За осуществлением процесса музыкального воспитания в дошкольных учреждениях наблюдают специальные лица. Это методисты, имеющие музыкально-педагогическое или только педагогическое образование. В задачи методиста входит: направлять работу но данному разделу в соответствии с требованиями программы по музыкальному воспитанию и условиями современной жизни; неуклонно повышать музыкальную культуру педагогов. Чтобы осуществить эти задачи, методисту необходимо быть эрудированным и вопросах музыкальной жизни, эстетического воспитания подрастающего поколения. Он всегда должен стремиться по кругозору, общей культуре быть на ступеньку выше подчиненных ему музыкантов-педагогов.
Приступая к своей работе, методист должен прежде всего ознакомиться с квалификацией музыкальных руководителей детских садов, их музыкальным образованием. А затем организовать вокруг себя актив из более опытных работников, с которыми он будет советоваться по различным вопросам и осуществлять непосредственный контроль за проведением процесса музыкального воспитания в детских садах.
Методист должен проводить работу с музыкальными руководителями, заведующими, воспитателями детских садов - анализировать, оценивать ее.
В его обязанности входит обеспечение раздела работы по музыкальному воспитанию в методическом кабинете. Организуя методический кабинет, методист должен побеспокоиться о том, чтобы в рем имелось соответствующее помещение для проведения музыкальной работы и был хорошо настроенный инструмент. Там, где условия не позволяют, методическая работа по музыкальному воспитанию проводится в одном из детских садов. Это, конечно, не совсем удобно, так как некоторые формы работы могут нарушить режим дня, осуществление воспитательного процесса в детском саду. Методический кабинет должен быть оснащен специальном литературой: сборниками материалов методического характера, книгами, освещающими вопросы эстетического и музыкального воспитания, нотами, такими журналами, как «Дошкольное воспитание», «Музыкальная жизнь». Кроме того, в методическом кабинете должны находиться: образцы костюмов и деталей костюмов, рекомендуемых к использованию на праздниках и вечерах досугов: пособия для проведения практических занятий и методически . объединений (флажки разных цветов, мячи, ленты, обручи, прыгалки, палки, мелкие и крупные игрушки, платочки, детские музыкальные инструменты и т. д.); набор пособий для проведения всех форм вечеров досуга (фланелеграф, кукольный, теневой театр, плоскостные и объемные игрушки для настольного театра и т. д.); различные методические материалы (конспекты музыкальных занятий, сценарии праздников и вечеров досуга, доклады, планы, aннотации на статьи и книги, посвященные вопросам музыкального воспитания.)
Методист вместе со своим активом ведет с коллективами детских садов следующую работу:
♦ обобщает лучший опыт работы вверенных ему детских садов;
♦ проводит методические объединения;
♦ организует, когда это необходимо, курсы по повышению квалификации или направляет отдельных работников на такие курсы в другие районы, города;
♦ проводит групповые и индивидуальные консультации по различным вопросам музыкального воспитания;
♦ проводит семинарские занятия по изучению методической литературы;
♦ проводит практические занятия и практикумы с различными категориями музыкальных работников;
♦ посещает музыкальные занятия в детских садах с целью проверки качества работы музыкальных руководителей и оказания им необходимой помощи;
♦ контролирует работы по разделу «Музыкальное воспитание» во вверенном ему районе (городе).
При посещении детских садов, просмотре и анализе музыкальных занятий методист должен проявить большой такт в общении с педагогическим коллективом, но в то же время твердость и знание дела. Обычно, ознакомившись с постановкой музыкального воспитания в детском саду, с занятиями в разных по возрасту группах и сделав соответствующие выводы, методист собирает педагогический коллектив и устраивает обсуждение. В начале методист предоставляет слово музыкальному руководителю, который рассказывает об удачах и недостатках своей работы, о конкретных моментах занятий, которые вызывают у него какие-либо сомнения. Далее методист просит присутствующих задавать музыкальному руководителю возникшие у них вопросы. Предоставляет слово для ответа. Рекомендует присутствующим высказываться по существу дела. По просьбе музыкального руководителя вторично предоставляет ему слово для ответа по высказываниям. И только после такого обсуждения дает свое заключение, отмечая сначала положительные и только затем отрицательные стороны работы. Состояние работы по музыкальному воспитанию на местах проверяют и члены актива. Организуя различные мероприятия непосредственно в методическом кабинете, методист привлекает к работе этот актив. Например, при проведении практикума или методического объединения за теоретическую часть отвечает сам методист (зачитывает доклад), а практическую поручает опытным музыкальным руководителям - членам актива. Практические занятия по ознакомлению с новым музыкальным материалом обычно проводят представители актива, семинарские занятия и консультации - совместно методист и члены актива.
Приводим примерные темы и планы консультации, семинара (с планом анализа), практикума, а также примерные планы анализа музыкального занятия и праздника.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 433.