ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важ­нейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу це­ленаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив. Направляется весь процесс музы­кального воспитания заведующей детским садом.

Заведующая не всегда имеет музыкальное образование, но долж­на обладать общей музыкальной культурой для того, чтобы созда­вать культурную деловую атмосферу во вверенном ей учреждении.

Заведующая создает условия для проведения музыкальной ра­боты с детьми. Основные из них - настроенный инструмент, соот­ветствующее помещение. Помимо этого для проведения музыкаль­ных занятий требуются следующие пособия: флажки, мячи, ленты, обручи, платочки, султанчики и т. д. Заведующая следит за приоб­ретением этих пособий, за обеспечением процесса музыкального воспитания соответствующей методической литературой.

Необходимым условием для проведения музыкальных заня­тий является облегченный костюм детей и легкая удобная обувь. Специальная одежда организует детский коллектив, помогает соз­дать соответствующее настроение, позволяет детям легко и сво­бодно выполнять движения. Мягкая, удобная обувь не создает излишнего шума при выполнении музыкально-ритмических дви­жений. Поэтому заведующая детским садом по возможности обес­печивает приобретение специальных костюмов, в которые дети бу­дут переодеваться, идя на музыкальное занятие. Это могут быть простые, но изящно сшитые пестрые платьица на кокетке или короткие пышные юбочки темного цвета и белые кофточки для девочек, белые рубашки и короткие штанишки на резинке для мальчиков.

Заведующая следит за тем, чтобы музыкальная работа с деть­ми была отражена в соответствующей документации. Проверяет и утверждает план работы музыкального руководителя, следит за ведением ее учета, за работой музыкального руководителя с воспита­телями. Заведующая посещает музыкальные занятия с целью про­верки их организации и усвоения детьми программного материала. Она отмечает их форму и содержание и по окончании проводит ана­лиз - высказывает свои соображения по поводу репертуара, мето­дики работы, поведения детей, их успехов и недостатков.

Посещения музыкальных занятий должны носить периодичес­кий характер и не нарушать их спокойной обстановки. Недопусти­мо приходить на занятие, когда вздумается. Надо прийти к его на­чалу и пробыть до конца, предупредив, чтобы в это время ее не тревожили вызовами, не обращались с вопросами по поводу тех или иных проблем хозяйственной или организационно-педагоги­ческой работы. Заведующая должна вести себя тактично, не под­рывать авторитет музыкального руководителя перед детьми. Все возникающие вопросы необходимо разрешать после ухода детей.

Кроме того, заведующая детским садом наблюдает, как музыка вхо­дит в повседневную жизнь детей.

В дошкольных учреждениях с большим количеством групп име­ется должность старшего воспитателя детского сада.

В его обязанности, наряду с другими, входит обеспечение рабо­ты по музыкальному воспитанию в методическом кабинете - осна­щение его необходимыми пособиями, литературой, конспектами музыкальных занятий, сценариями праздников и вечеров досуга. Кроме того, в общевоспитательной работе детского сада заведу­ющая и старший воспитатель могут разделить свои функции. На­пример, старший воспитатель полностью отвечает за постановку музыкального воспитания в группах, за прохождение программы, осуществляет контроль за музыкально-педагогическим процессом, а заведующая помогает наладить организационные моменты рабо­ты музыкального руководителя с педагогическим коллективом, ро­дителями, следит за выполнением музыкальным руководителем его обязанностей.

Музыкальный руководитель отвечает за правильную постанов­ку работы по разделу «Музыкальное воспитание» во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

В процессе работы он должен всегда помнить о цели музыкаль­ного воспитания - формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурно­го слушателя.

В связи с этим музыкальный руководитель детского сада обя­зан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствует­ся музыкальное восприятие, а также участвовать в проведении физ­культурной деятельности. Он обязан осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга: проводить индиви­дуальную работу с детьми - развивать их музыкальные способнос­ти, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; сис­тематически повышать свою педагогическую и музыкальную ква­лификацию; проводить работу с педагогическим коллективом дет­ского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада.

