Законы Ману – глупенькое название, данное Западными учёными в конце 19-го века, так оно и прижилось.
Государство в Древней Индии возникло примерно тогда же, когда оно возникло в Месопотамии и Египте. Древнеиндийское государство имело в качестве центра Хараппскую местность – следовательно, называется Хараппская цивилизация. Погибло оно в то же время (21-20 вв. до н.э.), что и Шумеро-Аккадская, и Египетская империя. Видимо, была мощная засуха. Внешний враг не мог их сокрушить, а вот от природных условий древние империи очень сильно зависели.
В Древней Индии гос-во возникает достаточно рано, потом гибнет, потом первобытнообщинный строй, потом гос-во возникает вторично. Такое было и в Древней Греции, возможно, и в Древнем Риме.
Вторичный процесс образования государства в Индии оказался хорошо задокументирован. В ведической литературе – «Ригведа» (собрание религиозных гимнов). Племена пришли с Севера, миграция в древности всегда приводила к смешению различных племен, этносов и ослаблению родоплеменной организации – возникала территориальная система управления. Территориальная власть, которая компенсирует слабость родоплеменной организации. Если существует множество племен, то возникает проблема: как между ними разрешать конфликты – так государство и возникает. На территории Др. Индии этот фактор превалировал в процессе государствообразования. В Египте однородные племена, поэтому государствообразующий фактор Египта – потребность компенсировать засухи и голод, когда Нил не разливался.
В Индии смешение племен – самый заметный фактор – это то, чего не было в Древнем Египте. Это смешение требовало возникновения территориальной системы власти, которая защищает представителей разных племен. Поэтому здесь государство проистекало из особенностей самого этнического и социального государства общества.
Вторичное государство в Индии возникло гораздо позднее – во второй половине 5-го века до н.э. когда выделилась Магадха – крупное гос-во на Севере Индии. Массив документов, оставшийся от Древней Индии, огромен. Почему она оставила такое огромное письменное наследие, которое раньше было устным? Потому что там очень рано появилась группа людей, которые отвечали за сохранение духовной культуры – обычаев и норм. 20 миллионов шлок (шлока – 4 строки) держал один брахман в голове. Почти все письменная литература изложена в стихах либо в афоризмах. Письменная культура во многом возникала и развивалась в связи с возникновением государства. В 7–8 вв. до н.э. государства еще не было, но культура возникала.
Мы привыкли смотреть на государство как на совокупность чиновников (этот взгляд мы видим и в Артхашастре Каутильи). Но на деле государство – не просто аппарат чиновников, но и институт, служащий общему интересу:
– Правосудие
– Равновесие между социальными группами
– Защита слабых и обездоленных
Хаммурапи был очень эмоциональный человек и в похвале себе самому выразил свой взгляд на государство. Немыслимо государство, которое служит какой-то отдельной группе, это не государство, а инструмент в руках этой группы. У нас абсолютизировали высказывание Маркса о том, что такое право ("возведенная в закон воля господствующего класса"). Но господствующий класс – 1-2 процента населения – почему тогда им повинуются, если право выражает только волю правящих? Общество повинуется законам этой малой группы (2 процента), если эта группа выражает общие интересы, служит всем.
Немыслимо длительное существование группки, которая захватила власть.
Функция правосудия, защита людей, поддержание общего интереса – разве не могут они выполняться другими институтами? Эти функции выполняло в том числе и общественное обвинение. Мы увидим, что общественный строй Древней Индии устроен таким образом, что многие государственные функции брали на себя общественные объединения. Во-первых, семья. Соединенная (или большая) [имеется в виду расширенная, видимо]– не супруг и супруга с детьми, но и братья, родители (человек 100). Семья объединялись в общины, общины – в округа. Над всей этой структурой возвышались другие организации. Во-вторых, кастовая система – по профессиональному признаку (кузнецы, торговцы). Объединяла людей одной деятельностью – каждая каста имела свои органы управления, свой суд.
