Показатели | Оценка | Критерии |
Знать: (ПК-6): - основные понятия, категории и инструменты макроэкономического анализа; данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях; Уметь: (ПК-6): - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на микро- и макроуровне; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей развитие экономических процессов и явлений, на макроуровне; Владеть: (ПК-6): - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях; методологией экономического исследования; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы; навыками самостоятельной работы при выполнении практических заданий.. | отлично | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко усвоил материал, исчерпывающе полно, четко и логически последовательно его излагает, демонстрирует способности анализировать и оценивать внутреннюю и внешнюю среду, знает все функции и принципы маркетинга, способен анализировать и проводить сравнительный анализ различных маркетинговых концепций и стратегий, а также выполнил все практические задания и освоил необходимые компетенции. |
хорошо | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская неточностей в ответе, способен оценивать внутреннюю и внешнюю среду знает все функции и принципы маркетинга, способен анализировать и проводить сравнительный анализ различных маркетинговых концепций и стратегий, но затрудняется в оценке эффективности различных маркетинговых концепций, а также выполнил все практические задания и освоил необходимые компетенции.. | |
удовлетворительно | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только по основному материалу, но не усвоил его деталей, допускает неточности в ответе, но сохраняет способность обобщать информацию по оценке внутренней и внешней среды, знает все изучаемые маркетинговые концепции и стратегии, а также выполнил все практические задания и освоил необходимые компетенции. | |
неудовлетворительно | Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки в его изложении. Оценка «неудовлетворительно» ставится тем обучающимся, которые не освоили необходимых компетенций и не выполнили все практические задания. |
Практическое занятие №1
Тема: «Основные категории и понятия». Основные вопросы темы: основные диспро- порции, сложившиеся в мировой экономике, содержание Федерального закона от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Предмет и задачи учебной дисциплины. Классификация прогнозов и планов.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний о спецификепланирования на макроуровне.
Задание:
1. Определите основные планируемые макроэкономические показатели в экономике, изучив Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Проанализируйте направления, обеспечивающие улучшение уровня жизни населения в России. Постройте «дерево целей» по реализации одного из отмеченных направлений. Количество уровней «дерева» должно быть не менее трех. Назначьте каждой из подцелей коэффициент весомости.
Порядок выполнения:
1. На основании изучения лекционного материала и Федерального закона от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературыопределить основные планируемые макроэкономические показатели в экономике.
2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературывыполнить упражнение, построить «дерево целей».
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Приставка «макро» означает, что прогнозирование и планирование отнесено:
- к высшему уровню государственной структуры управления
- к региональному уровню
- к уровню предприятия
- ни к одному из вышеперечисленных
2. Государственное регулирование экономики – это:
- целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении;
- воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов в целях обеспечения нормальных условий их функционирования;
- система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера;
- все утверждения верны
3. Система научно-обоснованных представлений о возможных состояниях и траекториях динамики объектов в будущем, об альтернативных путях его развития, представляет собой:
- прогноз
- план
- гипотезу
- прогнозно-плановую работу
4. Центральное место в процессах макроэкономического прогнозирования и планирования занимает:
- мировое сообщество
- национальная экономика
- народнохозяйственный комплекс
- социально-экономическая система РФ и возможные траектории ее изменения в контексте - общемировых тенденций
5. Из перечисленного к форме предвидения относится:
- гипотеза
- прогноз
- план
- сценарий
6. По уровню управления «Прогноз ООН населения Земли до 2050 года» относится к:
- региональному
- национальному
- международному
- глобальному
7. Прогноз социально-экономического развития региона на 2014-2016 гг. является:
- оперативным
- краткосрочным
- среднесрочным
- долгосрочным.
Практическое занятие №2
Тема: «Методология прогнозирования». Основные вопросы темы: Принципы прогнозирования. Теория о циклах Н.Д. Кондратьева и современные перспективы ее использования в прогнозно-плановой работе. Интегральное макроэкономическое прогнозирование и его мето-дология. Эвристические, фактологические, нормативные и комплексные методы прогнозирования. Методы прогнозирования. Методология Форсайта. Прогнозирование циклов и кризисов. Прогнозные балансы. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Требования к показателям прогноза.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области методологии планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной деятельности, изучение основных методов и подходов в макроэкономическом планировании.