Музыкальный руководитель обязан проводить работу с родите­лями по плану заведующей детского сада.

Рассмотрим содержание и формы работы музыкального руко­водителя с воспитателями и родителями.

Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкально­го воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музы­кальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с деть­ми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкаль­но-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руко­водитель постепенно подводит их к пониманию всей системы му­зыкальной работы с детьми.

Основной формой работы с педагогическим коллективом явля­ется консультация. Она бывает групповой (по 2-4 человека) и ин­дивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с оче­редными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с деть­ми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспита­тельную работу в группе, предваряющую вынесение того или ино­го нового материала на музыкальное занятие.

В ходе индивидуальных консультаций музыкальный руководи­тель отвечает на возникшие вопросы, ведет работу по развитию певческих и музыкально-ритмических умений у воспитателей, не обладающих хорошими музыкальными способностями. Другой формой работы с воспитателями являются практические занятия всего коллектива. На них разучивается музыкальный репертуар для детей, так как его знание обеспечивает работу по программе. Музыкальный руководитель проводит и семинары, где изучается новая методическая литература по каким-либо разделам работы; практикумы, где наряду с теоретическим объяснением и практи­ческим показом музыкальный руководитель дает задание каждому из присутствующих. Например, музыкальный руководитель рас­сказывает воспитателям о значении и видах музыкально-дидакти­ческих игр, показывает ряд игр для каждой возрастной группы, а затем предлагает всем подготовить и провести подобные игры в своих группах. По истечении некоторого времени воспитатели знакомятся с этой работой в группах своих товарищей. Затем все вновь собираются вместе для обсуждения результатов. Проведение практикума занимает длительное время, но, несомненно, приносит существенную пользу.

Наряду с указанными занятиями музыкальный руководитель детского сада проводит работу по повышению музыкальной куль­туры педагогического коллектива детского сада. Это может быть доклад на педсовете о важных событиях в музыкальной жизни стра­ны, о музыкальном воспитании детей за рубежом, жизни и творчестве того или иного композитора и т. д. Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях и музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни через стенгазету, специальные стенды.

Важной формой работы является проведение открытых занятий, вечеров досуга по музыкальному воспитанию детей с их последую­щим обсуждением, которое помогает находить оптимальные мето­дические приемы, развивает критическое отношение к материалу, способу его разучивания. На открытых занятиях как достижения, так и недочеты в педагогической работе становятся очевидными.

Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкаль­ному руководителю нужно охватить музыкальной работой не толь­ко педагогический коллектив, но и родителей. Родители должны понимать основные цели и задачи, которые ставит перед собой дет­ский сад в деле музыкального воспитания и развития ребенка. Их должен интересовать процесс его музыкального роста на музыкальных занятиях, высказывания о музыке. Нежелательная песня толь­ко в том случае исчезнет из обихода ребенка, если он не услышит ее не только в детском саду, но и дома. Но для этого с родителями дол­жна проводиться определенная работа, в процессе которой необхо­димо добиться того, чтобы они были проводниками музыкального воспитания, умело поддерживали интерес ребенка к музыке, а не заглушали его. Музыкальный руководитель должен извещать ро­дителей о продвижении их детей в области музыкального разви­тия, о степени их одаренности. Для этого ему следует использовать нее удобные моменты жизни детского сада:

♦ выступать с докладами на групповых и общих родительских собраниях по разъяснению самых разных вопросов музыкально-эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семье;

♦ проводить индивидуальные беседы в моменты прихода и ухо­да детей;

♦ проводить открытые музыкальные занятия для родителей, му­зыкальные вечера развлечений, праздники с последующим их обсуждением;

♦ по желанию родителей показывать им песенный и плясовой материал, который они могут разучить с детьми дома.

Если родители интересуются музыкальным развитием своих  детей, понимают огромную пользу процесса музыкального воспи­тания, они тем самым вносят музыку в быт детей.

Работа музыкального руководителя с родителями планируется по согласованию с заведующей детским садом.

Рассмотрим, какова роль музыкального руководителя в физи­ческом воспитании дошкольников.

