1. Доходы населения и источники их формирования.
2. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
3. Уровень жизни. Государственное регулирование доходов.
Вопрос 1. Доходы населения и источники их формирования
Социальная политика государства - это комплекс осуществляемых государством мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Суть социальной политики состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни общества, выполнении социальных нормативов, создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Главную роль в реализации социальной политики занимает политика формирования доходов населения.
Совокупные доходы населения, их уровень, структура, механизм получения и их дифференциация являются важным показателем уровня развития общества, эффективности производства, достигнутого в нем, степени зрелости социально-экономических отношений. Следует подчеркнуть, что социально-экономические отношения оказывают в современных условиях все большее значение на процесс производства и его эффективность.
Господствующее в современной экономической теории объяснение источников и принципов формирования доходов основано на теории факторов производства и их предельной производительности. Различные направления экономической теории по-разному объясняют источники доходов, но едины в том, что каждый производственный фактор связан с получением определенного дохода.
Доход — показатель результатов экономической деятельности.
Доход определяется как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на его производство, а также как доля каждой социальной группы и отдельного индивида в произведенном продукте, присвоенная ими.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния.
Факторы, воздействующие на доходы:
1) уровень общественной производительности труда;
2) размер заработной платы;
3) размер собственности;
4) уровень инфляции;
5) степень насыщенности потребительского рынка.
Для оценки уровня и динамики доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход (Ni ) — количество денег, начисленных отдельному лицу за определенный период времени.
Располагаемый доход ( Di ) — доход, который остается у человека после вычета налогов и обязательных платежей.
Реальный доход ( Ri ) — количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени.
Номинальные денежные доходы населения формируются из следующих источников. Во-первых, факторные доходы, т. е. доходы от использования факторов производства — земли (рента), труда (заработная плата), капитала (процент), предпринимательской способности (предпринимательская прибыль); информации (прибыль). Во-вторых, государственные трансферты (пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплата различного рода пособий: по уходу за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, по безработице). В-третьих, ч астные трансферты (различного рода выплаты и льготы, получаемые гражданами от частных лиц и фирм). В-четвертых, денежные доходы населения, полученные через финансово-кредитную систему: 1) выплаты по государственному страхованию; 2) банковские ссуды (на индивидуальное жилищное строительство и др.); 3) проценты по вкладам, начисленным по итогам года; 4) доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам; 5) выигрыши по лотереям; 6) выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и т. п.); 7) временно свободные средства, образующиеся в результате покупки товаров в кредит.
Вопрос 2. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини
Существуют три основных источника денежных доходов: 1) заработная плата; 2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); 3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности и т.д.).
Совокупный доход семьи формируется из всех трех источников. В то же время можно выделить семьи, где доходы в основном образуются за счет заработной платы, семьи, где доходы формируются за счет собственности и семьи, где доходы образуются за счет социальных выплат.
Распределение доходов отличается значительной неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето-Лоренца-Джини. В начале XX в. Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето 1848-1923) на основе фактических данных о распределении доходов сформулировал закон, названный его именем. Согласно «закону Парето», между уровнем доходов и числом получателей существует обратная зависимость. Таким образом, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности в распределении доходов — коэффициент Парето — в разных странах приблизительно одинаков. В. Парето рассматривает дифференциацию доходов в качестве неизменной и независимой от социальных факторов величины.
Для характеристики неравенства доходов в экономической теории используют кривую Лоренца, названную так по имени американского экономиста Макса Лоренца (1876-1959), впервые описавшую ее (рис. 21.1).
Если предложить, что существует абсолютное равенство в доходах, то 10 % населения получают 10 % доходов, 20 % получают 20 % доходов, 30 % — 30 % и т. д. На графике мы тогда получим прямую линию, делящую прямой угол пополам (под углом 45°).
Линия ОА характеризует абсолютное равенство в распределении доходов. В реальной действительности равенства в распределении доходов нет. Это значит, что 10 % населения может получить 50 % доходов, а 50 % населения лишь 20 % доходов и т. д. В этом случае мы на графике получим кривую L, которая и называется кривой Лоренца. Чем больше кривая L отклоняется от прямой ОА тем больше в обществе неравенство в доходах.
Количественно неравенство в доходах определяется через коэффициент Джини, по имени итальянского экономиста Каррадо Джини (1884-1965). Коэффициент Джини определяется как отношение площади OADCO к площади треугольника OAF
K дж = S OADCO/ S OAF.
Коэффициент Джини колеблется от 0 до 1. Чем больше коэффициент, тем больше неравенство в доходах и наоборот. В России этот коэффициент колебался от 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. и 0,422 в 2009 г., т. е. неравенство в доходах растет.
Вопрос 3 . Уровень жизни. Государственное регулирование доходов
Уровень жизни населения - мера обеспечения населения физическими, духовными и социальными потребностями.
Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах. Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами, на уровень жизни населения оказывают влияние условия жизнедеятельности, качество жизни.
Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает следующие группы показателей.
1. Рождаемость, смертность, другие демографические показатели населения.
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода человека.