Задание:
1.Из перечисленных ниже характерных черт рыночного хозяйства сформируйте типологию рынка в разрезе следующих его аспектов: а) по объектам; б) в пространственном разрезе; в) по механизму функционирования; г) по уровню насыщенности (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):
1 - местный рынок;
2 - равновесный рынок;
3 - рынок основного капитала;
4 - рынок потребительских товаров;
5 - свободный рынок;
6 - рынок услуг;
7 - дефицитный рынок;
8 - региональный рынок внутри страны;
9 - монополизированный рынок;
10 - государственно-регулируемый рынок;
11 - рынок строительный;
12 - технологический рынок;
13 - избыточный рынок;
14 - кредитный рынок;
15 - национальный рынок;
16 - планово-регулируемый рынок;
17 - рынок ценных бумаг;
18 - рынок региональный по группе интегрированных стран;
19 - рынок рабочей силы;
20 - информационный рынок.
2.Из перечисленных ниже понятий выделите те, которые являются функциями рынка (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):
1 - стимулирование рационального хозяйствования;
2 - прогнозирование развития национальной экономики;
3 - стратегическое макропланирование;
4 - распространение информации;
5 - согласование производства и потребления;
6 - экономическое стимулирование производства;
7 - обеспечение экономичности производства;
8 - обеспечение экономичности потребления;
9 - горизонтальное разделение труда;
10 - вертикальное разделение труда;
11 - обеспечение экономического роста;
12 - установление динамичной пропорциональности междурынками и национальными экономиками.
3. Проанализируйте показатели ВВП России за последние 10 лет. Сделайте прогнозы развития известными вамметодами. Период упреждения 5 лет.
Порядок выполнения:
На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить задания, аргументируя свои ответы.
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность прогнозирования?
30. Дайте характеристику методу экспертных оценок.
Практическое занятие №3
Тема: «Стратегическое планирование и его принципы». Основные вопросы темы: Понятие и принципы стратегического планирования. Риски и неопределенность в условиях рыночной экономики. Принципы планирования.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной деятельности при определении специфики стратегического планирования на макроуровне.
Задание:
1. Проанализируйте показатели в динамике запоследние 10 лет и спрогнозируйте их на 5 лет. Объем и динамика валового внутреннего продукта. Индекс изменения цен в связи с инфляцией. Объем долгосрочных инвестиций. Средняя зарплата. Показатели экспорта и импорта. Курс рубля.
2.Какие показатели, используются в стратегическом макропланировании. Проблемы их совершенствования.
Форма проведения занятия: Кейс-метод
Порядок выполнения:
1. На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы определить основные проблемы и возможности стратегического планирования на макроуровне.
2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить задания на примерах реальных государственных программ в России.
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. По времени упреждения событий прогноз, разработанный на период свыше 20 лет является:
- долгосрочным
- продолжительным
- сверхдолгосрочным
- стратегическим
2. Гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некоей заданной ситуации могут развертываться шаг за шагом будущие состояния и динамика объекта, интересующего разработчика, - это:
- сценарий
- логика прогноза
- прогнозирование
- индикативный план
3. На основе прогнозов на долгосрочную перспективу (10 и более лет) разрабатываются:
- концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу;
- прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;
- среднесрочная программа социально-экономического развития РФ
- все вышеперечисленное
4. Прогноз, имеющий четко просчитанные варианты решений с набором предлагаемых показателей является:
- качественным
- количественным
- количественно конкретным
- преимущественно качественным
5. Основным звеном государственного регулирования и определения задач стратегических направлений развития народного хозяйства является:
- программирование
- индикативное планирование
- макроэкономическое планирование
- макроэкономическое прогнозирование
6. Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенно влияющих на развитие объекта, является прогнозным:
- полем
- фоном
- условием
- характеристикой
Практическое занятие №4
Тема: «Индикативное планирование». Основные вопросы темы: Индикативное планирование и его отличие от директивного планирования. Типы индикативного планирования, существующие в разных странах. Направления совершенствования индикативного планирования в РФ. Положительный опыт индикативного планирования в современной России.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области макроэкономического планирования на основе активизации познавательной позиции, углубления и закрепления знаний по вопросам индикативного планирования.
