Вопрос 2. Кредитно-финансовая система государства. Центральный банк и его функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кредитно-финансовая система − это совокупность кредитно-финансовых учреждений, создающих, аккуму­лирующих и предоставляющих денежные средства на ус­ловиях срочности, платности и возвратности.

Кредитно-финансовая система государства складыва­ется из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумули­ровать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике они представле­ны инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами, кредитной кооперацией.

Все кредитно-финансовые организации играют важ­ную роль в обеспечении процессов сбережений и инвес­тиций, чем способствуют экономическому росту. Вклад­чики стремятся поместить свои сбережения туда, где ком­бинация дохода, ликвидности и безопасности вклада наилучшая.

Небанковские институты выполняют многие банков­ские операции и конкурируют с банками. Ядром кредит­ной инфраструктуры остается банковская система — со­вокупность банков в национальной экономике.

В настоящее время практически во всех странах с раз­витой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня: 1-й уровень − Центральный или Нацио­нальный банк (ЦБ РФ, Дойчбанк, Федеральная резерв­ная система США), 2-й уровень − множество самостоя­тельных коммерческих банков.

Центральный банк непосредственно не кредитует на­селение, но выдает кредиты коммерческим банкам и осу­ществляет денежную эмиссию.

Функции Центрального банка (на примере ЦБ РФ):

- эмиссия национальных денежных знаков, организация их обращения, их изъятие из обращения на террито­рии РФ (а именно: перевозка, хранение банкнот, со­здание их резервных фондов;

- установление правил хра­нения, перевозки и инкассации наличных денег; их уничтожение;

- определение порядка кассовых операций в России);

- общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового зако­нодательства;

- предоставление кредитов коммерческим банкам в ка­честве кредитора в последней инстанции;

- выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управление счетами правительства, осуществление зарубежных финансовых операций;

- регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для ЦБ РФ методов воздействия на ак­тивы банков: политики учетных ставок, операций на открытом рынке и обязательных резервов.

ЦБ РФ находится в исключительной федеральной соб­ственности и действует в соответствии с федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Второй уровень банковской системы − коммерческие банки. Современные банки − это финансовые посредни­ки, извлекающие прибыль. На них падает основная тя­жесть работы по размещению кредитов среди различных экономических агентов. Административно коммерческие банки не подчинены ЦБ РФ, хотя и выполняют его ука­зания в пределах норм, определяемых федеральным за­коном «О банках и банковской деятельности».

Коммерческие банки обязаны часть своих активов хра­нить на счете ЦБ РФ. Эти активы принимают форму обяза­тельных резервов. Первоначально обязательные резервы выполняли страховую функцию (на случай банкротства банка), а затем главным образом функцию регулирования денежной массы. Превышение фактических резервов над обязательными составляет избыточные резервы. Они иг­рают важную роль в понимании такого явления, как спо­собность двухуровневой банковской системы создавать новые деньги.

 

Вопрос 3. Процесс создания новых денег. Денежный мультипликатор

Предположим, что М1 состоит только из наличных де­нег и депозитов «до востребования». Банковская систе­ма состоит из большого количества банков. Предписываемые законом резервные требования − 20 %. Предполо­жим, все банки не держат излишних резервов. Табл. 20.1 отражает процесс создания денежных средств, происхо­дящий через посредство банковской системы, следующий из депозита 1000 в банке 1.

 

Т а б л и ц а 20.1

Номер

банка

Сумма резервов

Выданные ссуды (вновь созданные деньги)

  полученных   обязательных   избыточных
1   1000 200 800 800
2 800 160 640 640
3 640 128 512 512
4 512 102,4 409,6 409,6
5 409,6 81,92 327,68 327,68
6 327,68 65,54 262,14 262,14
7 262,14 52,43 209,71 209,71
Общие 5000 1000 4000 4000

 

 

Общий результат мультиплицирования состоит в том, что на основе избыточного резерва в сумме 800 банков­ские коммерческие структуры оказались способными со­здать кредитный ресурс в сумме 4000 или, другими слова­ми, 1 р. избыточных резервов принес 5 р. новых кредитных денег. Денежный мультипликатор (множитель) будет иметь вид

 

µ =1/ R,

где: µ - денежный мультипликатор;

R - норма обязательного резерва.

 

В нашем условном примере Денежный муль­типликатор будет составлять 5. Мультипликатор основан на том, что резервы, которые теряет один банк, приобре­тает другой, и они не теряются для банковской системы в целом.

