Основные этапы формирования профессиональной этики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимо рассмотреть еще одно понятие - «деонтология», которое происходит от греческих слов «deontos» - должное, надлежащее и «logos» - знание. Термин деонтология для обозначения учения о проблемах морали и нравственности был предложен английским социологом и юристом Иеремией Бентамом в 19 веке. Первоначально деонтология была направлена на изучение медицинской этики, правил и норм взаимодействия врача и больного. В дальнейшем принципы деонтологии нашли отражение в различных профессиональных Кодексах и легли в основу формирования этики различных профессий.

Профессиональная этика – это область исследования, предметом которой являются профессиональные аспекты морали, направленная на обоснование и разработку этических принципов и норм, передающихся от поколения к поколению и регулирующих стандарты практического поведения людей в рамках той или иной профессии. Профессиональная этика с момента ее зарождения не только определяла отношения в сфере той или иной трудовой деятельности, но и определяла ее общественную значимость.

Профессиональная этика, имеющая целью формирование нравственных ориентиров поведения людей в сфере профессиональной деятельности относительно целей, смысла и функциональной направленности той или иной профессии, органически взаимосвязана с общей этической системой. Именно, исходя из основных принципов общей этики, трансформируя фундаментальные общеэтические категории, профессиональная этика формирует нравственные принципы, нормы и требования в сфере профессиональной деятельности.

В современной научной литературе понятие профессиональной этики используется в двух значениях:

· как наука об особенностях сознания и поведения людей определенной профессии, которые объясняются их профессиональной принадлежностью, о нравственных аспектах труда профессионала;

· как свод норм и правил профессиональной морали, т. е. этический кодекс. [Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 380 с.,c.29]

Также как и в общей этике, предметом профессиональной этики является мораль. Профессиональная этика исследует должные и объективно необходимые моральные ценности взаимоотношений людей в профессиональной сфере.

Профессиональная мораль, отражая все стороны нравственных отношений работников, раскрывает должные и объективно необходимые требования к профессиональному поведению представителей той или иной профессии. Профессиональной морали присущи три основных качества – нормативность, императивность и оценочность. Нормы закрепляют требования к поведению, а нормативность является способом их реализации. Императивность проявляется в обязательном характере соблюдения моральных норм. Оценочность заключается в соответствии целей, мотивов и результатов деятельности нормам морали. [Профессиональная этика. Учебное пособие. Отв. Ред. Росенко М.Н. Санкт-Петербург. 2006. С. 17–19.]

В современной учебной литературе сложились разные точки зрения на вопрос возникновения профессиональной этики. Одни авторы относят его к периоду первобытнообщинного строя и связывают с процессом общественного разделения труда. Другие становление профессиональной этики относят к периоду раннего рабовладельческого общества, именно в этот период стали оформляться первые профессии.

Элементы педагогической морали нашли отражение в трудах таки мыслителей как Демокрит, Аристотель, Платон, которые обращали внимание на важность «научения» воспитателем детей тому, что справедливо, а что нет, что похвально, а что постыдно, что свято, а что нечестиво. В Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов, клялись «Образ жизни больных я буду по мере своих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока… Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности… о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению». Моральные нормы, заложенные в этой клятве, дошли и до наших дней, перекликаются с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, которую дают современные врачи.

Первая профессиональная мораль начала складываться среди профессий, представители которых при выполнении профессиональных действий непосредственно контактировали с людьми. Врачи, учителя, воспитатели, церковные служители, взаимодействуя с людьми, имели реальную возможность оказывать физическое и моральное воздействие на них. Различные подходы представителей тех или иных профессий к осуществлению профессиональных практик несли в себе опасность причинения людям вреда. Таким образом, первые представители профессий должны были иметь некие моральные ориентиры, которыми они могли бы руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Профессиональная этика в этот период затрагивает лишь наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, а большинство моральных норм носит описательный характер.

В средние века круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, значительно расширяется. Толчком к этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Развиваются города, усиливается роль ремесленного производства, что привело к появлению новых профессий, а соответственно и определенных правил поведения, складывающихся в рамках той или иной профессии. Меняется и сам характер моральных норм, а также процесс их определения и закрепления. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определенных нравственных обязательств. По сути, ремесленные цеха образуют корпоративную этику, обязательными элементами которой становятся престиж ремесла (клеймили изготовленные вещи), дисциплинированность (нарушение договорных обязательств считалось неприемлемым), высокая квалификация и мастерство.

Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега. Также на витрине можно было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят, с одной стороны, основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со всеми её положительными и негативными чертами.

