2. Разработать свои предложения по развитию современной городской среды на примере города Братск.
Порядок выполнения:
На основании знакомства с программой города Братска, подготовить вопросы для обсуждения программы в группе. После обсуждения вопросов подготовить свои предложения по формированию современной городской среды.
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по разработке предложений по формированию современной городской среды в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования территорий.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему прогнозно-плановая работа в России должна вестись в территориальном разрезе? 2. По каким основным признакам различаются регионы России?
3. Какие положительные и отрицательные черты имела практика планирования территориального развития в советское время?
4. Какова основная цель региональной экономической политики современной России? Что предполагается делать для достижения данной цели?
5. Какие статистические показатели характеризуют различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий РФ?
6. Какова отраслевая структура валовой добавленной стоимости и специализация по федеральным округам современной России?
7. Какой показатель характеризует уровень социально-экономического развития разных территориальных образований страны?
8. Какие территории современной России являются наиболее развитыми и самыми богатыми, а какие – отстающими и относительно бедными? С чем связана такая дифференциация регионов страны?
9. Изменились ли социально-экономические различия между регионами России с 1995 г. по настоящее время?
10. На каких принципах должно быть основано территориальное прогнозирование и планирование?
11. Какие два критерия должны учитываться при проведении инвестиционной политики центральной власти станы в территориальном разрезе?
12. Какой особенностью обладает социально-экономическое развитие отдельных регионов страны по сравнению с социально-экономическими процессами в масштабах всей страны? Как данная особенность должна учитываться в прогнозно-плановой работе?
13. Какие основные показатели используются для характеристики социально-экономического развития на региональном уровне?
Темы индивидуальных курсовых работ[1]
по дисциплине Б1.В.ОД.11 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Примеры индивидуальных работ:
1.Планирование и прогнозирование в управлении организацией.
2. Практическое использование прогнозирования в деятельности конкретной организации.
3. Современные методы прогнозирования в экономике.
4. Варианты решения проблемы неопределенности прогнозов в экономике.
5. Планирование и прогнозирование как инструменты государственного регулирования экономики
6. Опыт зарубежных стран по использованию планирования и прогнозирования в управлении социально-экономическим развитием.
7. Отечественный опыт планирования и прогнозирования в управлении народным хозяйством.
8. Система государственных планов и прогнозов Российской Федерации.
9. Прогнозирование социально-экономического развития России на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
10. Целевой принцип в государственном планировании и прогнозировании. Государственные целевые программы.
11. Планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджет.
12. Характеристика налогового паспорта субъекта Российской Федерации.
13. Налоговое планирование в организации: цели, задачи, функции.
14. Классификация методов налогового планирования в организации.
15. Методы и принципы налогового планирования в организации.
16. Классическое налоговое планирование: краткая характеристика, методы, особенности применения, преимущества, риски.
17. Оптимизационное налоговое планирование: краткая характеристика, методы, особенности применения, преимущества, риски.
18. Практические примеры использования налоговых схем на конкретных российских предприятиях.
19. Противозаконное налоговое планирование: краткая характеристика, методы, особенности применения, преимущества, риски.
20. Практические примеры использования российскими предприятиями противозаконных схем налогового планирования.
Оценка | Критерии оценки контрольной работы |
Зачтено | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он представил контрольную работу в установленной форме и в срок, глубоко разобрался в изучаемой проблеме, исчерпывающе полно, четко и логически последовательно отвечает на вопросы, демонстрирует способности анализировать и оценивать экономическую макросреду и микросреду, эффективность плановой и прогнозной деятельности в экономике, а также принимаемые хозяйственные решения.Контрольная работа представляет собой отработку практических навыков в области макроэкономического планирования и прогнозирования, выполненная обучающимся, освоившим все необходимые компетенции.Это совокупность теоретических и аналитических результатов, полученных обучающимся в ходе самостоятельной работы с источниками литературы (с учетом индивидуального задания). Контрольная работа отражает качество работы обучающегося при изучении дисциплины . |
Не зачтено | Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не представил контрольную работу в установленной форме, не разобрался в изучаемой проблеме, не освоили необходимых компетенций. |
КЕЙС-МЕТОД.
ТЕМА: « СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ»
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной деятельности при определении специфики стратегического планирования на макроуровне.