Но над этим возвышалась система варн. Варны делились не по профессиям, а по функциям. Функции закреплены в Дхармашастрах.
1) Брахманы – изучение вед и обучение ведам. Различные религиозные обряды (жреческая функция). Отправление правосудия и советники при правителях.
2) Кшатрии. Воины и правители. Варна имеет функцию, которую осуществляет государственный аппарат.
3) Вайшьи – производители, самая богатая группа населения. Живут своим трудом: земледельцы и ремесленники.
4) Шудры – слуги.
Были еще рабы. Были неприкасаемые.
Варновая система брала на себя исполнение государственных функций.
Брахманы: хранение духовных ценностей, правосудие;
Кшатрии: управление и военная дело;
Вайшьи: экономика;
Шудры: помощники остальных варн.
Варновая система формируется раньше централизованного государства (Магадхи). Варновая система во многом и заменяет государство. При наличии такой системы государство было излишни. Сама организация общества брала на себя функции государства. Варновая система – это достаточно жесткая организация социальных групп. Деление не только по функциям, но и по образу жизни, доступу к духовным ценностям (шудры не допускаются к изучению вед). Особые браки, одежда, меры наказания для каждой из варн. Варновое деление имеет жесткий характер. Все функции, которые выполняют варны, монополизированы. Из варны кшатриев в варну брахманов перейти нельзя. Потому что все эти функции носят наследственный характер; знания и навыки передаются от отца к сыну.
Когда в 5-м веке формируется государство в виде аппарата власти, варновая система только укрепляется. Государство как аппарат власти не разрушает варновую систему.
Советники (Паришад) – брахманы; кто пишет все указы? – брахманы. Носители соционормативной культуры. Это государство с центром в Магадхи было сокрушено при нашествии войск Александра Македонского. Он не ставил своей целью разрушение государств в Северной Индии. Он часто оставлял тех же правителей, просто делал их своими союзниками.
В 323-м г. до н.э. скорее всего Македонский был отравлен своей предыдущей женой. Македонский стал выдающейся фигурой, потому что был окружен интеллектуалами, которые описали его историю. Он как будто в друзья себе выбирал людей, которые потом напишут историю о том, как он был посвящен в фараоны (шли по засухе и на четвертый день разразился дождь).
Правители сами не вели записи своих деяний.
Македонский хотел создать Азиатскую империю и решил, что фараон это самый лучший титул для империи. После его смерти гарнизоны, оставленные им в Индии, не выдержали натиска местных правителей.
Чандрагупта Маурья – в 321 году одержит окончательную победу над гарнизонами Македонского. По имени династии Маурьев он основал империю. Эта империя строилась примерно по образцу старого царства в Египте. Его называют царем, но царь – это все-таки религиозная фигура на троне. Царь был равнозначен императору, король властен только над телами, а император – над телами и душами.
Правитель не являлся священным чином (как в царь в России). В империи Маурьев царь – это обычный кшатрий, который вынужден следовать советам брахмана, не сложилось сильной единоличной власти. Очевидно, что, если представители высшей варны входят в Паришад, и правитель к ним прислушивается, этот строй трудно назвать монархией. Каутилья – брахман.
1959 – первый перевод Артхашастр Каутильи, не совсем удачный, там должности называются министрами, главами ведомств. Историки обратили внимание, что термины, которые раньше переводились как министры и т.д., на самом деле являются надзирателями и контролерами. В старом царстве точно так же было. Нельзя экстраполировать современный государственный аппарат на аппарат древних государств.
Как могло возникнуть могущественное государство с чиновничеством, которое управляет чем-то? Чиновничество имелось, оно контролировало сбор доходов, налогов, от этого зависело содержание армии, крепостей, самого аппарата управления, содержание брахманов. Каутилья на самом деле описал аппарат власти, который совсем не нарушал организацию древнеиндийского общества. Каутилья исповедовал идеологию невмешательства в государственную жизнь. Общество вершит правосудие, но царь – это верховный судья. Своего могущества империя достигла при третьем царе династии, Ашоке. 268 до н.э. – Ашока вступает на престол, правил 37 лет, но по-настоящему из них лет 20. По его распоряжению его эдикты высекались на столбах, которыми была очерчена граница империи Маурьев.
