Определение правопреемства, содержащееся в конвенциях, посвященных различным его аспектам (легальное) и определения, выработанные учеными (доктринальное), имеют расхождения, поэтому есть смысл дать оба варианта.
По мнению Г.В.Игнатенко, правопреемство– это переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-правопреемнику.
Согласно положениям конвенций о правопреемстве 1978 и 1983 гг. правопреемство – это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения определенной территории.
Основанием правопреемства является возникновение нового государства, которое может появиться в результате различных событий.
1. Национально-освободительная борьба (деколонизация) (Алжир, Ангола, Египет, Индия, Мозамбик);
2. Цессия (двусторонняя цессия) – уступка территории или обмен территориальными участками (уступка Аляски 1967 г.);
3. Выделение территории (1971 г. – из Пакистана выделился Бангладеш, 1993 г. - из Эфиопии выделилась Эритрея);
4. Объединение государств – ГДР и ФРГ;
5. Разделение государства – Югославия, СССР.
Советская доктрина и некоторые российские ученые долго рассматривали социальную революцию как главный способ появления новых государств (локомотив истории).
Западная и современная отечественная международно-правовая доктрина не считает социальную революцию основанием правопреемства.
Поскольку новые государства не возникают каждый день, практика правопреемства носит эпизодический характер, чаще всего она уникальна.
Правопреемство Российской Федерации после распада СССР
СССР распался в декабре 1991 г. Правопреемниками стали 12 новых независимых государств – бывших республик СССР. Россия, будучи одним из правопреемников, также получила статус продолжателя СССР – континуитет России. РФ продолжила членство СССР в ООН, в том числе в Совете Безопасности, во всех других организациях.
Обязательства по международным договорам СССР перешли к государствам-правопреемникам.
Движимая и недвижимая собственность бывшего Союза ССР, которая оказалась на территории нового государства, перешла к этим государствам. В 1992 г. государства СНГ заключили Соглашение о разделе собственности, находящейся за пределами территории Союза ССР. Движимая и недвижимая собственность бывшего СССР была распределена в процентах на основе единого агрегированного показателя: Азербайджанская Республика - 1,64; Республика Армения - 0,86; Республика Беларусь - 4,13; Республика Казахстан - 3,86; Республика Кыргызстан - 0,95; Республика Молдова - 1,29; РФ - 61,34; Республика Таджикистан - 0,82; Туркменистан - 0,70; Республика Узбекистан - 3,27; Украина - 16,37. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,7. Одновременно было заключено Соглашение о разделе государственного долга СССР в тех же процентах.
В 1993 г. Президент РФ предложил государствам СНГ «нулевой вариант»: РФ выплачивает весь долг СССР, взамен принимает на себя все права на собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом. Соответствующие двусторонние международные договоры были подписаны с каждым государством СНГ и ратифицированы. Только Украина подписала, но не ратифицировала этот договор.
Правопреемство в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР также осуществлялось на основе Соглашения СНГ 1992 г., которое предусматривало, что архивы СССР, находящиеся на территории государств, переходят под юрисдикцию этих государств. Каждое государство - член СНГ имеет право доступа к архивам и получения необходимых копий.
[1] Этой точки зрения придерживаются Г.В. Игнатенко, С.Ю. Марочкин и некоторые другие юристы-международники.
[2] Толстых В. Л. Курс международного права: учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - С. 335.
[3] Толстых В. Л. Указ. соч. – С. 337.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 336.