VII. Противоречие общего и единичного

Общее - принцип бытия единичных вещей, явлений, закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Общее - это единое во многом.

Единичное - философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени вещей и событий, присущие им специфически неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность.

Общее существует только через единичное, а единичное - проявление общего. Умение в единичных объектах увидеть общее и наоборот, свидетельствует о высоком уровне абстрактного мышления.

 

VIII. Противоречие необходимости и случайности

В категории необходимость фиксируются внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения объекта.

Случайность - внешние, несущественные связи объекта. Нет абсолютно случайных и абсолютно необратимых явлений. Всякий реальный объект содержит необходимые и случайные моменты в их взаимопроникновении - только так можно объяснить многообразие и единство мира, одновременно. В общественных процессах связь необходимости и случайности проявляется как диалектика необходимости и свободы.

 

IX. Противоречие возможности и действительности

Возможность - объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения.

Действительность - объективно существующий предмет, результат одной из возможностей.

Развитие с точки зрения этих категорий можно определить как процесс реализации возможностей.

Выделяются: абстрактная (формальная) возможность - это то что в принципе возможно, но в данное время нет реальных условий; реальная возможность - то что может осуществиться уже теперь.

Количественная мера возможности выражается в понятии "вероятность".

Таким образом, важнейшим признаком диалектического мышления является умение мыслить противоположности в их единстве, отрыв противоположностей в реальном противоречии и абсолютизация одной из них приводит к ошибкам в познании и деятельности. Уберечь нас от этих ошибок - в этом и есть суперзадача, смысл и назначение диалектики.

 

Пополните свой словарь определениями следующих категорий:

диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, метафизика, развитие, принцип развития, принцип всеобщей связи, противоречие, противоположности, качество, мера, количество, скачок, отрицание, причина-следствие, содержание-форма, сущность-явление, общее-единичное, необходимость-случайность, возможность-действительность.

 

Проверьте себя, выполните предложенные далее творческие задания.

 

Задание 1

Покажите взаимосвязь основных принципов диалектики. Что, значит, быть диалектиком?

Задание 2

Приведите философские и естественно-научные доказательства всеобщности закона единства и борьбы противоположностей.

 

Задание 3

- Движенья нет – сказал мудрец брадатый.

- Другой смолчал – и стал пред ним ходить,

- Сильнее бы не мог он возразить.

- Хвалили все ответ замысловатый.

- Но, господа, забавный случай сей

- Другой пример на память мне приводит:

- Ведь каждый день над нами Солнце ходит,

- Однако ж прав упрямый Галилей

А. С. Пушкин

Какие диалектические противоречия отражены в данном фрагменте художественного текста?

 

Задание 4

О каких противоречиях идет речь в следующем стихотворении

Чем погибает безвозвратней

Мой дух, прикованный к страстям,

Тем мысль смелей и необъятней

Стремится к вечным небесам

Тем пальма, корни отрастая,

Чем глубже ранит землю в грудь,

Тем выше ветви простирая,

Яснее видит звездный путь.

Фридрих Ницше Из дневника

 

Задание 5

Какой философской категорией можно выразить высказывание немецкого врача средних веков Парацельса: "Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза".

 

Задание 6

Определите, к какому философскому направлению принадлежат авторы следующих высказываний:

а). "Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение; любовь есть ненависть, ненависть есть любовь."

б). "Противоречие представляет собой такую категорию, которая может относиться только к комбинациям мыслей, но никак ни к действительности. В вещах нет никаких противоречий, или, иными словами, противоречие, полагаемое реальным, само является верхом бессмыслицы".

в). "Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем ум у человека спервоначалу кажется".

 

Задание 7

Произойдет ли качественное изменение, если дробить вещество?

В каких случаях мы можем сказать, что произошел качественный скачок?

 

Задание 8

На какую особенность взаимного перехода количественных и качественных изменений обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?

 

Задание 9

Что, применяя теорию диалектики, можно сказать о константах физики?