Ашока сумел создать достаточно мощный государственный аппарат. Но все же это государство было довольно слабым, оно зависело от личности правителя. Например, он проводил хаотичную политику – сделал буддизм государственной религией.
Будда, кстати, родился на территории Магадхи и умер в 483-м году
Признав буддизм, Ашока выступил против традиционных верований. Скорее всего, сыновья его, не свергая, отстранили его от государственных функций и правили сами.
Политика государства разрушает империю, когда царь идет против традиционной религии своего народа.
Условия договора между боярами и представителями Владислава IV. Условие – обязательная приверженность Владислава IV православной вере, запрет католической веры, чтобы храмы не разрушали как Отрепьев. В кондициях Анны Иоанновны тоже предъявили: православная вера – необходимое условие восшествие не престол. В Англии тоже это всегда понимали, и король всегда мыслился как защитник веры.
Империя Маурьев распадется при его (Ашоки) сыновьях. Ашока умрет в 232 году до н.э. На 2 столетия воцарится государственная анархия – на территории Индии будут возникать и гибнут небольшие государства. В 4-м веке создастся новая империя и так же распадется. Империя, поддерживающая единство страны, на территории Индии не успела прижиться.
Надо видеть 2 уровня государственности в Древней Индии: высший уровень (институционное государство) и общественный уровень. Каста имеет свое управление, суд и обычаи.
В Индии после того, как воцарятся мусульмане, общество свои верования, традиции и обычаи, литературу и право сохранит. В Индию придут монголы, а общество останется индусским – уникальная ситуация.
Государственность сосуществовало. Государство внешне было таким слабым – почему возникла развитая мощная правовая культура? Это была правовая культура не этого государства. Это была правовая культура общества. Индусская правовая культура себя сохраняла, развивалась и было вообще уникальным явлением. Это было уникальное явление. Правовая культура в Древней Индии предполагала во многом осуществление правосудия самим обществом. Развитые механизмы самоорганизации общества.
В правовых нормах вы видим не только наказания, но и самонаказания.
Правовая культура приобретает особый характер: нормативный материал не имеет большого значения, это видно по Дхармашастрам и Артхашастрам. Методика поведения людей для нас своеобразна и непривычна. Мы никогда не поймем, что это такое, если не увидим здесь новый способ поведения людей. Это не навязывание правовых норм. Законы Ману – законы как бы происходящие от бога Ману.
Артхашастры – жанр литературы, который дает изложение не столько правовых норм... Совокупность правил и запретов, устанавливающих рамки поведения людей – это западноевропейское понимание права и свободы. В Древней Индии не навязываются правовые нормы, здесь представляется идеал правоверного индуса. Наиболее совершенный образ жизни. Человек проходит в своей жизни 4 стадии: ученичество, домохозяин, аскет, отшельник, занимает разные места в обществе. Этому месту соответствует определенный образ жизни и поведения.
Перед нами совершенно другой способ правового регулирования – показывается образ жизни нормального человека. Не навязывается никаких правил и запретов, а показывается путь, то, как надо жить. Это видно хорошо по философским произведениям, обратитесь к Конфуцию, он сказал, поступайте так-то и так-то. В Западной Европе философы решали абстрактные вопросы, вроде: а из чего состоит мир? Обращаемся к Дхармашастрам и перед нами описание образа жизни правоверного индуса. Правовая культура не является самостоятельной, она предполагает вкрапление в сам образ жизни.
Предписания – это не нормы, а мнения о том, как надо себя вести в этом обществе. Само правосудие опирается прежде всего на брахманов, которые (что важно) ведут соответствующий образ жизни.
