Для текущей аттестации обучающихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Показатели Оценка Критерии

Знать:

(ПК-6):

- основные понятия, категории и инструменты макроэкономического анализа; данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях;

Уметь:

(ПК-6):

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы на микро- и макроуровне; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей развитие экономических процессов и явлений, на макроуровне;

Владеть:

(ПК-6):

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях; методологией экономического исследования; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы; навыками самостоятельной работы при выполнении практических заданий..

отлично Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко усвоил материал, исчерпывающе полно, четко и логически последовательно его излагает, демонстрирует способности анализировать и оценивать внутреннюю и внешнюю среду, знает все функции и принципы маркетинга, способен анализировать и проводить сравнительный анализ различных маркетинговых концепций и стратегий, а также выполнил все практические задания и освоил необходимые компетенции.
хорошо Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская неточностей в ответе, способен оценивать внутреннюю и внешнюю среду знает все функции и принципы маркетинга, способен анализировать и проводить сравнительный анализ различных маркетинговых концепций и стратегий, но затрудняется в оценке эффективности различных маркетинговых концепций, а также выполнил все практические задания и освоил необходимые компетенции..
удовлетворительно Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только по основному материалу, но не усвоил его деталей, допускает неточности в ответе, но сохраняет способность обобщать информацию по оценке внутренней и внешней среды, знает все изучаемые маркетинговые концепции и стратегии, а также выполнил все практические задания и освоил необходимые компетенции.
неудовлетворительно Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки в его изложении. Оценка «неудовлетворительно» ставится тем обучающимся, которые не освоили необходимых компетенций и не выполнили все практические задания.

Практическое занятие №1

Тема: «Основные категории и понятия». Основные вопросы темы: основные диспро- порции, сложившиеся в мировой экономике, содержание Федерального закона от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Предмет и задачи учебной дисциплины. Классификация прогнозов и планов.

 

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний о спецификепланирования на макроуровне.

 

Задание:

1. Определите основные планируемые макроэкономические показатели в экономике, изучив Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

2. Проанализируйте направления, обеспечивающие улучшение уровня жизни населения в России. Постройте «дерево целей» по реализации одного из отмеченных направлений. Количество уровней «дерева» должно быть не менее трех. Назначьте каждой из подцелей коэффициент весомости.

Порядок выполнения:

1. На основании изучения лекционного материала и Федерального закона от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературыопределить основные планируемые макроэкономические показатели в экономике.

2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературывыполнить упражнение, построить «дерево целей».

 

Форма отчетности:

Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования.

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Приставка «макро» означает, что прогнозирование и планирование отнесено:

- к высшему уровню государственной структуры управления

- к региональному уровню

- к уровню предприятия

- ни к одному из вышеперечисленных

 

2. Государственное регулирование экономики – это:

- целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении;

- воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов в целях обеспечения нормальных условий их функционирования;

- система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера;

- все утверждения верны

 

3. Система научно-обоснованных представлений о возможных состояниях и траекториях динамики объектов в будущем, об альтернативных путях его развития, представляет собой:

- прогноз

- план

- гипотезу

- прогнозно-плановую работу

 

4. Центральное место в процессах макроэкономического прогнозирования и планирования занимает:

- мировое сообщество

- национальная экономика

- народнохозяйственный комплекс

- социально-экономическая система РФ и возможные траектории ее изменения в контексте - общемировых тенденций

 

5. Из перечисленного к форме предвидения относится:

- гипотеза

- прогноз

- план

- сценарий

 

6. По уровню управления «Прогноз ООН населения Земли до 2050 года» относится к:

- региональному

- национальному

- международному

- глобальному

 

7. Прогноз социально-экономического развития региона на 2014-2016 гг. является:

- оперативным

- краткосрочным

- среднесрочным

- долгосрочным.

 

Практическое занятие №2

Тема: «Методология прогнозирования». Основные вопросы темы: Принципы прогнозирования. Теория о циклах Н.Д. Кондратьева и современные перспективы ее использования в прогнозно-плановой работе. Интегральное макроэкономическое прогнозирование и его мето-дология. Эвристические, фактологические, нормативные и комплексные методы прогнозирования. Методы прогнозирования. Методология Форсайта. Прогнозирование циклов и кризисов. Прогнозные балансы. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Требования к показателям прогноза.

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области методологии планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной деятельности, изучение основных методов и подходов в макроэкономическом планировании.