Следует подчеркнуть, что кейс-метод требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность учеников, несамостоятельность или отсутствие знаний по обсуждаемому вопросу могут приводить к поверхностному решению кейса. Поэтому для проведения практического занятия кейс-методом необходим подготовительный этап.
Выбор кейса отвечает следующим требованиям:
- ситуация логично продолжает содержание курса;
- сложность ситуации находится на уровне возможностей учащихся;
- содержание кейса отражает реальную ситуацию в стране на макроуровне;
- обучающимся даются конкретные инструкции по работе с кейсом;
- обучающимся должна быть интересна проблема, которая поднимается в кейсе и должна диктовать необходимость срочного решения;
- задание кейса основано на реальной информации.
Ознакомительный этап (во время урока) начинается с предварительной теоретической подготовки. Для этого необходимо разобрать вопросы практического занятия: Понятие и принципы стратегического планирования. Риски и неопределенность в условиях рыночной экономики. Принципы планирования.
Далее вступительная часть урока продолжается с демонстрации статистических данных, относящихся к макроэкономической ситуации в современной России.
Далее преподаватель знакомит обучающихся с заданием, в котором обозначен контекст предстоящей работы и где обращается внимание учеников на актуализацию знаний в определенной области.
Задание:
1. Проанализируйте показатели в динамике за последние 10 лет и спрогнозируйте их на 5 лет. Объем и динамика валового внутреннего продукта. Индекс изменения цен в связи с инфляцией. Объем долгосрочных инвестиций. Средняя зарплата. Показатели экспорта и импорта. Курс рубля.
2.Выясните, какие показатели, используются в стратегическом макропланировании, и какие существуют на ваш взгляд проблемы их совершенствования.
Порядок выполнения:
1. На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы определить основные проблемы и возможности стратегического планирования на макроуровне.
2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить задания на примерах реальных государственных программ в России.
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки
Контрольные вопросы для самопроверки
1. По времени упреждения событий прогноз, разработанный на период свыше 20 лет является:
- долгосрочным
- продолжительным
- сверхдолгосрочным
- стратегическим
2. Гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некоей заданной ситуации могут развертываться шаг за шагом будущие состояния и динамика объекта, интересующего разработчика, - это:
- сценарий
- логика прогноза
- прогнозирование
- индикативный план
3. На основе прогнозов на долгосрочную перспективу (10 и более лет) разрабатываются:
- концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу;
- прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;
- среднесрочная программа социально-экономического развития РФ
- все вышеперечисленное
4. Прогноз, имеющий четко просчитанные варианты решений с набором предлагаемых показателей является:
- качественным
- количественным
- количественно конкретным
- преимущественно качественным
5. Основным звеном государственного регулирования и определения задач стратегических направлений развития народного хозяйства является:
- программирование
- индикативное планирование
- макроэкономическое планирование
- макроэкономическое прогнозирование
6. Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенно влияющих на развитие объекта, является прогнозным:
- полем
- фоном
- условием
- характеристикой
Ожидаемый результат: активное участие в работе, понимание проблемы, правильные ответы на вопросы, представление отчета о проделанной работе.
Критерии оценки
Оценка | Критерии |
отлично | Полно и правильно выполнены все предложенные задания, показан высокий уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования, продемонстрирован высокий уровень активности во время работы и обсуждения. Представлен отчет о проделанной работе. |
хорошо | Хорошо выполнены все предложенные задания, показан достаточный уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования, продемонстрирован хороший уровень активности во время работы и обсуждения. Представлен отчет о проделанной работе. |
удовлетворительно | Выполнены не все предложенные задания, показан удовлетворительный уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования, продемонстрирован удовлетворительный уровень активности во время работы и обсуждения. Представлен отчет о проделанной работе. |
неудовлетворительно | Задания не выполнены, продемонстрирован неудовлетворительный уровень активности во время работы и обсуждения проблем в области макроэкономического планирования. Не представлен отчет о проделанной работе. |
Дискуссия. Тема: Прогнозно-плановая работа в инновационной сфере
Цель дискуссии – принятие решения относительно перспектив развития инновационно-инвестиционного сектора экономики России и возможных методов прогнозирования инновационной деятельности.
Постановка проблемы: Правительством РФ поставлена цель на ближайший период перевести экономику страны на инновационные рельсы. В литературе существует множество прогнозов экономического развития страны. Есть разные точки зрения по вопросам прогнозирования.
