Мировое хозяйство и международная торговля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Мировая экономика, показатели открытости экономики. Специализация, интернализация.

2. Теории международной торговли.

3. Мировая торговля в современных условиях.

4. Международное движение факторов производства

5. Платежный баланс страны

Вопрос 1 . Мировая экономика, показатели открытости экономики. Специализация, интернализация.

 

Мировая экономика представляет собой высший уровень организации взаимодействия национальных хозяйств. При этом степень взаимодействия стран различна и зависит от степени открытости экономики и от степени участия страны в международном разделении труда. В качестве показателей открытости экономики в наиболее общем виде можно рассматривать долю внешенэкономического сектора в ВВП.

Международное разделение труда это система организации взаимозависимого производства, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определенных товаров или услуг, а затем кооперируются и обмениваются продуктами деятельности.

Специализация позволяет отдельным странам не затрачивать огромные ресурсы на создание некоторых производств для выпуска товаров, а получать их через внешнюю торговлю, поставляя в свою очередь другие, на которых они сосредоточивают свое производство. Такая специализация определяется традициями, профессиональным опытом, наличием или отсутствием природных ресурсов, спецификой производственного потенциала, экономической мощью. На основе международной специализации произошло разделение стран на несколько групп: 1) страны, преимущественно производящие продукцию обрабатывающей промышленности на мировой рынок; 2) страны, дающие продукцию добывающей промышленности; 3) страны, специализи-рующиеся на производстве и продаже продукции сельского хозяйства; 4) страны, производящие одновременно продукцию обрабатывающей, добывающей промышленности и сельского хозяйства.

Развитие международного разделения труда создает условие для интернационализации хозяйственной жизни, которая представляет собой процесс превращения национального хозяйства в международное.

Процесс интернационализации хозяйственной жизни порождает определенные формы международных экономических отношений.

Исторически первой формой является международная торговля товарами и услугами, создающая условия для развития мирового рынка как сферы обмена между странами.

Вторая форма международных отношений – миграция капитала.

Третья форма – международная миграция рабочей силы.

Четвертая форма – международная передача технологии.

Пятая форма – международные валютно-расчетные отношения.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

· является категорией товарного производства, вышедшего за национальные рынки;

· проявляется в осуществлении международных товарных потоков в соответствии со сложившимися предпочтениями потребителей;

· оптимизирует использование факторов производства в мировом хозяйстве;

· выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Структура мирового рынка определяется соотношением мирового совокупного спроса и предложения. С точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые, которые могут передвигаться между различными странами, и неторгуемые, которые потребляются в той же стране, где и произведены.

Вопрос 2. Теории международной торговли

Теории абсолютных преимуществ А. Смита и сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория внешней торговли Хекшера–Олина. Спрос и предложение на внешнем рынке. Внешняя торговля и распределение доходов. Торговая политика. Тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Для доказательства выгодности внешней торговли А. Смит разработал теорию абсолютных преимуществ. Смысл ее в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками.

Используем условный пример: две страны (Англия и Португалия) производят два товара (сукно и вино). Пусть Англия на единицу затрат может произвести 50 м сукна или 25 л вина, а Португалия при аналогичных затратах – 25 м сукна или 50 л вина. Видно, что Ирландия обладает абсолютным преимуществом по сукну, а Португалия – по вину. Торговля между этими двумя странами будет взаимовыгодной.

Д. Рикардо, который показал, что внешняя торговля выгодна даже в том случае, если страны не имеют абсолютных преимуществ в производстве конкретных товаров.

Д. Рикардо создал теорию сравнительных преимуществ, суть которой состоит в следующем: если страны специализируются на производстве товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

Пусть Португалия на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 л вина или 25 м сукна, а Англия при тех же затратах – 75 л вина или 50 м сукна, т. е. она обладает абсолютным преимуществом по обоим товарам. Однако хотя Португалии производство обоих товаров абсолютно дороже, чем в Англии, но вино оказывается относительно дешевле: 1 л вина = 0,5 м сукна по сравнению с 1 л вина = 0,75м сукна в Англии. Таким образом, по вину Португалия обладает сравнительным преимуществом и может экспортировать его в обмен на сукно. В свою очередь, Англии будет выгодно экспортировать сукно и импортировать вино.

Суть принципа такова: если одна страна производит какой-либо товар с меньшей альтернативной стоимостью, чем ее соседи, то ей имеет смысл специализироваться в производстве этого товара, а потом обменивать его на международных рынках по устраивающим всех ценам. Этот принцип этот универсален: он распространяется и на случаи, в которых одна страна имеет абсолютное преимущество в производстве всех продуктов. Теория сравнительных преимуществ доказала, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может дать меньше выгоды, а другим больше. Недостатком теории Рикардо является то, что она не объясняет, почему возникают межстрановые различия в относительных издержках.

Ответ на этот вопрос дает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Хекшером и Олином. Они обратили внимание на то, что производство любой продукции требует затраты факторов производства. Наделенность этими факторами стран мира различно. Обилие одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, скудными факторами. Товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и поэтому на внешнем рынке будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых осуществляется на основе избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

Вопрос 3. Мировая торговля в современных условиях

 

В основе мировой торговли лежит международное разделение труда. Его развитие порождает многообразие форм и направлений мировой торговли.

Особенности современного этапа развития международной торговли:

1. Ускоренное развитие мировой торговли после второй мировой войны в результате влияния НТР.

2. Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития страны.

3. В динамике внешней торговли находят отражение структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства.

4. Глубокие сдвиги в географической конфигурации международной торговли. Ведущая роль в ней принадлежит промышленно развитым странам. Однако при этом происходит увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле.

В ходе развития международной торговли происходят изменения в ее товарной структуре. В основе этого процесса лежит ряд факторов: НТР, структурные сдвиги в производстве, рост доходов в разных странах и т.д.

Помимо торговли товарами быстро развивается и торговля услугами.

Внешнеторговая политика

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Основные направления протекционизма:

а) Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

б) Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;

в) Коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

г) Скрытый протекционизм – не таможенные методы протекционизма.

Свобода торговливнешнеторговая политика , при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.

Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним (ВТО, ЕС).

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Значит, часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Вопрос 4. Международное движение факторов производства

Дата: 2018-11-18, просмотров: 490.