В реальных условиях значение денежного мультипликатора не так велико, как значение, получае­мое с помощью формулы. На это влияют три причины:

каждый банк держит некоторый излишний резерв;

некоторое количество денежных средств, являющих­ся наличной прибылью банка, вновь не вкладывается в банк;

некоторые клиенты банка ищут другие возможности вкладов, отличные от вкладов на текущий счет.

 

Вопрос 4 . Инструменты кредитно-денежной политики ЦБ

Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизировать сово­купный объем производства, занятости и уровня цен:

 

                        

Ms →↓ i → ↑ I → ↑ ВНП –политика дешевых денег;

↓ Ms →↑ i↓ I↓ ВНП– политика дорогих денег,

где: Ms — денежная масса (предложение денег);

i — став­ка процента;

I — инвестиции (общие).

 

Действия ЦБ оказывают влияние на экономику глав­ным образом посредством воздействия на ставку процен­та, доступность кредитов и денежную массу, и следова­тельно, оказывают влияние на ту часть общих расходов, которая является чувствительной к ставке процента (осо­бенно инвестиции).

Важнейшими инструментами кредитно-денежной по­литики являются:

операции на открытом рынке;

из­менение учетной ставки;

изменение нормы обязатель­ных резервов.

Операции на открытом рынке. Это наиболее важ­ный, буквально еженедельно применяемый способ конт­роля денежного предложения.

Под операциями на открытом рынке (рынок называ­ется открытым, так как число участников не ограничено) понимаются покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению.

Государственные краткосрочные ценные бумаги пус­каются в оборот Центральным банком по поручению пра­вительства, чтобы покрыть часть бюджетного дефицита. Но наряду с этой функцией, операции на открытом рын­ке являются важнейшим инструментом регулирования денежной массы, находящейся в обращении.

Продавая казначейские обязательства, Центральный банк уменьшает денежную массу, находящуюся в обра­щении, и наоборот, покупая — увеличивает.

Операции на открытом рынке быстро и эффективно влияют на денежное предложение. Но что побуждает ком­мерческие банки и население участвовать в этих сделках с Центральным банком? Ответ очевиден, так как курсо­вая стоимость ценных бумаг и фактический процент до­хода по ним находятся в обратной зависимости. Когда ЦБ решает покупать государственные ценные бумаги, это увеличивает совокупный спрос на них. Их курсовая сто­имость растет, процент дохода понижается, и держателям ценных бумаг становится выгодно их продавать. Наобо­рот, продавая казначейские обязательства, ЦБ увеличи­вает их предложение на рынке, чем понижает их курсо­вую стоимость. Зато возрастает доходность, ценные бу­маги станет выгодно покупать.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммер­ческим банкам. Обычно они служат «последним сред­ством» от банкротства, когда прочие способы уже использованы. Снижая учетную ставку ЦБ стимулирует коммерческие банки обращаться к нему за помощью, но злоупотреблять «дешевыми» кредитами не позволяет. Повышая учетную ставку, ЦБ стремится снизить инте­рес коммерческих банков к его ссудам и тем самым огра­ничить предложение денег на рынке. Поскольку суммы ссуд, которые ЦБ может предоставить коммерческим бан­кам, сравнительно невелики, то и изменение учетной став­ки не играет серьезной роли в формировании денежного предложения.

Изменение нормы обязательных резервов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает существен­ное влияние на возможности банков создавать новые деньги путем кредитования. Увеличение нормы резерва уменьшает денежный мультипликатор, избы­точные резервы и, следовательно, уменьшает величину денежной массы. Такие действия ЦБ квалифицируют как рестрективную (сдерживающую) кредитно-денежную политику. Если же ЦБ, наоборот, снизит резервные тре­бования, то избыточные резервы банков увеличатся. Они смогут предоставлять кредиты в больших размерах, и потому предложение денег возрастет. Такая политика называется экспансионистской (стимулирующей).

Пользоваться данными инструментами следует очень умело и осторожно.

Экономисты-монетаристы считают, что не следует ув­лекаться денежной политикой, пытаясь вывести страну из экономического кризиса или препятствуя инфляции. Они утверждают, что подобная политика, несмотря на хорошие намерения, слишком часто проводится неправильно и в итоге может не уменьшить, а наоборот, усилить экономи­ческую нестабильность и инфляцию. Для того чтобы из­бежать соблазна проводить активную денежную полити­ку, приверженцы монетарной теории предлагают неуклон­но следовать простому правилу — правилу постоянного роста денежной массы, т. е. поддержанию постоянных тем­пов роста объема денег. Эти темпы должны быть в то же время достаточно низкими, чтобы избежать значительной инфляции.



Лекция 21

Дата: 2018-11-18, просмотров: 523.