Задачи физического воспитания тесно связаны со всеми раз­делами воспитания в детском саду. Программа детского сада пре­дусматривает работу над развитием движений и в музыкальном воспитании. Музыкальные игры и пляски построены, главным об­разом, на основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, подскоках. Их совершенствование идет как на музыкальных, так и на физкуль­турных занятиях. Например, передача движениями бодрого харак­тера музыки способствует выработке правильной осанки, коорди­нации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на физкультурных занятиях укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений. В организации работы по физическому воспитанию музыкальный руководитель должен принимать активное участие. В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с рит­мичностью музыкального звучания. Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи. Определяющую роль играет музы­ка. Сопутствуя музыке, движения выражают ее образное содержа­ние. Метрическая пульсация, акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках. Изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой из­менения в скорости и степени напряженности выполнения дви­жения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи: движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произведение, а музыка управляет рит­мом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение. Музыка помогает детям одновременно начать и закон­чить то или иное движение или все упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба, бег на носках в колонне, по одному на месте, бег врассыпную и некото­рые подвижные игры, в основном хороводного построения, где му­зыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает пе­реход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например, в игре «Кто скорей» дети бегают по залу врассыпную под звучание музыки, а по ее оконча­нии быстро садятся на стулья. В сопровождении музыки следует проводить различные упражнения в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечит быстроту и четкость их выполне­ния. Не сопровождаются музыкой такие упражнения, как лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своем индивидуальном темпе.

На физкультурном занятии музыка используется и в комплексе упражнений, ранее изученных без музыкального сопровождения.

В работе по развитию движений большое место занимает утрен­няя гимнастика. Основное ее значение - оздоровительное: укрепля­ется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив. Важная задача гимнастики с музыкой - создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей по­ложительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движе­ний. Исполняя во время гимнастики музыкальное произведение, нельзя искажать его - подчеркивать отдельные ритмические фигу­ры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.

Упражнения сопровождаются музыкой тогда, когда они заранее разучены с воспитателем. Музыкальный руководитель должен на­учить воспитателей показывать все движения упражнений в со­ответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения. Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки. Знакомые упражнения можно сразу выполнять с музыкальным сопровождением. Воспи­татель должен следить за четким соотношением музыки и движе­ний. Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она прежде всего должна помочь де­тям эмоционально осознать свой движения.

Музыкальный руководитель и воспитатель сообща планируют работу по развитию движений, стараясь избежать слишком боль­шого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников.

Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкального вос­питания детей дошкольного возраста.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны пони­мать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее ак­тивным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь не­обходимые знания в области музыки. В дошкольных педучилищах будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготов­ку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают мето­дикой музыкального воспитания и т. д. В детских садах работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за про­ведение музыкального воспитания в группе, с которой он рабо­тает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкаль­ный руководитель.

Воспитатель обязан:

♦ развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогул­ках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в твор­ческих играх;

♦ развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процес­се проведения музыкальных дидактических игр;

♦ углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;

♦ знать все программные требования по музыкальному воспи­танию, весь репертуар своей группы и быть активным помощ­ником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

♦ проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (бо­лезнь, отпуск).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкаль­но-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает за время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения, с музыкальным руководителем на различных консультациях, учас­тия в проведении практикумов и т. д.

Работая с воспитателями, музыкальный руководитель раскры­вает перед ними содержание предстоящих музыкальных занятий, разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руко­водитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребенка, выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.

Кроме того, такая работа позволяет музыкальному руководите­лю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий. Бывает так, что один двигается хорошо, а поет фальшиво. Другой обладает хорошим го­лосом, но не ритмичен и т. д.

Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылками на неумение двигаться, или неразвитый слух совершен­но неубедительны. Например, если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к ис­полнению песен хорошо поющих детей, а сам лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать грамзапись.

Рассмотрим, что конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального музыкального занятия.

