Социальная политика государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Доходы населения и источники их формирования.

2. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

3. Уровень жизни. Государственное регулирование доходов.

 

Вопрос 1. Доходы населения и источники их формирования

Социальная политика государства - это комплекс осуществляемых государством мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Суть социальной политики состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни общества, выполнении социальных нормативов, создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Главную роль в реализации социальной политики за­нимает политика формирования доходов населения.

Совокупные доходы населения, их уровень, структу­ра, механизм получения и их дифференциация являются важным показателем уровня развития общества, эффек­тивности производства, достигнутого в нем, степени зре­лости социально-экономических отношений. Следует подчеркнуть, что социально-экономические отношения оказывают в современных условиях все большее значе­ние на процесс производства и его эффективность.

Господствующее в современной экономической теории объяснение источников и принципов формирования до­ходов основано на теории факторов производства и их предельной производительности. Различные направле­ния экономической теории по-разному объясняют источ­ники доходов, но едины в том, что каждый производствен­ный фактор связан с получением определенного дохода.

Доход — показатель результатов экономической деятельности.

Доход определяется как превышение стоимости про­изведенного продукта над затратами на его производство, а также как доля каждой социальной группы и отдельного индивида в произведенном продукте, присвоенная ими.

Уровень доходов членов общества является важней­шим показателем их благосостояния.

Факторы, воздействующие на доходы:

1) уровень общественной производительности труда;

2) размер заработной платы;

3) размер собственности;

4) уровень инфляции;

5) степень насыщенности потребительского рынка.

Для оценки уровня и динамики доходов используют­ся показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (Ni ) — количество денег, начислен­ных отдельному лицу за определенный период времени.

Располагаемый доход ( Di ) — доход, который остается у человека после вычета налогов и обязательных платежей.

Реальный доход ( Ri ) — количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в тече­ние определенного периода времени.

Номинальные денежные доходы населения формиру­ются из следующих источников. Во-первых, факторные доходы, т. е. доходы от использова­ния факторов производства — земли (рента), труда (заработная плата), капитала (процент), предпринимательской способности (предпринимательская прибыль); информации (прибыль). Во-вторых, государственные трансферты (пенсион­ное обеспечение, содержание временно нетрудоспособ­ных граждан, выплата различного рода пособий: по уходу за детьми, медицинское обслуживание, мало­обеспеченным семьям на детей, по безработице). В-третьих, ч астные трансферты (различного рода выплаты и льготы, получаемые гражданами от частных лиц и фирм). В-четвертых, денежные доходы населения, полученные через финан­сово-кредитную систему: 1) выплаты по государственному страхованию; 2) банковские ссуды (на индивидуальное жилищное строи­тельство и др.); 3) проценты по вкладам, начисленным по итогам года; 4) доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам; 5) выигрыши по лотереям; 6) выплаты различного рода компенсаций (увечья, ущерб и т. п.); 7) временно свободные средства, образующиеся в резуль­тате покупки товаров в кредит.

 

Вопрос 2. Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини

 

Существуют три основных источника денежных дохо­дов:              1) заработная плата; 2) доходы от собственности (ди­виденды, проценты, рента); 3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности и т.д.).

Совокупный доход семьи формируется из всех трех ис­точников. В то же время можно выделить семьи, где дохо­ды в основном образуются за счет заработной платы, се­мьи, где доходы формируются за счет собственности и се­мьи, где доходы образуются за счет социальных выплат.

 


Распределение доходов отличается значительной нерав­номерностью, измерить которую можно на основе методо­логии Парето-Лоренца-Джини. В начале XX в. Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето 1848-1923) на основе фактических данных о распределении доходов сформулировал закон, названный его именем. Согласно «за­кону Парето», между уровнем доходов и числом полу­чателей существует обратная зависимость. Таким образом, персональное распределение доходов устойчиво неравно­мерно, причем уровень неравномерности в распределении доходов — коэффициент Парето — в разных странах при­близительно одинаков. В. Парето рассматривает диффе­ренциацию доходов в качестве неизменной и независимой от социальных факторов величины.

Для характеристики неравенства доходов в экономической теории используют кривую Лоренца, названную так по имени американского экономиста Макса Лоренца (1876-1959), впер­вые описавшую ее (рис. 21.1).

Если предложить, что существует абсолютное равен­ство в доходах, то 10 % населения получают 10 % дохо­дов, 20 % получают 20 % доходов, 30 % — 30 % и т. д. На графике мы тогда получим прямую линию, делящую пря­мой угол пополам (под углом 45°).

Линия ОА характеризует абсолютное равенство в рас­пределении доходов. В реальной действительности равен­ства в распределении доходов нет. Это значит, что 10 % населения может получить 50 % доходов, а 50 % населения лишь 20 % доходов и т. д. В этом случае мы на графике получим кривую L, которая и называется кривой Лорен­ца. Чем больше кривая L отклоняется от прямой ОА тем больше в обществе неравенство в доходах.

Количественно неравенство в доходах определяется через коэффициент Джини, по имени итальянского эко­номиста Каррадо Джини (1884-1965). Коэффициент Джини определяется как отношение площади OADCO к площади треугольника OAF

 

K дж = S OADCO/ S OAF.

Коэффициент Джини колеблется от 0 до 1. Чем боль­ше коэффициент, тем больше неравенство в доходах и наоборот. В России этот коэффициент колебался от 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. и 0,422 в 2009 г., т. е. неравенство в доходах растет.

 

Вопрос 3 . Уровень жизни. Государственное регулирование доходов

 

Уровень жизни населения - мера обеспечения насе­ления физическими, духовными и социальными потреб­ностями.