Как такая культура возникала, складывалась? Возникала в обществе полиэтническом, и можно догадаться по ведической литературе, дошедшей до нас, что племена, которые создавали эту литературу и пришли с Севера, они были заинтересованы прежде всего в том, чтобы в чужом обществе сохранить себя. Рано выделили из своей среды людей, которые культивировали эти духовные ценности. Прежде всего возникли брахманы, затем кшатрии, а для остальных – термин Виш.
Виш – общинники (вайшьи и шудры)
Сплоченность общества. Четыре веды:
1) Ригведа – гимны и песнопения (почти нет воинственных гимнов).
2) Адхарваведа – различные религиозные обряды.
3) Самаведы – описание различных заклинаний.
4) Яджурведа – веда жертвенных формул, содержатся мантры, предназначенные для совершения жертвоприношений
Ведическая литература не может считаться источником правовой культуры Древней Индии. Видим, что якобы источником Дхармашастр выступают веды. Веды, мол, это книги, в которых нет ничего правового – почему тогда они являются источниками правовой культуры? Да никакие они не источники правовой культуры. В Ведах – священное знание. А литература – одна из форм священного знания. Главная функция священного знания – придание легитимности царю и его постановлениям.
Тот, кто прошел веды, считается дважды рожденным.
Веды – священные предания, шрути – произведения брахманов. Шрути это вторичное священное знание (разница между откровением и преданием – первичный или вторичный источник).
Дхармасутры – носят имена школ.
Дхармасутры – афоризмы о дхарме. В Дхармасутре одна треть объема составляет правовое содержание. Приговор суда, как разрешаются конфликты при сделках, брачно-семейные и имущественные отношения. Дхармосутры возникают еще до того, как сложились крупные государства.
5-7 вв. – время дхармасутр, государства нет, а дхармосутры есть. Правовая культура глубинного государства. Дхармасутры – брахманская правовая культура, иерархия легко воспринимается обществом, потому что общество упорядочено. Брахман получает почет и уважение, но материальный достаток их невысок. Кшатрии уже богаче, потому что они вожди, воины, могут захватывать добычу. Вайшьи – самые богатые. Справедливо. Почетом обладают именно брахманы. Брахманы должны подавать пример всем в образе жизни и тем самым упорядочивать общество.
Дхармашастры, Ману-смрити появились во втором веке до н.э.
Трактат о Дхарме. Если школа создавала дхармашастру, которую приписывала богу Ману, она постоянно приписывала текст, изменяла. До нас не дошло первоначальных текстов Дхармашастр и Артхашастры. До нас дошла только Артхашастра Каутильи, но всего Артхашастр было 9. Оба этих трактата представляют жанр постоянно развивающейся литературы. Идеология дхармашастр и артхашастр отличаются. Дхарма – идеал правопорядка и правильного образа жизни. Артхашастра – стремление к достижению пользы в своей деятельности.
Три понятия определяли духовную жизнь индуса: Дхарма, Артха и Кама. Кама – добиваться любви, например, народной любви (для политика), политик должен уметь влюблять в себя своих подданных. Кама – близко к термину "легитимность". Кама – искусство наслаждаться жизнью в более широком смысле. Кама может поэтому существовать только в соединении Артхи и Дхармы.
Наиболее известными Дхармашастрами являются: «Ману-смрити», «Нарада-смрити» и «Яджнавалкья-смрити» (Википедия).
Яджнавалкья-смрити – чуть позднее Ману-смрити.
Дхармашастры Брихаспати. На русском нет, но на английском есть.
Дхармашастры Нарады – часть Дхармашастры. Любая Дхармашастра построена на двух доктринах: Ашрамы (стадии жизни) и Дхармы. Доктрина дхармы – каждый человек имеет свою дхарму, каждый человек должен знать, какой дхарме следовать. С точки зрения индусов смерть – это только смерть тела, душа переходит в другую оболочку (муравья, червяка либо божества). Человек может стать кем угодно, все зависит от его собственной воли.