Показатели уровня жизни характеризуют состояние развития экономики, благосостояние населения, отдельных социальных слоев, отдельного человека. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко, средне и высокодоходных групп семей. Минимальные потребительские бюджеты, в свою очередь, подразделяются на бюджет физиологического минимума, т. е. минимальных средств для поддержания здоровья и существования человека, и бюджет минимального достатка, т. е. бюджет, обеспечивающий общественно приемлемые условия существования человека.
Показателем, оценивающим уровень жизни, также является так называемая потребительская корзина.
Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека в среднем за год. В России в потребительскую корзину входит 156 наименований товаров и услуг, в США – 300, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475.
Если речь идет о расчете минимальных потребностей человека, то используется понятие минимальной потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, представляющего собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности. В России доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) в 1992 г. составляла 33,3 %, в 2009 г. понизилась до 13,8 %, а в 2012 г., по прогнозам, составит 13,3 %.
В случае если набор товаров и услуг обеспечивает гармоничное физиологическое и социальное развитие человека, то используется термин рациональная потребительская корзина.
Для сравнительной оценки качества жизни в разных странах используется и ндекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), обобщающий показатель, включающий в себя такие показатели, как средняя продолжительность предстоящей жизни, уровень грамотности взрослого населения и реальный ВВП на душу населения. ИРЧП рассчитывается ООН для 172 стран мира с 1990 г. В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800…0,899), средний (0,500…0,799) и низкий (менее 0,500) уровень. В России с 2009 г. индекс ИРЧП равен 0,817. По индексу ИРЧП в 2009 г. первое место в мире занимала Норвегия; Россия - 71-е, а в 1992 г. – 52-е место. Снижение ИРЧП обусловлено сокращением продолжительности жизни россиян и снижением качества их образования за эти годы.
Различия в уровне потребления могут зависеть от факторов, не относящихся к внутренним свойствам труда и его качества у работника. К таким факторам относятся размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и др. Это предполагает объективную необходимость перераспределения доходов и участие в этом процессе государства.
Государственное регулирование распределения доходов призвано выполнить следующие функции:
1) обеспечение равного доступа всех граждан к общественным благам — образованию, здравоохранению, культуре, спорту и досугу (решается данная задача через существование государственных структур образования, здравоохранения, культуры и спорта и предоставление данных услуг либо бесплатно, либо со скидкой.);
2) реализация минимальных социальных гарантий в трудовой сфере (государство устанавливает минимальный уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня, минимальную продолжительность ежегодного отпуска, условия найма на работу и пр.);
3) обеспечение престарелых и нетрудоспособных (данную функцию реализует система социального обеспечения населения);
4) осуществление эффективной занятости населения, регулирование рынка труда, выплата пособий по безработице (данную функцию реализуют государственные службы занятости населения);
5) разработка и реализация государственных программ по стабилизации доходов, борьба с бедностью, рост народонаселения.
Доходы, получаемые от государства, могут зависеть от трудового вклада работников (например, пенсия, стипендия, пособие по нетрудоспособности). Они могут и не зависеть от трудового вклада работника (пособие на детей, одиноким и др.). Также доходы, получаемые от государства, могут быть в натуральной форме (товары, услуги) или в виде скидок и льгот для отдельных социальных групп населения (например, льгота по транспорту, которую имеют пенсионеры, инвалиды, студенты).
Социальная сфера России находится в сложном положении. Наука, образование, здравоохранение, культура финансируются недостаточно. Россия отстает от США по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза. У ведущих стран Запада расходы эти рас ходы составляют 2-3 % ВВП, в том числе у США – 2,7 %, у Японии, Швеции, Израиля - 3,5-4,5 % ВВП. Россия тратит на НИОКР чуть больше 1 %, а как минимум необходимо тратить 2 % ВВП.
Удельный вес расходов на образование в России в 2009 г. составлял 4,8 % ВВП, а с учетом мировых тенденций эта цифра должна составлять не менее 6 %. Так, расходы на образование составили: США – 7,4 %, в Южной Корее - 8,2 %, а в Дании - 7,1; Израиль – 8,6 % ВВП.
Под воздействием внутренних и внешних факторов в каждой стране складывается собственная модель социальной политики. Наиболее известна классификация шведского социолога Г. Эспинг-Андерсена, выделяющего либеральную модель с минимальными государственными обязательствами, распространяющимися на беднейшую часть населения (США, Великобритания); социал-демократическую модель, ориентированную на выравнивание доходов через прогрессивную систему налогообложения (страны Северной Европы); корпоративную модель с развитой системой социального страхования, связанной с заработной платой.
По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) 48 % россиян в 2009 г. относились к бедным, также их доходы были ниже прожиточного минимума, еще 27 % населения специалисты относят к разряду низко обеспеченных, 20 % к среднему классу и 5 % к относительно обеспеченным. К примеру, в семьях с доходами ниже прожиточного минимума потребляется 54 кг хлебных продуктов на человека, тогда как в продовольственной корзине рекомендуется потреблять 133 кг.
Очевидно, что реформирование экономики России невозможно без приоритетного развития социальной сферы, значительного повышения уровня жизни народа.
Лекция 22
Дата: 2018-11-18, просмотров: 495.