Уровень жизни оценивается как обеспеченность насе­ления жизненными благами и как степень удовлетворе­ния потребностей людей в определенных благах. Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с дохода­ми, на уровень жизни населения оказывают влияние ус­ловия жизнедеятельности, качество жизни.

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает следующие группы показателей.

1. Рождаемость, смертность, другие демографические показатели населения.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия.

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

Показатели уровня жизни характеризуют состояние развития экономики, благосостояние населения, отдель­ных социальных слоев, отдельного человека. Распреде­ление населения по доходам основано на разграничении низко, средне и высокодоходных групп семей. Минималь­ные потребительские бюджеты, в свою очередь, подразделяются на бюджет физиологического минимума, т. е. минимальных средств для поддержания здоровья и су­ществования человека, и бюджет минимального достат­ка, т. е. бюджет, обеспечивающий общественно приемле­мые условия существования человека.

Показателем, оценивающим уровень жизни, также является так называемая потребительская корзина.

Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека в среднем за год. В России в потребительскую корзину входит 156 наименований товаров и услуг, в США – 300, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475.

Если речь идет о расчете минимальных потребностей человека, то используется понятие минимальной потреби­тельской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, представляющего собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности. В России доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) в 1992 г. составляла 33,3 %, в 2009 г. понизилась до 13,8 %, а в 2012 г., по прогнозам, составит 13,3 %.

В случае если набор товаров и услуг обеспечивает гармонич­ное физиологическое и социальное развитие человека, то использу­ется термин рациональная потребительская корзина.

Для сравнительной оценки качества жизни в разных странах используется и ндекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), обобщающий показатель, включающий в себя такие показатели, как средняя продолжительность предстоящей жизни, уровень грамотности взрослого населения и реальный ВВП на душу населения. ИРЧП рассчитывается ООН для 172 стран мира с 1990 г. В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800…0,899), средний (0,500…0,799) и низкий (менее 0,500) уровень. В России с 2009 г. индекс ИРЧП равен 0,817. По индексу ИРЧП в 2009 г. первое место в мире занимала Норвегия; Россия - 71-е, а в 1992 г. – 52-е место. Снижение ИРЧП обусловлено сокращением продолжительности жизни россиян и снижением качества их образования за эти годы.

Различия в уровне потребления могут зависеть от фак­торов, не относящихся к внутренним свойствам труда и его качества у работника. К таким факторам относятся размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и др. Это предполагает объек­тивную необходимость перераспределения доходов и уча­стие в этом процессе государства.

Государственное регулирование распределения дохо­дов призвано выполнить следующие функции:

1) обеспечение равного доступа всех граждан к общественным благам — образованию, здра­воохранению, культуре, спорту и досугу (решается дан­ная задача через существование государственных структур образования, здравоохранения, культуры и спорта и предоставление данных услуг либо бесплат­но, либо со скидкой.);

2) реализация минимальных социальных гарантий в тру­довой сфере (государство устанавливает минимальный уровень заработной платы, продолжительность рабо­чего дня, минимальную продолжительность ежегодно­го отпуска, условия найма на работу и пр.);

3) обеспечение престарелых и нетрудоспособных (дан­ную функцию реализует система социального обеспе­чения населения);

4) осуществление эффективной занятости населения, регулирование рынка труда, выплата пособий по без­работице (данную функцию реализуют государствен­ные службы занятости населения);

5) разработка и реализация государственных программ по стабилизации доходов, борьба с бедностью, рост народонаселения.

Доходы, получаемые от государства, могут зависеть от трудового вклада работников (например, пенсия, стипендия, пособие по нетрудоспособности). Они могут и не за­висеть от трудового вклада работника (пособие на детей, одиноким и др.). Также доходы, получаемые от государ­ства, могут быть в натуральной форме (товары, услуги) или в виде скидок и льгот для отдельных социальных групп населения (например, льгота по транспорту, кото­рую имеют пенсионеры, инвалиды, студенты).

Социальная сфера России находится в сложном поло­жении. Наука, образование, здравоохранение, культура финансируются недостаточно. Россия отстает от США по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза. У ведущих стран Запада расходы эти рас ходы составляют 2-3 % ВВП, в том числе у США – 2,7 %, у Японии, Швеции, Израиля - 3,5-4,5 % ВВП. Россия тратит на НИОКР чуть больше 1 %, а как минимум необходимо тратить 2 % ВВП.

Удельный вес расходов на образование в России в 2009 г. составлял 4,8 % ВВП, а с учетом мировых тенденций эта цифра должна составлять не менее 6 %. Так, расходы на образование составили: США – 7,4 %, в Южной Корее - 8,2 %, а в Дании - 7,1; Израиль – 8,6 % ВВП.

Под воздействием внутренних и внешних факторов в каждой стране складывается собственная модель социальной политики. Наиболее известна классификация шведского социолога Г. Эспинг-Андерсена, выделяющего либеральную модель с минимальными государственными обязательствами, распространяющимися на беднейшую часть населения (США, Великобритания); социал-демократическую модель, ориентированную на выравнивание доходов через прогрессивную систему налогообложения (страны Северной Европы); корпоративную модель с развитой системой социального страхования, связанной с заработной платой.

По данным Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) 48 % россиян в 2009 г. относились к бедным, также их доходы были ниже прожиточного минимума, еще 27 % населения специалисты относят к разряду низко обеспеченных, 20 % к среднему классу и 5 % к относительно обеспеченным. К примеру, в семьях с доходами ниже прожиточного минимума потребляется 54 кг хлебных продуктов на человека, тогда как в продовольственной корзине рекомендуется потреблять 133 кг.

Очевидно, что реформирование экономики России невозможно без приоритетного развития социальной сферы, значительного повышения уровня жизни народа.

 



Лекция 22

Дата: 2018-11-18, просмотров: 427.