Кредитно-финансовая система − это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства на условиях срочности, платности и возвратности.
Кредитно-финансовая система государства складывается из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике они представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами, кредитной кооперацией.
Все кредитно-финансовые организации играют важную роль в обеспечении процессов сбережений и инвестиций, чем способствуют экономическому росту. Вкладчики стремятся поместить свои сбережения туда, где комбинация дохода, ликвидности и безопасности вклада наилучшая.
Небанковские институты выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система — совокупность банков в национальной экономике.
В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня: 1-й уровень − Центральный или Национальный банк (ЦБ РФ, Дойчбанк, Федеральная резервная система США), 2-й уровень − множество самостоятельных коммерческих банков.
Центральный банк непосредственно не кредитует население, но выдает кредиты коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию.
Функции Центрального банка (на примере ЦБ РФ):
- эмиссия национальных денежных знаков, организация их обращения, их изъятие из обращения на территории РФ (а именно: перевозка, хранение банкнот, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; их уничтожение;
- определение порядка кассовых операций в России);
- общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
- предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кредитора в последней инстанции;
- выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управление счетами правительства, осуществление зарубежных финансовых операций;
- регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для ЦБ РФ методов воздействия на активы банков: политики учетных ставок, операций на открытом рынке и обязательных резервов.
ЦБ РФ находится в исключительной федеральной собственности и действует в соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Второй уровень банковской системы − коммерческие банки. Современные банки − это финансовые посредники, извлекающие прибыль. На них падает основная тяжесть работы по размещению кредитов среди различных экономических агентов. Административно коммерческие банки не подчинены ЦБ РФ, хотя и выполняют его указания в пределах норм, определяемых федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Коммерческие банки обязаны часть своих активов хранить на счете ЦБ РФ. Эти активы принимают форму обязательных резервов. Первоначально обязательные резервы выполняли страховую функцию (на случай банкротства банка), а затем главным образом функцию регулирования денежной массы. Превышение фактических резервов над обязательными составляет избыточные резервы. Они играют важную роль в понимании такого явления, как способность двухуровневой банковской системы создавать новые деньги.
Вопрос 3. Процесс создания новых денег. Денежный мультипликатор
Предположим, что М1 состоит только из наличных денег и депозитов «до востребования». Банковская система состоит из большого количества банков. Предписываемые законом резервные требования − 20 %. Предположим, все банки не держат излишних резервов. Табл. 20.1 отражает процесс создания денежных средств, происходящий через посредство банковской системы, следующий из депозита 1000 в банке 1.
Т а б л и ц а 20.1
Номер банка | Сумма резервов | Выданные ссуды (вновь созданные деньги) | ||
полученных | обязательных | избыточных | ||
1 | 1000 | 200 | 800 | 800 |
2 | 800 | 160 | 640 | 640 |
3 | 640 | 128 | 512 | 512 |
4 | 512 | 102,4 | 409,6 | 409,6 |
5 | 409,6 | 81,92 | 327,68 | 327,68 |
6 | 327,68 | 65,54 | 262,14 | 262,14 |
7 | 262,14 | 52,43 | 209,71 | 209,71 |
… | … | … | … | … |
Общие | 5000 | 1000 | 4000 | 4000 |
Общий результат мультиплицирования состоит в том, что на основе избыточного резерва в сумме 800 банковские коммерческие структуры оказались способными создать кредитный ресурс в сумме 4000 или, другими словами, 1 р. избыточных резервов принес 5 р. новых кредитных денег. Денежный мультипликатор (множитель) будет иметь вид
µ =1/ R,
где: µ - денежный мультипликатор;
R - норма обязательного резерва.
В нашем условном примере Денежный мультипликатор будет составлять 5. Мультипликатор основан на том, что резервы, которые теряет один банк, приобретает другой, и они не теряются для банковской системы в целом.
В реальных условиях значение денежного мультипликатора не так велико, как значение, получаемое с помощью формулы. На это влияют три причины:
каждый банк держит некоторый излишний резерв;
некоторое количество денежных средств, являющихся наличной прибылью банка, вновь не вкладывается в банк;
некоторые клиенты банка ищут другие возможности вкладов, отличные от вкладов на текущий счет.
