Основные этапы и направления развития этики как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Испытывая влияние практических запросов времени и логики развития самой этической теории, предмет этики никогда не оставался неизменным. В античную эпоху (период с VII–VI вв. до н. э. по IV–V вв. н. э.) изучает поведение человека и его качества, характеризующие отношение человека к миру, к окружающим.

Возникновение этики связывают с Аристотелем, предложившим миру уникальные произведения «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Однако становление этики начинается не с Аристотеля. В своем становлении этика прошла три этапа: предэтика, античное просвещение и классика.

Предэтика – это начальный период возникновения этики, связанный с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности. В этот период этика была слита с онтологией и гносеологией.

В основе первых этических взглядов лежала развитая система мифологии и господствующие религиозные течения, позиционирующие человека в окружающем его мире. Гомер, Гесиод, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит и Пифагор ставили вопросы о смысле жизни и судьбе человека. Для этого периода характерно воспевание в чувственно-образной форме героической морали как поведения выдающейся, сильной, смелой и мужественной личности.

Этика составляла одну из важнейших частей античной философии. Философию определяли как рациональное мышление и знание о мире и человеке, этику – как рациональное мышление и знание о ценностях человеческой жизни. Такие нравственные ценности как счастье, любовь, сострадание, смысл жизни, нравственный долг, достоинство, честь и являлись основными категориями античной этики.

Этическое просвещение связано со школой «Софистов» («София» – мудрость), жизнью и деятельностью древнегреческого философа, жившего и учившегося в Афинах, Сократа (469–399).

И софисты, и Сократ, расходились во взглядах на проблемы нравственности, но именно они положили начало собственно этическому мышлению. Софисты, считавшие, что главная задача этики заключается в нравственном воспитании, анализируя общественные законы, обычаи, традиции, нравы, верования разных народов, пришли к выводу о возможности выявления лучших традиций, нравов и обычаев и использовании их в качестве образца в нравственном воспитании человека. Софисты, выступившие как профессиональные учителя мудрости и красноречия, оставили в наследство идею о трехступенчатой системе воспитания – семья, школа и право в сочетании с нравственным и художественным воспитанием посредством духовных ценностей государства, необходимых и должных норм поведения.

Сократ искал абсолютное знания, пытался дать определение самым общим понятиям в жизни человека (красота, любовь, истина).

Этика Сократа сводится к трем основным тезисам:

> благо тождественно удовольствиям, счастью;

> добродетель тождественна знанию;

> человек знает только то, что ничего не знает. [Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М. 2005. С. 115]

Цель Сократа, которой была подчинена вся его жизнь и деятельность, заключалась в обосновании необходимости поиска человеком нравственной истины.

Высокая классика является заключительным этапом «возникновения» этики. Наиболее яркими представителя данного периода были Платон (428/427-347 до н. э.) и Аристотель. Аристотель называемый также Стагирит по месту рождения (384, Стагир – 322 до н. э., полуостров Халкидика в Македонии) – древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона, с 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского, основал в 335 до н. э. лицей.

Платона и Аристотеля отличает от предшественников сама постановка этических проблем. Платон видел главную задачу этики в создании идеального государства, Аристотель рассматривал этику как политическую науку и как науку и добродетели.

В своих трактатах Аристотель исследовал содержание таких добродетелей как мужество, самообладание, умеренность, щедрость, благородство, благоразумие, кротость, скромность, правдивость, справедливость и т.д. Быть достойным человеком – значит обладать добродетелями, утверждал философ. Понятие «этика» Аристотель использует и для обозначения науки, исследующей эти добродетели. Цель ее – научить человека, как стать добродетельным, направить свою деятельность на общественное благо.

В средние века акценты меняются, направление этического знания с субъективно-личностных проявлений нравственности смещается на изучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности.

Религиозная этика. Средневековая эпоха характеризуется наполнением морали божественным происхождением и содержанием, общество и человек рассматриваются этикой не как цель, а лишь как средство осуществления религиозных предписаний. В средние века происходит столкновение античной философии и христианской религии. Огромный авторитет принадлежит церкви, как институту, отслеживающему соблюдение религиозных норм. Высшим благом и источником всех других благ, высшей ценностью является Бог, который является создателем и нравственным учителем человечества. Главная задача этики заключается в том, чтобы научить человека быть послушным и покорным Богу, смиренно воспринимать его повеления. Основу средневековой христианской этики составляют любовь к Богу и любовь к ближнему. Этические взгляды средневековых философов, таких как Фома Аквинский (1225–1274), Августин (354–430) и других, сложились в рамках христианской этики, что наложило соответствующий отпечаток на их воззрения. Без веры нет знания, без веры нет истины, без веры нет человека – таким был главный принцип христианских философов.

