятие конфликта содержит в себе и способы противостояния, напряжения, и борьбу. В отношении конфликта в этике две точки зрения: 1 представление конфликта через противоречие; 2 представление конфликта через борьбу.
В обоих случаях конфликт рассматривается аналитически.
Природа конфликта: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Структура конфликта. В структуру входят: «объект», «цели», «мотивы», «участники», «повод».
Объектами конфликта считаются те явления, которые признаются конфликтующими сторонами предметом раздора. Однако истинные корни конфликта могут и не осознаваться самими участниками.
Целями конфликта обычно являются удовлетворение своих претензий, и ущемленных интересов, восстановление справедливости или удовлетворение эмоций, разрядка, в том числе и с применением насильственных методов.
Мотивами конфликта, как правило, становятся следующие феномены человеческой психики, социального или личностного общения: стремление к превосходству, уязвленное самолюбие, проявление агрессивности, личная неприязнь, проявление стресса, проявление эгоизма, несправедливость, нарушение социальных установок, покушение на статус, непонимание, ошибка в восприятии и т.д.
Перечисленные мотивы создают конфликтную ситуацию.
Участники конфликта – физические и юридические лица, т.е. от отдельных личностей до государств и международных блоков.
Повод конфликта, или инцидент – это стечение обстоятельств, приводящих к конфликтной ситуации. Например: слова, действия (или бездействия).
Причины конфликта:
во-первых – причины, порожденные трудовым процессом;
во-вторых, – причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
в-третьих, – причины, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива;
В-четвертых, – причины, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
Изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, можно выявить их причины:
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности - получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть:
а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере);
б) перенос проблем, решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);
в) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства-подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя.
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности – достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха.
К этой группе факторов относятся:
а) взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива;
б) нерешимость ряда организационных вопросов «по вертикали» (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали;
в) функциональные нарушения в системе «руководства-подчинения», препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.
В-третьих, возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям. Или другая, похожая, конфликтогенная причина: ролевые несоответствия в системе отношений «руководства-подчинения» когда, например, имеет место несовпадение распространенных в коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности, с их реальными действиями.
Следует упомянуть также еще о всевозможных коммуникативных барьерах, которые часто встречаются в организационном процессе.
Причины межличностного конфликта – причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей – взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.
Казалось бы довольно безобидный фактор «симпатия – антипатия» касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.
Можно выделить еще несколько причин конфликта:
а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.);
б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).
Выделяется еще одна причину конфликта, относящаяся к разряду психологических. Речь идет вот о чем. В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность. С проявлением территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе. Люди, входящие в ту или иную рабочую группу «обживают» определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение.
Конфликты, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой «загоняющие» нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только к набору соответствующих черт.
С увеличением возраста работающих, больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).
2 Конфликтная ситуация—конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.
Конфликтная ситуация имеет систему содержательных характеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.
Элементами конфликтной ситуации являются:
1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и психологические характеристики участников конфликта.
2. Интересы и цели.
3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и существенно значимыми для них.
4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как реальными, так и воображаемыми, надуманными, существующими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.
5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное материальное или духовное благо.
6. Повод и инцидент конфликта. Повод конфликта— конкретное действие со стороны одного или нескольких настоящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои интересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное действие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности. Поводом конфликта служит явление, способствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно, как говорят, «на пустом месте». Так, например, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта— столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуации в конфликт.
2. Типология конфликтов и управление конфликтной ситуацией. Поведение людей в конфликтных ситуациях.
Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.
Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Виды конфликтов. В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
§ Междиндивидуальные конфликты
§ Межгрупповые конфликты и их типы:
§ группы интересов
§ группы этнонационального характера
§ группы, объединенные общностью положения;
§ конфликты между ассоциациями
§ внутри и межинституциональные конфликты
§ конфликты между государственными образованиями
§ конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.
Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
§ По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
§ По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
§ По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
§ По формам борьбы (мирные и немирные).
§ По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
§ По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
§ По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
§ внутренние (личностные конфликты);
§ внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.
К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").
Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
§ объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
§ субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
§ конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
§ деструктивные, разрушающие организацию.
Управление конфликтами
Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:
§ определить его вид конфликта
§ его причины
§ его особенности,
§ а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.
Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:
§ если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
§ если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).
Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.
Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.
Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.
Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.
Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.
В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.
Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).
Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:
§ Остыньте
§ Проанализируйте ситуацию
§ Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
§ Оставьте человеку “выход”
Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:
§ с нарушением ролевых ожиданий
§ с неадекватностью внутренней установки статусу личности
§ с нарушением групповых норм
Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)
Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).
На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:
Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.
С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.
Поведение людей в конфликтной ситуации.
Наверное, на всей планете невозможно встретить ни одного человека, который бы ни разу ни с кем не поссорился. Каждому свойственно свое поведение в конфликтной ситуации, однако при всем великом многообразии эти модели легко поддаются классификации и оценке: одни наиболее эффективны и приводят к примирению, а другие способны разжечь самую настоящую войну.
Именно от поведения личности в конфликтной ситуации зависит, способны ли конфликты разрушить отношения или напротив, привнесут в них новую степень взаимопонимания. Важно осознать свое типичное поведение в конфликтной ситуации и уметь трансформировать его в другое по ходу ситуации.
Существует классификация способов поведения в конфликтной ситуации:
1. Соревнование (попытка удовлетворить свои интересы в ущерб другому). Эта стратегия поведения людей в конфликтной ситуации ведет к тому, что человек временно удерживает верх, но недолго, и к длительным отношениям такой подход не применим, т.к. ведет к разрушению отношений.
2. Приспособление (стремление поступиться своими интересами в угоду другому). Это допустимо только в том случае, если предмет спора на самом деле не является важным для участника конфликта. Уступившая против своей воли сторона сохранит обиду, потеряет уважение ко второму участнику конфликта.
3. Избегание (попытка отложить решение на другое время). Эта стратегия поведения в конфликтных ситуациях работает позитивно только в тех случаях, когда предмет конфликта не слишком важен, или в том случае, когда с нет длительных отношений со второй конфликтующей стороной. В долгосрочных отношениях стратегия неприменима, т.к. заставляет накапливать негатив и ведет к взрыву эмоций.
4. Компромисс (частичное удовлетворение интересов каждой из сторон). Не смотря на всю привлекательность, компромисс – это лишь промежуточный этап разрешения конфликта, который позволяет снизить накал до отыскания решения, которое полностью устроит всех.
5. Сотрудничество (попытка решить конфликт так, чтобы в выигрыше остались все). Это, пожалуй, самая продуктивная позиция, но вместе с тем на практике добиться этого достаточно сложно. Однако для длительных отношений именно этот вариант является оптимальным.
В любом случае, не забывайте об этике поведения в конфликтных ситуациях: не переходите на личности, не повышайте голос, не «припоминайте» прошлое, не обвиняйте вторую сторону. Чем спокойнее проходит беседа, тем проще найти общее решение.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1112.