I. Диалектический характер процесса познания

 

Тайна познания всегда волновала умы человека. Как человек познает окружающий мир? Способен ли он проникнуть в сущность вещей? Существуют ли границы познавательных способностей человека и каковы они? Эти и другие важные мировоззренческие вопросы являются предметом гносеологии.

Гносеология (от греч. gnosis - знание, познание) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности, истинности.

Гносеология - теория познания. Гносеологический - познавательный.

Познание – это социально опосредованный процесс отражения субъектом объекта.

Объект познания (Об) - то, что отражается: мир, человек, общество, мышление.

Субъект познания (Сб) - тот, кто отражает: человек, социальная группа (коллектив), человечество.

Диалектический характер познания проявляется в том, что это чрезвычайно сложный подвижный, беспрерывно развивающийся и противоречивый процесс. Источником развития познания (как и любого другого процесса) являются противоречия. Для понимания сущности познания, его диалектичности остановимся на характеристике трех главных противоречий познавательной деятельности.

Первое противоречие. Из определения категории "познания" явствует, что главным противоречием познавательной деятельности является противоречие объекта и субъекта (объективного и субъективного). Одна из главных проблем гносеологии - выяснение механизма взаимосвязи объекта и субъекта в познании. Все гносеологические концепции можно свести к трем моделям познавательного процесса по-разному трактующим взаимосвязь объекта (Об) и субъекта (Сб).

СХЕМА 19

Модели процесса познания

 

 

                                               I            II                III

 

Пояснения к схеме 19:

I-я - метафизическая модель процесса познания характерна для ранних форм развития философии и науки. Познание здесь трактуется как процесс простого, пассивного созерцания субъектом объекта. Субъект как бы фотографирует объект, отражая его точно таким, каков он есть на самом деле вне его органов чувств; поэтому образ равен объекту или абсолютно объективен. Однако с позиции такой упрощенной трактовки процесса познания невозможно объяснить развитие познания, или как возможны разные мнения по одному и тому же вопросу, или как субъект, однозначно и пассивно отражая мир, способен создать нечто такое, чего в природе еще не было (способность к творчеству). Другими словами активность субъекта в процессе познания была замечена философами еще в древней философии и так появилась II-я модель.

 

II-я - агностицизм. Если в I модели абсолютизируется объективность образа (результата познания), то в агностицизме - его субъективность (образ = субъекту) и на этой основе отрицается способность человека познавать мир таким, каков он есть на самом деле вне наших органов чувств. Субъект не пассивно отражает объект, а существенно перерабатывает информацию, идущую от объекта. Образ всегда субъективен, так как он зависит от строения органов чувств и нервной системы человека, от его образования, опыта, системы ценностей, даже настроения в данный момент. Возьмем, к примеру, самый элементарный акт познания - зрительное ощущение. Известно, что в природе нет цветов: зеленого, желтого, красного, синего и т.п.; мы же отражаем мир цветным. Следовательно, наше ощущение дает нам картину не похожую на объект, а так как мы не можем выйти за пределы своих ощущений (они единственное связующее звено человека с внешним миром), то мы не можем с уверенностью утверждать, что мир познаваем (что мы его познаем таким, каков он есть, например кантовская "вещь в себе"). Крайний агностицизм утверждает, что мира вне нас вообще нет (или человек не может это доказать) - есть только наши ощущения. Исторически первая форма агностицизма - античный скептицизм, в котором были сформулированы аргументы (тропы) против возможности достоверного знания. Знаменитые 10 тропов Энесидема: нельзя ничто достоверно утверждать так, как:

ü одни и те же вещи вызывают у различных земных существ разные ощущения; одним они полезны, а другим вредны;

ü различные люди так же испытывают от вещей разные ощущения;

ü один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному;

ü в разных состояниях люди воспринимают вещи не одинаково, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит природе;

ü суждения о вещах зависит от их положения (места, расстояния);

ü вещи не могут восприниматься изолировано, в сочетании с различными приходящими обстоятельствами они воспринимаются по-разному (например, камень кажется в воде легче, чем в воздухе);

ü суждения о вещах зависит от внутреннего устройства, структуры вещей;

ü суждения всегда относительны в силу относительности всех явлений;

ü суждения зависят от того, постоянно или редко встречаются явления;

ü суждения зависят от поведения субъекта[10].

 

В агностицизме абсолютизируется субъективность образа, активность субъекта в познании понимается как активность исключительно духовная, а субъект рассматривается как единичный, изолированный (как Робинзон, отсюда термин - "гносеологическая робинзонада"), а не как член общества, вовлеченный в реальный процесс исторической практики.

Заслугой агностиков является раскрытие и анализ основных противоречий процесса познания, предоставления его как сложного и противоречивого явления. Однако диалектическая трактовка этих противоречий была предпринята в новой гносеологической концепции.

III-я - диалектическая. Активность субъекта понимается не только как духовная (познавательная), но как практическая. Субъект, познавая объект, включает его (прямо или косвенно) в сферу своей практической деятельности. Практика как материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека объединяет противоположность объекта и субъекта в познании. Образ, согласно этой концепции, есть диалектическое единство объект выходит за пределы чувственного опыта и может доказать достоверность своего знания.

 

Второе противоречие - противоречие чувственного и рационального в познании.

В процессе познания выделяют два уровня или две стороны: чувственная и рациональная (См.: схему 20)

СХЕМА 20

Дата: 2018-11-18, просмотров: 48.