Государство и право Древней Греции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

              1. Сущность античного полиса. В учебниках этого вопроса нет.

              2. Государственный строй Афин в 6-5 вв. до н.э. Реформы Солона.               Реформы Клисфена. Реформы Эфиальта и Перикла.
              3. Государственный строй Спарты.
              4. Основные черты правовой культуры Древнегреческих полисов.

 

На территории Греции крупное государство существовало во 2-м тысячелетии (Микенский период). Гос-во погибло скорее всего под влиянием природной катастрофы, потому что при раскопках не находят следов завоевателей. Средиземноморье неоднократно переживало такие катастрофы. Платон писал, что было мощное государство Атлантида, которая погрузилось в морскую пучину и погибло – не исключено, что такое государство существовало.

Такое ощущение, что греки как бы копировали египетские нормы и пантеон богов.

Гомеровский период (7-8 вв. до н.э.) – формирование классового общества и государства, это процесс вторичный. Государство на этой территории существовало, но распалось. Сначала государства-общины. На латыни цивитас (civitas) – тот же полис.

Полис – государство-община – ядро древнегреческой организации. Полиция и политика – родственные слова. Полис – это не государство-аппарат и не совсем община. Это государственным образом организованная община или общинным образом организованное государство.

Центром полиса является город, центром города – алтарь. В город включается вся прибережная территория. Городская, сельская и прибрежная территории.

Основа полиса – античная форма земельной собственности. В древности огромную роль играла форма собственности на землю. В Древней Греции в рамках полиса было особая форма собственности на землю – земля в индивидуальном пользовании и распоряжении отдельной семьи, но контроль за ним осуществляет община. Чужой не может поселиться в полисе, община дает согласие на покупку и продажу земли.

Граждане
1. Полноправные граждане

2. Неполноправные граждане (рожденные от смешанных браков)

3. Бесправные граждане (пришельцы, которые получили право жить на территории общины). Периэки либо метэки – по-разному назывались

 

Особенность Афинского полиса – поддержание статуса своих, полноправных граждан. В отличие от Рима они не принимали чужаков, и в этом их слабость. Римское гражданство получали изгнанники, самые энергичные люди, Рим быстро рос. Вот секрет возвышения Рима (как только не объясняют возвышение того или иного государства).

 

Четкое деление

– Рабы

– Полноправные и бесправные

 

Рабы не были членами полиса. Полис – община свободных людей. Рабы – обслуга, лишены свободы. Полис построен во многом на социалистических принципах. Любой полноправный гражданин имеет землю. Часто – перераспределение земли, когда оно прекратилось, сразу же появилась прослойка богатых. Полис предполагал равенство членов, полис – это государство-община, которое была призвана защитить своих граждан. С севера, с юга, отовсюду на общины часто нападали. Целая череда воинов с персами в 5-м веке. Когда греки победили внешних завоевателей, началась война между Афинами и Спартой.

 

Все граждане – еще и воины. Главным органом управления в этой организации – народное собрание. Народное собрание состоит не из представителей, а туда входит все мужское население от 18 до 60 лет; женщины не входят, они не носят оружие. Народное собрание – это военная организация. Народное собрание издает законы, избирает должностных лиц. Избираются всего на год или дольше, но жалования за свои должности не получают. Характерная черта полиса – отсутствие бюрократии.

Такая организация может существовать.

Предельная численность народного собрания – 6к человек, иначе Народное собрание неэффективно (значит в Полисе всего 30к человек). Полисы прибегали к особым мерам и старались не расширять свою территорию – они прибегали к колонизации: очень полюбился им Крым, и там мы видим Греческие названия, Симферополь, Херсонес, Севастополь. Греческие поселения на территории Италии были самыми мощными, а затем только ассимилировались. Эней – после падения Трои отплыл со спутниками в Италию, и его потомки основали Рим.

 

Античный полис был государством-общиной, имевшим множество препятствий на своем пути. Многочисленность территорий разрушала полисную организацию. В Греции полисы консервативны и не расширяются.

В Риме полисы отказались от автаркии (т.е. от закрытости) и постепенно создали империю. На территории Рима в полисах не было к ксенофобии, к чужим относились как к своим. В Греции пришельцев не любили.

 

Византийская империя (ромеи) – единственная греческая империя (и то бывшая римская). Она была рыхлой и не могла стать могущественной именно из-за греческого сознания. Народам остается только жаловаться – как жалуются поляки и прибалты на русских. Это закон жизни, любое государство мощное расширяется.

Полисы прекратят свое существование довольно поздно в Греции.

 

168 г. до н.э. – греки терпят сокрушительное поражение. В 146 г. Греция войдет в состав Римской республики. Римляне – это не немцы, которые не могли создать империю (примитивный этнос, который благодаря великодушию русских сохранил себя в истории). Римляне поступили по-другому: они входят в греческие города, забирают оттуда весь интеллектуальный слой людей и привозят к себе в Рим, дают им высокие должности, места. Вергилий сказал: плененная Греция взяла в плен своего победителя. Рим, завоевав греков, предоставил греческим интеллектуалам высокие должности и гражданства.

 

Обычно говорят о военных достижениях римлян. Было даже почетнее проиграть сражение Риму нежели выиграть, государства перенимали культуру Рима. Уникальный феномен – высокое развитие культуры, философии, настолько высокое, что молодые люди из Рима в 2-1 вв. до н.э. едут в Грецию учиться искусству аргументации судебного решения. Они чтили своих учителей. Греки потом войдут органично в римское общество. Греки образовали только людской состав, вся культура была по происхождению римской.

Говорят о военной государственной машине Рима.

Диоген Лаэртский – жизнеописание 180 выдающихся философов (в маленьком полисе!) Богатейшая интеллектуальная жизнь. Но она вся вошла в духовное поле Римской культуры.

 

 








Дата: 2018-11-18, просмотров: 234.