Обучающимся необходимо разработать прогноз инновационного развития по показателям предложенным преподавателям (объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов).
Далее, необходимо проанализировать возможные методы прогнозирования инновационной деятельности и выяснить, какие факторы необходимо учитывать при составлении прогнозов на макроуровне. Полученные результаты обсудить.
Вопросы для развития дискуссии:
1. Какие виды деятельности охватывает прогнозно-плановая работа в области инновационно-технологического развития?
2. Каковы особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования инновационно-технологического развития?
3. Каковы закономерности научно-технического прогресса и их последствия?
4. Как можно охарактеризовать общую тенденцию развития современной цивилизации?
5. Какие основные факторы влияют на развитие науки и техники?
6. Какие виды циклов существуют в процессе развития науки, техники, инноваций?
7. Из каких фаз состоит каждый научно-технологический цикл?
8. Какие виды следующих друг за другом циклов включают научно-технические циклы?
9. На что следует опираться в прогнозно-плановой работе при отборе научно-конструкторских разработок, инноваций и инвестиций?
10. Что означают такие понятия, как «наследственность», «изменчивость» и «отбор» в процессе развития технологических укладов?
11. Каково различие между абсолютным и относительным удешевлением новой продукции?
12. Следует ли учитывать инфляцию при прогнозировании абсолютного и относительного удешевления новой продукции?
13. Как можно охарактеризовать шестой технологический уклад?
14. Каковы временные горизонты преобладания 4, 5 и 6 технологических укладов?
15. Каковы ведущие направления техники и ведущие отрасли в 4, 5 и 6 технологических укладах?
16. Какие страны лидировали в мировой экономике во время четвертого технологического уклада?
17. Какие страны занимают лидирующее положение в течение пятого технологического уклада?
18. Согласно прогнозам, какие страны займут лидирующее положение в мировой экономике в течение шестого технологического уклада?
19. Как можно охарактеризовать прогнозные представления о содержании шестого технологического уклада?
20. Каковы основные особенности прогнозирования в области развития науки, изобретательской деятельности и использования их достижений?
21. Какие статистические показатели характеризуют развитие науки, изобретательской деятельности и использования их достижений в России с начала 90-х годов ХХ столетия?
22. Во сколько раз затраты на науку в России отстают от затрат в США, Японии, Китая и Германии?
23. Почему эффективность научного труда в России ниже, чем во многих других передовых странах?
24. Какие статистические показатели характеризуют низкую эффективность научного труда в России?
25. Как должна осуществляться смена приоритетов государственного финансирования в зависимости от стадии решения проблемы: в направлении от фундаментальных исследований до инновационно-инвестиционного освоения результатов в производстве? 26. Какие показатели могут использоваться в прогнозно-плановой работе развития научной деятельности? 27. Какие виды инноваций существуют? 28. Какими видами инноваций занимается макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование?
29. Как можно охарактеризовать базисные инновации?
30. Кто занимается прогнозированием и стратегическим планированием улучшающих инноваций?
31. Когда инновации получают ускоренное развитие и почему?
32. Что означает понятие «технологическая квазирента»?
33. Как можно охарактеризовать современные тенденции инновационно-технологического развития?
34. Какие отрасли экономики включает инновационно-инвестиционный сектор?
35. Каковы статистические показатели, характеризующие изменения в инновационно-инвестиционном секторе экономики России с 1991 г.?
36. Почему необходимо опережающее развитие машиностроительного комплекса в современной России?
Ожидаемый результат: активное участие в дискуссии, понимание проблемы, правильные ответы на вопросы, представление отчета о проделанной работе.
Критерии оценки
Оценка | Критерии |
отлично | Полно и правильно выполнено предложенное задание, показан высокий уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования инновационно-инвестиционной сферы, продемонстрирован высокий уровень активности во время дискуссии. Представлен отчет о проделанной работе. |
хорошо | Хорошо выполнено предложенное задание, показан хороший уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования инновационно-инвестиционной сферы, продемонстрирован хороший уровень активности во время дискуссии. Представлен отчет о проделанной работе. |
удовлетворительно | Выполнено предложенное задание, показан удовлетворительный уровень понимания проблем в области планирования инновационно-инвестиционной сферы, продемонстрирован удовлетворительный уровень активности во время дискуссии. Представлен отчет о проделанной работе. |
неудовлетворительно | Задания не выполнено, продемонстрирован неудовлетворительный уровень активности во время дискуссии и при обсуждении проблем в области планирования инновационно-инвестиционной сферы. Не представлен отчет о проделанной работе. |
Творческое задание. Тема Макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование в отраслях и сферах деятельности
Цель творческих заданий: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области стратегического планирования на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний об особенностях развития отраслей и сфер деятельности.