Задание:
Объем предложения и динамика спроса пиломатериалов в регионе характеризуется данными, представленными в табл. 1.
Таблица 1 Объемы предложения и спроса пиломатериалов за 2018-2022
Год | Объемы предложения | Объемы спроса |
2016 | 1757 | 1699 |
2017 | 1812 | 2111 |
2018 | 1825 | 2221 |
2019 | 1932 | 1909 |
2020 | 1939 | 1835 |
Для анализа прогноза динамики предложения пиломатериалов и спроса на них за 2016-2020 гг. исчислить: 1. Абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста спроса и предложения по годам и к 2016 г. 2. Среднегодовой объем предложения пиломатериалов и спроса на них. 3. Среднегодовой абсолютный прирост предложения пиломатериалов и спроса на них. 4. Среднегодовые темпы роста и прироста спроса и предложения за 2016−2020гг. Сопоставить полученные данные, представить их в таблице, отражая объемы предложения пиломатериалов и спроса на них за 2016−2020 гг. 5. Рассчитать дефицит (избыток) пиломатериалов в регионе по годам и предложить мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности спроса и предложения.
Порядок выполнения:
На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы для расчета показателей динамики необходимо использовать следующие формулы расчета абсолютного приросты, среднего абсолютного прироста, с использованием знаний индикативного прогнозирования.
Форма отчетности:
Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных подходов к индикативному прогнозированию.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте сущность и цели индикативного планирования.
2. Охарактеризуйте сущность и отличие различных подходов к организации индикативного планирования на примере различных стран.
3. Что собой представляет механизм индикативного планирования и его основные элементы?
4. В чем сущность эволюции форм индикативного планирования?
5. Существует ли индикативное планирование в России?
Практическое занятие №5
Тема: «Государственные программы и проекты. Бюджетирование». Основные вопросы темы: власть и лидерства в деятельности менеджера, стили руководства и управления.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области управления на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний об особенностях развития менеджмента как научной дисциплины.
Задание:
1. Перечислите приоритетные национальные проекты в РФ, государственные и целевые комплексные программы и инструменты их выполнения.
2. Назовите методологические подходы в системе стратегического макропланирования социально-экономических процессов, которые используют при разработке государственных программ развития.
3. Проанализируйте консолидированный бюджет РФ на текущий год, его доходы, расходы, дефицит бюджета. Как формируется доходная часть бюджета? Какие программы и статьи расходов финансируются из бюджета страны?
Порядок выполнения:
1. На основании изучения лекционного материала и Федерального закона от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы определить основные планируемые макроэкономические показатели в экономике.
2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить упражнения, проанализировать бюджет страны и государственные программы, финансируемые из средств бюджета.
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных подходов к разработке государственных программ и бюджетированию.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскрыть содержание и роль программно-целевых инструментов в бюджетном процессе.
2. Рассмотреть методологические основы формирования государственных программ.
3. Проанализировать проблемы реализации программного метода в бюджетном процессе.
4. Перечислите методы, применяемые в бюджетном процессе.
Практическое занятие №6
Тема: «Прогнозно-плановая работа в инновационной сфере». Основные вопросы темы: Состав инновационно-технологического комплекса. Особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования развития инноваций и технологий. Закономерности НТП и их последствия для социально-экономического развития. Перспективы инновационно-инвестиционного сектора экономики России.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области прогнозирования в инновационной сфере на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний о специфике и методах разработки инновационных программ.
Задание:
1.Разработать прогноз инновационного развития по показателям приведенным в таблице.
Объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов (млрд. рублей)
Наименование отраслевой группы | 2009-2011 гг | 2012-2017гг | Увеличение среднегодовых объемов, % |
1.Ядерные и радиационные технологии | 5,4 | 28,3 | 314 |
2.Производство летательных и космических аппаратов, судостроение | 25,6 | 63,9 | 150 |
3.Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность | 27,2 | 99,8 | 220 |
4.Новые материалы | 49,5 | 101,2 | 123 |
5.Химия и нефтехимия | 501,8 | 1219,6 | 146 |
6.Информационные технологии и электроника | 35,0 | 61,6 | 106 |
Итого | 644,5 | 1574,2 | 147 |
2.Проанализируйте возможные методы прогнозирования инновационной деятельности. Какие факторы необходимо учитывать при составлении прогнозов на макроуровне. Полученные результаты обсудить.
Порядок выполнения:
На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы подготовиться к дискуссии на тему «Прогнозирование в инновационной сфере», выполнить предложенные задания и обсудить их в группе.
Форма проведения занятия: «Дискуссия»
Форма отчетности:
Устное обсуждение вопросов (дискуссия) по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
3. составить вопросы для дискуссии.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к дискуссии,предполагает глубокое изучение материала по теме практического занятия, составление вопросов для дискуссии и поиск статистических данных по прогнозированию инноваций в экономике.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды деятельности охватывает прогнозно-плановая работа в области инновационно-технологического развития?
2. Каковы особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования инновационно-технологического развития?
3. Каковы закономерности научно-технического прогресса и их последствия?
4. Как можно охарактеризовать общую тенденцию развития современной цивилизации?
5. Какие основные факторы влияют на развитие науки и техники?
6. Какие виды циклов существуют в процессе развития науки, техники, инноваций?
7. Из каких фаз состоит каждый научно-технологический цикл?
8. Какие виды следующих друг за другом циклов включают научно-технические циклы?
9. На что следует опираться в прогнозно-плановой работе при отборе научно-конструкторских разработок, инноваций и инвестиций?
10. Что означают такие понятия, как «наследственность», «изменчивость» и «отбор» в процессе развития технологических укладов?
11. Каково различие между абсолютным и относительным удешевлением новой продукции?
12. Следует ли учитывать инфляцию при прогнозировании абсолютного и относительного удешевления новой продукции?
13. Как можно охарактеризовать шестой технологический уклад?
14. Каковы временные горизонты преобладания 4, 5 и 6 технологических укладов?
15. Каковы ведущие направления техники и ведущие отрасли в 4, 5 и 6 технологических укладах?
16. Какие страны лидировали в мировой экономике во время четвертого технологического уклада?
17. Какие страны занимают лидирующее положение в течение пятого технологического уклада?
18. Согласно прогнозам, какие страны займут лидирующее положение в мировой экономике в течение шестого технологического уклада?
19. Как можно охарактеризовать прогнозные представления о содержании шестого технологического уклада?
20. Каковы основные особенности прогнозирования в области развития науки, изобретательской деятельности и использования их достижений?
21. Какие статистические показатели характеризуют развитие науки, изобретательской деятельности и использования их достижений в России с начала 90-х годов ХХ столетия?
22. Во сколько раз затраты на науку в России отстают от затрат в США, Японии, Китая и Германии?
23. Почему эффективность научного труда в России ниже, чем во многих других передовых странах?
24. Какие статистические показатели характеризуют низкую эффективность научного труда в России?
25. Как должна осуществляться смена приоритетов государственного финансирования в зависимости от стадии решения проблемы: в направлении от фундаментальных исследований до инновационно-инвестиционного освоения результатов в производстве? 26. Какие показатели могут использоваться в прогнозно-плановой работе развития научной деятельности? 27. Какие виды инноваций существуют? 28. Какими видами инноваций занимается макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование?
29. Как можно охарактеризовать базисные инновации?
30. Кто занимается прогнозированием и стратегическим планированием улучшающих инноваций?
31. Когда инновации получают ускоренное развитие и почему?
32. Что означает понятие «технологическая квазирента»?