Данда – наказание, причем не только для тела, но и для души
Праяшчита – сам себя должен наказать, нанести себе увечья (9-я глава о наказания)
Есть дхарма царя, мужа или жены, дхармы варн.
Видим обязательно один раздел – 18 поводов для иска. Раздел, который показывает, как царем вершится суд. Развитая правовая культура, которая вполне понимала такие категории, как виновность, понимала, что договор может быть соблюден только при соблюдении определенных условий. Да и практически все сделки, которые совершаются в развитом демократическом обществе. Неразвитое слабое государство при развитом обществе.
Ашока выбился из контроля Паришада, и стал наказывать (казнить) брахманов. Видимо, его после этого просто отстранили от дел, и сыновья держали его в заточении. С точки зрения брахманской идеологии, брахманы особые люди и смертной казни не подлежат. Чем выше варна человека, тем большее наказание он несет за свои прегрешения. И считалось, что наибольшее духовное наказание нес брахман.
Китай – жестокие наказания, 200 составов преступления, за которые отрезались конечности. Сохранилось очень много изображений этих казней.
В Индии таких мучительных наказаний нет.
Государство и право Древнего Китая.
Лекция от 11 октября.
1. Развитие государственности древнего Китая. Госстрой империи Цинь и Хань.
2. Основные черты правовой культуры Древнего Китая
В истории государственности на Древнем Востоке – всегда одни и те же закономерности в точном соответствии с мудростью Экклезиаста (проповедник из Ветхого Завета) – нет ничего нового под солнцем (Еккл, 1:9)
Из мелких общин возникают крупные объединения, которые вырастают в империи. На грани 3-2 тыс. до н.э. империи распадаются, затем выделяется более сильное государство, которое создает империю.
Самое раннее государство, достаточно крупное, существовало в Китае в 3-м тыс. до н.э. Но те сведения, которые дошли до нас – о государстве, которое возникло после распада империи.
Шанское государство (Государство Шан) – государство после распада империи. Шан – первая китайская династия, существование которое подтверждено не только археологическими находками, но и письменными источниками. Возникло государство Шан в долине крупной реки – Хуэнхэ. Организация этого гос-ва была многоуровневой. Первая часть, высший уровень целиком контролировался властителем с именем Вана. Средний уровень государственности – местные властители; низший уровень – охрана границ.
Ван – правитель, который властвует не только над общественными процессами, но и над природными процессами. Религиозные верования имели характер магии, сохранилось много человеческих черепов, которые использовались для записи магических заклинаний. Государство не имело большого будущего при таких примитивных верованиях и такой примитивной организации.
В 12-11 вв. до н.э. государство Шан было сокрушено племенем Чжоу – с этого Чжоуского государства начинается древнекитайская государственность. Чжоусцы скорее всего силой захватили власть в Шанском государстве, вождь принял титул Вана, но не стал разрушать государство. Предполагалась передача престола от отца к сыну. А здесь на престоле человек, который не состоял в династии, нужна была легитимация. Младший брат вождя – Чжоу-Гун – взял на себя государственные функции, разработал постановления для наследника престола. Там описывается сама методика обоснования притязаний на престол новой династии, которая не имела никаких связей с прежним Шанским правителем.
Этот способ обоснования властных полномочий – получит название мандата неба. Чжоу-Гун разработал этот мандат в самых общих чертах, который затем превратился в целую доктрину, которая использовалась для легитимации власти правителя. Доктрина эта – главная особенность древнекитайской государственности. Она предполагает, что каждый властитель является представителем неба – некой могущественной силы, которая всем управляет: поскольку небо одно, то и правитель должен быть один; небо наделяет полномочиями правителя, а не его предок – перенос преемственности с кровнородственных связей в чисто идеологическую сферу. Как узнать, что небо кому-то благоволит? Это можно узнать по результатам его властвования: если во время правления нет наводнений и бурь, урожаи увеличиваются, значит, небо благоволит этому правителю – значит он получил мандат неба (тяньмин). А если в государстве дела идут плохи, то у правителя нет мандата неба, и его свержение – обязанность каждого. Мандат неба привязывал правителей к их достижениям; доктрина помогла правителям.
