Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Признание – это акт, выражающий согласие государства с изменениями на международной арене. Акт, противоположный признанию, называется протестом. Институт признания не кодифицирован, его составляют обычные нормы международного права, которые регулируют стадии признания государств и правительств, а также юридические последствия признания.

Теории признания отражают различные подходы к моменту возникновения правосубъектности у государств и отвечают на вопрос, с какого момента государство может пользоваться правами и исполнять обязанности в соответствии с нормами международного права.

В доктрине сложились две противоположные друг другу теории признания: декларативная (прогрессивная) и конститутивная (реакционная).

Декларативная – признание не создает новых субъектов международного права, а только облегчает их вхождение в мировое сообщество.

Конститутивная – без признания не может возникнуть новый субъект международного права.

Наша наука и политические лидеры придерживаются декларативной теории.

Формы признания – de jure и de facto. Обе формы – юридические, только de jure – это полное и окончательное признание, а de facto – временное и неполное.

Не является признанием, влекущим международно-правовые последствия, так называемое признание а d hoc – «на данный случай» - когда государства вступают в разовые отношения при политике официального непризнания (например, для вывоза собственных граждан из непризнаваемого государства).

Способы признания – явно выраженное - государство делает соответствующее заявление о признании данного государства - и молчаливое - совершаются действия, явно свидетельствующие о признании (например, заключение двустороннего договора, установление дипломатических отношений).

Не свидетельствует о признании участие в многостороннем договоре.

Виды признания.

Основными видами признания являются признание государств и признание правительств.

Признание государства одновременно означает и признание правительства. Отдельно встает вопрос о признании правительств, пришедших к власти неконституционным путем.

Правовое положение самопровозглашенных государств.

В конце ХХ века появилось достаточно большое количество самопровозглашенных государств (Турецкая республика Северный Кипр, Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Косово), непризнанные всеми или почти всеми государствами.

Возникновение самопровозглашенных государств (далее СПГ) не является чем-то новым – все государства, добивающиеся независимости, проходят через эту стадию, длящуюся от нескольких дней до нескольких лет (например, независимость Североамериканских штатов была провозглашена в 1776 г., а признаны они были только в 1783 г.).

Отношения с СПГ регулируются международным обычаем.

Признаки СПГ.

Оно осуществляет реальную власть на своей территории (имеется система органов государственной власти, включая вооруженные силы).

Органы власти СПГ независимы от центрального правительства и от иностранных государств.

Лидеры СПГ прямо заявляют о своей независимости.

Население поддерживает органы власти (идея независимости пользуется поддержкой населения).

Данное образование не признается государством. Непризнание может быть как полным, так и частичным.

СПГ – это временное образование, либо правительству СПГ удается добиться признания, либо центральное правительство вернет под свой контроль мятежную территорию.

С СПГ не заключают международные договоры, не устанавливают дипломатические и консульские отношения. Лидеры СПГ имеют статус обычных граждан, не пользуются дипломатическим иммунитетом.

Вооруженные формирования СПГ не имеют статуса вооруженных сил, а лица, которые служат в подобных формированиях, не имеют статуса военнослужащего. Если подобное лицо окажется на территории непризнающего государства, последнее обязано выдать его или судить за незаконное ношение оружия.

Документы, выданные органами СПГ, являются недействительными.

Юридические лица считаются несуществующими, документы на право собственности, о наследстве, права на управление транспортным средством и другие не имеют юридической силы за пределами СПГ.

3.7. Международно-правовое признание государств на примере Абхазии, Южной Осетии, Косово, Палестины, Черногории, Южного Судана

 

Основанием появления Абхазии, Южной Осетии, Косово, Палестины, Черногории и Южного Судана стала реализация права народа на самоопределение, но как показывает практика, каждый этнический конфликт - уникальный.

По общему правилу, народ может выразить свою волю на отделение путем референдума. Провозглашается независимое государство, которое признается или не признается мировым сообществом. Когда центральное правительство старается восстановить свой контроль над мятежной территорией, начинается вооруженный конфликт.

В 2006 г. о своей независимости объявила Черногория. По свидетельству ОБСЕ, референдум в Черногории прошел в соответствии с демократическими нормами. Черногория сразу получила международно-правовое признание и в этом же году стала членом ООН.

Республика Южный Судан провозгласила свою независимость в 2011 г. на основании результатов референдума, в ходе которого все население высказалось за отделение. Большинство государств мира (123), включая Судан, от которого отделился Южный Судан, признали новое государство, в 2012 г. Южный Судан был принят в ООН.

Одностороннее провозглашение независимости Косова произошло 17 февраля 2008 г. Сербия, Россия, а также Китай, Испания, Греция, Румыния и страны бывшего СССР не признали Косово, считая это нарушением территориальной целостности Сербии. В течение года Косово было признано 111 государствами. Международному Суду ООН был направлен запрос - дать консультативное заключение по вопросу: «Является ли одностороннее провозглашение независимости Косова нарушением международного права?». Ответ был отрицательный. По мнению многих исследователей, это стало новым прецедентом в области признания самопровозглашенных государств.

До косовского прецедента РФ не признавала независимость Абхазии и Южной Осетии, считая их частью Грузии. 26 августа 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об их признании после вооруженного столкновения на границе Грузии с Южной Осетией. Россия встала на сторону независимости Абхазии и Южной Осетии по ряду причин:

- защитить российских граждан, проживающих на этих территориях;

- оказать помощь народам, борющимся за самоопределение, что правомерно согласно Уставу ООН и др.

Кроме России независимость Абхазии и Южной Осетии признали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату.

Провозглашение независимости государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 г. в Алжире на сессии Палестинского национального совета. При этом декларирование независимости произошло номинально, т. к. реальным суверенитетом над территорией Палестина не обладала. Фактически Палестина в настоящее время не имеет реального суверенитета. Сама территория Палестины разделена на два анклава территорией Израиля, и значительная часть территории контролируется его армией.

В 1988 г. Генеральная Ассамблея ООН признала провозглашение Государства Палестина. В 1993 г. произошло взаимное признание Израиля и Организации Освобождения Палестины как представителя палестинского народа.

В настоящее время Палестина является полноправным членом Лиги арабских государств, Организации Исламского сотрудничества. У Палестины установлены дипломатические отношения с государствами, признавшими ее. В 2011 г. Палестина стала членом ЮНЕСКО. Палестина также предпринимала попытки вступить в ООН, но Совет Безопасности ООН отклонил заявление.

С 1 апреля 2015 г. Палестина присоединилась к Статуту Международного уголовного суда.

Большинство государств не признают Палестину, так как считают, что этот вопрос может быть решен только в рамках прямых переговоров между Израилем и Палестиной.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 389.