Теоретические основы бюджетного федерализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие общественного (государственного) сектора характери­зуется наличием двух тенденций — унитаризма и федерализма.

Для полиэтнических, поликонфессионных сообществ людей и для стран, государственность которых исторически формиро­валась путем объединения и присоединения ранее независимых государственно-территориальных образований, характерным яв­ляется федеративное государственное устройство. Оно позволяет полнее учесть разнообразные интересы людей, проживающих на всей территории страны. Федерализм по сравнению с унитаризмом позволяет обеспечить эффективную государственность в сочетании с политической свободой.

Федеративное государство, в отличие от унитарного, базируется на:

· принципе широкой самостоятельности входящих в него территориальных субъектов;

· принципе рамочной компетенции (установление рамочных условий, процедур и нормативов);

· принципе субсидарности, дополнительности (делегирование полномочий с местного, регионального уровня управления на федеральный уровень);

· четком разграничении компетенции, полномочий центра и субъектов Федерации в различных сферах государственной деятельности.

При рассмотрении вопроса о децентрализации предполагается, что решение будет зависеть от того, чему будет отдан приоритет, а именно, снижению издержек на информацию (и управление) или росту издержек от взаимозависимости. На рис. 14.1 проиллюстрированы условия для принятия решения. При этом надо учитывать, что:

а) децентрализация и/или степень федерализма государства зависят не только от издержек на информацию или издержек на управление и контроль. Определяющее значение имеют такие неэкономические факторы, как история, география, культура, формы устройства политических институтов;

б) проблема децентрализации касается в первую очередь по­литики аллокации ресурсов, а не политики стабилизации или пе­рераспределения доходов, для которых, как правило, признается необходимость централизованного выбора;

¾ для стабилизации необходима координация из центра, которая диктуется взаимозависимостями между регионами одной страны (аналогичная проблема встает для стран, которые идут по пути интеграции в рамках ЕС и СНГ. Взаимозависимости между странами—членами Содружества значительно возрастают, и все настоятельнее требуется координация национальных политик в отношении складывающейся экономической конъюнктуры);

¾ в целях соблюдения справедливости политика перераспределения должна осуществляться в основном централизованно. В противном случае придется допустить существование нескольких различных функций общественного благосостояния внутри одной страны. Так или иначе, политика децентрализованного перераспределения малооправданна ввиду миграции, которая может из-за этого возникать: «богатые» будут перемещаться в зоны, где перераспреде­ление не такое сильное, а «бедные» — туда, где оно более значительно.

Некоторые местные сообщества, несмотря ни на что, склонны были расширять свою деятельность по перераспределению, ссылаясь — небезосновательно — на лучшее знание того, где оно необходимо. В действительности все зависит от масштабов предусмотренного корректирующего перераспределения, оттого, насколько гармонично согласуется политика отдельных децент­рализованных единиц и от пространственной подвижности эко­номических агентов.

Так, к исключительному ведению Российской Федерации от­носятся внешняя политика, оборона, таможенный и тарифный режимы, федеральная государственная собственность и управление ею, установление правовых основ единого рынка, государственные финансы, федеральные банки, основы страховой системы, граж­данское федеральное законодательство, общенациональная система транспорта и связи. В совместном ведении Федерации и ее субъек­тов находятся административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об адвокатуре и нотариате. Вне пределов исключительного и совместного ведения Российской Федерации субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Масштабы и объ­екты полномочий федеральных и местных структур определяются специфическими этническими, культурно-политическими и гео­графическими особенностями исторического развития российской государственности.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.