Задание:

1.Из перечисленных ниже характерных черт рыночного хозяйства сформируйте типологию рынка в разрезе следующих его аспектов: а) по объектам; б) в пространственном разрезе; в) по механизму функционирования; г) по уровню насыщенности (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

1 - местный рынок;

2 - равновесный рынок;

3 - рынок основного капитала;

4 - рынок потребительских товаров;

5 - свободный рынок;

6 - рынок услуг;

7 - дефицитный рынок;

8 - региональный рынок внутри страны;

9 - монополизированный рынок;

10 - государственно-регулируемый рынок;

11 - рынок строительный;

12 - технологический рынок;

13 - избыточный рынок;

14 - кредитный рынок;

15 - национальный рынок;

16 - планово-регулируемый рынок;

17 - рынок ценных бумаг;

18 - рынок региональный по группе интегрированных стран;

19 - рынок рабочей силы;

20 - информационный рынок.

 

2.Из перечисленных ниже понятий выделите те, которые являются функциями рынка (дайте сумму кодов и укажите порядок суммирования):

1 - стимулирование рационального хозяйствования;

2 - прогнозирование развития национальной экономики;

3 - стратегическое макропланирование;

4 - распространение информации;

5 - согласование производства и потребления;

6 - экономическое стимулирование производства;

7 - обеспечение экономичности производства;

8 - обеспечение экономичности потребления;

9 - горизонтальное разделение труда;

10 - вертикальное разделение труда;

11 - обеспечение экономического роста;

12 - установление динамичной пропорциональности междурынками и национальными экономиками.

 

3. Проанализируйте показатели ВВП России за последние 10 лет. Сделайте прогнозы развития известными вамметодами. Период упреждения 5 лет.

Порядок выполнения:

На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить задания, аргументируя свои ответы.

 

Форма отчетности:

Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность прогнозирования?

  1. Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.
  2. Чем отличается план от прогноза?
  3. Каковы основные формы планирования и их сущность?
  4. Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.
  5. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.
  6. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.
  7. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.
  8. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.
  9. Охарактеризуйте тактическое планирование.
  10. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?
  11. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?
  12. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.
  13. Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.
  14. Отразится ли на объеме ВНП сокращение государственных расходов и инвестиций? Если да, то каким образом?
  15. Объясните, как влияет каждый из перечисленных факторов на темпы роста ВВП: а) снижение издержек производства; б) рост спроса на товары народного потребления; в) рост инвестиций; г) снижение уровня налогообложения; д) рост заработной платы и других доходов населения.
  16. Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.
  17. Прокомментируйте возможные ситуации, когда нарушается уравнение обмена MV=PQ: а) слева; б) справа.
  18. Назовите важнейшие положения марксистской теории.
  19. Простое или расширенное воспроизводство будет обеспечиваться при увеличении прибавочного продукта?
  20. Дайте определение понятия методологии планирования и прогнозирования.
  21. Назовите важнейшие элементы методологии.
  22. Назовите основные методологические принципы.
  23. Какие элементы включает в себя логика ПП?
  24. На каких основных подходах базируется прогнозирование?
  25. Что включает в себя система показателей, используемых в прогнозировании?
  26. Какие существуют методики расчета в прогнозировании?
  27. Дайте характеристику нормативному методу прогнозирования.
  28. Дайте характеристику программно-целевому методу.

30. Дайте характеристику методу экспертных оценок.

  1. Дайте характеристику сетевым методам прогнозирования.
  2. Дайте характеристику экономико-математическим методам, используемым в прогнозировании рынков недвижимости.
  3. Дайте характеристику методам экстраполяции, используемым в прогнозировании рынков недвижимости.
  4. Дайте характеристику имитационному моделированию, используемому в прогнозировании рынков недвижимости.

Практическое занятие №3

Тема: «Стратегическое планирование и его принципы». Основные вопросы темы: Понятие и принципы стратегического планирования. Риски и неопределенность в условиях рыночной экономики. Принципы планирования.

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области планирования и прогнозирования на основе активизации познавательной деятельности при определении специфики стратегического планирования на макроуровне.

Задание:

1. Проанализируйте показатели в динамике запоследние 10 лет и спрогнозируйте их на 5 лет. Объем и динамика валового внутреннего продукта. Индекс изменения цен в связи с инфляцией. Объем долгосрочных инвестиций. Средняя зарплата. Показатели экспорта и импорта. Курс рубля.

2.Какие показатели, используются в стратегическом макропланировании. Проблемы их совершенствования.

Форма проведения занятия: Кейс-метод

Порядок выполнения:

1. На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы определить основные проблемы и возможности стратегического планирования на макроуровне.

2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить задания на примерах реальных государственных программ в России.