33. Как можно охарактеризовать современные тенденции инновационно-технологического развития?
34. Какие отрасли экономики включает инновационно-инвестиционный сектор?
35. Каковы статистические показатели, характеризующие изменения в инновационно-инвестиционном секторе экономики России с 1991 г.?
36. Почему необходимо опережающее развитие машиностроительного комплекса в современной России?
37. Какие имеющиеся прогнозы в области инноваций и инвестиций Вам известны?
Практическое занятие №7
Тема: «Макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование в отраслях и сферах деятельности». Основные вопросы темы: Стратегическое планирование, программирование и управление оборонно-промышленным комплексом. Прогнозирование и стратегическое планирование развития энергетики и обеспечения экологической безопасности. Прогнозирование и планирование агропродовольственного комплекса. Прогнозирование и стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности страны.
Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области стратегического планирования на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний об особенностях развития отраслей и сфер деятельности.
Задание:
1.Прогнозирование демографических показателей. Проанализируйте динамику численности населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда демографические показатели на 5 лет.
2.Прогнозирование в сфере труда и занятости. Проанализируйте динамику занятости и безработицы населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда исследуемые показатели на 5 лет.
3.Прогнозирование уровня жизни. Проанализируйте динамику доходов населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда исследуемые показатели на 5 лет.
Порядок выполнения:
На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературыразработать прогнозы развития исследуемых показателей. Построить графики.
Форма проведения занятия: Творческое задание
Форма отчетности:
Выполнение творческого задания по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.
Задания для самостоятельной работы:
1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.
2. ответить на контрольные вопросы для самопроверки.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к творческому заданию, предполагает глубокое изучение материала по теме практического занятия.
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Можно ли составить планы демографического развития?
2. Какие методы государственного регулирования используются в области демографического развития?
3. Какая тенденция наблюдается в современном мире: сокращение общей численности населения планеты, уменьшение среднегодовых темпов прироста численности населения или снижение среднегодовых темпов убыли численности населения на Земле?
4. Как изменится численность населения Земли к седине XXI века и к началу XXII века по прогнозному варианту ООН?
5. В каких странах к середине XXI века и к началу XXII века численность населения станет сокращаться, а в каких – увеличиваться?
6. Как распределится по континентам численность населения Земли к 2100 г.?
7. Как изменится доля граждан в возрасте 60 лет и старше к 2100 г. по сравнению с 2018 г.? 8. Какие изменения среднего возраста жителей Земли будут наблюдаться к 2050 г. и к 2100 г.? Каков будет средний возраст населения экономически развитых стран в 2100 г.?
9. В каких основных документах, разработанных в бывшем СССР, уделялось значительное внимание вопросам обеспечения экономики природными ресурсами и охраны окружающей среды?
10. Какие статистические показатели характеризуют использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в России за 2000–2018 гг.?
11. Какие основные группы показателей используются в прогнозно-плановой работе в области охраны окружающей среды и рационального природопользования?
12. Какие факторы должны учитывать разработчики краткосрочного прогноза производства экспортных товаров?
13. Почему в прогнозно-плановой работе производства экспортных товаров следует изучать изменения в технологиях их производства, а также учитывать технологические особенности производства для них сырья и полуфабрикатов?
14. На чем основан прогноз движения общемировых товарных запасов?
15. Какие факторы и показатели учитываются в процессе прогнозирования товарных цен на мировом рынке?
16. На каких факторах и показателях основан прогноз валютных курсов?
17. Как оценивается экономическая эффективность прогнозов в области внешнеэкономической деятельности?
Практическое занятие №8
Тема: «Прогнозирование, планирование и программирование развития отдельных территорий страны». Основные вопросы темы: Значение, цель и задачи региональной политики. Сравнительная характеристика экономического развития отдельных территорий РФ. Принципы, методы и показатели территориального прогнозирования и планирования.
Цель работы: формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области прогнозирования развития территорий, углубления и закрепления знаний об особенностях развития отдельных территорий в России.
Задание:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 606.