К тому же стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Рассмотрим более подробно становление этики такого социального института, как церковь, взяв за основу деятельность средневековых проповедников. Анализ проповедей позднего средневековья свидетельствует, что состояние духовенства вызывает у проповедников самую серьёзную озабоченность. Они обличают такие пороки, как стяжательство, нечестность, прелюбодейство, невежественность, глупость, жадность, неграмотность и многие другие. Было несколько причин, почему именно в XI – XIII веках эта проблема выдвинулась на первый план.

В этот период массово возникали нищенствующие ордена, как следствие кризиса церкви и официальной религиозности. Пастыри, которые должны были вести верующих к спасению, не отвечали тем требованиям, которые могли и должны были быть им предъявлены. Так, когда один священник обвинил какого-то короля в жадности, гордыне и разврате, тот отвечал: «Брат, на дурных дочерях ты меня поженил. А другие? Цистерцианцы женаты на алчности, храмовники на гордыне, чёрные монахи – на изнеженности».

Кроме того, в XII и XIII веках ортодоксальное христианство оказалось в активной конфронтации с другими религиями и религиозными течениями. Прежде всего, с мусульманством и ересями. В этой ситуации определённые аспекты христианской этики получили новое освещение. Стремясь вернуть население, прежде всего городское, от ересей к ортодоксальной вере, христианские проповедники старались вырвать из рук противников опасное оружие, каковым являлось разоблачение сторонниками ересей пороков клира. Поэтому проповедники стремились опередить еретиков в резкой критике злоупотреблений церкви. В наставлениях проповедников отмечалось, что, подавая дурной пример прихожанам, духовные лица лишают их надежды на спасение. Однако и праведный образ жизни ещё не всё, чего следует ожидать от церковного иерарха. Прелат, суровый в назначении покаяний, причиняет больше зла, чем пользы, ибо приводит своих подопечных в отчаяние. В церковном наставнике должна быть мягкость в общении с паствой.

Сказанное выше достаточно ясно свидетельствует, что в проповедях церковной этики в этот период оформляется как бы два направления. Одно имеет целью способствовать упрочению положения церкви как общественного института, способного к нравственному самоочищению, другое – формировать наиболее привлекательный для прихожан образ христианского пастыря.

 

В России проявились те же тенденции, так, например, в документах Российского государства XII–XV вв. встречаются нормы, закрепляющие правила поведения и степень ответственности для купцов «…А который купец, идучи в торговлю, возмет у кого деньги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згоритъ, или рать возметъ…плати исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напразднъства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу».[Судебник 1497 г. История государства и права России в документах и материалах. В 2-х кн. М. 2000. Кн. 1. С. 30]

XVII–XIX вв. в Европе активно развивается промышленность, что приводит к появлению новых профессий. На первый план выходят профессии так или иначе связанные с промышленностью. Происходят изменения и в профессиональной этике, имевшей до этого периода религиозные основания. Профессиональная этика начинает вырабатывать моральные ценности и ориентиры, приемлемые не только для верующих. Нормы профессиональной этики представителей той или иной профессии стали делиться на две группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

В России в 1785 году во время правления Екатерины II был утвержден текст присяги для управляющих цеховым делами «Я, нижеименованный, обещаюся всемогущему богу пред святым его евангилием в том, что хощу и должен по чистой моей совести в должности, мне препорученной, колико силы и возможности есть, поступать справедливо и безпри страстно, как во всех делах, так и в тщательном старании о благоуспешном состоянии ремесла…» [Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.5. Законодательство расцвета абсолютизма. Под ред. Индова Е.И.М. 1987. С. 260.]

В XIX веке в России продолжает развиваться этика различных профессий: служебная, предпринимательская, врачебная и другие. Так, например, широко известная всему миру благотворительность русских купцов являлась одним из основных этических принципов предпринимательства. Моральное осуждение богатства на Руси формировало у купцов комплекс неполноценности, который выражался либо в разгулах и пьянстве, либо в щедрой благотворительности, либо в аскетическом воздержании.[Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990. С. 154–156]

 

Третий период в развитии профессиональной этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и Земли в целом.

Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса:

во первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а по её отдельным специализациям (например, в медицине говорится об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Когда в годы Второй мировой войны в практике нацистских врачей медицинская профессия подверглась чудовищной фальсификации (преступные эксперименты на людях. Насильственная стерилизация и эвтаназия и т.д.), возникшая в 1947 году Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия «Женевской декларации» - современного варианта «Клятвы Гиппократа». По аналогии с врачебной клятвой появляется клятва медицинской сестры Флоренс Найтингейл. В СССР в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета утверждается текст «Присяги врача Советского Союза», которая включала нравственные принципы и нормы врачебной деятельности;

во - вторых, идёт процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединённых работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

 

Особое значение в 20 веке приобретает корпоративная этика, возникшая в конце 19 века, как способ решения так называемого «рабочего вопроса». Корпоративную этику можно определить как форму общественного сознания, присущую как работодателям, так и наемным работникам, объединенных общими целями профессиональной деятельности. Корпоративная этика складывается в рамках профессии или организации, являясь отображением специфики и особенностей профессии или организационной культуры организации.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во всё большей зависимости от результатов труда каждого.

В России корпоративная этика заявила о себе в 90-е годы, когда были приняты первые профессиональные этические кодексы. В настоящее время профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся на стадии обсуждения для большинства профессии: «Кодекс чести банкира» (1992), «Профессиональный кодекс консультанта по управлению», «Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов» (1994), «Этический Кодекс Российского врача» (1994), «Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России» (2003) и др.

Этика государственной службы также имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований для служб «Public relations», или для сотрудников вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений государственных органов, которые используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п.

XXI век расставил новые акценты и выдвинул новые требования к формированию и формулированию целей и задач профессиональной этики. Бессодержательные абстрактные декларации, двойные стандарты приводят к девальвации профессиональной этики как таковой, и содержат в себе угрозу для существования человека. И второй момент, на который особенно хотелось бы обратить внимание, профессиональная этика XXI века должна быть не просто набором определенных моральных требований к поведению, или деятельности представителя той или иной профессиональной группы, профессиональные этические нормы должны выступить императивом принадлежности к профессии. Учитель не потому является учителем, что он имеет диплом о высшем образовании и определенные навыки преподавания, а в том, что его профессиональная деятельность пронизана осознанием социальной значимости тех действий, бездействий и социальной ответственности за те действия, бездействия которые он осуществляет. Профессиональная этика имеет свой понятийно-категориальный аппарат. Принципы и категории профессиональной этики находят отражение в моральных кодексах той или иной профессии, а каждая профессия может иметь специфические принципы и нормы профессиональных актов и профессионального поведения. Одни и те же по своей формулировке моральные нормы и соответствующие нравственные качества личности работника в разных профессиях могут иметь разные способы реализации и разную оценку их практических результатов.

Для профессиональной этики огромное значение играет категория «гуманизм». Профессиональный гуманизм заключается в признании и осознании высочайшей ценности человека. Представители той или иной профессии, в первую очередь, должны понимать и помнить, что нет ничего ценнее и значимее человеческой жизни. Этический смысл гуманизма заключается в уважительном и внимательном отношении к человеческой личности и к ее проявлениям.

Ряд профессиональных требований на современном этапе могут рассматриваться как заказанные собственно уровнем развития техники, периодами смены её поколений, характером развития информационных технологий. Так, практически во всех без исключения отраслях техники, предъявляются повышенные требования к уровню ответственности, дисциплинированности, строгому соблюдению функциональных обязанностей и предписанной дисциплины. Во многом это определяется тем фактом, что практически на каждом рабочем месте человек может быть причиной техногенных аварий и катастроф: от сантехника, вовремя не заменившего неисправное оборудование, в результате чего под напором происходит срыв крана и затопление нескольких этажей; прораба, не выполнившего все технологические правила возведения дома, в результате чего происходит обрушение построек, до оператора атомной электростанции, не выполняющего предписанный технологическими правилами порядок выведения реакторов из работающего состояния, что достаточно часто приводит к утечке радиации.

Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Труд целого коллектива медицинских работников «с равным успехом» могут загубить как непрофессиональный хирург, так и нерадивая послеоперационная сестра – сиделка, невнимательный анестезиолог или фармацевт, приготовивший некачественный лечебный препарат. Гибель самолёта может быть как результатом ошибки в расчётах разработчиков, так и следствием ошибки в пилотировании или нерадивости техников, не проверивших качество заливаемого горючего. Прекрасные государственные программы могут быть загублены нерадивыми, неисполнительными, нечистыми на руку государственными служащими на местах.

Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом. Кроме того, весь предшествующий опыт был связан прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности.

Глобализация мировой экономики привела к формированию единства требований в целом ряде отраслей человеческой деятельности, независимо от традиций государства, специфики образования, этических подходов к трудовой деятельности, так как в глобальной экономике взаимодействуют люди с очень разными этическими системами.

Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы и понятия к профессиональной деятельности человека. Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 509.