Форма отчетности:

Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных категорий макроэкономического планирования и прогнозирования.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. По времени упреждения событий прогноз, разработанный на период свыше 20 лет является:

- долгосрочным

- продолжительным

- сверхдолгосрочным

- стратегическим

 

2. Гипотетическая последовательность событий, которая показывает, как из существующей или некоей заданной ситуации могут развертываться шаг за шагом будущие состояния и динамика объекта, интересующего разработчика, - это:

- сценарий

- логика прогноза

- прогнозирование

- индикативный план

 

3. На основе прогнозов на долгосрочную перспективу (10 и более лет) разрабатываются:

- концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу;

- прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

- среднесрочная программа социально-экономического развития РФ

- все вышеперечисленное

 

4. Прогноз, имеющий четко просчитанные варианты решений с набором предлагаемых показателей является:

- качественным

- количественным

- количественно конкретным

- преимущественно качественным

 

5. Основным звеном государственного регулирования и определения задач стратегических направлений развития народного хозяйства является:

- программирование

- индикативное планирование

- макроэкономическое планирование

- макроэкономическое прогнозирование

 

6. Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенно влияющих на развитие объекта, является прогнозным:

- полем

- фоном

- условием

- характеристикой

 

Практическое занятие №4

Тема: «Индикативное планирование». Основные вопросы темы: Индикативное планирование и его отличие от директивного планирования. Типы индикативного планирования, существующие в разных странах. Направления совершенствования индикативного планирования в РФ. Положительный опыт индикативного планирования в современной России.

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области макроэкономического планирования на основе активизации познавательной позиции, углубления и закрепления знаний по вопросам индикативного планирования.

Задание:

Объем предложения и динамика спроса пиломатериалов в регионе характеризуется данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1 Объемы предложения и спроса пиломатериалов за 2018-2022

Год Объемы предложения Объемы спроса
2016 1757 1699
2017 1812 2111
2018 1825 2221
2019 1932 1909
2020 1939 1835

 

Для анализа прогноза динамики предложения пиломатериалов и спроса на них за 2016-2020 гг. исчислить: 1. Абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста спроса и предложения по годам и к 2016 г. 2. Среднегодовой объем предложения пиломатериалов и спроса на них. 3. Среднегодовой абсолютный прирост предложения пиломатериалов и спроса на них. 4. Среднегодовые темпы роста и прироста спроса и предложения за 2016−2020гг. Сопоставить полученные данные, представить их в таблице, отражая объемы предложения пиломатериалов и спроса на них за 2016−2020 гг. 5. Рассчитать дефицит (избыток) пиломатериалов в регионе по годам и предложить мероприятия, направленные на обеспечение сбалансированности спроса и предложения.

Порядок выполнения:

На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной  литературы для расчета показателей динамики необходимо использовать следующие формулы расчета абсолютного приросты, среднего абсолютного прироста, с использованием знаний индикативного прогнозирования.

Форма отчетности:

Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных подходов к индикативному прогнозированию.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте сущность и цели индикативного планирования.

2. Охарактеризуйте сущность и отличие различных подходов к организации индикативного планирования на примере различных стран.

3. Что собой представляет механизм индикативного планирования и его основные элементы?

4. В чем сущность эволюции форм индикативного планирования?

5. Существует ли индикативное планирование в России?

 

Практическое занятие №5

Тема: «Государственные программы и проекты. Бюджетирование». Основные вопросы темы: власть и лидерства в деятельности менеджера, стили руководства и управления.

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области управления на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний об особенностях развития менеджмента как научной дисциплины.

Задание:

1. Перечислите приоритетные национальные проекты в РФ, государственные и целевые комплексные программы и инструменты их выполнения.

2. Назовите методологические подходы в системе стратегического макропланирования социально-экономических процессов, которые используют при разработке государственных программ развития.

3. Проанализируйте консолидированный бюджет РФ на текущий год, его доходы, расходы, дефицит бюджета. Как формируется доходная часть бюджета? Какие программы и статьи расходов финансируются из бюджета страны?

 

Порядок выполнения:

1. На основании изучения лекционного материала и Федерального закона от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы определить основные планируемые макроэкономические показатели в экономике.

2. С использованием лекционного материала и рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы выполнить упражнения, проанализировать бюджет страны и государственные программы, финансируемые из средств бюджета.

Форма отчетности:

Устное обсуждение вопросов по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к участию и обсуждению заданий практического занятия, а также изучение основных подходов к разработке государственных программ и бюджетированию.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскрыть содержание и роль программно-целевых инструментов в бюджетном процессе.

2. Рассмотреть методологические основы формирования государственных программ.

3. Проанализировать проблемы реализации программного метода в бюджетном процессе.

4. Перечислите методы, применяемые в бюджетном процессе.

