План лекции:
1. Понятие о судовом дизеле.
2. Классификация двигателей.
3. Принцип работы и общее устройство четырёхтактного и двухтактного дизелей.
1. Понятие о судовом дизеле
Двигателями внутреннего сгорания (ДВС) называют поршневые двигатели, в которых процесс преобразования химической энергии топлива в механическую осуществляется внутри рабочего цилиндра. Различают ДВС карбюраторного типа и дизели.Дизель — это двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Воспламенение горючей смеси в цилиндре дизеля происходит не от искры, как в карбюраторных ДВС, а при впрыске топлива в воздух, нагретый до высокой температуры в результате сжатия поршнем.
2.Классификация двигателей.
Основными определениями, которые относятся ко всем ДВС, являются:
— верхняя и нижняя мертвые точки (ВМТ и НМТ), соответствующие верхнему и нижнему крайнему положению поршня в цилиндре (в вертикальном двигателе);
— ход поршня, т. е. расстояние при перемещении поршня из одного крайнего положения в другое;
— объем камеры сгорания (или сжатия), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;
— рабочий объем цилиндра, который описан поршнем при его ходе между мертвыми точками;
— такт – часть рабочего цикла, при которой поршень перемещается из одного крайнего положения в другое.
Маркировка судовых дизелей
Марки дают представление об основных размерах и конструктивных особенностях судовых дизелей.
Условные обозначения дизелей по ГОСТ 10150-88 должны состоять из букв и чисел, которые обозначают:
Ч — четырехтактный;
Д — двухтактный;
ДД — двухтактный двойного действия;
Н — с наддувом;
Р — реверсивный;
С — с реверсивной муфтой;
П — с редукторной передачей;
К — крейкопфный;
Г - газовый;
ГД - газодизельный.
3.Принцип работы и общее устройство четырёхтактного и двухтактного дизелей.
В 4-тактном двигателе рабочий цикл осуществляется за 2 поворота коленчатого вала, т. е. за 4 хода поршня.Механическая работа совершается только за время 1-го такта, 3 остальных служат для подготовки.При 1-м такте поршень движется в направлении коленчатого вала.Под воздействием возникающего при этом разрежения воздух через открытый всасывающий клапан устремляется в цилиндр.
Во время 2-го такта при закрытых всасывающих клапанах предварительно поступивший воздух перед поршнем подвергается сжатию, за счет чего повышаются температура и давление.Топливоподкачивающий насос, привод которого согласован с движением соответствующего поршня, повышает давление топлива.
2.Последовательность и содержание рабочих циклов ДВС.
Принцип действия 4-тактного дизеля.
Топливо впрыскивается незадолго до того момента, когда поршень достигнет верхнего положения.
Впрыснутое и тщательно распыленное топливо в сжатом воздухе нагревается, испаряется и вместе с воздухом образует горячую самовоспламеняющуюся смесь. 3-й такт является рабочим.
Во время процесса сгорания топлива образуются горячие газы, которые вызывают увеличение давления над поршнем в дизелях без наддува от 4,41 до 5,4 МПа, а в дизелях с наддувом - от 5,89 до 7,85 МПа.
Под давлением силы, возникающей за счет давления газов, поршень движется вниз, газы расширяются и производят при этом механическую работу.
Во время 4-го такта открывается выпускной клапан и отработавшие газы выходят наружу.
4-тактные судовые ДВС изготовляются как многоцилиндровые двигатели. Они устроены так, что рабочие такты равномерно распределяются по отдельным цилиндрам.
.Каждый такт носит название основного процесса, происходящего во время данного такта.
Индикаторная и круговая диограммы работы дизеля.
Принцип действия 2-тактного дизеля.
В рабочий цикл 2-тактного дизеля входят 2 такта, или 1 оборот коленчатого вала.