Задания:
1.Прогнозирование демографических показателей. Проанализируйте динамику численности населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда демографические показатели на 5 лет.
2.Прогнозирование в сфере труда и занятости. Проанализируйте динамику занятости и безработицы населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда исследуемые показатели на 5 лет.
3.Прогнозирование уровня жизни. Проанализируйте динамику доходов населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда исследуемые показатели на 5 лет.
Порядок выполнения:
На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы разработать прогнозы развития исследуемых показателей. Построить графики.
Форма отчетности:
Выполнение творческого задания по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
После обсуждения полученных результатов, обучающиеся должны ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Можно ли составить планы демографического развития?
2. Какие методы государственного регулирования используются в области демографического развития?
3. Какая тенденция наблюдается в современном мире: сокращение общей численности населения планеты, уменьшение среднегодовых темпов прироста численности населения или снижение среднегодовых темпов убыли численности населения на Земле?
4. Как изменится численность населения Земли к седине XXI века и к началу XXII века по прогнозному варианту ООН?
5. В каких странах к середине XXI века и к началу XXII века численность населения станет сокращаться, а в каких – увеличиваться?
6. Как распределится по континентам численность населения Земли к 2100 г.?
7. Как изменится доля граждан в возрасте 60 лет и старше к 2100 г. по сравнению с 2018 г.? 8. Какие изменения среднего возраста жителей Земли будут наблюдаться к 2050 г. и к 2100 г.? Каков будет средний возраст населения экономически развитых стран в 2100 г.?
9. В каких основных документах, разработанных в бывшем СССР, уделялось значительное внимание вопросам обеспечения экономики природными ресурсами и охраны окружающей среды?
10. Какие статистические показатели характеризуют использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в России за 2000–2018 гг.?
11. Какие основные группы показателей используются в прогнозно-плановой работе в области охраны окружающей среды и рационального природопользования?
12. Какие факторы должны учитывать разработчики краткосрочного прогноза производства экспортных товаров?
13. Почему в прогнозно-плановой работе производства экспортных товаров следует изучать изменения в технологиях их производства, а также учитывать технологические особенности производства для них сырья и полуфабрикатов?
14. На чем основан прогноз движения общемировых товарных запасов?
15. Какие факторы и показатели учитываются в процессе прогнозирования товарных цен на мировом рынке?
16. На каких факторах и показателях основан прогноз валютных курсов?
17. Как оценивается экономическая эффективность прогнозов в области внешнеэкономической деятельности?
Ожидаемый результат: выполненные задания.
Критерии оценки
Оценка | Критерии |
отлично | Полно и правильно выполнены все предложенные задания, показан высокий уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования, продемонстрирован высокий уровень активности во время работы и обсуждения. Представлен отчет о проделанной работе. |
хорошо | Хорошо выполнены все предложенные задания, показан достаточный уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования, продемонстрирован хороший уровень активности во время работы и обсуждения. Представлен отчет о проделанной работе. |
удовлетворительно | Выполнены не все предложенные задания, показан удовлетворительный уровень понимания макроэкономических проблем в области планирования, продемонстрирован удовлетворительный уровень активности во время работы и обсуждения. Представлен отчет о проделанной работе. |
неудовлетворительно | Задания не выполнены, продемонстрирован неудовлетворительный уровень активности во время работы и обсуждения проблем в области макроэкономического планирования. Не представлен отчет о проделанной работе. |
Составитель:
Трапезникова Е.В.. доцент базовой кафедры ЭиМ, к.э.н.
Экспертное заключение
На ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
Б1.В.ОД.11 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Критерий оценки
Соответствие
Эксперт:
Каверзина Л.А. д.э.н., профессор базовой кафедры ЭиМ __________________
«21» февраля 2018 г.
Экспертное заключение
На ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
Б1.В.ОД.11 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Критерий оценки
Соответствие
Эксперт:
Никишина О.Б. к.э.н, доцент базовой кафедры ЭиМ __________________
«21» февраля 2018 г.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.