Как уже отмечалось выше, налогоплательщику за возможность сместить налоговое бремя на контрагента приходится в определенных случаях платить отказом от той структуры потребления или производства, которая была бы наиболее эффективна с точки зрения налогоплательщика при отсутствии данного налога.
Такая модель экономического поведения налогоплательщика позволяет ему предотвратить возможный денежный ущерб, но является потерей полезности. Данная проблема была нами обозначена как избыточное налоговое бремя, поэтому мы переходим к ее более подробному рассмотрению.
В качестве примера нами взят случай, когда предложение абсолютно эластично, а специфический налог в размере U на единицу товара выплачивается за счет потребителей. Как видно на рис. 12.1, в процессе налогообложения излишек потребителя сокращается на величину площади трапеции P0 P1, Е1 Е0 .
В этом случае можно утверждать, что государство собирает налог в размере Q1 U, равный площади прямоугольника P0 P1 E1 E1 l. Если даже допустить, что эти средства целиком вернутся потребителям (налогоплательщикам) в форме общественных благ, поставляемых государством за счет ресурсов, собранных через данный налог, то в этом случае можно будет утверждать, что потери налогоплательщика составляют только ту часть потребительского излишка, которая будет равна площади треугольника E11 Е1Е0.
В реальности потери налогоплательщиков могут быть намного больше, и это во многом будет зависеть от того, какая часть аккумулированных ресурсов будет возвращена потребителям в форме бюджетных выплат, а какая часть будет потрачена на администрирование проводимой в обществе бюджетно-налоговой политики. Важно также отметить, что далеко не все общественные блага будут соответствовать реальным предпочтениям потребителей (налогоплательщиков). В данном случае речь идет о рациональности использования налоговых поступлений, которые мы обозначили как Q1 U.
Введение нами понятия «излишки потребителя» позволяет оценить потери количественно или денежную сумму потерь полезности. Это особенно важно с учетом того факта, что именно благосостояние индивида лежит в основе понятия избыточного налогового бремени и в свою очередь характеризуется понятием потери эффективности. Это может быть проиллюстрировано на графике достижения оптимума по Парето (рис. 12.2).
Как видно на графике, изначально была ситуация в точке А и соответствующие ей уровни полезности для индивидов U1 U2. В результате производства и/или потребления мы могли бы переместиться в точку В при соответствующем уровне полезностей. Но поскольку было введено налогообложение и возникло избыточное налоговое бремя, то нам не удалось достичь точки В, а мы достигли точки С, уровень полезности в которой для обоих индивидов U1 и U2 ниже. Разница в уровне полезностей, достигнутых индивидами U1 и U2 в точках В и С, и характеризует избыточное налоговое бремя.
При этом очень важно отметить, что характеристикой понятия избыточного налогового бремени является отношение этого избыточного налогового бремени к общему размеру аккумулируемых в общественном секторе ресурсов, которые в свою очередь должны быть направлены на производство общественных благ и проведение трансфертной политики. Если общий объем налоговых поступлений не позволит соответствующим институтам общественного сектора исполнять в полной мере возложенные на них в процессе общественного выбора обязательства, то встанет вопрос об оценке эффективности действующих в данном обществе органов власти и управления. Поэтому возникает вопрос о возможной (без потери общей эффективности) минимизации избыточной части налогового бремени.
Кроме того, важно отметить, что значительные потребительские излишки, которые могут возникнуть в результате поставки общественных благ, приводят к ситуации, когда введение налога даже с высоким избыточным налоговым бременем оказывается гораздо более эффективным (чисто с экономической точки зрения, даже без учета критерия социальной справедливости), чем его отмена. Вместе с тем следует отметить, что в ситуации выбора между различными вариантами налогообложения, позволяющей обеспечить равный уровень налоговых поступлений, необходимо сделать выбор в пользу введения того налога, которому будет свойственна меньшая относительная величина избыточного налогового бремени, т.е. они будут соответствовать критерию экономической нейтральности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 277.