К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;
При применении подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что ранее не относились к учреждениям культуры и искусства, услуги которых освобождены от налога, библиотеки и музеи, отнесенные к числу научных учреждений, а также заповедники, национальные, природные и ландшафтные парки, оказывающие услуги и реализующие билеты, перечисленные в данном подпункте, и освобождаемые от налогообложения с 1 января 2001 года.
Формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия и экскурсионных билетов приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам, утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаемым к этому приказу: экскурсионной путевки в музей и на выставку (образец которой приведен в приложении 1); абонемента на посещение концертов и спектаклей (образец которого приведен в приложении 2); входного билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений (образец которой приведен в приложении 3 к данному приказу).
Под учреждениями культуры и искусства, перечисленными в данном подпункте, понимаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
При оказании перечисленных в данном подпункте услуг в сфере культуры и искусства иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и т.п., освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и при обеспечении требований, предусмотренных пунктом 4 данной статьи.
При оказании перечисленных выше услуг в сфере культуры и искусства индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года #M12293 0 901777906 83 4294967262 3448018121 7617097 77 4294967294 3233935677 78Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ#S);
Работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, указанных в подпункте 21 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
При применении этого порядка от налога освобождаются работы (услуги) по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. На основании статьи 3 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" под кинопродукцией понимается фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма.
На основании статей 3 и 15 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ организацией кинематографии является организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи. В Классификаторе отраслей народного хозяйства организации кинематографии относятся к отрасли "культура и искусство" (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода "кинематография".
К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым от налога, относятся работы и услуги перечисленных выше организаций кинематографии: по предоставлению на прокат кинооборудования и в аренду павильонов и кинокомплексов; по пошиву костюмов; по строительству декораций; по изготовлению грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов; по обработке пленки; по звуковому оформлению фильма, а также иные работы и услуги, организаций кинематографии, включенные в смету на производство кинопродукции.
Работы (услуги) по производству такой кинопродукции не освобождаются от налога при их выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями.
При реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма от налога освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.
22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
При применении подпунктов 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса#S необходимо иметь в виду следующее.
Согласно порядку, указанному в данном подпункте, от налога освобождаются услуги, непосредственно относящиеся к обслуживанию воздушных судов в аэропортах, морских судов и судов внутреннего плавания.
23) работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги).
При применении подпунктов 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса необходимо иметь в виду следующее.
Согласно порядку, указанному в данных подпунктах, от налога освобождаются услуги, непосредственно относящиеся к обслуживанию воздушных судов в аэропортах, морских судов и судов внутреннего плавания.
3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений)), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий #S;
Перечень#S предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2001 N 251.
При применении подпункта 1 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
При этом религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия (организации) в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Указанное в данном подпункте налоговое освобождение не распространяется на организации, учредителями (участниками) которых являются религиозные объединения (организации).
2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых #S:
общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
До 1 января 2002 года положения подпункта 2 пункта 3 статьи 149 части второй Кодекса распространяются на организации, использующие труд инвалидов (по перечню, утверждаемому правительством Российской Федерации), при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами первым и третьим подпункта 2 пункта 3 статьи 149 части второй Кодекса - статья 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
При применении освобождения от налогообложения организациями, перечисленными в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что торговая, брокерская и иная посредническая деятельность всех перечисленных в указанном подпункте организаций (за исключением посреднической деятельности по реализации товаров, указанных в пункте 1 и подпунктах 1 и 8 пункта 2 статьи 149 Кодекса), облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Перечень#S товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 884.
С введением в действие указанной нормы организации, среди работников которых инвалиды составляют не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, имеют право на налоговое освобождение вне зависимости от территориальной сферы деятельности общественных организаций, сформировавших их уставный капитал.
При определении права на освобождение от налогообложения указанными организациями среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Инструкцией Госкомстата от 07.12.98 N 121 "По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения", согласно которой при ее определении не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.
В целях определения права на освобождение принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих на конец налогового периода.
От налога на добавленную стоимость не освобождается реализация товаров, работ, услуг общественными объединениями - участниками союза общественных организаций инвалидов, если эти объединения не имеют статус общественных организаций инвалидов.
Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (союзы общественных организаций инвалидов), созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, имеют право на освобождение от налога по товарам (работам, услугам), реализуемым ими непосредственно инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. Реализация товаров (работ, услуг) иным лицам, в том числе юридическим, облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст.26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ до 1 января 2002 года общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, а также лечебно-производственные (трудовые) мастерские при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения будут иметь право на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Перечень таких организаций определяется Правительством Российской Федерации.
3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:
привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;
осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выдача банковских гарантий, а также осуществление банками следующих операций:
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
При применении подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что предусмотренное этим подпунктом освобождение распространяется только на операции банков. При этом под термином "банки" следует понимать в соответствии со ст.11 Кодекса коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
К освобождаемым операциям банков относятся банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", а также ряд сделок, которые ранее подлежали обложению налогом.
При этом от налогообложения, в частности, освобождаются:
1. Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады:
- привлечение денежных средств как в рублях, так и в иностранной валюте, организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- зачисление привлеченных денежных средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по вкладам (включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе заработной платы и пенсий на счет вкладчика, а также вклады в пользу третьих лиц);
- оформление и выдача вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада.
2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет:
- кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита;
- операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии;
- депозиты, размещенные в других банках.
3. Открытие и ведение банковских счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц, включая:
- оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета; начисление процентов по средствам на счетах);
- выдачу выписок по счетам;
- снятие копий (дубликатов) со счетов;
- выдачу справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов;
- переоформление счетов;
- выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов;
- направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов; изменение условий, аннулирование и возврат переводов; перевод вкладов в другой банк.
4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам:
- аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей);
- инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо);
- переводные и клиринговые операции.
5. Осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными; расчеты по системе электронной связи;
- ведение документарных операций;
- осуществление безналичных расчетов со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями;
- межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом-эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая расчеты между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли;
- выдача (обновление, замена) платежно-расчетных документов (чековых книжек, пластиковых карт, сберегательных книжек и др.) при условии взимания с клиентов платы в пределах расходов банка на приобретение и внедрение этих платежно-расчетных документов;
6. Кассовое обслуживание физических и юридических лиц:
- прием (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи);
- выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет;
- оформление кассовых документов;
- размен денежной наличности и иностранной валюты;
- обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства:
- обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;
7. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты).
8. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
9. Выдача банковских гарантий.
10. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
11. Следует учитывать, что ранее облагались налогом, но подлежат освобождению с 1 января 2001 года следующие сделки банков:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.
4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;
5) осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
При применении подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что от налога освобождается осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Указанное освобождение от налога распространяется на следующие операции:
- осуществление кредитных операций ломбардами, имеющими лицензию на этот вид деятельности;
- предоставление, в установленном законодательством порядке, органами федеральной государственной службы занятости населения кредитов работодателям на организацию дополнительных рабочих мест:
- предоставление, в установленном законодательством порядке, кредитов фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства.
6) реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
При применении подпункта 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, освобождение от налога предоставляется организациям любой формы собственности и индивидуальным предпринимателям.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 621.