В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать свое зрительное и слуховое восприятие. Вос­питатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия делать соответствующие указания и заме­чания. Воспитатель должен предлагать точные, четкие, красивые о6разцы движений во всех видах упражнений, за исключением об­разных. В образных упражнениях воспитатель дает примерные об­разцы, так как эти упражнения направлены на развитие творчес­кой активности детей.

Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель и основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель же на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания детям, следит за дис­циплиной.

Рассмотрим роль воспитателя в разных формах работы.

Пение. В распевании воспитатель не участвует, чтобы не мешать детям, так же как и в быстрых опросных упражнениях. Если для выполнения упражнения детей делят на группы, воспитатель поет с одной из них.                                                                                                                                                                                                                                                      

Разучивание новой песни. Поет с детьми, показывая правильные артикуляцию и произношение. Ни в коем случае не учит с детьми слова без музыки.

Совершенствование исполнения песни (2-й этап разучивания). Сначала поет песню вместе с детьми, на 4-5-м занятиях только под­певает в трудных местах, может петь «без голоса» - артикуляционно, показывая кивком головы правильное вступление.

Когда дети уже выразительно исполняют песню (3-й этап разу­чивания), воспитатель с детьми не поет, так как задачей этого этап является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Дети должны совершенно самостоя­тельно начать песню после вступления или без него, исполнить все динамические оттенки, своевременно закончить пение. Исключе­ние составляет пение песен с детьми младших групп, где зачастую еще не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.

Музыкально-ритмические движения. В несюжетных играх вос­питатель дает разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом ее исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей («Бери флажок», «Игра с бубном»). С малышами играет на всех этапах разучива­ния игры.

В сюжетных играх является или только наблюдателем, дает ука­зания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берет на себя одну из ролей.

Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончит­ся, воспитатель дает необходимые разъяснения, указания, и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает му­зыкальному руководителю советом - подсказывает, что еще не по­лучается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего ее совершенствования.

Так же воспитатель действует и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску - парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается ими) или с ребенком, если музыкальный руководитель в это время играет. В хороводной пляске один или два раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспи­татель дает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как внимание музыкального руководителя, сидящего за роялем, сосре­доточено на игре.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших воз­растов, воспитатель не участвует, поскольку эти пляски проводятся и целях развития творческой инициативы детей. Он только запи­сывает последовательность сочиненных детьми движений и в кон­це пляски может одобрить их или указать, что пляска была неинте­ресной, движения однообразны, хотя дети знают много других движений. Но обычно эти указания и замечания дает музыкальный руководитель. Воспитатель может по согласованию с ним сымпро-иизировать пляску, а детям предложить выполнить ее по-своему.

В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксирова­ны автором движений, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

В третьей части занятия воспитатель обычно активно не уча­ствует (за исключением занятий в младших группах), так как оцен­ку занятия дает музыкальный руководитель. Но воспитатель дела­ет замечания детям при перестроении на марш, наблюдает за дис­циплиной.

В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской музыкальной деятельности и соответственной методики ее проведения.

Кроме того, воспитатель обязан по поручению музыкального руководителя заниматься с детьми в утренние и вечерние часы: разучить движения с отстающими детьми, напевая мелодию, обучать игре на музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок) тех детей, которые сами хотят этим заняться, привлекать детей к творческим играм, включать в них песни, подсказывать, какие песни можно включить в уже возникшую игру.

  Особые обязательства накладывают на воспитателя отсутствие и детском саду музыканта-специалиста, поскольку процесс музы­кального развития ни в коем случае не должен приостанавливать­ся. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с зада­чами и программным содержанием всех трех разделов работы. Отсутствие музыкальных способностей - явление чрезвычайно редкое и не может считаться уважительной причиной для отказа воспитателя от проведения музыкально-воспитательной работы.

Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием пения и технических средств обучения. Воспитатель поет с детьми, проводит хороводные игры и пляски. Для этого совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные. Однако песни должны исполняться ин­тонационно точно и выразительно.

Воспитатель может также использовать различные народные инструменты, металлофоны, бубны. Широко применяется проиг­рыватель. Он позволяет знакомить детей с лучшими образцами на­родной, русской и западной профессиональной музыки; слушать произведения неоднократно.

