Роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория государства и права подчеркивает, что самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, другими словами, участие граждан в решении всех касающихся их вопросов. Местное самоуправление выполняет две взаимосвязанные и неотделимые задачи. С одной стороны, как одна из частей системы разделения властей, оно противостоит авторитаризму и укрепляет демократические свободы. С другой стороны, за счет применения механизмов низовой демократии местное самоуправление позволяет повысить эффективность производства услуг обще­ственным сектором. Эти две функции можно охарактеризовать как политическую и социально-экономическую. Отметим, что они могут рассматриваться лишь в совокупности, как две стороны одного явления. Поэтому развитие местного самоуправления в демократической России является столь же важной задачей, как и развитие федерализма. В федеративном государстве развитие мест­ного самоуправления находится в непосредственной зависимости от степени зрелости самого федерализма.

Природа института местного самоуправления — самоорганизация населения, что позволяет, по сути, отнести местное самоуп­равление к явлениям общественной жизни. Это институт, который играет не менее важную роль, чем свобода совести и другие конс­титуционные основы демократической системы. Он задумывался в российской Конституции как стратегический, долговременный инструмент, как среда формирования гражданской инициативы.

Отвечая на две общественные потребности — в эффективном управлении и развитии демократии, местное самоуправление создается не только в целях лучшей управляемости или приближе­ния общественных услуг к населению, но и для гарантии свободы личности, развития гражданской самостоятельности и ответствен­ности. Оно способствует развитию саморегулирования, которое является основой устойчивости общества и государства.

Территориальное самоуправление — самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного зна­чения. В этих условиях особое значение приобретает совместная работа органов местного самоуправления с другими институтами гражданского общества, максимально приближенными к уровню повседневной жизни. При этом некоммерческие организации, задействованные в решении местных социальных проблем, могут иметь различные формы организации.

Местные сообщества можно разделить на две группы. Первая — это «территориально-административные» местные сообщества, которые определяются как объединения всех граждан, постоянно проживающих в границах территориального образования, признан­ного территорией местного сообщества. К этой группе относятся, например, объединения граждан по месту жительства, функцио­нирующие в системе территориального общественного самоуправ­ления (ТОС) населения. Решение местных задач эффективно на уровне ТОС (при наличии достаточного объема соответствующих ресурсов и полномочий) вследствие непосредственной близости к нуждам местного сообщества и имеет следующие особенности:

• появляется возможность учета значительно большего спектра проблем жителей, нежели на уровне целого муниципального образования;

• создаются условия для более рационального использования материальных, финансовых, организационно-технических и других ресурсов конкретной территории;

• абсолютное большинство реально действующих органов ТОС исключительно конструктивно настроены на решение конкретных задач в сферах своей компетенции;

• они ближе других институтов как гражданского общества, так и государства к реальным интересам населения муниципального образования вследствие артикуляции указанных интересов в процессах непосредственного взаимодействия.

Более того, ТОС предполагает активное участие жителей в решении социальных проблем территории, без чего местное само­управление остается простой формальностью.

Вторую группу составляют «территориально-функциональные» местные сообщества, которые можно определить как объединения некоторого числа граждан, проживающих на территории данного поселения, основанные на общности потребностей и жизнеде­ятельности, выполняющие определенные функции в сфере мест­ного самоуправления. Примером являются негосударственные некоммерческие организации (НКО), существование которых представляет собой один из результатов самоорганизации граждан в местном самоуправлении.

Некоммерческие организации могут преследовать различные цели. Основные из них:

• рассмотрение и обсуждение проектов соответствующих нормативных документов, предложений по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты;

• взаимное информирование органов местного самоуправления и Н КО об основных направлениях социально-экономической политики, о развитии муниципального хозяйства и деятельности некоммерческих организаций;

• рассмотрение и обсуждение проектов муниципальных программ, условий привлечения к их реализации организаций третьего сектора;

• обсуждение мер финансовой и материально-вещественной поддержки органами местного самоуправления организаций третьего сектора.

Негосударственные некоммерческие организации создаются «снизу» по инициативе самих граждан для реализации интересов и удовлетворения потребностей не только членов данной органи­зации, но и членов более широких социальных общностей. Эти организации способны взять на себя удовлетворение подавляющего числа потребностей населения в системе местного самоуправления, что делает их элементом этой системы. В основном данные органи­зации занимаются предоставлением благ узколокального характера. Причем обнаруживается фискальная эквивалентность — связь между пользой, выгодой граждан и их налоговыми платежами. Чем группа меньше, тем она однороднее, тем сильнее проявляется фискальная эквивалентность, учитываются предпочтения людей. К примеру, эффект от функционирования клубов по интересам, местных общественных самоуправляющихся ассоциаций, органи­зованных на основе добровольной кооперации взносов, представляет собой эффект клубного, коллективного блага. Членские взносы и сборы, взимаемые на коллективные, клубные нужды, выполняют функцию цены. С их помощью регулируются численность и состав членов клуба, а также качество работы и уровень использования материальной базы.

Таким образом, роль низовой демократии в решении местных социальных проблем очень существенна. В этой связи отметим, что ТОС может осуществляться в форме местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан, деятельности выборных органов (советов, комитетов и т.д.), а также через должностных лиц общественного самоуправления. Границы территории, на которой действует общественное самоуправление, устанавливаются соответствующими представительными органами местного самоуправления на основе предложений жителей этой территории, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков, а также в пределах архитектурно-планируемых зон и жилищных комплексов.

Территориальное общественное самоуправление в городах осу­ществляется, как правило, в границах избирательных округов.

В целях координации деятельности общественного самоуправле­ния, повышения его эффективности в решении вопросов местного значения ТОС могут объединяться в союзы и ассоциации. Союзы и ассоциации ТОС регистрируются представительными органами местного самоуправления.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 244.