Религиозное обрамление приобретают все нравственные проблемы. Соотношение добра и зла выступает как борьбы Бога и дьявола, а моральное совершенствование человека пропускается через призму религиозных предписаний, социальный идеал связывается с приходом царства Божия.

Философы-моралисты. В идейном столкновении с христианской этикой зародились этические теории эпохи Возрождения, создавшие предпосылки для развития этической мысли в ряде европейских стран «Гуманисты освободили мораль из рабства теологии». Появляется огромное количество произведений, принизанных гуманизмом, идеями духовного раскрепощения человека. Ф. Петрарка, Дж. Манетти, П. Браччолини и другие проложили дорогу от средневековой морали к морали Нового времени.

Эпоха Нового времени связана с активным поиском философами путей легитимации «новой морали». Представители этико-философской мысли Новой эпохи Р. Декарт (1596 – 1650), Т. Гоббс (1588–1679), Б. Спиноза (1632–1677), Д. Юм (1711–1776), И. Кант (1724–1804) и другие возвращают этике идею человеческой рациональности как основе нравственности.

Таким образом, этика Нового времени нацелена на изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения.

Иррационализм. В начале ХIХ века идеи традиционной этики были подвергнуты критике целым рядом философов, отрицавших сложившиеся к тому времени рациональные представления о человеке. Появляется такое направление в этике как иррационализм, наиболее яркими представителями которого стали А. Шопенгауэр (1788–1860), Ф. Ницше (1844–1900), А. Бергсон (1859–1941), З. Фрейд (1856–1939) и другие.

В ХIХ века этика фокусируется на изучении психологических мотивах человеческого поведения. Предмет этики с общеобязательных моральных норм поведения человека меняется на внутренние, преимущественно латентные характеристики и качества личности.

 

В начале ХХ века возникает метаэтика (в переводе с греческого «после», «через», начальная стадия сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему либо.), предметом которой является логический анализ языка морали. Метаэтика не учит людей, как надо жить, она полностью отказывается от нормативных притязаний. Специфика метаэтики заключается в описании особенностей «морального языка» как специфического феномена. Метаэтика подвергла критике традиционную этику за попытку эмпирических определений таких понятий как добро, истина, идеал и т. д.

В начале ХХ века предмет этики смещается и акцентируется на рассмотрении роли моральных факторов в реальных социальных процессах. Наиболее ярким представителем этого направления является немецкий социолог М.Вебер. М. Вебер и его «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) предложили новую методологическую парадигму, заключающуюся в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития.

Натурализм. В конце XIX века и начале XX века в этике получило широкое распространение натуралистическое или эволюционистское направление. Наиболее яркими представителями данного направления стали Ч. Дарвин (1809–1882), Г. Спенсер (1820–1903), Т.Гексли (1825–1895). В основе исследований данного направления лежал один методологический принцип, согласно которому мораль рассматривалась, как одно из проявлений биологических закономерностей, как система условных рефлексов, выработанных в процессе эволюции и, играющая роль средства приспособления к окружающей действительности.

Прагматизм. Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) представляет собой направление в философии, получившее наибольшее распространение в США. Прагматизм, наиболее яркими представителями которого, являются Ч. Пирс (1839–1914), У. Джеймс (1842–1910), Д. Дьюи (1859–1952), справедливо называют «американской философией». Ч.Пирс, введя термин «прагматизм» в статье «Как сделать наши идеи ясными», утверждал, что конечной инстанцией познания являются поступки людей, совершаемые с четко определенными целями. Рациональная цель неразрывно связана с рациональным познанием, а значение любого утверждения определяется тем способом действия, который из него вытекает, а «…рациональная цель слова или другого выражения лежит исключительно в его мыслимом влиянии на жизненное поведение…» [Пирс Ч.С. Избранные произведения. М. 2000. С. 298.].