 

Практическое занятие №6

Тема: «Прогнозно-плановая работа в инновационной сфере». Основные вопросы темы: Состав инновационно-технологического комплекса. Особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования развития инноваций и технологий. Закономерности НТП и их последствия для социально-экономического развития. Перспективы инновационно-инвестиционного сектора экономики России.

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области прогнозирования в инновационной сфере на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний о специфике и методах разработки инновационных программ.

Задание:

1.Разработать прогноз инновационного развития по показателям приведенным в таблице.

Объем частных инвестиций в развитие производства, разработку и продвижение на рынок новых продуктов (млрд. рублей)

Наименование отраслевой группы 2009-2011 гг 2012-2017гг Увеличение среднегодовых объемов, %
1.Ядерные и радиационные технологии 5,4 28,3 314
2.Производство летательных и космических аппаратов, судостроение 25,6 63,9 150
3.Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность  27,2  99,8 220
4.Новые материалы 49,5 101,2 123
5.Химия и нефтехимия 501,8 1219,6 146
6.Информационные технологии и электроника  35,0 61,6 106
Итого 644,5 1574,2 147

 

2.Проанализируйте возможные методы прогнозирования инновационной деятельности. Какие факторы необходимо учитывать при составлении прогнозов на макроуровне. Полученные результаты обсудить.

Порядок выполнения:

На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературы подготовиться к дискуссии на тему «Прогнозирование в инновационной сфере», выполнить предложенные задания и обсудить их в группе.

Форма проведения занятия: «Дискуссия»

Форма отчетности:

Устное обсуждение вопросов (дискуссия) по изучаемой теме. Выполнение самостоятельной работы по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

3. составить вопросы для дискуссии.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к дискуссии,предполагает глубокое изучение материала по теме практического занятия, составление вопросов для дискуссии и поиск статистических данных по прогнозированию инноваций в экономике.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие виды деятельности охватывает прогнозно-плановая работа в области инновационно-технологического развития?

2. Каковы особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования инновационно-технологического развития?

3. Каковы закономерности научно-технического прогресса и их последствия?

4. Как можно охарактеризовать общую тенденцию развития современной цивилизации?

5. Какие основные факторы влияют на развитие науки и техники?

6. Какие виды циклов существуют в процессе развития науки, техники, инноваций?

7. Из каких фаз состоит каждый научно-технологический цикл?

8. Какие виды следующих друг за другом циклов включают научно-технические циклы?

9. На что следует опираться в прогнозно-плановой работе при отборе научно-конструкторских разработок, инноваций и инвестиций?

10. Что означают такие понятия, как «наследственность», «изменчивость» и «отбор» в процессе развития технологических укладов?

11. Каково различие между абсолютным и относительным удешевлением новой продукции?

12. Следует ли учитывать инфляцию при прогнозировании абсолютного и относительного удешевления новой продукции?

13. Как можно охарактеризовать шестой технологический уклад?

14. Каковы временные горизонты преобладания 4, 5 и 6 технологических укладов?

15. Каковы ведущие направления техники и ведущие отрасли в 4, 5 и 6 технологических укладах?

16. Какие страны лидировали в мировой экономике во время четвертого технологического уклада?

17. Какие страны занимают лидирующее положение в течение пятого технологического уклада?

18. Согласно прогнозам, какие страны займут лидирующее положение в мировой экономике в течение шестого технологического уклада?

19. Как можно охарактеризовать прогнозные представления о содержании шестого технологического уклада?

20. Каковы основные особенности прогнозирования в области развития науки, изобретательской деятельности и использования их достижений?

21. Какие статистические показатели характеризуют развитие науки, изобретательской деятельности и использования их достижений в России с начала 90-х годов ХХ столетия?

22. Во сколько раз затраты на науку в России отстают от затрат в США, Японии, Китая и Германии?

 23. Почему эффективность научного труда в России ниже, чем во многих других передовых странах?

24. Какие статистические показатели характеризуют низкую эффективность научного труда в России?

25. Как должна осуществляться смена приоритетов государственного финансирования в зависимости от стадии решения проблемы: в направлении от фундаментальных исследований до инновационно-инвестиционного освоения результатов в производстве? 26. Какие показатели могут использоваться в прогнозно-плановой работе развития научной деятельности? 27. Какие виды инноваций существуют? 28. Какими видами инноваций занимается макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование?

29. Как можно охарактеризовать базисные инновации?

30. Кто занимается прогнозированием и стратегическим планированием улучшающих инноваций?

31. Когда инновации получают ускоренное развитие и почему?

32. Что означает понятие «технологическая квазирента»?