Проигрыватель позволяет не только слушать музыку, но и вы­полнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подско­ки, плавный шаг и т. д.), игр и плясок.

Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического кол­лектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет ог­ромную роль. Он помогает видеть перспективу, равномерно рабо­тать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом, обдумать ме­тодические приемы педагогических воздействий.

Действенным руководством в повседневной работе является календарный план. Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и на­выков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен поквартально с учетом постепенного возрастания его сложности.

Условиями успешного планирования работы с детьми являют­ся: знание требований, определенных Типовой программой; знание требований той альтернативной программы, материал которого частично используется в работе коллектива; хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требова­ний к его подбору; знание возрастных особенностей детей, осведом­ленность об уровне развития каждого ребенка; тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и воз­можностей.

Календарный план работы составляется на одно-два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспита­тельными задачами, которые осуществляет дошкольное учрежде­ние. Это дает возможность в определенной последовательности и равномерно распределить учебный материал по занятиям, избе­жать поспешности при подготовке к праздникам. При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соот­ношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкаль­но-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знако­мого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.

В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.

   Когда в календарный план включается новое произведение, кро­ме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.

При календарном планировании необходимо составить план каж­дого занятия, указать его программное содержание, воспитатель­ные задачи, основные методические приемы обучения, а также не­обходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

Важным условием правильной организации музыкально-воспи­тательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование. Целесообразно заносить в перспек­тивный план весь объем работы по музыкально-эстетическому вос­питанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осу­ществлять педагогу-музыканту в течение года. Она включает:

1. Работу с родителями и педагогическим коллективом (плани­руется совместно с руководителем дошкольного учебного заве­дения) с указанием дней и времени проведения консультаций, от­крытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

2. Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.

3. Формулировку специфических задач музыкального воспита­ния и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с порциональным использованием какой-либо альтерна­тивной программы обучения или учетом специфики региона.

4. Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный пе­дагогом-музыкантом в связи со специфическими задачами, опуб­ликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

Не следует механически переписывать в перспективный план все то, что указано в программе, положенной в основу работы дан­ного учреждения.

Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Об­щие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, кон­кретизируются и уточняются в календарном. Знание педагогом про­граммных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей. Однако судить о конкрет­ных результатах этого процесса можно лишь при определении уров­ня музыкального развития каждого ребенка. Он складывается из оценок результатов по различным видам деятельности. Для этого педагогу-музыканту следует иметь рабочие тетради, в которые эпи­зодически (желательно 2-3 раза в год) заносить оценочные резуль­таты по развитию основных музыкальных способностей, формиро­ванию певческих и музыкально-ритмических умений и навыков. У детей, начиная с пяти-шестилетнего возраста, целесообразно опре­делять также уровень проявления творческих способностей.

 

 

 

 

 


Примечание. Условные знаки, обозначающие слабое, недостаточное, хоро­шее или отличное развитие той или иной способности (навыка) определяет сам педагог, дает их расшифровку.

По такой же схеме можно проверить освоение детьми навыков танцеваль­ных движений. В старших группах желательно фиксировать проявления детс­кого творчества, записывать примеры в особую тетрадь.

 

Таким образом, учет - важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Он дает возмож­ность достаточно точно установить не только объем усвоенных зна­ний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систе­матическому учету педагог видит недостатки и достижения а своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, педагог-музыкант в конце учебного года может иметь четкое представление о музыкальности в широком смысле слова не толь­ко каждого ребенка, но и всего детского коллектива.

 

Приведем пример перспективного планирования музыкаль­ных вечеров развлечений, проводимых два раза в месяц в мало­комплектном дошкольном учреждении для детей в возрасте от 4 до 6 лет


Сентябрь

2-я неделя. «К нам в гости сказка идет». Чтение педагогом русской народной сказки в сопровождении музыки (можно использовать грамзапись).

4-я неделя. «Заводные игрушки». Вечер музыкальных забав. Инсцени­рование небольших музыкальных пьес, представляющих образы зайчиков, медведей, солдатиков, автомобилей, лошадок, самолета, гусей, лягушек и др.