Тяньминь – «приказ неба». (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Небесный_мандат)
Когда Ханьская империя (Империя Хань) будет формироваться, первым императором станет обычный сельский староста. Почему же он становится императором? Потому что предыдущий император прогневил небо. Это фактически доктрина, которая призвана создать сменяемость, такой порядок замещения престола, при котором происходит постоянная сменяемость власти. Это характерно для Древнего Китая и для современного. СССР рухнул потому, что власть монополизировала кучка людей – и сейчас то же: власть захватила малая группка людей, служащих своим эгоистичным интересам.
«Гонки на лафетах» – о смерти генсеков. СССР фактически рухнул в начале 80-х, когда Брежнев уже не мог говорить нормально, но все равно не отдавал власть. Правитель Китая 10 лет пребывает в должности, а потом сменяется. Если в сознание общества вошло мнение о том, что правитель должен служить народу – если он не служит, значит, допустим заговор и государственный переворот – все это оправдывалось этой доктрины.
Декларация Независимости США 4 июля 1776 – там есть отголосок этой доктрины. Правительство должно обеспечивать неотчуждаемые права, если не обеспечивает – народ имеет право на свержение этого правительства. Не было установлено ограничение на кол-во сроков, но все соблюдали правило двух сроков!
Томас Джефферсон побеждает Джона Адамса – т.е. побеждает лидер оппозиционной партии. Для нас это немыслимо; мы отстаем по уровне общественного и правосознания от США 1800-го года – потому что к должности у нас относятся не как к службе, а как к источнику обогащения.
В Китае государственная деятельность – это тяжелая служба народу и обществу. Мандат был распространен и на формирование самой бюрократии. Если мандат требует, что правителем должен быть тот, кто может ублажить небо и сделать всем хорошо. Впервые деление на ранги в госаппарате было введено в Чжоуском государстве – чиновников набирают по экзаменам.
С 5-го века до н.э. начинается период воюющих государств – продолжался до 221 года до н.э. На территории Древнего Китая существует 6 равновеликих государств. Эти государства ведут между собой войну, и постепенно начинает доминировать государство Цинь – в 4-м веке. Помощник правителя по имени Шан Ян, осуществил реформы, очень плодотворные для государства (4-й век до н.э., основоположник легизма). Книга правителя Шан Яна переведена на русский, и там он описывает все свои реформы. Государство предполагает служение всем, но рычаги управления держат в своих руках люди, которые придерживаются личных интересов – как совместить их интересы?
К сожалению, в России сознание мифологическое: отношение к людям как к очень разумным и добродетельным – Толстой писал: дайте людям полную свободу – и они будут в полном соответствии с Руссо жить хорошо и быть добрыми. Толстой наивный человек, оторванный от жизни, хорошо выписывал семейные отношения, но что писал о государстве – это уровень школьника, жаль, что не дожил до Гражданской войны, узнал бы, на что человек, которого он так высоко ставит, способен. Человек может быть добрым только если есть система, принуждающая его быть добрым. Человек – самое ужасное существо, даже рыбы красивее людей, а тем более лошади и пр. В человеке подавлены инстинкты, приходится в Библии прописывать инстинкт не убий – иначе люди начнут убивать друг друга. Но позвольте, это должно быть заложено в самом живом существе (разве только убивать, чтобы поесть как, например, тигры).
Реформы Шан Яна интересны, потому что методика их вечна – такие реформы нужны всем государствам во все времена. Он понял, что в гос-ве большой слой аристократии, которая привязана к земельному владению. И Шан Ян предлагает меру – надо аристократию расселить по окраинам государства. Они вынуждены будут служить государству хотя бы тем, что будут защищать границы, и главное, их влияние резко ослабнет, потому что они будут далеко от центра.