1-й такт, называемый сжатием, начинается, когда поршень находится в нижнем положении.Впускные окна в боковых стенках цилиндра открыты. Через эти окна проходит предварительно сжатый продувочный воздух, давление которого должно быть выше давления находящихся в цилиндре расширившихся газов. Одновременно продувочный воздух через открытый выпускной клапан вытесняет отработавшие газы из цилиндра и наполняет цилиндр новой дозой. Когда впускные окна закрываются поршнем, к цилиндру воздух не подводится. Так как одновременно закрывается и выпускной клапан, воздух в цилиндре сжимается. Этот процесс не показан на рисунке.
Впрыскивание топлива и воспламенение происходит точно так же, как и в 4-тактном ДВС.
Во время 2-го такта - рабочего (или расширения) - расширяющиеся газы совершают механическую работу.В конце этого такта впускные окна открываются поршнем и процесс продувки цилиндра начинается снова.Отработавшие газы могут выйти из цилиндра через внешний клапан, либо через управляемые поршнем выпускные окна.
На рис. 127 показана схема работы двухтактного дизеля. Газораспределение в двухтактных двигателях осуществляется через продувочные окна П и выпускные окна В. Продувочные окна соединены с продувочным ресивером Р, в который продувочным насосом Н нагнетается чистый воздух под давлением 0,12—0,16Мн/м2. Выпускные окна, несколько выше расположенные, чем продувочные, соединяются с выпускным коллектором. Топливо подается в цилиндр форсункой Ф. Рабочий цикл двухтактного двигателя осуществляется за два хода поршня, за один оборот коленчатого вала. Открытие и закрытие выпускных и продувочных окон производится поршнем.В настоящее время на судах применяют как двухтактные, так и четырехтактные дизели. Для крупнотоннажных грузовых и пассажирских судов основным является двухтактный двигатель. Тихоходные двухтактные крейцкопфного типа дизеля долговечны, отличаются высокой экономичностью, но имеют большой вес и габариты. При одной и той же частоте вращения и одинаковых размерах цилиндров мощность двухтактного двигателя теоретически вдвое больше мощности четырехтактного. Увеличение мощности двухтактного двигателя обусловлено сгоранием вдвое большего количества топлива, чем в четырехтактном, но так как объем рабочего цилиндра (из-за наличия выпускных и продувочных окон) используется неполностью, а часть мощности (4—10%) затрачивается на приведение в действие продувочного насоса, то фактическое превышение мощности в двухтактном двигателе над мощностью четырехтактного составляет 70—80%.
Четырехтактный двигатель при одинаковых мощности и частоте вращения с двухтактным имеет большие размеры и вес. Двухтактный двигатель при одинаковых частоте вращения и числе цилиндров с четырехтактным вследствие удвоенного числа рабочих циклов работает более равномерно. Минимальное число цилиндров, обеспечивающее надежный пуск для двухтактного двигателя — четыре, а для четырехтактного — шесть.
Отсутствие клапанов и приводов к ним у двухтактного двигателя со щелевой продувкой упрощает его конструкцию. Однако на изготовление деталей требуются более прочные материалы, так как двухтактные двигатели работают при более высоких температурных условиях.В двухтактных двигателях очистка, продувка и зарядка свежим воздухом цилиндра осуществляется на протяжении части одного хода, поэтому качество этих процессов ниже, чем у четырехтактного двигателя.Четырехтактные двигатели удобнее в отношении повышения их мощности путем наддува. Для них используют более простую схему наддува, теплонапряженность цилиндров меньше, чем у двухтактных дизелей.
Контрольные вопросы:
1. Определить понятие тактов в четырёхтактном и двухтактном ДВС.
2. Определить последовательность и содержание рабочих циклов в четырёхтактном и двухтактном ДВС.
3. Дать понятие о работе впускных и выпускных окон цилиндра в двухтактном ДВС.
4. Определить содержание происходящих процессов в ДВС во время рабочих циклов.
5.Дать понятие о маркировке ДВС.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1077.