 

Задание 10

Элементы, какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: "Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что"?

 

Задание 11

Как, применяя теорию диалектики, можно прокомментировать "конфликт отцов и детей"?

 

Задание 12

Определите, о каком отрицании (диалектическом или метафизическом) идет речь в следующих стихах:

"Мы во власти мятежного страстного хмеля;

Пусть кричат нам:"Вы палачи красоты!"

Во имя нашего завтра - сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы".

 

Задание 13

Согласны ли Вы со следующим утверждением тургеневского героя Е.Базарова: "Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой ... небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди - это деревья в лесу; ни один ботаник не станет каждою отдельною березою"?

Аргументируйте свой ответ, используя знание основных принципов и законов диалектики.

 

Задание 14

Определите, к каким философским течениям можно отнести следующие утверждения и дайте их оценку:

а) Общее существует самостоятельно, независимо от единичного;

б) Общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи;

в) Общее реально существует, но оно существует через единичное, проявляется в нем как повторяющееся во многих единичных вещах;

г) Общее существует только как имя, которое присваивается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого он обозначает вещи.

 

Задание 15

Согласны ли вы со следующим взглядом:

"Природы внутреннюю суть

Познать бессилен ум людской.

Он счастлив, если видит путь

К знакомству с внешней скорлупой" И Гете

Задание16

Что такое формализм? В чем состоит ошибочность и вред формализма (в искусстве, в организаторской деятельности, в образовании и т.д.)?

 

Задание 17

Определите диалектический или метафизический метод мышления проявляется в следующих высказываниях:

а). "Ничто в природе не может произойти случайно, все следует определенным законам... Атом материи не по случайности встречает другой атом, эта встреча должна произойти благодаря неизменным законам, по которым каждое существо вынуждено действовать так, как оно действует, и не может действовать иначе в данных условиях. Говорить о случайном совпадении атомов либо предписывать некоторые следствия случайности, значит говорить о неведении законов..." (П.Гольбах).

б). "Необходимости, которую некоторые ввели как властительницу, не существует. Но одно случайно, другое зависит от нашего произвола. Признать же надо случай, а не Бога; как думает толпа" (Эпикур).

 

Задание 18

Какие возможности иронически описывает Гегель?:

"Возможно, что сегодня вечером Луна упадет на Землю, ибо Луна есть тело, отдаленное от Земли и может, поэтому также упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается Папой, ибо он – человек".

Гегель. - Соч.Т.1. - М.-Л., 1930. - С.241.

 

Задание 19

Проанализируйте следующие определение понятия "формы":

1. Форма - это наружный вид предмета, его очертание;

2. Форма - это система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с содержанием;

3. Форма - это сочетание элементов пространства (точек, линий, поверхностей).

 

Задание 20

Согласны ли Вы со следующими взглядами на случайность:

а). "Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность".

"Материалисты Древней Греции" - М., 1955. - С.69.

б). "Случайность - безотчетное и беспричинное начало, в которое верует отвергающие провидение".

В.Даль. Толковый словарь. - Т.4. - М., 1953. - С.226.

 

Задание 21

Как с точки зрения диалектики оценить следующую точку зрения:

"Возможное и случайное - лишь недостатки нашего разума. Кто захочет это оспаривать, тому не трудно будет доказать его ошибку. Именно, если он обратит внимание на природу и ее зависимость от Бога , то он не найдет ничего случайного в вещах...."

Спиноза Б. Приложение, содержащие метафизические мысли // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2

 

Задание 22

Какие элементы диалектики отражены в древнеиндийском афоризме:

"Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку"?

 

Задание 23

"Квантовая механика окончательно установила, что закон причинности не действителен". На каком основании некоторые физики отрицают причинность в микромире? Дайте определение индетерминизма.

 

Задание 24

Объясните с точки зрения законов диалектики, почему "Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным"?

Плутарх

 

Задание 25

Как с точки зрения диалектики Вы понимаете смысл древнего восточного символа?



Дата: 2018-11-18, просмотров: 56.