Октябрь

2-я неделя. «Ты удивляешь, осень». Концерт детей старшего возраста.

4-я неделя. Инсценирование песен программного репертуара для де­тей 4 лет и дополнительного репертуара для детей 5 лет с помощью приема «артисты-зрители».

 

Ноябрь

2-я неделя. Вечер детской самодеятельности. Исполнение песен, му­зыкальных игр по желанию детей.

4-я неделя. «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака. Слу­шание в грамзаписи фрагментов детской оперы.

 

Декабрь

2-я неделя. Концерт, посвященный русской народной музыке. Выступ­ление детей всех подгрупп с песнями, играми, плясками. Исполнение про­граммного репертуара.

4-я неделя. Рассказ педагогом ненецкой народной сказки «Джабжа», музыка С. Баневича, слова Д. Бобышева. Исполняет педагог.

 

Январь

2-я неделя. «В лесу родилась елочка», музыка Л. Бекман. Представле­ние теневого театра. Участвуют дети 6 лет.

4-я неделя. Слушание музыкальной сказки Ф. Гершовой «Что случи­лось в детском саду в новогоднюю ночь».

 

Февраль

2-я неделя. «Ах ты, зимушка-зима». Концерт. Исполнение песен, игр зимней тематики программного репертуара. Педагог исполняет вокальный или инструментальный номер-сюрприз.

4-я неделя. Музыкальная сказка «Снегурочка», музыка и слова песен Б. Можжавелова. Инсценировка детьми 6 лет с привлечением детей 5 лет. (Возможна инсценировка в кукольном театре.)

 

Март

2-я неделя. «Музыкальная шкатулка». Концерт-загадка. Используется программный репертуар всех возрастных подгрупп.

4-я неделя. «Хорошо у нас в саду». Концерт самодеятельности. Ис­полнение игр, песен, плясок по желанию детей.

 

Апрель

2-я неделя. Музыкальная сказка «Пришла весна», текст М. Познанской, музыка В. Таловири, стихи Л. Юрченко. Инсценирование детьми всех воз­растных подгрупп.

4-я неделя. «Наш оркестр». Концерт. Исполнение детьми 4 лет игры «Оркестр» (украинская народная мелодия в обработке В. Полевого). Ис­полнение детьми 5 и 6 лет двух-трех произведений на металлофонах, цитрах и ударных инструментах.

 

Май

2-я неделя. «Музыка разных народов». Тематический вечер. Пение народных прибауток. Исполнение детьми 5-6 лет украинского, белорусско­го народных танцев, детьми 4 лет — русского танца. Исполнение педагогом (или слушание в грамзаписи) песен, танцев народностей, проживающих в Российской Федерации.

4-я неделя. «Когда это бывает?» Музыкальная викторина. Привлекаются песни, инструментальные произведения, игры осенней, зимней, весенней те­матики (в исполнении детей), летней тематики (в исполнении педагога).

 

Июнь

2-я неделя. Рассказ сокращенного варианта музыкальной сказки «Гуси-лебеди», текст С. Маршака, музыка Ю. Вейсберг.

4-я неделя. «Музыкальные забавы». Вечер инсценирования песен: «Про лягушек и комара», «На мосточке», «Веселый музыкант», музыка А. Филиппенко; «Зайки серые сидят», музыка Г. Финаровского; «Песенка с гармошкой», музыка А. Островского; «Петушок играет на гармони», му­зыка А. Лазаренко. Участвуют все подгруппы (совместно или поочередно).

 

Июль

2-я неделя. «Лето» Концерт.

4-я неделя. Музыкальная сценка по сказке К. Чуковского «Цыпленок», музыка В. Кузнецова. Инсценирование на фланелеграфе.

 

Август

2-я неделя. «Любимые песни». Слушание грамзаписи.

4-я неделя. «Игрушки заводные», музыка Л. Сидельникова, слова 3. Петровой. Представление настольного театра-игрушки.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 457.