33. Как можно охарактеризовать современные тенденции инновационно-технологического развития?

34. Какие отрасли экономики включает инновационно-инвестиционный сектор?

35. Каковы статистические показатели, характеризующие изменения в инновационно-инвестиционном секторе экономики России с 1991 г.?

36. Почему необходимо опережающее развитие машиностроительного комплекса в современной России?

37. Какие имеющиеся прогнозы в области инноваций и инвестиций Вам известны?

Практическое занятие №7

Тема: «Макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование в отраслях и сферах деятельности». Основные вопросы темы: Стратегическое планирование, программирование и управление оборонно-промышленным комплексом. Прогнозирование и стратегическое планирование развития энергетики и обеспечения экологической безопасности. Прогнозирование и планирование агропродовольственного комплекса. Прогнозирование и стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности страны.

Цель работы: развитие у обучающихся профессиональных компетенций в области стратегического планирования на основе активизации познавательной позиции обучающихся, углубления и закрепления знаний об особенностях развития отраслей и сфер деятельности.

Задание:

1.Прогнозирование демографических показателей. Проанализируйте динамику численности населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда демографические показатели на 5 лет.

2.Прогнозирование в сфере труда и занятости. Проанализируйте динамику занятости и безработицы населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда исследуемые показатели на 5 лет.

3.Прогнозирование уровня жизни. Проанализируйте динамику доходов населения России за последние 10 лет. Спрогнозируйте методом тренда исследуемые показатели на 5 лет. 

Порядок выполнения:

На основании изучения лекционного материала, а также рекомендуемых источников, основной и дополнительной литературыразработать прогнозы развития исследуемых показателей. Построить графики.

 

Форма проведения занятия: Творческое задание

 

Форма отчетности:

Выполнение творческого задания по теме в электронном виде с распечаткой на листах бумаги формата А4.

Задания для самостоятельной работы:

1. проработать рекомендуемые источники, основную и дополнительную литературу по изучаемому вопросу с целью углубления, систематизации и расширения полученных знаний.

2.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Проработка основной и дополнительной литературы, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в данной теме. Конспектирование прочитанных литературных источников. Проработка материалов по изучаемому вопросу с использованием рекомендуемых ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Подготовка к творческому заданию, предполагает глубокое изучение материала по теме практического занятия.

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Можно ли составить планы демографического развития?

2. Какие методы государственного регулирования используются в области демографического развития?

3. Какая тенденция наблюдается в современном мире: сокращение общей численности населения планеты, уменьшение среднегодовых темпов прироста численности населения или снижение среднегодовых темпов убыли численности населения на Земле?

4. Как изменится численность населения Земли к седине XXI века и к началу XXII века по прогнозному варианту ООН?

5. В каких странах к середине XXI века и к началу XXII века численность населения станет сокращаться, а в каких – увеличиваться?

6. Как распределится по континентам численность населения Земли к 2100 г.?

7. Как изменится доля граждан в возрасте 60 лет и старше к 2100 г. по сравнению с 2018 г.? 8. Какие изменения среднего возраста жителей Земли будут наблюдаться к 2050 г. и к 2100 г.? Каков будет средний возраст населения экономически развитых стран в 2100 г.?

9. В каких основных документах, разработанных в бывшем СССР, уделялось значительное внимание вопросам обеспечения экономики природными ресурсами и охраны окружающей среды?

10. Какие статистические показатели характеризуют использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в России за 2000–2018 гг.?

11. Какие основные группы показателей используются в прогнозно-плановой работе в области охраны окружающей среды и рационального природопользования?

12. Какие факторы должны учитывать разработчики краткосрочного прогноза производства экспортных товаров?

13. Почему в прогнозно-плановой работе производства экспортных товаров следует изучать изменения в технологиях их производства, а также учитывать технологические особенности производства для них сырья и полуфабрикатов?

14. На чем основан прогноз движения общемировых товарных запасов?

15. Какие факторы и показатели учитываются в процессе прогнозирования товарных цен на мировом рынке?

16. На каких факторах и показателях основан прогноз валютных курсов?

17. Как оценивается экономическая эффективность прогнозов в области внешнеэкономической деятельности?

Практическое занятие №8

Тема: «Прогнозирование, планирование и программирование развития отдельных территорий страны». Основные вопросы темы: Значение, цель и задачи региональной политики. Сравнительная характеристика экономического развития отдельных территорий РФ. Принципы, методы и показатели территориального прогнозирования и планирования.

Цель работы: формирование у обучающихся профессиональных компетенций в области прогнозирования развития территорий, углубления и закрепления знаний об особенностях развития отдельных территорий в России.

Задание:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 606.