Материализм. В XIX–XX широкое распространение приобретает материалистическое понимание морали, сформулированное в рамках диалектико-материалистической концепции социально-классовой структуры общества. Основными представителями данного направления являются К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. Ленин (1870–1924). К. Маркс, а за ним и его последователи Ф. Энгельс, В. Ленин попытались доказать зависимость морали от общественного бытия. К. Маркс считал человека единственным творцом своей собственной истории. Человеческая природа не является некой абстракцией, присущей, только отдельной личности, она является «совокупностью общественных отношений» [Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. М. 1965. Т.3. С. 3.]. Общественное бытие, по мнению Маркса, определяет общественное сознание людей, одной из специфических форм которого является мораль. А так как общество постоянно развивается, оно не может быть неизменным, меняется и мораль, которая тоже не может быть системой вечных и неизменных норм. Развитие общественных отношений неизбежно ведет к изменению системы моральных координат. Причины трансформации морали К. Маркс и Ф. Энгельс видят в изменении способа производства, которое имеет определяющее значение и для всех других общественных отношений. Нравственный идеал для К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в построении коммунистического общества, в котором заложены условия для свободного развития человека, капиталистическая формация, с их точки зрения априори имеет антигуманную сущность и ведет общество к нравственной деградации.

Метаэтика. В начале ХХ века произошел еще один важный переворот в этике, который ознаменовался появлением нового направления – метаэтики. Метаэтика отошла от принятого в традиционной этике предмета исследования, положив в основу изучения логический анализ языка морали. Метаэтика полностью отказалась от нормативных притязаний, в отличие от классической этики, которая считала одной из главных своих задач доказать истинность определенных моральных суждений. Метаэтика не учит людей, как надо жить, а только описывает особенности «морального языка» как специфического феномена. Наиболее ярким представителем данного направления считается английский философ Дж. Мур (1873–1958), который в рамках метаэтики основал так называемое антинатуралистическое направление. Основными произведениями Джорджа Эдварда Мура считаются «В защиту здравого смысла», «Ответ моим критикам», «Принципы этики». Дж. Мур усматривал основной смысл этики в анализе понятия «добра самого по себе» вне его конкретных применений. Дж. Мур подверг критике классическую этику за попытки эмпирических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы. Данные понятия, по мнению Дж. Мура, могут быть познаны лишь с помощью моральной интуиции. Дж. Мур показал, что моральные суждения не могут быть выведены из суждений о фактах, следовательно, этика не имеет объективных оснований для предпочтения одних моральных суждений другим и формулирования определенного нормативного идеала.

Еще дальше, чем Дж. Мур пошли представители «эмотивизма» – А. Айер, Ч. Стивенсон, которые в своих сочинениях доказывали, что основная цель моральной философии заключается в том, чтобы обосновать псевдорациональный характер этических суждений. По мнению эмотивистов этические суждения находятся вне логики и вне науки.

Экзистенциализм. В начале ХХ века и особенно в середине века возникло новое направление в философии – экзистенциализм (происходит от латинского слова existentia> – существование) Это иррационалистическое направление философии. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства субъекта и объекта. Это единство воплощено в «экзистенции», в некой иррациональной реальности. Наиболее яркими представителями экзистенциализма считаются М. Хайдеггер (р. 1889), Ж.-П. Сартр (р. 1905), А. Камю (1913–1960), Н.Бердяев (1874–1948), Л. Толстой (1828–1910), Ф. Достоевский (1821–1881). Особенностью экзистенциализма было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к «вечным» проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть). Экзистенциализм содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

Прикладная этика. В конце XX века как ответ на новые социальные проблемы общественного развития появляется прикладная этика. Прикладная этика включает целый ряд автономных направлений, характеризующихся разным предметом и задачами исследования этических проблем. К прикладной этике относятся все виды профессиональной этики – этика бизнеса, этика делового общения, административная этика. Прикладная этика включает в себя и совсем новые направления, возникшие в конце ХХ века: генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, сексуальные меньшинства, биоэтика – далеко неполный перечень направлений современной прикладной этики. Прикладная этика отличается от традиционной этики стремлением к максимальной конкретизации. Отвечая актуальным потребностям развития современного общества, прикладная этика нацелена на практическое применение и использование теоретических разработок.

В настоящее время ведется очень много дискуссий по поводу предмета и задач прикладной этики, соотношения ее с классической традиционной этикой. Не сложилось единого мнения и по вопросу о ее возникновении. В научной и учебно-методической литературе встречается точка зрения о том, что прикладная этика возникла еще в античные времени.

Отвечая на реальные социальные проблемы общественной жизнедеятельности, прикладная этика ценна, прежде всего, своей природой. Прикладная этика возникает там, где возникают угроза существованию человечества и угроза ущемления фундаментальных прав и интересов отдельно взятого человека и социума в целом.

Прикладную этику не следует рассматривать как придаток к классической традиционной этике. Прикладная этика это не только совокупность вспомогательных методов, применяемых при решении практических задач, но и особый вид этики, который формирует новые подходы и новое понимание морали, границы и сферы применения моральных норм.


 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 590.