Вопрос 4 . Инструменты кредитно-денежной политики ЦБ
Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизировать совокупный объем производства, занятости и уровня цен:
↑ Ms →↓ i → ↑ I → ↑ ВНП –политика дешевых денег;
↓ Ms →↑ i → ↓ I → ↓ ВНП– политика дорогих денег,
где: Ms — денежная масса (предложение денег);
i — ставка процента;
I — инвестиции (общие).
Действия ЦБ оказывают влияние на экономику главным образом посредством воздействия на ставку процента, доступность кредитов и денежную массу, и следовательно, оказывают влияние на ту часть общих расходов, которая является чувствительной к ставке процента (особенно инвестиции).
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются:
операции на открытом рынке;
изменение учетной ставки;
изменение нормы обязательных резервов.
Операции на открытом рынке. Это наиболее важный, буквально еженедельно применяемый способ контроля денежного предложения.
Под операциями на открытом рынке (рынок называется открытым, так как число участников не ограничено) понимаются покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению.
Государственные краткосрочные ценные бумаги пускаются в оборот Центральным банком по поручению правительства, чтобы покрыть часть бюджетного дефицита. Но наряду с этой функцией, операции на открытом рынке являются важнейшим инструментом регулирования денежной массы, находящейся в обращении.
Продавая казначейские обязательства, Центральный банк уменьшает денежную массу, находящуюся в обращении, и наоборот, покупая — увеличивает.
Операции на открытом рынке быстро и эффективно влияют на денежное предложение. Но что побуждает коммерческие банки и население участвовать в этих сделках с Центральным банком? Ответ очевиден, так как курсовая стоимость ценных бумаг и фактический процент дохода по ним находятся в обратной зависимости. Когда ЦБ решает покупать государственные ценные бумаги, это увеличивает совокупный спрос на них. Их курсовая стоимость растет, процент дохода понижается, и держателям ценных бумаг становится выгодно их продавать. Наоборот, продавая казначейские обязательства, ЦБ увеличивает их предложение на рынке, чем понижает их курсовую стоимость. Зато возрастает доходность, ценные бумаги станет выгодно покупать.
Изменение учетной ставки. Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Обычно они служат «последним средством» от банкротства, когда прочие способы уже использованы. Снижая учетную ставку ЦБ стимулирует коммерческие банки обращаться к нему за помощью, но злоупотреблять «дешевыми» кредитами не позволяет. Повышая учетную ставку, ЦБ стремится снизить интерес коммерческих банков к его ссудам и тем самым ограничить предложение денег на рынке. Поскольку суммы ссуд, которые ЦБ может предоставить коммерческим банкам, сравнительно невелики, то и изменение учетной ставки не играет серьезной роли в формировании денежного предложения.
Изменение нормы обязательных резервов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает существенное влияние на возможности банков создавать новые деньги путем кредитования. Увеличение нормы резерва уменьшает денежный мультипликатор, избыточные резервы и, следовательно, уменьшает величину денежной массы. Такие действия ЦБ квалифицируют как рестрективную (сдерживающую) кредитно-денежную политику. Если же ЦБ, наоборот, снизит резервные требования, то избыточные резервы банков увеличатся. Они смогут предоставлять кредиты в больших размерах, и потому предложение денег возрастет. Такая политика называется экспансионистской (стимулирующей).
Пользоваться данными инструментами следует очень умело и осторожно.
Экономисты-монетаристы считают, что не следует увлекаться денежной политикой, пытаясь вывести страну из экономического кризиса или препятствуя инфляции. Они утверждают, что подобная политика, несмотря на хорошие намерения, слишком часто проводится неправильно и в итоге может не уменьшить, а наоборот, усилить экономическую нестабильность и инфляцию. Для того чтобы избежать соблазна проводить активную денежную политику, приверженцы монетарной теории предлагают неуклонно следовать простому правилу — правилу постоянного роста денежной массы, т. е. поддержанию постоянных темпов роста объема денег. Эти темпы должны быть в то же время достаточно низкими, чтобы избежать значительной инфляции.
Лекция 21
Дата: 2018-11-18, просмотров: 514.