Отраслевой рынок труда. Структура управления отраслью. Финансирование предприятий железнодорожного транспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Железные дороги являются единственным видом транспорта, на который не распространяется юрисдикция Министерства транспорта. Российские железные дороги управляются ОАО «РЖД», правопреемником МПС СССР. В Министерстве транспорта есть небольшой отдел и советник в области политики железных дорог, но нет рычагов воздействия на ж.д. транспорт.

       Министерство транспорта не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Оно выполняет следующие функции: разрабатывает концепции, сводные прогнозы социально – экономического развития транспортного комплекса; осуществляет единую научно – техническую политику, определяет ее приоритетные направления; участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса, а также в развитии смешанных перевозок, в разработки политики в области цен и тарифов; проводит комплексный анализ транспортной системы; координирует законопроектную деятельность федеральных служб.

       В целях регулирования деятельности ж.д. транспорта в новых экономических условиях создано открытое акционерное общество «РЖД» - единый хозяйствующий субъект.

       В январе 2003г. был принят закон «О федеральном ж.д. транспорте РФ», где определены экономические, правовые и организационные основы деятельности федерального ж.д. транспорта России. Железные дороги рассматриваются как основа транспортной системы РФ, что определяет особые условия развития и функционирования ж.д. транспорта. В законе введены четкие положения по вопросу собственности. Имущество предприятий, учреждений и объекты ж.д. транспорта отнесены исключительно к федеральной собственности, находящейся в хозяйственном ведении и оперативном управлении ОАО «РЖД».

       Виды собственности:

Собственность – экономические отношения, которые подвергаются юридическому оформлению (отношения между людьми по поводу конкретного имущества). Отношения собственности появились, как следствие функционирования рыночного хозяйства.

       В РФ признаются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

       Имущество может находиться в собственности физических лиц (граждан), юридических лиц (предприятий), государства, субъектов РФ, муниципальных образований.

       Законом (Конституция ч.2 ст.8) определяются виды имущества которые могут находится только в государственной, муниципальной собственности – объекты, связанные с защитой основ конституционного строя, с обороноспособностью и безопасностью страны; богатства континентального шельфа и морской экономической зоны; отдельные виды вооружений; памятники истории, культуры; участки недр и лесов, природные лечебные ресурсы.

       Частная собственность – граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества (недвижимости, земельных участков, предприятий, оборудования, транспортных средств). Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только то имущество, которое изымается из оборота, т.к. оно составляет объект исключительной собственности государства.

       Материально- технические ресурсы                                              

      Железнодорожный транспорт общего пользования – производственно – технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество, предназначенное для обеспечения потребностей физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом и выполнении других работ (услуг), связанных с такими перевозками.

       Инфраструктура (составные части устройства экономики, которые обеспечивают нормальную хозяйственную деятельность в целом) железнодорожного транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Трудовые ресурсы

       Кадры организации, или ее персонал – были и есть ее основное богатство.

       Работа персонала определяющим образом влияет на эффективность использования всех остальных ресурсов отрасли. Ведь и производительность вагонов, локомотивов и удельные затраты энергоресурсов, и уровень взыскания выручки в значительной степени зависят от качества работы соответствующей категории персонала. Поэтому кадровый потенциал, наряду с основными фондами, следует рассматривать в качестве важнейшего производственного ресурса работы железнодорожного транспорта.

       Кардинальное отличие от других ресурсов заключается в том, что в поиске работы и во время трудовой деятельности работник, в первую очередь, преследует личные цели (зарплата, карьера, уверенность в завтрашнем дне и т.д.). Поэтому организация труда должна быть поставлена таким образом, чтобы интересы сотрудника были удовлетворены, и вклад в конечный результат деятельности он бы внес максимальный.

Финансовые ресурсы отрасли

       Под финансами предприятий ж.д. транспорта понимается совокупность денежных отношений, возникающих при образовании и расходовании фондов денежных средств в процессе выполнения плана перевозок, развития материально – технической базы транспорта и удовлетворения материальных и культурных нужд работников.

       Сущность финансов железных дорог проявляется в выполняемых ими функциях.

Основные функции финансов:

       Производственная – состоит в обеспечении предприятий денежными средствами для нормальной работы хозяйственной деятельности: своевременную выплату заработной платы, оплата счетов поставщиков, возвращение кредитов, взноса части прибыли в доход бюджета или вышестоящую организацию. Практически производственная финансовая функция финансов проявляется в том, что финансовые работники предприятий постоянно следят за поступлением и расходом денежных средств, не допуская просроченных платежей и срыва хоз. деятельности.

       Распределительная – распределение общего фонда денежных средств посредством финансов на основе финансового плана по установленным ценам, нормам амортизационных отчислений и т.п.

       Контрольная – воздействие на предприятие через деньги и их использование. Если предприятие выполняет и перевыполняет задания по объему и качеству продукции, снижению ее себестоимости и росту прибыли – оно обеспечено необходимыми фин. ресурсами и через систему контроля рублем поощряется в виде дополнительных фин. ресурсов. если предприятие не выполняет задания – уменьшается поступление доходов, появляются просроченные платежи и т.п. – предприятие испытывает фин. затруднения.

Контрольные вопросы:

1.Поясните суть понятия «Собственность».

2. Какие виды собственности существуют в Российской Федерации?

3. Что относиться к частной собственности?

4. В чем заключается кардинальное отличие трудовых ресурсов от других ресурсов предприятия?

5. Что понимается под финансовыми ресурсами отрасли?

6. Что относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования?

7. Назовите и поясните основные функции финансов.

 

 

 

Тема 1.2 Ресурсы отрасли

Дата: 2018-11-18, просмотров: 462.