Вторая мера. Шан Ян понял, что для создания аппарата управления нужны деньги, которые можно взять только путем сбора налогов, но как их собирать, если семьи очень большие (100-200 человек) и они платят одну ставку?
Шан Ян моделирует новую организацию общества, которая выражается в указах верховного властителя. Если сын заводит свою семью, он должен иметь собственный земельный участок, собственное хозяйство. Единицей налогообложения теперь является именно семья – и кол-во налогоплательщиков резко увеличивается. Родовая аристократия формировала военные отряды. Приток денег в казну позволяет Шан Яну нанять новое войско.
Самый победоносный глава Циньского гос-ва – Цинь Шихуанди, положивший конец двухсотлетней эпохе Воюющих Царств.
221 г. до н.э. – Цинь Шихуанди провозгласит себя императором. Он будет до такой степени будет любить свою армию, что увековечит ее.
1974 – в одной деревушке не было воды, несколько людей решили раскопать колодец, а затем вдруг рухнули вниз, а перед ними стояло войско, у всех были разные черты лица. Уникальное произведение искусство – вся армия со всем оружием и все виды войск, терракотовая армия сохранилась. В 212 году Цинь Шихуанди это сделал – и до сих пор все сохранилось (воду там зря искали, там сухо). Выглядит так, как будто армию поставили вчера.
Цинь Ши Хуанди создал первую империю. Стремление к созданию идеологии
Философ Конфуцианской школы писал: что необходимо для процветания поднебесной? Объединение мелких государств.
Это и произошло, но Китай объединился своеобразно. Цинь Ши Хуанди создал свою империю в то время, когда сохранялось родовое общество. Оно очень сильно изменилось, но тем не менее он видел, что многие земельные угодья в собственности семей и общин. Он постоянно наталкивался на ограничения в своих полномочиях – общество само управлялось, у каждой территории и корпорации свои интересы.
Он проводит реформу, которая резко ограничивает механизмы организации общества: он делит страну на два десятка округов. В эти округа попадают территории разных бывших общин и родов. Он фактически отбирает землю у всех этих субъектов и превращает ее в государственную территорию.
Циньская империя – государство, которое появляется как публично-правовая корпорация. Впервые появляется представление о том, что государственная территория это не чье-то, а государственное, и правитель не вправе отдать часть земли.
Мы не может отдать Курилы японцам – потому что это государственная территория, один человек не может отдать часть территории государства – эта концепция возникла в Циньском государстве. Тот, кто отдаст Курилы, должен быть немедленно арестован.
Государства, которые вошли в состав империи – управлять новым обществом можно только с помощью закона, а не обычая.
Доктрина легизма – закон управляет обычаями, все должны соблюдать закон.
Разрушив обычаи, Цинь Шихуанди вызвал недовольство, раньше люди противостояли общинам и объединениям – теперь же недовольство направляется против самого государства. Неизвестно, что произошло в 210-м году, был ли Цинь Шихуанди отравлен или убит. Но подозрительно, что здоровый человек неожиданно скончался. Старший сын должен был быть наследником. Был отправлен в провинцию.
У власти оказался младший сын, которым повелевал евнух
Младший сын направляет как бы приказ от имени отца убить себя. Старший сын без раздумий выполнил приказ отца и убил себя. У власти оказался евнух, младший сын был неспособен к управлению.
Правитель должен внушать авторитет – как Александр Ш. Здоровый, двухметрового роста, и мысли не было заговоры плести. Сын его, который быстро стал вызывать презрение и отказываться от своих прежних решений. 1300 человек при коронации задавлено, а он пошел отплясывать коронацию во французское посольство – ну идиот полный. (В учебнике Сахарова написано, что Николай в посольстве совсем немного времени). 1905 – народ идет к Зимнему, в его расстреливают. Ну возьми, арестуй Генерал-губернатора, но нет, идиот ничего не делает. Николай Кровавый получил прозвище поэтому.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 338.